ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)
УДК 159.98
Gimaeva R.M., Сand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladivostok State University of Economics and Service
(Vladivostok, Russia), E-mail: [email protected]
ЕXPERIENCE OF USING A METHOD OF SYMBOLDRAMA WITH PATIENTS SUFFERING FROM PSYCHOSOMATIC ILLNESS. The article describes the experience of the authors in usage of a method of symboldrama, when working with patients suffering from psychosomatic illness. In the research the authors use motives of symboldrama for psychotherapy of psychosomatic disorders: a meadow, my meadow, a creek, lake, forest, flower, ideal, I, a house, cloud. The author offer introspection of organs of the body (a journey deep into your body) to find where it hurts. The work describes images presented by patients with interpretation of their symbolic meaning. As a result of the psychotherapy there have been positive changes in the patients' condition: a normal sleep, no anxiety or fear with symptoms of breaking of breath, no feeling of a lump in the throat, a better mood.
Key words: psychotherapy, method of symboldrama, psychosomatic illness.
Р.М. Гимаева, канд. психол. наук, доц. каф. философии и юридической психологии, ВГБОУ ВПО «Владивостокский
государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток, E-mail: [email protected]
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА СИМВОЛДРАМА ПРИ РАБОТЕ С БОЛЬНЫМ, СТРАДАЮЩИМ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ
В статье описан опыт использования метода символдрамы при работе с больным, страдающим психосоматическим заболеванием. Были использованы мотивы символдрамы для психотерапии психосоматических расстройств: луг, мой луг, ручей, озеро, опушка леса, цветок, идеал, Я, дом, интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела); поиск места, где больно, облако. Приводится описание образов, представленных пациентом с интерпретацией их символического значения. В результате проведённой психотерапии были достигнуты положительные изменения в состоянии пациента: нормализовался сон, исчезли приступы тревоги и страха вместе с симптомами стеснённости дыхания, исчезло ощущение комка в горле, повысился общий фон настроения.
Ключевые слова: психотерапия, метод символдрама, психосоматическое заболевание.
Психотерапия психосоматических заболеваний является актуальной проблемой, сопряжённой с множеством трудностей, одной из которых является отказ пациентов связывать свои соматические жалобы с конфликтами в эмоциональной сфере, каким-либо психологическим контекстом вообще. В связи с этим, особенно эффективными являются методы психотерапии, не требующие от пациентов высокого уровня рефлексии собственного эмоционального состояния. Психотерапия по методу сим-волдрамы предлагает множество эффективных психотерапевтических техник и режиссёрских принципов для краткосрочного интенсивного лечения различных невротических нарушений [1; 2; 3; 4; 5; 7]. Кроме того, метод символдрамы оказался клинически высокоэффективным при лечении психосоматических расстройств [6]. Преимущество данного метода заключается в его глубокой теоретической обоснованности и детальной разработке всего комплекса терапевтических действий. Как правило, метод символдрамы используется в сочетании с другими психотерапевтическими методами: разговорной психотерапией, гештальтера-пией, методом психодрамы и другими [4; 5].
В представляемой статье показан опыт использования метода символдрамы в сочетании с разговорной терапией, терапией испытанием и другими методами.
Пациент - П.Д., мужчина 24 лет, неженатый, физик по образованию, работающий программистом, был направлен к нам с жалобами на ощущение комка в горле, периодически возникающее чувство удушья и невозможность вдохнуть «полной грудью»,
сопровождающиеся тревогой и страхом. Впервые эти симптомы возникли после перенесённого бронхита два года тому назад, после чего П.Д. был поставлен диагноз - бронхиальная астма, и он получил соответствующее лечение с использованием ингаляционных препаратов, которые использовал примерно в течение месяца. К моменту обращения состояние пациента ухудшилось после перенесенного пищевого отравления, и стеснённость дыхания, сопровождаемые тревогой и страхом, П.Д. испытывал ежедневно по вечерам, в результате чего не мог уснуть. Лечение у невропатолога принесло лишь небольшое облегчение, и П.Д. был направлен к нам, для прохождения психотерапии.
