6) Я люблю свою мать, но________________________
7) Я люблю своего отца, но______________________
8) В сравнении с другими семьями моя семья
9) Супружеская жизнь кажется мне_____________
10) Считаю, что большинство матерей___________
11) В школе мои учителя_______________________
12) В детстве я играла________________________
13) В будущем я_______________________________
14) Идеальная женщина - это___________________
9. Если бы Вы были уверены в своем материальном благополучии, хотели бы Вы в будущем иметь детей?
Не хочу иметь детей Одного ребенка____________Двоих детей______________________________________Троих детей_Более трех детей_
10. Если бы Вам не нужно было заботиться о своем материальном благополучии, Вы предпочли бы заниматься только (выбрать одно):
Домом и своими детьми______Карьерой, работой
Самосовершенствованием_____Образованием_______
Творчеством______Другое____
11. Что дает женщине материнство, по-вашему? (Можно отметить несколько пунктов).
Привлекательность в глазах мужчины________
Возможность «жить вечно»________Любовь________
Признание окружающими______Возможность самореализации ________________Другое_
12. Что является наиболее значимым в жизни современной женщины? (Пронумеруйте по степени значимости: 1 - самое значимое, последнее - наименее значимое).
Работа, карьера Материальное благополучие
Привлекательная внешность________Любовь_______
Здоровье, сохранение его______Образование_____
Благополучная семейная жизнь_____Творчество___
Рождение и воспитание детей_________Самореализация ________________________________Знакомства, общение Отдых, развлечения ______________________________
13. Как Вы считаете, материнство - это:
Право_________Инстинкт________________Долг женщины_
Биологическая функция______Труд_____Другое_______
14. Какими качествами должна обладать на Ваш взгляд мать?
(перечислите)__________________________________
1. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М., 2002.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2000. С. 266.
Поступила в редакцию 17.09.2008 г.
Ramazanova I.V. Diagnostics of the ideas of motherhood among young women of different ethnoses (women of the Russian ethnos and women of Dagestan serve as an example). Maternity is the unique object of psychological researches, the ideas of which have lately undergone significant changes. The attitude towards motherhood as a great value is conditioned by a national and cultural accessory. Internal conditions of the person act as a source of the maintenance of representations. Value of motherhood is significant when a woman is directly involved in realization of this very activity.
Keywords: ideas of motherhood, ethnos, ideal woman, an image of mother, birth and upbringing of children, value, traditions, motherly love, children's experience, intrapersonal conflict, family importance, life sense.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗОВАННОСТИ
В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ1
Р.В. Ершова
В статье рассмотрены особенности организованности как свойства личности у представителей зрелого возраста (25-35 лет). Дан факторный анализ организованности у исследуемой группы.
Ключевые слова: структура организованности, психологические особенности организованности, зрелость.
Как сделать эффективной человеческую деятельность? Ответ на этот вопрос уже как минимум второе столетие волнует психологов, педагогов, менеджеров, экономистов. Причем в последнее время эта проблема ставится в ином ключе - как развивать личную эффективность, сделать так, чтобы человек,
1 Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №07-06-50601 а/Ц.
достигая максимальных результатов в различных сферах своего бытия, получал при этом удовольствие от процесса достижения. Проблема развития личной эффективности есть проблема развития личности, точнее, отдельных ее свойств, коренным образом влияющих на качество и особенности процесса достижения целей. Одно их ведущих мест в списке подобных свойств принадле-
жит организованности, позволяющей так упорядочивать, планировать и затем реализовывать свои действия, чтобы добиваться максимальных результатов при минимальном расходовании времени и средств. Являясь одной из базовых инструментальностилевых характеристик личности, организованность при этом до сих пор остается одним из наименее изученных и описанных свойств. Как показывает анализ представленных в литературе научных данных, чаще всего исследователи имеют дело с отдельными фактами, касающимися возрастных [1-3], полоролевых [4], национальных [5], профессиональных [6] проявлений организованности. Эти факты разрознены, а главное - немногочисленны. Поэтому задача исследования самой природы организованности, описание динамики развития этого свойства в онтогенезе является важной как с позиций теоретикометодологических, так и прикладных. Ее решение - путь к развитию организованности человека, а она, как известно, является не просто одним из качеств личности, а механизмом организации всей жизнедеятельности человека, во многом определяющим ее успешность и эффективность. Решить эту задачу позволяет системный подход к анализу свойств личности, который исходит из единства их граней и сторон, находящихся в закономерных отношениях между собой. Именно с позиций данного подхода возможно «рассмотрение психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целостная система». Данный подход, реализованный нами в исследовании динамики развития организованности в разных возрастах, позволяет не только выявить многомерную природу организованности, но и разработать технологию ее саморегуляции и развития.
