Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ КАК БУДУЩИХ АБИТУРИЕНТОВ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ КАК БУДУЩИХ АБИТУРИЕНТОВ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / АБИТУРИЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедев Игорь Борисович, Мироненкова Ольга Леонидовна, Дроздова Елена Алексеевна

На сегодняшний день мир профессий широк и многообразен, каждый подросток в возрасте от 14 до 17 лет не раз задавал себе вопрос: «Кем я хочу быть?», но в большинстве случаев старшеклассник не обладает достаточным объемом знаний о специфике той или иной профессиональной деятельности, поэтому испытывает затруднение в самоопределении. В настоящей статье проведено исследование профессиональной ориентации учащихся старших классов, как будущих абитуриентов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедев Игорь Борисович, Мироненкова Ольга Леонидовна, Дроздова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS AS FUTURE APPLICANTS OF THE MOSCOW UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA NAMED AFTER V.YA. KIKOT’

Today, the world of professions is wide and diverse, every teenager between the ages of 14 and 17 has repeatedly asked himself the question: «Who do I want to be?», but in most cases a high school student does not have enough knowledge about the specifics of a particular professional activity, so he has difficulty in self-determination. In this article, a study of the professional orientation of high school students as future applicants of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot’ is conducted.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ КАК БУДУЩИХ АБИТУРИЕНТОВ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ»

Научная статья УДК 316.4.06+159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-36-40 NIION: 2018-0077-2/23-311 MOSURED: 77/27-024-2023-02-510

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

Психологические особенности профессиональной ориентации учащихся старших классов как будущих абитуриентов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Игорь Борисович Лебедев1, Ольга Леонидовна Мироненкова2, Елена Алексеевна Дроздова3 1 2. 3 Московский университет МВД России имеени В.Я. Кикотя, Москва, Россия 1 ol.mironenkova@gmail.com 3 lena12342010@mail.ru

Аннотация. На сегодняшний день мир профессий широк и многообразен, каждый подросток в возрасте от 14 до 17 лет не раз задавал себе вопрос: «Кем я хочу быть?», но в большинстве случаев старшеклассник не обладает достаточным объемом знаний о специфике той или иной профессиональной деятельности, поэтому испытывает затруднение в самоопределении. В настоящей статье проведено исследование профессиональной ориентации учащихся старших классов, как будущих абитуриентов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Ключевые слова: подросток, учебно-профессиональная деятельность, профориентационная работа, абитуриент Для цитирования: Лебедев И. Б., Мироненкова О. Л., Дроздова Е. А. Психологические особенности профессиональной ориентации учащихся старших классов, как будущих абитуриентов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 2. С. 36-40. https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2023-2-36-40.

Original article

Psychological features of professional orientation of high school students as future applicants of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikof

Igor B. Lebedev1, Olga L. Mironenkova2, Elena A. Drozdova3

1 2 3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, 1 ol.mironenkova@gmail.com 3 lena12342010@mail.ru

Abstract. Today, the world of professions is wide and diverse, every teenager between the ages of 14 and 17 has repeatedly asked himself the question: «Who do I want to be?», but in most cases a high school student does not have enough knowledge about the specifics of a particular professional activity, so he has difficulty in self-determination. In this article, a study of the professional orientation of high school students as future applicants of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' is conducted.

Keywords: teenager, educational and professional activity, career guidance work, entrant

For citation: Lebedev I. B., Mironenkova O. L., Drozdova E. A. Psychological features of professional orientation of high school students as future applicants of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(2):36-40. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-2-36-40.

В жизни каждого учащегося школы 9-11 класс является важным этапом, ведь от выбора, сделанного в столь юном и неопытном возрасте, зависит дальнейшее жизнеустройство, поэтому важно грамотно и своевременно осуществлять психолого-педагоги-

ческую работу с указанной категорией несовершеннолетних. Стоит отметить, что данный возрастной период называется «возрастом ранней юности», который является частью переходного этапа от детства к взрослости.

© Лебедев И. Б., Мироненкова О. Л., Дроздова Е. А., 2023 36 PSYCHOLOGICAL SCIENCES

Период старшего школьного возраста связан с интенсивным развитием всей личностной структуры, в частности, мотивационно-потребностной сферы. В этот момент возникают новые ценностные ориентации, новые интересы и потребности, на основе которых формируются новые качества личности, такие как ответственность, сознательность своих действий, самостоятельность и ряд других. Наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний, имеющих личную смысловую ценность, появляются социальные и внешние мотивы. Среди всех мотивов главенствующие позиции занимает мотив достижения.