Семья пациента состоит из четырёх человек: мать, отец и брат, который младше пациента на 8 лет. Свои отношения с родителями пациент охарактеризовал как «нормальные». К матери, маляру по профессии, он относится несколько снисходительно, но данные, полученные в ходе работы, свидетельствуют о сильной привязанности к матери и эмоциональной зависимости от неё. Подобное отношение к матери можно охарактеризовать как амбивалентное и свойственное больным бронхиальной астмой, также как и проблему «близости и дистанции», проявляющуюся, с одной стороны, в страхе потерять свою идентичность в слиянии с матерью и «быть проглоченным ею» (вплоть до появления страха смерти), а с другой, в зависимости от матери и в стремлении слиться с нею [3]. Здесь же, следует отметить, что к своим 24 годам П.Д. не имел дружеских и любовных отношений с женщинами. Отношение к отцу, мастеру по ремонту бытовой
техники, также может быть охарактеризовано как амбивалентное. С одной стороны, пациенту нравятся такие качества отца, как активность, общительность, практичность, с другой стороны, как выяснилось в ходе работы, пациент с детства страдал от некоторого эмоционального отвержения со стороны отца за мягкость характера, недостаток у старшего сына, как казалось отцу, истинно мужских качеств. Заключая представление данных о семье пациента, следует отметить отсутствие психологической сепарации пациента от родителей, прежде всего, матери и отсутствие эмоционально-значимых отношений за пределами семьи. Немецкий психотерапевт Э. Вилке считает, нарушение дыхания при астме может иметь и символическое значение [цит. по 2]. Возможность дышать символизирует жизнь, контакт и взаимодействие с миром. «Нехватка» воздуха, возможно, означает «отрезанность» от мира. Приступы астмы наступают часто при опасности быть отвергнутым и покинутым. Их может, однако, спровоцировать также и слишком интенсивная близость с другим человеком. Предложение слишком близких отношений - с какими бы добрыми намерениями это не делалось - больным бронхиальной астмой может переживаться как что-то подавляющее и чрезмерно опекающее [3].
Бронхиальная астма относится к группе наиболее изученных психосоматических заболеваний, тем не менее, в настоящее время не существует общепринятой теории, объясняющей происхождение этого заболевания М. Балинт считает что людям, склонным к психосоматическим реакциям, в целом труднее проявлять как негативные, так и положительные аффекты, поэтому такие люди вынуждены решать свои психические проблемы на уровне тела Их аффекты в значительной мере связаны с соматическими реакциями, а способность к психическим, символическим и вербальным представлениям ограничена. В работе с психосоматическими пациентами М. Балинт подчёркивает необходимость преодоления излишней симбиотической зависимости от матери и прорабатывания нарциссических и сепарационных конфликтов [3].
Курс психотерапии, проведённый с пациентом, состоял из 3-4 сеансов и проводился методами разговорной (клиентцентри-рованной) терапии, гештальттерапии, терапии испытанием, и как основным, - методом символдрамы. Кроме того, пациент обучался дыхательным и расслабляющим упражнения, направленным на снятие напряжения и тревоги. Психотерапия проводилась один раз в неделю, продолжительность одного сеанса - 60 минут. В ходе терапии пациент вёл дневник наблюдения за своим состоянием, записывал содержание, представляемых образов и рисовал представленное в образе.
Основу метода символдрамы составляет свободное фантазирование в форме образов - «картин» на заданную психотерапевтом тему (мотив). Концептуальная основа метода - психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства [3].
Психотерапия больных с психосоматическими расстройствами предполагает в начале терапии протективный, поддерживающий стиль ведения терапии [3]. При использовании метода символдрамы это достигается применением таких мотивов как «луг», «мой луг», «ручей», «место, где тебе было хорошо», «место, где ты чувствовал себя защищённым», «мой источник сил», а кроме того поддерживающим, помогающим поведением терапевта в ходе терапии. На начальных этапах лечения психосоматических заболеваний психотерапевтическое воздействие должно быть направлено на снятие психического и соматического напряжения и удовлетворение архаических потребностей (прежде всего, нарциссических и оральных).
В ходе терапии были использованы следующие мотивы сим-волдрамы, в последовательности предложенные Э. Вилке для психотерапии психосоматических расстройств: луг, мой луг, ручей, озеро, опушка леса, цветок, идеал Я, дом, интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела); поиск места, где больно, облако [цит. по 2; 3]. Кроме того, применялись мотивы: «место, где мне было хорошо», «строительство собственного дома», «дерево», «собственный надел земли», «корова».
При работе с мотивом «луг» пациент представил летний зелёный луг, простирающийся впереди до самого горизонта и разделённый дорогой. С левой стороны луг был ограничен деревьями. Земля на лугу была теплой, но сухой, что может свидетельствовать о некотором дефиците эмоционального удовлет-
ворения потребностей пациента матерью на первом году жизни. Тем не менее, пребывание на луге было очень приятным и успокаивающим «Я хочу смотреть на этот луг, быть на нем как можно дольше Я счастлив, я как будто вернулся в детство», - отметил пациент в своем дневнике после представления образа.
