Научная статья на тему 'Кататимное переживание образов, или символодрама в работе с больными, страдающими логоневрозами'

Кататимное переживание образов, или символодрама в работе с больными, страдающими логоневрозами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
947
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Астахова Е. И.

В статье рассматривается эффективность применения символодрамы как одного из методов психотерапевтической коррекции в работе с пациентами, страдающими логоневрозом. В работе приводится разбор клинического случая больного заиканием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Katatimnoe experience or images in Simvolodrama work with neurosis and neurotic development of personality1GKUZ PKB № 1 im. N.A. Alekseeva DZM

The article discusses the effectiveness of Simvolodramy as a method of psychological adjustment in patients suffering logoneurosis. We present an analysis of the clinical case of a patient stuttering.

Текст научной работы на тему «Кататимное переживание образов, или символодрама в работе с больными, страдающими логоневрозами»

№ 2 • 2013

КАТАТИМНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ОБРАЗОВ, ИЛИ СИМВОЛОДРАМА В РАБОТЕ С БОЛЬНЫМИ, СТРАДАЮЩИМИ ЛОГОНЕВРОЗАМИ

Е.И. Астахова

ГКУЗ ПКБ № 1 им. Н.А. Алексеева, Москва Филиал «Психоневрологический диспансер № 13»

В статье рассматривается эффективность применения символодрамы как одного из методов психотерапевтической коррекции в работе с пациентами, страдающими логоневрозом. В работе приводится разбор клинического случая больного заиканием.

Ключевые слова: символодрама, кататимное переживание образов, логоневроз, заикание, эдипальные проблемы, психокоррекционная работа.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗАИКАНИЯ Психологические особенности заикающихся

О психологических особенностях заикающихся пациентов было известно ещe ученым древности. Но эта проблема затронута в очень немногих работах, и другим аспектам заикания уделено гораздо больше внимания. О психологических особенностях заикающихся больных и использовании «психических» предосторожностей против заикания упоминал Плутарх, об особенностях характера заикающихся пациентов — Авиценна. В XIX веке в работах многих авторов, занимающихся заиканием, имеются ссылки на психологические особенности этих больных. Исследователи отмечали преобладание психических расстройств в возникновении заикания, говоря о причинах логоневроза, отмечали слабость воли, упадок духа и «смущение», преобладание недостатка именно воли как причины заикания, влияние душевных волнений на состояние заикающихся пациентов и на само заикание. Сикор-ский И. А. (1889) выделял такие особенности психики больных, как робость и смущение в присутствии людей; чрезмерная впечатлительность; яркость фантазий, усиливающих заикание; относительная слабость воли; разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания; боязнь говорить в присутствии определенных людей или в обществе.

Большое значение в освещении практической помощи при логоневрозе в то время имеет история болезни заикающегося мальчика, в которой Сикор-ский И. А. (1889) тщательно и научно обоснованно дает психологическую характеристику пациента,

дифференцируя его психологические особенности и пытаясь помочь пациенту, используя их. Этот случай отчетливо представляет собой пример учета психологических особенностей заикающихся пациентов и попытку связать их с практической помощью для них.

Многие авторы считают, что такое тщательное исследование психологических особенностей заикающихся больных начинается только в ХХ веке. Следовало бы отметить, что уже в XIX веке появилась точка зрения о преобладании влияния психологического аспекта над всеми другими аспектами, влияющими на заикание. В ХХ веке количество исследований по психологическим особенностям заикающихся пациентов значительно возросло. По сравнению с прошлыми годами в исследованиях стало наблюдаться четкое разделение по возрастным группам и в связи с этим — дифференцированный подход к ним. Было уточнено представление о том, что заикание чаще всего проявляется в раннем возрасте и психологические особенности заикающихся пациентов также определяются уже в раннем возрасте. К началу ХХ века исследователи пришли к пониманию того, что заикание — это сложное психофизиологическое расстройство. К 1930-м гг. и в последующие годы механизм заикания и, соответственно, психологические особенности заикающихся пациентов многие исследователи нашей страны и зарубежных стран стали рассматривать, опираясь на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме развития невроза. В 1970-е гг. в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротической и неврозоподобной форм заикания. Многие исследователи стали рассматривать психологические особенности заикающихся больных в зависимости от клинических форм заикания. К концу ХХ века появились работы, которые исследовали психологические особенности с точки зрения психологии, педагогики, медицины [Шкловский В. М., 2001]. Появились работы, посвященные частным вопросам психологических особенностей заикающихся пациентов. Появление этих работ свидетельствовало о качественном изменении подхода к изучению психологических