Для исследования возрастных особенностей организованности человека был использован коррекционно-диагностический тест (Бланковый тест организованности), разработанный нами и модифицированный А.И. Крупновым на основе концепции многомерно-функционального строения свойств личности. В соответствии с ней изучение организованности как системного свойства личности должно включать в себя анализ функционального единства установочно-целевых, мотивационных, когнитивных, ре-
зультативных, динамических, эмоциональных, регуляторных, рефлексивно-оценочных составляющих (компонентов) и их переменных. Исходным в данной системе является установочно-целевой компонент, в котором интегрируются конкретные цели, установки, намерения и общая программа инструментально-смыслового обеспечения и реализации того или иного отношения в конкретных условиях поведения и деятельности. Мотивационно-смысловой аспект системы осуществляет селекцию и приоритет тех или иных смыслов предметных отношений и побуждений, глубину и точность когнитивных значений и их роль в поведении субъекта, выбор доминирующих побуждений, ориентированных на людей или на себя.
Инструментально-динамическая подсистема обеспечивает процессуальную сторону реализации свойств личности. Динамические составляющие определяют систему приемов и способов осуществления действий, т. е. меру их интенсивности и вариативности, положительную или отрицательную окраску эмоциональных переживаний, доминирование внутреннего или внешнего локуса регуляции свойства.
Рефлексивно-оценочный компонент выполняет функцию сличения исходных намерений, реального результата и трудностей в ходе исполнения всей инструментально-смысловой программы реализации свойства личности. Исходя из сказанного к инструментальнодинамическим характеристикам свойства можно отнести частоту, интенсивность, устойчивость, длительность, легкость его проявлений, к мотивационно-смысловым - направленность, осознанность и др.
Организованность, таким образом, мы рассматриваем как системное свойство личности, включающее в себя единство мотивационно-смысловых и регуляторно-динамических составляющих и заключающееся в таком упорядочивании, планировании и последующей реализации своих действий, которое обеспечивает максимальную эффективность деятельности при минимальном расходовании времени и средств.
В нашем исследовании приняло участие 412 человек. Подростки (13-14 лет) - 95 человек, старшие школьники (16-17 лет) - 106 человек, студенты - 107 (18-20 лет) человек, взрослые (25-35 лет) - 104 человека. О воз-
растных особенностях организованности взрослых мы судили по сравнению средних значений (с использованием 7-критерия Стьюдента), значениям корреляций в объединенных выборках представителей мужского и женского пола в различных возрастных группах, содержанию факторов, выявленных на основании факторного анализа полученных данных. К сожалению, формат статьи не позволяет описать весь путь развития организованности от подросткового к зрелому возрасту. Остановимся лишь на характеристике специфических характеристик структуры организованности взрослого (мы
рассматривали только период ранней взрослости - 25-35 лет).
Анализируя особенности организованности в зрелом возрасте и сравнивая их с предшествующими онтогенетическими периодами, мы пришли к выводу, что только в это время организованность становится в полной мере личностным свойством, начиная стабильно проявляться в различных видах деятельности. Подобный вывод нам позволили сделать следующие обнаруженные факты. Во-первых, структура свойства у взрослых максимально приближена к общевозрастным характеристикам - нами обнаружено всего 9 специфических для зрелого возраста связей
(рис. 1). Преобладающая роль гармонических переменных в структуре организованности взрослых респондентов говорит о более высокой сбалансированности свойства.
Это проявляется в минимизации числа трудностей и увеличении эффективности организованной деятельности у исследуемой группы.
Ведущую роль у взрослых продолжают играть регуляторно-динамические характеристики организованности. Переменная динамической энергичности находится в связи с переменными установочно-целевого компонента, таким образом, четкое осознание цели способствует росту его организованной активности в деятельности. При этом снижается число тормозящих активность факторов (обратная корреляция энергичности и аэнер-гичности). Выраженность переменной сте-ничности эмоционального компонента в зрелом возрасте снижает экстернальную регуляцию (убежденность в том, что организованность скорее связана с обстоятельствами, чем собственными усилиями), уменьшается число трудностей личностного порядка и растет эгоцентрическая мотивация - желание достигать с помощью организованности важных для себя результатов.
Так же как и в других возрастах, в зрелости сохраняет свое значение агармоническая переменная осведомленности когнитивного компонента, хотя ее влияние заметно ослабляется - всего три специфических связи в сравнении с одиннадцатью в ранней юности и старшем школьном возрасте. Причем у взрослых переменная осмысленности приобретает однозначно агармоническую роль: размытое представление об отличительных характеристиках организованности как личностного свойства снижает активность, приводит к увеличению числа негативных эмоций в адрес собственной организованности.