Образ луга - это материнско-оральный символ, отражающий как связь с матерью и динамику переживаний первого года жизни, так и актуальное состояние. Кроме того, отсутствие выраженного конфликтного содержания в образе, возможно, свидетельствует о насущной потребности пациента в удовлетворении архаических потребностей пациента, прежде всего нарциссиче-ских и оральных. Возвращение к образу именно этого луга, с неизменно приятными переживаниями, продолжалось в имагина-циях (представлениях) пациента до середины терапии.
Необходимо отметить, что также неизменно в образах луга присутствовали дороги, ограничивающие или разделяющие луг, а также бесконечные дали, что является характерным для больных бронхиальной астмой и символизирует переход границ или их отсутствие, как первый опыт контакта с миром через слизистые оболочки. Разъединение и новое соединение, отпускание и удержание символически связаны с процессом дыхания [3].
На четвёртом сеансе П.Д. был предложен мотив «ручей». В образе пациент представил озеро, в которое не поступала никакая вода, также отсутствовал сток воды из озера. Вода в озере была тёплой и мутной, пить её П.Д. не хотелось. Около озера пациент был вместе с другом, который в настоящее время живет в другом городе. Находиться около озера было приятно, пациент испытал состояние глубокого успокоения, а на предложение поискать сток из озера, ответил, что его нет. Представленное развёртывание мотива ручей, а ручей, - это, прежде всего, орально-материнский символ, по-видимому, свидетельствует о фрустрациях, связанных с самыми ранними отношениями между ребёнком и матерью и, следовательно, о нарушении удовлетворения оральных потребностей пациента на первом году жизни, а возможно, и в пренатальном периоде развития. Кроме того, другое глубинно-психологическое значение этого многогранного мотива - это символическое выражение текущего психического развития, беспрепятственного развертывания психической энергии [2]. Отсутствие стока из озера, по-видимому, свидетельствует о застое в психическом развитии пациента, что подтверждается ограниченной социальной активностью П.Д. за пределами семьи. Следующий сеанс был посвящён поискам стока из озера и следованию вдоль вытекающей речки до места её впадения в море. Речка, вытекающая из озера, текла вначале через лес, затем по лугу, который она разделяла на две части: слева от неё большой участок голой земли вперемежку с глиной, справа - луг с пожелтевшей травой. Затем река уходит под мост, за которым течёт уже по зеленой равнине, а затем впадает в море. Для психосоматических больных характерно разделение луга, что символизирует их амбивалентное отношение к матери. В конце путешествия П.Д. был спокоен и умиротворен, испытывал усталость.
На следующем сеансе П.Д. был предложен мотив «ручей», с тем, чтобы проследовать вверх по течению ручья, к его истоку. В образе пациент представил бетонный жёлоб вдоль дороги, по которому течет быстрый поток желтой воды после прошедшего накануне сильного ливня. Русло ручья загрязнено нанесённым мусором, ветками, листьями. Последовав вверх по течению ручья, П.Д. поднялся на сопку, где увидел, что ручей не имеет единого истока, а невидимо сочится из-под земли, постепенно собираясь в маленькие ручейки, которые затем сливаются. Предложение попробовать воду на вкус встретило резкий отказ, пациент опасался, что в воде содержатся микробы и пить её небезопасно для здоровья.
Как уже отмечалось, ручей - это, прежде всего, орально-материнский символ. В этой связи источник можно рассматривать как символ материнской груди и грудного вскармливания. В отношении нашего пациента с большой вероятностью можно сделать вывод о фрустрациях, связанных с самыми ранними отношениями между ребёнком и матерью и, следовательно, о нарушении удовлетворения оральных потребностей. Об этом же свидетельствует эмоциональное состояние пациента в образе: вид сочившейся воды вызвал резкое ухудшение настроения, раздражение, желание как можно скорее прекратить представление образа. Необходимо отметить, что после представления образов, сопровождающихся отрицательными эмоциями, как правило, на следующем сеансе пациенту предлагались ресурсные, подпитывающие мотивы: «мой луг», «место, где мне было хорошо».
К этому периоду терапии состояние пациента улучшилось: ежедневных вечерних приступов страха и тревоги, сопровождающихся стеснением дыхания не наблюдалось, отдельные ухудшения состояния пациенту удавалось купировать с помощью дыхательных упражнений и упражнений на мышечное расслабление.