Специфика содержания учебной деятельности старшеклассника - умение составлять планы на будущее, а так же искать средства их реализации. Учебная деятельность становится средством реализации намеченных планов, все более уходя от положения ведущей деятельности [1, с. 66].

Старшеклассник включается в новый тип ведущей деятельности - учебно-профессиональную. При правильной организации данной деятельности определяется становление индивида как субъекта трудовой деятельности, которая следует после учебной деятельности. Следует отметить, что на данном этапе у учебной деятельности более важная цель, а именно вклад в будущую деятельность.

У старшеклассника происходят принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не конечный результат, но и план, включающий в себя способы и методы его достижения.

В старших классах подросток сталкивается с ситуацией выбора - завершения или продолжения образования в одной из его конкретных форм, вступления в трудовую жизнь. Р. Хавигхерст, как одну из основных задач в период ранней юности, выделил - подготовку к профессиональной карьере (иными словами профориентация) [4, с. 263]. У старшеклассника обучение в данный период происходит не в рамках учебной деятельности, а оно уже нацелено на получение будущей профессии, т. е. деятельность начинает приобретать учебно-профессиональный характер. Профессиональное становление личности начинается формироваться еще в школьные годы и заканчивается после овладения специальностью в совершенстве.

В нынешней не стабильной ситуации в мировом сообществе особую сложность стала представлять задача профессионального ориентирования старшеклассника, поскольку на сегодняшний день «институт профориентации» отсутствует. А откуда подросток может узнать о многообразии профессий, если самые родные и близкие люди: родители зачастую, не уверены - правильные ли дают советы своим детям. Важно отметить, что зачастую ни сам старшеклассник, ни его родители не осознают значимость данного выбора и его влияния на дальнейшую судьбу.

Нами были выделены основные причины снижения мотивации к учебно-профессиональной деятельности у подростков:

- огромному влиянию со стороны сверстников подвержены ученики старших классов. В настоящее время все чаще можно услышать от бывших старшеклассников и уже нынешних студентов о том, что результатом выбора вуза, остались, не удовлетворены, соответственно снижается уровень мотивации к освоению профессии в полном объеме. Это происходит, как правило, потому что старшеклассник выбрал учреждение высшего образования, основываясь на «доверительном» межличностном общении с несовершеннолетним, либо же с подростковой группой. В подростковой среде этот феномен называется «за компанию».

- отбором образовательного учреждения занимались родители, а несовершеннолетний не был заинтересован в выборе профессии, так как не имел представление о том, что он многообразен, либо авторитарный стиль воспитания не позволил «пойти наперекор». В данной ситуации подросток прислушивается к мнению родителя, поскольку он является человеком, имеющим опыт в этой жизни, но не всегда эти знания бывают положительными.

- зачастую на сайтах образовательных учреждений имеются яркие и информативные блоки, в которых описываются преимущества поступления в их учреждение. Будущих абитуриентов завлекают последующим трудоустройством, наличием материально-технической базы, профессорско-преподавательским составом, возможностями проходит стажировку в разных странах мира и ряд других перспектив, которые, безусловно, импонируют несовершеннолетнему, но в процессе обучения он понимает, что не может реализовать себя в той или иной сфере жизнедеятельности. Старшеклассники, изъявившие желание проходить службу в правоохранительных органах, не имеют четкого и правдивого представления об особенностях службы и ее условиях [2, с. 29].

- выбор будущей профессии сделан не осознанно, его цель - получение высшего образование для наличия документа о его окончании.

В настоящий момент одной из важнейших задач в системе непрерывного образования является необходимость создания условий для гармоничного, всестороннего развития личности с учетом ее мотивов, интересов, способностей и потребностей. Реализация данной задачи возможна лишь в том случае, если с получением образования старшеклассник сможет выбрать профессиональный путь, который будет соответствовать его возможностям.

На данном этапе при ведении целенаправленной профориентационной работы решаются следующие задачи:

- активизация учащихся к самостоятельной деятельность, которая направлена на развитие способностей и формирование профессионально важных умений и качеств личности;

- создание у старшеклассника адекватного представления о выбранной профессии;

- упрочнение личностных профессиональных ценностей;

- формирование адекватной самооценки [3, с. 84]. ЕСКИЕ НАУКИ 37

В интересах исследования среди будущих абитуриентов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя нами был проведен опрос, цель которого узнать в силу каких обстоятельств подростки испытывают трудности в выборе профессионального пути. В группу опрошенных вошли учащиеся десятых и одиннадцатых классов (115 респондентов из них 40 лиц женского пола и 75 лиц мужского пола), которым было предложено ответить на вопросы:

1. Определились ли Вы с выбором будущей профессии?