особенностей этих больных, поскольку эти исследования, вобрав в себя большой опыт предыдущих фактов, систематизировали их и на основе этого, а также на основе использования последних сведений психологии, психиатрии, психотерапии целостно представили психологические особенности этих пациентов. Необходимо отметить, что работы по частным вопросам психологических особенностей больных (особенности поведения в игре, особенности поведения в конфликтных ситуациях, особенности мыслительной деятельности и др.) появились только в конце ХХ века.

Становление и развитие подходов к преодолению заикания

Можно предположить, что первые сведения о психокоррекционной работе встречаются в изложенной Плутархом истории лечения Демосфена. Демосфен пользовался следующими методами и приемами психокоррекции своего дефекта речи и своих психических особенностей:

— декламацией под шум морских волн;

— выбором образца для подражания и подражанием ему как в речи, так и в мимике и жестах (Перикл);

— упражнениями в беззвучном мысленном произнесении слов (в месте, удаленном от людей).

В XIX веке многие ученые в своих системах лечения заикания не выделяли в отдельный раздел психиатрическое лечение и предлагали использовать только отдельные приемы психокоррекционного воздействия, такие как:

— личное воздействие психотерапевта;

— отвлечение внимания больного от дефектной речи;

— использование художественной литературы для улучшения психического состояния заикающихся пациентов;

— построение речевого высказывания в мыслительном плане еще до моторного воспроизведения.

Большое значение для психокоррекционной работы с заикающимися пациентами в данный период имеет монография Сикорского И. А. (1889), в которой психическое лечение выделяется в отдельный раздел и предлагается автором как неотъемлемая часть комплексного подхода к лечению заикания. Сикорский И. А. особо подчеркивает значение психиатрического лечения именно для заикания и четко формулирует его план. Вначале ХХ века появляются работы, посвященные именно психокоррекционному воздействию на заикающихся больных [Тартаковский И.И.,1997]. Так, автор, в отличие от работ более ранних исследователей, отвергает дыхательную гимнастику, которая неизменно входила во многие системы лечения больных, считая, что она плохо влияет на психическое состояние пациентов, мешая психокоррекционной работе. Им был составлен четкий план психокоррекционного воздействия, названный «психологическим мето-

дом». В этом плане мы встречаем методику психологической помощи семьям заикающихся детей и им самим. Исследователь в своей работе изложил также последовательную и обоснованную практическим опытом, поддержанную крупнейшими учеными того времени систему психотерапевтической работы с заикающимися пациентами. Эта система вызвала большие споры в 1920-е гг., что подтверждает ее необычность и важность. Мысль Тартаковского И.И. о том, что заикающиеся пациенты должны самостоятельно справляться со своими нарушениями — взять лечение в свои руки и при этом врачи, психологи, педагоги и другие специалисты будут только консультировать их, не встречалась ранее. Важными являются и его положения о коллективной психотерапии и об учете индивидуальных особенностей пациентов. Необходимо отметить, что система Тартаковского И.И., появившаяся в 1920-е гг., органично связана со временем своего появления. Именно в это время во всех областях науки и культуры шли поиски и эксперименты, многие из которых впоследствии или совсем исчезли, или сохранились в сильно измененном виде. В 1950-1960-е гг. был предложен метод одномоментного снятия заикания. Это сугубо психотерапевтический метод, который представляет собой императивное внушение в бодрствующем состоянии. Этот метод привлек к себе такое внимание потому, что на тот момент в Советском Союзе практически не было реальных методов по эффективной коррекции заикания. Более того, существующие методы не включали в себя ни психологический компонент, ни тем более терапевтический. Во второй половине ХХ века произошли важные изменения в психокоррекционной работе с заикающимися больными. Многие ученые стали рассматривать психокоррекционную работу как раздел комплексного медико-педагогического подхода по преодолению заикания [Шкловский В. М., 2001]. Авторы стали четко разграничивать методы и приемы логопедического воздействия и психокоррекционную работу. Появилось четкое разделение методов и приемов психокоррекционного воздействия по разным возрастным группам. В данный период четко наметилась тенденция значимости социальной реабилитации заикающихся пациентов как первостепенной задачи. В прошлом многие авторы ставили на первое место только избавление от заикания как от речевого дефекта. К концу века была разработана система социореабилитации, которая, опираясь на ряд наук (философия, психология, педагогика, медицина), развивает идеи комплексного подхода с целью интегративного воздействия на личность в целом. Названные подходы имеют глубокие исторические корни. Комплексный подход к работе с заикающимися пациентами, учитывающий психокоррекционное направление, берет свое начало от исследований Сикорского И.А., а современный интегративный подход к психокоррекционной работе в психологии и педагогике основывается на исследованиях Рубинштейна С.Л., Выготского Л.С., Лурии А.Р. Перспективы коррекционной работы