В ходе факторного анализа (табл. 1) у взрослых было выделено два фактора, которые по внутреннему строению и содержанию можно назвать «организующим» и «дезорганизующим». «Организующий» фактор представлен переменными установочно-целевого компонента, эгоцентрической мотивацией, когнитивной осмысленностью, предметной и субъектной продуктивностью, энергичностью, стеничностью, интернальностью. Четкое представление взрослых о целях организованного действия, желание достичь с ее помощью важных в личном плане результатов, четкое представление об отличительных особенностях этого свойства, вкупе с активностью попыток проявления организованности в деятельности, положительным отношением к своим возможностям быть организованным и внутренним контролем за ее про-
Факторная структура ор
теканием, приводят к общему росту результативности и эффективности использования этого свойства.
Определяющим параметром первого фактора организованности в этой возрастной группе является переменная предметной продуктивности, имеющая наибольший факторный вес. Можно говорить, что у взрослых людей организованность реализуется чаще для достижения общественно-значимых результатов, что вполне понятно, ведь организованность в этом возрасте встраивается в структуру профессионально важных свойств личности и используется чаще всего для решения профессиональных задач, обладающих общественной ценностью, которая и опосредует ее субъективную важность.
Препятствует проявлению организованности в зрелом возрасте сочетание когнитивной осведомленности, динамической аэнер-гичности, экстернальности, операциональных и личностных трудностей - все эти переменные составляют второй «дезорганизующий» фактор. Таким образом, сниженная активность попыток быть организованным в сочетании с преобладающим экстернальным локусом контроля поведения, нечетким представлением об особенностях этого свойства и невладением приемами саморегуляции и временного планирования являются тормозящими организованность взрослых факторами. Причем отличительной особенностью «дезорганизующего» фактора у взрослых, так
Таблица 1
изованности у взрослых
Компоненты Переменные Факторы
I II
Установочно-целевой Общ.-значимые 61 42
Личн.-значимые 71 09
Мотивационный Социоцентричность 44 32
Эгоцентричность 62 -17
Когнитивный Осмысленность 57 -03
Осведомленность 18 65
Продуктивный Предметность 71 13
Субъектность 64 -09
Динамический Энергичность 60 -10
Аэнергичность -01 73
Эмоциональный Стеничность 53 05
Астеничность 04 74
Регуляторный Интернальность 53 23
Экстернальность 06 78
Рефлексивно-оценочный Операц.трудности -02 69
Личн. трудности -09 79
Примечание: нули и запятые опущены, значимые факторные веса выделены.
же как у студентов, является выраженность трудностей личностного свойства, проявляющихся через недостаточность волевой регуляции, что подтверждается второй по весу факторной нагруженностью переменной экстернальности.
Сделаем выводы.
1. С возрастом развитие организованности идет в направлении гармонизации внутренней структуры, уменьшения значимости агармонических переменных и увеличения гармонических.
2. В зрелости организованность в полной мере становится личностным свойством. Его структура максимально приближается к общевозрастным характеристикам, а число специфических связей резко сокращается.
3. Преобладающая роль гармонических переменных в структуре организованности взрослых говорит о более высокой сбалансированности свойства. Это проявляется в минимизации числа трудностей и увеличении эффективности организованной деятельности у исследуемой группы.
4. Ведущую роль в зрелости играют регуляторно-динамические характеристики организованности. Поведенческая активность способствует росту целенаправленности организованного поведения, а его положительное эмоциональное сопровождение снижает выраженность внешней регуляции, повышает желание достигать с помощью организован-
ности важных для себя результатов, уменьшает число трудностей личностного порядка.
1. Высоцкий А.И. Возрастная динамика волевой активности школьников и методы ее изучения: дис. ... д-ра психол. наук. Л., 1982.
2. Гольнева В.А. Психологический анализ организованности старших школьников в использовании внеурочного времени: дис. . канд. психол. наук. М.,1966.
3. Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников. М., 1967.
4. Кудинов А.В. Гендерные особенности проявления организованности в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2005.
5. Крупнов А.И., Джамила Джаффар Али Фа-дель. Структурные различия организованности у арабских и российских учащихся: тез. докл. // Междунар. науч.-практ. конф. М., 2002. С. 12-13.
6. Ершова Р.В. Сравнительный анализ психологической структуры организованности студентов педагогического вуза и опытных учителей: дис. ... канд. психол. наук. М., 1999.
Поступила в редакцию 9.09.2008 г.
Ershova R.V. Psychological peculiarities of orderliness by adults. The article considers age peculiarities of orderliness as the personality features among adults (the age of 25-35). It also gives the factor analysis of the adults’ orderliness.
Key words: orderliness structure, psychological peculiarities of orderliness, maturity.