2. Чем Вы руководствуетесь при выборе будущей профессии?

3. Проводились ли с Вами занятия, направленные на выбор будущей профессии?

По результатам данного опроса были составлены диаграммы.

Определились ли вы с выбором будущей профессии?

Определились Не определились

Рис. 1. Диаграмма « Уровень определенности выбора будущей профессии старшеклассниками» (в процентном соотношении) Из рис. 1 можно сделать вывод о том, что 73 старшеклассника, что составило 63 % от общего количества опрошенных респондентов - определились с выбором будущей профессии. Испытывают трудности с профессиональным определением 42 респондента, что составило 37 % от общего количества опрошенных.

Чем вы руководствуетесь в выборе будущей профессии?

I Собственное обдуманное решение

I Прислушался к совету родителей

I Прислушиваюсь к мнению сверстников

■ Указали свой вариант

Рис. 2. Диаграмма «Оказание влияния на выбор будущей профессии» (в процентном соотношении)

Проанализировав результаты рис. 2 можно сделать вывод о том, что 48 потенциальных абитуриентов МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя (39 % от общего числа опрошенных) определились с выбором будущей профессии самостоятельно. 25 % респондентов выбор будущей профессии сделали под влиянием:

- родителей (17 % - 21 старшеклассник);

- группы сверстников (8 % - 9 старшеклассников).

Возможностью указать свой вариант воспользовались 36 % респондентов, что составило 37 учеников старших классов:

- выбор был сделан под влиянием СМИ и сети интернет у 23 подростков, что составило 62 % от общего числа указавших свой вариант;

- 14 подростков, что составило 38 % от общего числа выбравших «свой вариант» затруднились ответить на данный вопрос.

Проводились ли с Вами занятия, направленные на выбор будущей профессии?

I Проводились

I Не проводились

Рис. 3. Диаграмма «Осуществление профориентационной работы» (в процентном соотношении) Из рис. 3 можно сделать вывод о том, что 57 старшеклассников (66 %) считают, что в школе проводятся занятия, которые помогают им в профессиональной ориентации. Важно отметить, что профориентацион-ную работу в школе проводит не только преподавательский состав, но и сотрудники территориальных органов МВД России, а также курсанты и слушатели МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя в рамках шефской работы и прохождения практик, предусмотренных учебным планом.

39 старшеклассников (34 %) считают, что в школе подобные занятия не проводятся, либо проводятся, но данные ученики не заинтересованы в выборе своего будущего.

На основании всего выше изложенного следует отметить, что необходима разработка определенной психолого-педагогической системы профориентационной работы в общеобразовательной школе, в рамках которой будут решаться проблемы форм и содержания профессиональной ориентации подрастающего поколения.

В своей деятельности педагоги и психологи используют тестовые методики, которые помогают старшеклассникам определиться с направленностью, интересами, склонностями и своими способностями. К таким тестовым методикам можно отнести: тест на профориентацию Дж. Голланда, тест по соционике, методика О. Ф. Потемкиной, определение типа будущей профессии по методу Е. А. Климова, матрица выбора профессии (методика Г. Резапкиной), карта интересов А. Е. Го-ломштока, опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши, профориентационный тест Н. Пряжнико-ва, Дж. Коллинз «Концепция ежа» и другие.

Психолого-педагогические мероприятия осуществляются на протяжении всего учебного года по следующим направлениям:

- просветительское, которое обеспечивает знакомство учащихся с миром профессий;

- развивающее, задача данного направления заключается в формировании у школьников представлений о будущей деятельности в процессе тренинговых занятий;

- диагностическое, суть которого заключается в знакомстве обучающихся с разнообразными методиками, которые помогут в профессиональном самоопределении;

- консультационное, задача которого предоставить школьникам возможность индивидуальных консультаций по вопросам профессионального выбора.

Одной из форм контроля над эффективностью про-фориентационной работы будет являться ежегодное проведение диагностики данных предпочтений с целью установления готовности старшеклассников к само-

определению в мире профессий. Особую значимость для нас имеет возможность прогнозирования, какие результаты может дать профориентационная работа с потенциальными абитуриентами МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя.

В интересах исследования нами с обозначенной ранее выборкой в качестве диагностического инструмента была использована «Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова» с помощью которого нам удалось диагностировать у респондентов склонности к определенным типам профессий [5, с. 20].