№ 2 • 2013

№ 2 • 2013

связаны с индивидуально ориентированным подходом к обучению и воспитанию, который успешно применяется в современных системах работы с заикающимися, и имеется тенденция дальнейшего развития и углубления этого подхода.

Типы заикания

Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи либо какой-то звук растягивается, и клониче-скую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги. В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания. Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; типична коморбидность с дизартрией. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, обычно поздно начинают говорить, развиваются чуть медленнее сверстников. ЭЭГ в большинстве случаев выявляет патологическое функционирование головного мозга. При невротической форме заикания типично нормальное либо раннее речевое и моторное развитие. Запинки изначально возникают на фоне стресса — как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе. При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но в случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог. Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание».

Признаки

Заикание клонической формы сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, в неестественных растягиваниях звуков (при клонической форме заикания звуки, слоги повторяются, например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз», при тонической форме заикания часто возникают паузы в речи, например: «м....ячик», «авт...обус»). Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью. При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью ко-

торых заикающийся человек пытается преодолеть заикание. Часто при заикании наблюдаются разного рода фобии, например социофобия, связанная со страхом перед речью.

Кататимное переживание образов

«Ката» (греч.) означает «соответствующий», «зависящий»; «тимос» (греч.) — «душа», здесь имеется в виду «эмоциональность». Понятие «кататимный» ввел в немецкоязычную психиатрическую литературу H.-W. Maier в 1912 г. для обозначения зависимости от эмоций и аффектов.

История создания метода восходит к 1948 г. Тогда появилась публикация одного эксперимента, который без определенной системы и без соответствующих выводов провел C. Happich в 1932 г. Суть его заключалась в использовании представления образов в психотерапевтических целях. Вскоре автор, которому явно была чужда глубинная психология, направил свои упражнения с использованием образов на нужды религиозной медитации. Х. Лейнер (1996) провел эксперимент по изучению глубиннопсихологической символики, то есть символики сновидений. Он стремился показать важную область уровня психических отражательных процессов. Спустя 6 лет, в 1954 г., его многолетние системные эксперименты со сновидениями наяву нашли отражение в первой программной публикации. Созданный метод был назван экспериментальным кататимным переживанием образов (ЭКПО).

В ходе серии экспериментов стало ясно, что если по данному методу регулярно проводить сеансы с пациентами, страдающими неврозами, это может иметь неожиданно высокий психотерапевтический эффект. Основные положения, метод и результаты психотерапии с использованием кататимного переживания образов были широко освещены в 1955 г. в публикациях под названием «Клинический метод психотерапии». Хотя техника эксперимента скорее мешала осуществлению общего плана терапии, постепенно все же становилось ясно, что свободное развитие возникающих при этом спонтанных эмоций и аффектов и зависящего от них творческого представления образов, оказывается гораздо более плодотворным для психотерапевтического процесса. Поэтому с 1964 г. Х. Лейнер стал говорить просто о кататимном переживании образов (КПО), а позднее также о символодраме. Последний символ распространился преимущественно в Швеции. В англоязычной литературе метод стал известен под названием Guided Affective Imagery (GAI). Эти названия выражают суть метода. Зависимость представляемых образов от эмоционального мира отчетливо отражена в первом и в последнем терминах, а работа с символами по типу драматического развития событий — переживаний — во втором упомянутом выше термине.

