Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РАЗВИТИЕ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ADAPTATION / MALADAPTATION / PRIMARY SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курбанова Иман Мухамедовна, Эхаева Раиса Могдановна

Данная статья отражает особенности адаптационного процесса у детей младшего школьного возраста, имеющих трудности ее течения. На основе теоретического и эмпирического анализа раскрываются особенности организации психолого-педагогического сопровождения первоклассников на начальном этапе обучения в школе. Выявлена и обоснована необходимость в сопровождающей работе учителя начальных классов на создание благоприятных социально-психологических условий успешного обучения младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Курбанова Иман Мухамедовна, Эхаева Раиса Могдановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF YOUNGER STUDENTS WHO HAVE DIFFICULTIES IN SCHOOL ADAPTATION IN THE MIDDLE LEVEL

This article reflects the features of the adaptation process in children of primary school age having difficulties in its course. Based on the theoretical and empirical analysis, the features of the organization of psychological and pedagogical support of first-graders at the initial stage of schooling are revealed. The need for the accompanying work of primary school teachers to create favorable socio-psychological conditions for the successful education of primary school students has been identified and justified.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ»

Разговорная речь детей, прежде всего, представлена в форме диалога, который состоит из взаимных спонтанных реакций двух говорящих, определенных ситуациями и высказываниями собеседников. В теоретических источниках термины «диалог» и «диалогическое общение» употребляются как синонимы в значении коммуникативного акта, которому присуща смена ролей слушателя и говорящего [2].

По мнению В.Л. Скалкина, диалог представляет собой «цепь реплик, сочетание устных высказываний, соединенных ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами, последовательно порождаемыми в непосредственном акте общения» [4, 6].

Л.В. Щерба определил основные существенные признаки разговорной речи, свойственные диалогу, а именно:

- спонтанность реакций, определенных ситуацией;

- свободный порядок слов в предложении;

- повтор слов и словосочетаний;

- разговорная лексика и фразеология;

- всяческие фонетические сокращения;

- неожиданные формообразования, необычное словообразование и словоупотребление [5, с. 121].

Процесс формирования диалогической речи должен строиться с учетом того, что учебная коммуникация

начинается мотивом и планом речевых действий, завершается результатом и достижением замысла, а внутри реализуется динамической системой конкретных речевых действий и операций, которые составляют относительно эффективную тактику использования адекватных языковых средств. Для реализации такого алгоритма на практике целесообразно создавать ситуации, приближенные к реальному общению.

Важнейшим условием при реализации алгоритма обучения детей диалогической речи на основе коммуникативно-деятельностного подхода является ознакомление детей со структурой диалога, компоненты которой соответствуют 5 функциям языка:

- передаче и запросе информации;

- высказыванию и выяснению морально-этических отношений;

- высказыванию и выяснению эмоциональных отношений;

- советам что-то сделать, предложения помочь;

- социализации и формам речевого этикета.

На этапе формирования первичных навыков диалогической речи ведущим методом обучения должен выступать образец диалога, который складывается и разыгрывается воспитателем по ролям и предоставляется дошкольникам для наследования.

Выводы. Для автоматизации навыков диалогической речи дошкольников эффективным является применение системы тренировочных упражнений, где дети учатся создавать микродиалоги по различным типам речевых ситуаций. Во время таких упражнений происходит усвоение детьми готовых речевых моделей, различных типов речевых ситуаций путем многократной имитации [6].

Аннотация. В статье осуществлен анализ сущности коммуникативно-деятельностного подхода к развитию диалогической речи дошкольников. В работе обоснована необходимость учета данного подхода как концептуальной основы речевого развития детей дошкольного возраста. В исследовании рассмотрен алгоритм развития диалогической речи дошкольников на основе коммуникативно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: диалог, диалогическая речь, диалогическое общение, речевая ситуация, дети дошкольного возраста, развитие речи, коммуникативно-деятельностный подход.

Annotation. The article analyzes the essence of communicative-activity approach to the development of dialogical speech of preschoolers. The paper substantiates the need to take into account this approach as a conceptual basis for the speech development of preschool children. In the study the algorithm of development of dialogical speech of preschool children on the basis of communicative and activity approach is considered.

Keywords: dialogue, Dialogic speech, Dialogic communication, speech situation, preschool children, speech development, communicative and activity approach.

Литература:

1. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. - С. 51-54.

2. Берков В.Ф. Культура диалога - Мн.: Новое знание, 2012. - 152 с.

3. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников. Психология речи. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1941. - С. 22-71.

4. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи: учеб. пособ. - К.: Радянська школа, 1989. - 152 с.

5. Щерба Л.В. Современный русский литературный язык // Избр. труды по рус. языку. - М.: Русский язык, 1985. - С. 113-129.

6. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 2008. - 234 с.

УДК: 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ

магистрант 3 года обучения Курбанова Иман Мухамедовна ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент Эхаева Раиса Могдановна ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

Постановка проблемы. Поступление в школу, всегда сопряжено с процессом преобразования личной социальной роли. Трансформационные перемены, обуславливают возникновение стресса и трудности адаптационного процесса.