На основании интерпретированных результатов была составлена диаграмма «Ориентация старшеклассников на 5 типов профессий, по классификации Е. А. Климова».

Результаты дифференциально-диагностического опросника Е.А.Климова

X

X

о с

и (и

90 80 70 60 50 40 30 20 10

■ человек-природа 8

■ человек-техника 3

человек-человек 78

■ человек-знаковая техника 22

человек-художественный образ 4

Рис. 4. Диаграмма «Результаты дифференциально-диагностического опросника Е. А. Климова»

При поступлении в ведомственный ВУЗ абитуриенты должны осознавать, что это сложный путь от подростка до офицера, когда происходит становление тебя, как сотрудника правопорядка, который не только физически развит, но также устойчив психологически и имеет внутренний стержень. Из результатов, представленных на рис. 4 можно сделать вывод, что 78 респондентов (68 % от общего количества) смогут выполнять задачи, направленные на защиту общества и государства, поскольку обладают необходимыми психологическими качествами, которые в дальнейшем необходимы будут при обучении и работе в территориальных органах МВД России.

Также важно отметить, что 22 респондента (19 % от общего количества) относятся к «человек-знаковая

система», данные лица, при поступлении в МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя вероятнее всего выберут факультет подготовки специалистов в области информационной безопасности и свяжут свою жизнь, борясь с виртуальной преступностью.

Итак, делая вывод из всей вышеописанной статьи, можно твердо сказать основной задачей подросткового возраста является определение своего места во взрослом мире, что невозможно без грамотно организованной профориентационной работы. Важно не только выбрать будущую профессию, но и спрогнозировать какие результаты принесет этот выбор. В Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя для этого существует профессиональный отбор, о котором речь пойдет в следующей работе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

39

Библиографический список

1. Алпатова, О. Б. Педагогическая психология : учебное пособие / О. Б. Алпатова, И. Г. Евсеева. М. : Московский университет МВД России имени В. Я. Ки-котя, 2016. 127 с.

2. Егорова, Е. Г. Содержание профессиональной ориентации старшеклассников на поступление в образовательные организации МВД России / Е. Г. Егорова // Академическая мысль. 2022. № 3.

3. Королева, И. А. Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы со школьниками / И. А. Королева, А. Б. Кулакова // Проблемы развития территории. 2013. № 3.

4. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2012. 567 с.

5. Юрьева, Ю. Д. Исследование склонностей к определенному типу профессий школьников и студентов по методике Е. А. Климова / Ю. Д. Юрьева // Образовательный процесс. 2019. № 5.

Bibliographic list

1. Alpatova, O. B. Pedagogical psychology : textbook /

0. B. Alpatova, I. G. Evseeva. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2016. 127 p.

2. Egorova, E. G. The content of professional orientation of high school students for admission to educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / E. G. Egorova // Academic thought. 2022. No.. 3.

3. Koroleva, I. A. Psychological and pedagogical support of career guidance work with schoolchildren / I. A. Ko-roleva, A. B. Kulakova // Problems of territory development. 2013. No.. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Shapovalenko, I. V. Developmental psychology and age psychology : textbook for university students studying in the direction and specialties of psychology /

1. V. Shapovalenko. 2nd ed., reprint. and additional M. : Yurayt, 2012. 567 p.

5. Yuryeva, Yu. D. Research of inclinations to a certain type of professions of schoolchildren and students according to the methodology of E. A. Klimov / Yu. D. Yuryeva // Educational process. 2019. No.. 5.

Дополнительная информация об авторах

И. Б. Лебедев - профессор кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности органов внутренний дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических

0. Л. Мироненкова - преподаватель кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности органов внутренний дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук;

Е. А. Дроздова - слушатель 5 «П» курса Института психологии служебной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Additional information about the authors

1. B. Lebedev - Professor of the Department of Psychology of the Educational and Scientific complex of the Psychology of the internal Affairs bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V Ya. Kikot', Doctor psychological sciences;

O. L. Mironenkova - lecturer of the Department of Pedagogy of the educational and scientific complex of the Psychology of the internal Affairs bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences;

E. A. Drozdova - a student of the 5th «P» course of the Institute of Psychology of Internal Affairs Bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.01.2023; одобрена после рецензирования 06.06.2023; принята к публикации 16.06.2023.

The article was submitted 22.01.2023; approved after reviewing 06.06.2023; accepted for publication 16.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.