С технической точки зрения кататимное переживание образов как метод основан на том, что у лежащего в расслабленном состоянии на кушетке или удобно сидящего в кресле пациента психотерапевт

может вызвать похожее на сновидения наяву представление образов. Можно предварительно задать некоторый неопределенный мотив представления. За первыми образами обычно очень скоро идут последующие, которые по разным причинам представлены преимущественно образами ландшафта и образами встречи животных и человека. При этом представляющий образы человек часто может прийти к почти реальному переживанию, расширенному до трехмерного пространства, словно речь идет о действительно реальных структурах. Пациента или клиента просят сразу же сообщать сидящему рядом с ним психотерапевту о содержании появляющихся образов. Психотерапевт может оказать на них влияние и структурировать сновидения наяву в соответствии со специально разработанными правилами. Полное эмпатии (сочувствия) сопровождение психотерапевта имеет особо важное значение в этом диалогическом методе. Тем самым кататимное переживание образов отличается от аутистических техник использования образов в психотерапии, например таких, как образная медитация, активное воображение по К.Г. Юнгу и высшая ступень аутогенного тренинга по И.Х. Шульцу.

Концепция КПО базируется на традиции европейской глубинной психологии. В содержании сновидений наяву можно увидеть символическое представление бессознательных или предсозна-тельных конфликтов. Компромиссные образования между аффективными импульсами и защитными процессами отражают как актуальные эмоциональные проблемы, так и генетические глубинные формы конфликтов, восходящие вплоть до самого раннего детства.

Из дидактических соображений вся система разделена на 3 ступени: основную, среднюю и высшую. При помощи техники основной ступени и дополнений из курса средней ступени можно проводить полноценное лечение в ограниченной области. То обстоятельство, что символодрама с самого начала производит впечатление ясного и наглядного, легко осваиваемого метода, соответствует его репутации как хорошо осуществляемого на практике. Психотерапевтический упор делается наряду с вмешательством в кризисных ситуациях также на короткую терапию, не превышающую 30 сеансов.

Кататимное переживание образов — это не индифферентный (нейтральный) метод, когда речь идет о лечении невротических и психосоматических больных.

Представление о структуре метода в целом дает таблица. Она отражает разнообразные технические подходы, режиссерские принципы и психотерапевтические стратегии интерпретации. Техника основной ступени КПО, которую следует рассматривать как базовую, ориентирована более прагматически, чем последующие ступени, и имеет, по сравнению с другими ступенями, более протекционный («покро-вительский») характер ведения пациента.

Система КПО основывается на двух основных положениях:

1. Человек способен развивать в своем воображении фантастические представления, которые известны не только как ночные сновидения, но и как дневные фантазии. При помощи своей имагинатив-ной способности человек может каждый раз заново создавать свой образ исходя из самого себя и познавать себя в ходе тонкого диалектического процесса.

Таблица. Структура метода символодрамы

Стандартные мотивы Структура Психотерапевтические техники Режиссерские принципы

Основная ступень 1. Луг Широкая I. Обучающий процесс (общий стиль ведения) Креативное раскрытие а) примирение; б) кормление

2. Ручей Средняя II. Рисование содержания фантазий

3. Гора Широкая III. Ассоциативный метод

4. Дом Средняя VI. Ночное сновидение

5. Опушка леса Широкая V. Фокусирование острых конфликтов

Средняя ступень 6. Значимое лицо Узкая VI. Инспекция внутренних частей тела в) проводник; г) конфронтация

7. Сексуальность (куст розы) (поездка на попутной машине, телеге) Узкая VII. Удовлетворение архаических потребностей

8. Агрессивность (лев) Узкая VIII. Прорабатывание

9. Идеал Я Узкая IX. Анализ переноса

Высшая ступень 10а. Пещера Широкая X. Комбинация с традиционным психоанализом д) измотать и доконать; е) магические жидкости

10б. Окно на болоте Узкая

11. Вулкан

12. Фолиант

Музыкальное КПО (мКПО) (возможно фокусирование 1-8 мотивов) III. Ассоциативный метод Техника обратной связи

КПО в группах (гКПО) (возможно фокусирование 1-8 мотивов) 1 тип: индивидуальные фантазии

2 тип: групповые фантазии

№ 2 • 2013

№ 2 • 2013

2. В результате эмпирических наблюдений содержащих фантазии образов выработан ряд специфических правил и закономерностей. Они подчинены первичному процессу при помощи неинтерпретирующего воздействия.