На следующем сеансе пациенту был предложен мотив «дом». Согласно существующему опыту, дом переживается, прежде всего, как выражение собственной личности или одной из её частей. В мотиве «дом» выражаются структуры, на которые пациент проецирует себя и свои желания, пристрастия, защитные установки и страхи. Эти символизируемые психические составляющие относятся к эмоционально переживаемым в данный момент самооценкам [2].
При переживании образа дома пациент представил маленький садовый домик тёмно-синего цвета, нерешительно и неохотно вошел в него и обнаружил темную и запылённую комнату, в которой было очень трудно что-либо разглядеть. С большим трудом П.Д. удалось разглядеть скромное убранство комнаты, которое состояло из старого дивана и стола, а также коробок со старыми вещами. Маленькие размеры дома, трудности, связанные с рассматриванием его внутреннего устройства, свидетельствуют о низком уровне самосознания и рефлексии своих чувств пациентом, что часто характерно для психосоматических больных, а отсутствие спальни и наличие старых вещей говорит о вытеснении пациентом сексуальных или похожих на брак отношения. На предложение что-то сделать в доме пациент откликнулся: вытер пыль, раздвинул шторы, вынес коробки со старыми вещами.
На следующем сеансе пациенту был предложен мотив «строительство дома». Строительство собственного дома символизирует строительство своего физического тела, способствует преодолению психологической зависимости от родителей, повышает уверенность в себе. При работе с мотивом П.Д. представил гористую местность, где он хотел бы жить, а дом, построенный по его проекту, был уже готов. Эта готовность дома говорит о непреодолённой зависимости от родителей. Дом, который представил пациент, был двухэтажным, имел четыре комнаты на первом этаже и три - на втором. Осмотр двух комнат на первом этаже опять же вызвал некоторое затруднение из-за их слабой освещённости, а на втором этаже обнаружилась самая большая, светлая и уютная комната, которую пациент нарисовал и описал отдельно. Комната имела красивую обстановку, в ней горел камин, и П.Д. с удовольствием провёл в этой комнате некоторое время. При последующем обсуждении образа пациент с видимым удовольствием рассуждал о возможности жизни в собственном доме, раньше подобные мысли и не приходили ему в голову. Дом, который представил пациент, был окружён высокими горами, вызывающими у него восторг и трепет, однако предложение пациенту мотива «гора» представлялось нам преждевременным из-за опасения вызвать декомпенсацию его состояния.
Заметная положительная динамика в состоянии пациента была отмечена после работы с мотивом «интроспекция внутренностей тела» через прозрачную оболочку. При разглядывании внутренностей своего тела П.Д. не обнаружил в области дыхательного горла ни сужения, ни комка, ни каких-либо иных патологических образований, что успокоило и ободрило его в дополнение к общему улучшению состояния. К этому моменту терапии вечерние приступы страха и тревоги не наблюдались, у пациента нормализовался сон, ушла постоянная озабоченность состоянием своего здоровья.
Дальнейшая работа была посвящена прорабатыванию се-парационного конфликта, те проблеме психологической сепарации от матери. Наличие как сильной привязанности к матери, так и амбивалентного отношения к ней можно было увидеть при представлении пациентом мотива «корова», который в символической форме позволяет увидеть характер взаимоотношений пациента с материнской фигурой. В образе чистая, ухоженная корова, пятнистой окраски лежала на дороге, преграждая пациенту дорогу, что весьма символично. Однако П.Д. и сам не стремился покинуть её, он ходил вокруг коровы, ему было приятно смотреть ей в глаза, слышать её мычание, однако на предложение дотронуться до коровы П.Д. ответил отказом, а прикоснулся к ней лишь с помощью ветки, что наглядно демонстрирует наличие конфликта «близости и дистанции», характерного для больных бронхиальной астмой [3].