Изменения во внешней позиции ребенка обуславливает возникшие изменения его самосознания. Иными словами, имеющие раннее ценность, ориентиры, переходят на второй план, а отношение к образовательному процессу - первостепенно.

Подобного рода трансформации, возможны только лишь при благоприятном течение адаптационного процесса. Необходимо заметить, что истинная внутренняя позиция школьника, предусматривает его истинное желание обучаться, а не только лишь посещать учебное заведение.

Изложение основного материала исследования. В последнее время, процессы дезадаптированности детей, стали предметом множества исследований. Исследования в массовых образовательных учреждениях, обнаружили 30% учащихся, имеющих нарушения адаптации.

От адаптации ребенка в начальной школе зависит вся его дальнейшая жизнь: если не привить любовь к учебной деятельности, если не создать ситуацию успеха, не развить качества его личности, если ребенок не научиться дружить и общаться он потеряет интерес к обучению. Исправить эту проблему в среднем или старшем звене гораздо тяжелее.

Изучению процесса школьной адаптации посвящено множество исследований (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А.А. Реан, А. Маслоу).

С целью организации исследования особенностей протекания адаптации у детей младшего школьного возраста, нами было проведено исследование, на базе МБОУ «С0Ш№10» г. Грозный, среди учащихся младшего школьного возраста. В экспериментальной работе участвовало 40 детей.

Диагностический комплекс включал в себя следующие методики: «Что мне нравится в школе», «Рисунок человека», методика «Наблюдение по схеме, предложенной Г.А. Цукерман и А.Л. Венгером», методика «Мишень активности», проективная методика «Диагностика школьной тревожности». Все методики подобраны таким образом, чтобы понять, в какой сфере ребенок является неуспешным.

Интерпретировав данные, мы составили портрет учащихся, находящихся на различных уровнях адаптационного процесса.

Итак, по полученным данным, высоким уровнем адаптации обладают 35% детей. Они хотят посещать школу, познавательны, коммуникабельны, посещают дополнительные кружки и секции. Дети, входящие в эту группу, очень быстро находят общий язык и достаточно эффективно устанавливают взаимный контакт с окружающими. Они инициативны, трудолюбивы, усидчивы, умеют отстаивать свою позицию и субъективное мнение.

Средним уровнем адаптационного процесса, обладает 35% детей. Входящие в эту группу дети, имеют положительное отношение к образовательному учреждению. Дети из этой группы, имеют небольшие трудности при усвоении школьного материала и нуждаются в незначительной помощи взрослых. Дети, со средним уровнем адаптации достаточно общительны.

Трудности в адаптации отмечаются у 30% детей. Входящие в эту группу, дети, с трудом находят общий язык, некоммуникабельны, медлительны, не имеют навык взаимодействия с другими. Школьная программа, для детей с проблемами адаптации, дается с трудом, необходим постоянный контроль взрослых.

Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что среди особенностей психологической адаптации младших школьников, может быть выделен эффективный переход на новую социальную роль, осознание собственной социальной роли, успешное усвоение школьного материала, конструктивное взаимоотношение с окружающими и социальной средой.

Младший школьный возраст, представляет собой благоприятное время для закрепления и развития навыка успешной адаптации к новым условиям. Однако, на успешность этого развития, влияют несколько факторов. Среди которых: психическое развитие, физическое развитие, возрастное соответствие, сформированность базовых навыков, реализация базовых потребностей и так далее.

Адаптация, в младшем школьном возрасте, актуальный предмет исследования, для сегодняшнего ритма жизни. Известно, что к современному младшему школьнику предъявлены огромные требования, в плане умственного и психического развитие. Стремление к соответствию и заданная скорость усвоения провоцируют отрицательный сдвиг в способности адаптивности ребенка. Поэтому одной из основных задач общеобразовательного учреждения, мы можем назвать - создание благоприятных условий для успешной адаптации ребенка младшего школьного возраста.

Выводы. Полученные экспериментальным путем знания, стали основой для формирующего эксперимента, основная цель которого, заключается в осуществлении коррекционных действий школьной адаптации у младших школьников.

По нашим предположениям, методическая разработка специальной программы, окажется эффективным инструментом для преодоления адаптационных трудностей у детей младшего школьного возраста, что в свою очередь обуславливает успешное развитие личности.

Аннотация. Данная статья отражает особенности адаптационного процесса у детей младшего школьного возраста, имеющих трудности ее течения. На основе теоретического и эмпирического анализа раскрываются особенности организации психолого-педагогического сопровождения первоклассников на начальном этапе обучения в школе. Выявлена и обоснована необходимость в сопровождающей работе учителя начальных классов на создание благоприятных социально-психологических условий успешного обучения младших школьников.

Ключевые слова: адаптационный процесс, взаимодействие, развитие, дезадаптация, младший школьник.