Положение Кататимного переживания образов в спектре известных на сегодняшний день психотерапевтических методов позволяет выделить следующие общие моменты и отличия. В соответствии со своей концепцией, метод КПО близок глубинной психологии и признает бессознательную психодинамику (символику сновидений, инстинктивные импульсы Оно, защитные образования Я, инстанции Сверх-Я, регрессивные процессы). Но применяемая техника имеет также и специфический характер. С феноменологической точки зрения можно проследить параллели символодрамы в игровой терапии ребенка, в психодраме по Я.Л. Морено и в элементах гештальт-терапии. В техническом плане КПО близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии.

Клинический случай

Пациент М., 18 лет, обратился по поводу лого-невроза с пожеланиями «вылечить его от заикания». За год до этого занимался с логопедом с переменным успехом. Рассказывал, что иногда может легко говорить, а иногда появляется чувство, что ничего не может сказать. Жаловался на трудности в общении (смущался, краснел, заикался), хроническое ощущение дискомфорта, чувство собственной неполноценности, неуверенности в себе. Со слов пациента, мать не верила, что М. из-за своего дефекта сможет чего-то добиться в жизни. На первых сеансах задачи лечения были переформулированы психологом совместно с пациентом: предлагалось изменить отношение к проблеме и заняться социализацией, повышением уверенности в собственных силах.

Из анамнеза известно, что фразовая речь появилась к двум годам. С удовольствием учил и рассказывал стихи. В два года удалили аденоиды, и до

четырех лет проблем с речью не было. В четыре года была повторная операция, так как «по ночам сильно стискивал зубы и от этого шумно дышал». После повторной операции проблемы с дыыханием остались и к ним присоединилось заикание. М. помнит весь операционный день, который запечатлелся в виде зрительным образов, но не мог вспомнить, испытывал ли он страх, помнил только, что сильно плакал.

С детства был тихим, послушным ребенком. Учился на «4», особых хлопот родителям не доставлял. У пациента есть старшие брат (18 лет разницы) и сестра (5 лет разницы). Со старшим братом отношения хорошие, но не близкие (из-за большой разницы в возрасте), с сестрой тепло общается. Семья дружная. Мать по характеру мягкая, добрая. Отец более суровый, но пациент не помнит, чтобы он его наказывал. Отец объяснял сыну, что учиться жизни лучше на чужих ошибках, рассказывал про свои ошибки, предупреждал чтобы М. так не делал. Следуя крайне настойчивым советам отца, пациент начал планировать заранее ситуации, рассматривать все за и против, пытался делать выбор, но вместе с тем подчас способен был совершать и необдуманные поступки. При более детальном расспросе выяснилось, что отец в этот период времени (мальчику было в это время 4-5 лет) оказывал на сына психологическое давление под предлогом волнения за его будущее (был при этом ригидно педантичен). В связи с этим психологом была выдвинута гипотеза о неблагополучном течении «эдипального» периода в жизни ребенка. В этот же период у ребенка возникли проблемы с выражением эмоций, особенно агрессивных, которые были вытеснены в бессознательное, вызывая психосоматическое напряжение. Отец всем своим поведением (чтение нотаций, настойчивые постоянные рассказы о своих ошибках и т.д.) показывал неправомерность выражения агрессивным эмоций вовне, при этом он всеми своими поступками пытался это показать и доказать ребенку.