Следующий сеанс был посвящён работе с мотивом «облако», специальный мотивом в работе с пациентами, страдающими бронхиальной астмой. Он позволяет прорабатывать нарциссиче-
ский аспект освобождённости, оторванности от земли как проблему приближения и отдаления в поле зрения, когда пациент представляет себя облаком. Кроме того, проблема дистанции и контакта с другими облаками отрабатывается благодаря тому, что границы облака, с одной стороны, расплывчаты, а с другой, подвижны [3]. При работе с образом пациент представил себя небольшим облаком над зеленым лугом, рядом с которым находилась железнодорожная станция и магазин. Подниматься вверх от луга (символ матери) П.Д. не понравилось, наиболее комфортным оказалось положение у самой земли, пациенту здесь было хорошо и спокойно, легко дышалось. Другие облака были далеко, приближаться к ним П.Д. не хотелось Изложенное развитие образа показало необходимость присутствия рядом матери или другого человека, который, по-видимому, обеспечивает пациенту ощущение целостности, защиты и поддержки. М. Балинт предложил для объяснения возникновения психосоматических заболеваний модель исходного (базисного) нарушения, которое делает самовосприятие у психосоматических больных более лабильным, чем у здоровых людей, и вызывающем нужду в присутствии человека, который обеспечивает защиту и поддержку [цит. по 3]. В отношении нашего пациента, можно предположить, что работа его матери маляром во время беременности, сделала протекание беременности неблагоприятным для развития плода (жёлтые воды озера - как фиксированный образ), и стало базой для возникновения симптомов в тот период жизни, когда нахождение близких отношений за пределами семьи стало насущной задачей развития (друг рядом при представлении озера). На следующем сеансе пациенту вновь был предложен мотив «облако». На этот раз, следуя мягким подбадриваниям, пациент, в образе облака удалился от луга, чтобы осмотреть окрестности. Особенно долго облако-пациент находилось над железной дорогой, которая вела в город. Во время своего путешествия облако приближалось к другим облакам, что вызывало различные эмоции: от неприязни до любопытства. В конце представления образа пациент вернулся к лугу, однако вновь найденное комфортное расстояние до земли отличалось от предыдущего: облако теперь находилось выше, так, чтобы можно было обозревать окрестности.
Незадолго до этого этапа терапии П.Д. изъявил желание в скором времени (в канун наступления Нового года) закончить работу, так как состояние его значительно улучшилось, сон нормализировался, и он не видел необходимости в дальнейшем продолжении работы. В то же время пациент сообщил о легком приступе тревоги перед сном во время заболевания ОРВИ. Таким образом, перед нами встала задача в достаточно ограниченные сроки закончить терапию, закрепив достигнутое состояние компенсации. Поэтому наряду с продолжением терапии по методу символдрамы, мы применили метод терапии испытанием Милтона Эриксона в изложении и разработке Джея Хейли [4]. Дж Хейли в самом общем виде описывает механизм работы метода следующим образом: «Необходимо придумать нечто, что телу будет тяжелее выполнять, чем ... (симптом), и поэтому тело начнет контролировать само себя». Испытание должно соответствовать следующим требованиям: оно должно причинять такое же, если не большее, неудобство, как и симптом; это должно быть что-то, что человек может сделать и против чего не имеет права возразить; оно не должно причинять вреда ни самому пациенту, ни окружающим [4]. Часто таким испытанием становится выполнение различных физических упражнений, которые пациент обычно не делает. В нашем случае, после анализа образа жизни пациента, выбор был остановлен на выполнении упражнений с гантелями в течение сорока минут. В студенческие времена пациент занимался с гантелями не более двадцати минут в день, а в настоящее время не занимался вовсе. Итак, если в один из дней пациент испытывал приступ тревоги, то наследующий день он должен был выполнять упражнения в течение сорока минут. При этом П.Д. продолжал вести дневник своего состояния, где фиксировал также и выполнение физических упражнений. Перед заключением отдельного контракта специальным образом была усилена мотивация пациента к излечению [4; 5]. В течение последующих семнадцати дней пациенту трижды пришлось выполнять упражнения, а затем в течение месяца до окончания терапии приступов тревоги не наблюдалось и, соответственно, делать упражнения не пришлось.
В конце курса психотерапии пациенту был предложен мотив «сборы в дорогу» для прорабатывания психологической сепарации от психотерапевта.
В целом, можно отметить следующие положительные изменения в состоянии пациента в результате прохождения терапии:
нормализовался сон, исчезли приступы тревоги и страха вместе с симптомами стесненности дыхания, исчезло ощущение комка в горле, повысился общий фон настроения, пациент стал более
Библиографический список
общительным и бодрым. Собеседование, проведённое через восемь месяцев после окончания терапии, показало сохранность достигнутых результатов
1. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов. Москва, 1996.
2. Обухов Я.Л. Глубинно-психологический подход в психотерапии психосоматических заболеваний. Символдрама и современный психоанализ. Харьков, 1999.