AnMtation. This article reflects the features of the adaptation process in children of primary school age having difficulties in its course. Based on the theoretical and empirical analysis, the features of the organization of psychological and pedagogical support of first-graders at the initial stage of schooling are revealed. The need for the accompanying work of primary school teachers to create favorable socio-psychological conditions for the successful education of primary school students has been identified and justified.

Keywords: adaptation, maladaptation, primary school student.

Литература:

1. Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная школа плюс до и после. 2017 N 12. С. 59-62.

2. Варнаева Л.В., Гусева Т.А., Джузенова Р.Б. и др. Школьные проблемы глазами психолога: как оказать помощь дезадаптированному ребенку - Ярославль: Александр Рутман. 2016. С. 178.

3. Горбунов Н.П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. 2016 N 8. С. 9-13.

4. Заваденко Н.Н. Петрухин, Манелис, Т.Ю. Успенская, Н.Ю. Суворинова и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихическое исследование. 2016. С. 421.

5. Нежнова Т.А. Формирование новой внутренней позиции. // Особенности психического развития детей 67 летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика. 2018. С. 136.

УДК: 796.015.68

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

кандидат педагогических наук, доцент Кутергин Николай Борисович Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород); доцент Коруковец Александра Петровна Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород)

Постановка проблемы. Самым важным в жизни человека является его здоровье. Именно здоровье позволяет человеку выполнять основные функции жизнедеятельности. В наше время проблема поддержания и сохранения здоровья актуальна как никогда [2].

Каждый студент, обучающийся в университете, может встретиться с проблемой усвоения нового материала. Связано это с изменением условий деятельности, увеличением объёма необходимой для изучения информации. Вследствие этого уклад жизни студента может приобрести малоподвижный характер. Возрастает уровень стресса, эмоциональное и нервно-психическое напряжение. Это влечёт к различным ухудшениям в деятельности нервной, дыхательной, кровеносной и других систем, появлению гиподинамии, приводящих в итоге к отрицательным изменениям, происходящим в организме человека и быстрой утомляемости. Другой причиной, являющейся причиной сокращения двигательной активности молодежи -появление смартфонов, компьютеров и других технических устройств. Они позволяют заменить физический труд на умственный, что снижает работоспособность каждого индивида. Поэтому необходимость занятий физической культурой неуклонно возрастает [3].

Изложение основного материала исследования. Физическая активность является фактором, который формирует и адаптирует организм к умственным нагрузкам. Большое воздействие на внимание, реакцию, способность оперативно мыслить, работу ума оказывают физические упражнения [6].

Интеллект - важнейшая характеристика личности человека. Он объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение [7].

По мере обучения в школе, мозг человека быстро развивается, появляются новые нейронные связи, которые поддерживают наши способности, таки например, как способность управлять своим поведением и подавлять его, решать несколько задач одновременно и не отвлекаться. И физические упражнения являются главным фактором, влияющим на развитие умственных способностей ещё с детства. Согласно исследованиям, физическая неактивность напрямую связана с плохой успеваемостью [8].

После быстрого умственного развития в детстве, последующая за ней молодость (то есть 18-35 лет) характеризуется относительно стабильными и максимальными умственными способностями. Причиной этому может быть меньшее количество научных исследований, посвященных изучению связи между физическими упражнениями и умственными способностями в течение это части жизни. Другой же причиной этому могут быть противоречивые результаты влияния физических упражнений на умственную деятельность [9].

Таблица 1

Зависимость степени переутомления от физических нагрузок

Симптом Степень переутомления

начинающая слабая средняя сильная

Усталость при усиленная работа обычная облегченная без нагрузки

умственной нагрузке

Эмоциональные интерес ко всему переменчивое угнетенное сильная

характеристики происходящему настроение настроение раздражительность

Нарушение сна нет трудно просыпаться сонливость бессонница

Физическая нагрузка Ежедневная (1,5-2 часа) по расписанию ВУЗа (1-2 раза в неделю) нерегулярная отсутствует

Правильно выбранный режим физической активности, физические упражнения, имеют положительное влияние на психику, делают ум более устойчивым к различной интеллектуальной деятельности. Физические упражнения с верно подобранным временем выполнения и интенсивностью - залог повышенной работы ума. Любая двигательная активность улучшает процессы обмена в организме. Однако чрезмерное увеличение физических и умственных нагрузок вызовет у человека быстрое утомление, и как итог эффективность его труда снизится в разы. Ухудшается восприятие информации, её анализ и обработка, новый материал усваивается хуже [10]. Предупреждением о возникновении утомления является перенапряжение организма [4]. Проблема взаимосвязи двигательной и умственных способностей - объект изучения для многих современных исследователей. На данный момент до сих пор не известен уровень физической активности, позволяющий интеллектуальной деятельности достигнуть своего максимума.

Согласно исследованиям НИИ гигиены и охраны здоровья наметилось сокращение числа здоровых студентов в пять раз. [5]. Гиподинамия - главная причина существования подобной тенденции. Сниженная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.