Для решения проблемы у этого пациента был использован метод символодрамы в сочетании с гештальт-терапией, библиотерапией и телесно ориентированной психотерапией. Пациенту были предложены «мотивы» основной ступени символодрамы: луг, ручей, гора, опушка леса. Это ресурсные мотивы, которые могут позволить пациенту почувствовать любовь и поддержку, повысить самооценку, проработать самые ранние детские переживания: отношения с матерью на первом году жизни — мотив «Луг», оральные проблемы — мотив «Ручей» (особенно хорош для психосоматики и заиканий). Мотив «Гора» (эдипальные проблемы) был дан для идентификации с мужской или женской ролью, а также для умения преодолевать препятствия (подъем на гору), умения нести потери, умения проигрывать (спуск с горы), мотив «Опушка леса» — для идентификации со значимым объектом. В данном случае пациент идентифицировался с отцом, принимая, таким образом, ту часть себя, которая присутствует в его характере, но которую он отвергал: часто спорил с отцом, который не принимал современную молодежь, современные взгляды, осуждал консерватизм отца, его отношение к современной жизни, желание давить, перевоспитывать. М. признавался, что и сам иногда относится с презрением к людям, критикует их, старается перевоспитать. Признался, что, с одной стороны, соперничал с отцом, а с другой — боялся что отец «обидится», если М. достигнет в жизни чего-то большего, чем достиг отец (комплекс кастрации — страх наказания). После того как была проработана основная ступень, пациенту был предложен мотив «Поход в сказку». М. выбрал «Сказку о царе Салтане» — это «эдипальная» сказка, которая была самостоятельно выбрана пациентом, что явилось еще одним подтверждением правильности гипотезы психолога. В ней М. идентифицировал себя с князем Гвидоном, которыйубивает злого колдуна в образе коршуна (отца) и «ложится спать с мамой» (выдержка из дневника пациента). После чего М. наконец-то дал выход своим негативным чувствам по отношению к отцу (на сеансе кричал, топал ногами, пинал стулья). «Выпустив пар» пациент смог принять отца таким, какой он есть, не стараясь его перевоспитать, перестал его бояться, почувствовал уверенность в себе, появилось чувство «я могу», заикание сгладилось, речь стала более свободной, перестал краснеть, когда запинался.

На этом работа, которая продолжалась в течение полутора лет (1-2 сеанса в неделю), была закончена. Через некоторое время пациент сообщил, что поступил в институт на психологический факультет.

Таким образом, занятия символодрамой — легко осваиваемый психотерапевтический метод. Его применение как один из методов психотерапевтической коррекции в работе с пациентами, страдающими логоневрозами, имеет высокую психотерапевтическую эффективность, повышает самооценку больных, помогает сформировать более активную жизненную позицию, способствует восстановлению навыков позитивного межличностного взаимодействия, улучшает социальное функционирование пациентов.

Литература

1. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 680 с.

2. Сикорский И.А. О заикании. — СПб.: Издание Карла Риккера,1889.

3. Шкловский В.М. Особенности заикания при нервно-психических заболеваниях / Хрестоматия. Логопедия. Заикание. Составители: Белякова Л.И., Дьякова E.A. — М.: Эксмо-пресс, 2001.

4. Тартаковский И.И. Психология заикания и коллективная психотерапия / Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). — М.: ВЛАДОС, 1997.

5. Карпова Н.Л. Основы личностно-ориентированной логопсихотерапии: учеб. пос. — М.: Флинта, 1997.

6. Личко А.Е. Заикание и энурез в подростковом возрасте и их отношение к неврозам. — М., 1985.

7. Скобликова С.Б. Заикание в вопросах и ответах. — М., 2011.

8. Лейнер Х. Кататимное переживание образов / пер. с нем. — М.: Эйдос, 1996.

9. Juhg C.G.: Berpsychische Energetik uhd das Weseh der Trume // Rasher, Zurich, 1948.

10. Schultz J.H.: Das autogene Training, 16. Aufl. Thieme // Stuttgart 1979, 18. Aufl. 1987.

Katatimnoe experience or images in Simvolodrama work with neurosis and neurotic development of personality

E.I. Astakhova

GKUZ PKB № 1 im. N.A. Alekseeva DZM Branch «Mental hospital № 13»

The article discusses the effectiveness of Simvolodramy as a method of psychological adjustment in patients suffering logoneurosis. We present an analysis of the clinical case of a patient stuttering.

Key words: simvolodrama, katatimnoe experience images, logoneurosis, stuttering, oedipal problems and other corrective work.

№ 2 • 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.