3. Русских Н.И. Интенсивная психотерапия острого ипохондрического невроза (использование метода символдрамы по Х Лёйнеру). Журнал практического психолога. 1996; 5: 4-52.
4. Хейли Дж. Терапия испытанием. Москва: «Класс», 1998.
5. Чумаченко А.А. Лечение эндогенной депрессии методом символдрамы. Символдрама: сборник научных трудов. Под редакцией Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова. Минск, 2001.
6. Шевченко Н.Ф. Работа психолога в онкологической клинике - опыт использования метода символдрамы. Символдрама: сборник научных трудов. Под редакцией Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова. Минск, 2001.
References
1. Lejner H. Katatimnoe perezhivanie obrazov. Moskva, 1996.
2. Obuhov Ya.L. Glubinno-psihologicheskij podhod v psihoterapii psihosomaticheskih zabolevanij. Simvoldrama i sovremennyj psihoanaliz. Har'kov, 1999.
3. Russkih N.I. Intensivnaya psihoterapiya ostrogo ipohondricheskogo nevroza (ispol'zovanie metoda simvoldramy po H Lejneru). Zhurnal prakticheskogo psihologa. 1996; 5: 4-52.
4. Hejli Dzh. Terapiya ispytaniem. Moskva: «Klass», 1998.
5. Chumachenko A.A. Lechenie 'endogennoj depressii metodom simvoldramy. Simvoldrama: sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej Ya.L. Obuhova i V.A. Polikarpova. Minsk, 2001.
6. Shevchenko N.F. Rabota psihologa v onkologicheskoj klinike - opyt ispol'zovaniya metoda simvoldramy. Simvoldrama: sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej Ya.L. Obuhova i V.A. Polikarpova. Minsk, 2001.
Статья поступила в редакцию 01.04.16
УДК 159.9:331.1
Eremitskaya I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia),
E-mail: [email protected]
THE INFLUENCE OF AGE AND EXPERIENCE ON LABOR ACTIVITY MOTIVATION OF UNIVERSITY EMPLOYEES. The article presents results of research of influence of personal factors on labor activity motivation of university employees. Relations of total work experience, work experience in the organization and the age are predicated upon the social-psychological attitudes of a person in motivation-and-need sphere, basic needs and their groups, work motives and types of work motivation, motivating and hygienic factors and factors that influence job satisfaction. In the work the comparison of results of two groups of university employees is held: administrative and auxiliary educational staff and higher-education teaching personnel.
Key words: labor activity motivation, age, work experience, positions of specialists of higher education.
И.А. Еремицкая, канд. психол. наук, доц., Астраханский государственный университет, г. Астрахань,
Е-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТА И СТАЖА НА МОТИВАЦИЮ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА
В статье излагаются результаты исследования влияния персональных факторов на мотивацию трудовой деятельности работников университета. Определяется связь общего стажа работы, стажа работы в организации и возраста с социально-психологическими установками личности в мотивационно-потребностной сфере, основными потребностями и их группами, мотивами трудовой деятельности и типами трудовой мотивации, мотивирующими и гигиеническими факторами и факторами, влияющими на удовлетворенность трудом. Проводится сравнение результатов двух групп работников университета: административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава.
Ключевые слова: мотивация трудовой деятельности, возраст, стаж работы, должности специалистов высшего образования.
Как известно, на мотивацию трудовой деятельности персонала могут оказывать влияние многие факторы: личностные, групповые, организационно-управленческие, экономические, социальные и др. Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы определить влияние персональных факторов (возраста и стажа) на мотивацию трудовой деятельности работников университета.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
1) установить связь возраста, общего стажа работы и стажа работы в университете с показателями мотивации трудовой деятельности работников;
2) сравнить влияние возраста, общего стажа работы и стажа работы в университете на показатели мотивации трудовой деятельности работников, относящихся к разным группам специалистов высшего образования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: методики «Двухфакторный профиль Ф. Герц-берга» [1], «Диагностика социально-психологических установок
личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной, «Диагностика степени удовлетворенности основных потребностей» [2], «Структура мотивации трудовой деятельности» К. Замфир, «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» Т.Л. Бадоева [3]; а также математико-статистические методы обработки данных [4], включающие в себя вычисление дескриптивных статистик (средних арифметических значений), критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки, ранговой корреляции Спирмена и линейной корреляции Пирсона. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Астраханский государственный университет» (АГУ). В исследовании приняли участие 66 работников университета. В соответствии с должностями руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования [5], мы выделили две группы специалистов: 1) работники административно-хо-