Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / DIALOGUE / DIALOGIC SPEECH / DIALOGIC COMMUNICATION / SPEECH SITUATION / PRESCHOOL CHILDREN / SPEECH DEVELOPMENT / COMMUNICATIVE AND ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кот Тамара Алексеевна

В статье осуществлен анализ сущности коммуникативно-деятельностного подхода к развитию диалогической речи дошкольников. В работе обоснована необходимость учета данного подхода как концептуальной основы речевого развития детей дошкольного возраста. В исследовании рассмотрен алгоритм развития диалогической речи дошкольников на основе коммуникативно-деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кот Тамара Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE-ACTIVITY APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF DIALOGIC SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN

The article analyzes the essence of communicative-activity approach to the development of dialogical speech of preschoolers. The paper substantiates the need to take into account this approach as a conceptual basis for the speech development of preschool children. In the study the algorithm of development of dialogical speech of preschool children on the basis of communicative and activity approach is considered.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

6. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения / С.Г. Шевченко. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 136 с.

7. Шипицина, Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта / Л.М. Шипицина. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 234 с.

УДК 371

КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Кот Тамара Алексеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. В современной педагогической науке проблема развития у дошкольников диалогической речи находится в центре внимания исследователей. Сегодня разрабатываются и внедряются различные методики по развитию речи воспитанников учреждений дошкольного образования. Однако изучение данных наблюдений за уровнем развитости речи детей дошкольного возраста позволяет говорить о наличии ряда противоречий, среди которых:

- недостаточное научное изучение специфики диалогической речи детей на этапе дошкольного детства и повсеместное использование ими нестимулированной разговорной речи с нарушениями нормативного произношения;

- отсутствие научного обоснованных методических рекомендаций по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста и насущная потребность практики дошкольного образования в специально разработанных педагогических технологиях и концептуальных подходах;

- неподготовленность педагогов дошкольного образования к работе по развитию диалогической речи детей и ненормативность разговорной речи дошкольников.

Изложение основного материала исследования. Диалог является естественной средой развития личности. В развитых формах диалог - не просто бытовая ситуативная беседа; это богатое мыслями своевольное контекстное речь, вид логического взаимодействия, содержательное общение. Наиболее социально значимой для дошкольников является диалогическая форма общения.

А.М. Леушиной был сделан вывод о том, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка [3]. В течение продолжительного времени в отечественной методике рассматривался вопрос относительно определения необходимости специального обучения детей диалогической речи, если они овладевают им спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить дошкольника вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и задавать их самому, объяснять, пользоваться разнообразными речевыми средствами, вести себя адекватно ситуации общения.

Современная методика рассматривает понятие «диалогическая речь» не изолировано, а в контексте понятия «коммуникация», которая содержит не только речевой, но и психологический, социально-культурный аспекты [2].

Методические вопросы организации обучения на коммуникативной основе могут быть освещены с позиций деятельностного подхода. В контексте этого подхода общение, речевая коммуникация рассматривается как особый вид интерактивной деятельности, которому присущи все признаки деятельности:

- мотивированность;

- целеустремленность;

- структурность;

- целостность;

- операционность;

- результативность.

В таком ключе организацию речевого обучения и развития детей дошкольного возраста следует рассматривать не как систему обучения языку как знаковой системе, а как процесс формирования компетенций речевой деятельности. Учебный процесс на коммуникативной основе становится собственно моделью процесса коммуникации. Для достижения результативности учебная коммуникация должен содержать все основные компоненты реального общения:

- экстралингвистическую коммуникативную ситуацию;

- субъекты коммуникации с выраженными мотивами общения;

- активность направляемых субъектов коммуникации на достижение ими прагматичной цели.

Коммуникативно-деятельностный подход к обучению детей языку, развитию речи обеспечивается при

соблюдении таких условий как:

- деятельностный характер организации процесса усвоения языковых средств;

- осуществление речевого развития в различных видах детской деятельности.

Введение воспитателем заданий по развитию речевой коммуникации в процесс организации различных видов детской деятельности, способствует формированию в дошкольников умений применять усвоенные на занятиях языковые средства, правила речевого этикета в реальных жизненных ситуациях общения и практического взаимодействия [1]. Так, формирование навыков диалогической речи у дошкольников на современном этапе развития педагогической науки должно строиться на коммуникативной основе с учетом положений деятельностного подхода к обучению.

Разговорная речь детей, прежде всего, представлена в форме диалога, который состоит из взаимных спонтанных реакций двух говорящих, определенных ситуациями и высказываниями собеседников. В теоретических источниках термины «диалог» и «диалогическое общение» употребляются как синонимы в значении коммуникативного акта, которому присуща смена ролей слушателя и говорящего [2].

По мнению В.Л. Скалкина, диалог представляет собой «цепь реплик, сочетание устных высказываний, соединенных ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами, последовательно порождаемыми в непосредственном акте общения» [4, 6].

Л.В. Щерба определил основные существенные признаки разговорной речи, свойственные диалогу, а именно:

- спонтанность реакций, определенных ситуацией;

- свободный порядок слов в предложении;

- повтор слов и словосочетаний;

- разговорная лексика и фразеология;

- всяческие фонетические сокращения;

- неожиданные формообразования, необычное словообразование и словоупотребление [5, с. 121].

Процесс формирования диалогической речи должен строиться с учетом того, что учебная коммуникация

начинается мотивом и планом речевых действий, завершается результатом и достижением замысла, а внутри реализуется динамической системой конкретных речевых действий и операций, которые составляют относительно эффективную тактику использования адекватных языковых средств. Для реализации такого алгоритма на практике целесообразно создавать ситуации, приближенные к реальному общению.

Важнейшим условием при реализации алгоритма обучения детей диалогической речи на основе коммуникативно-деятельностного подхода является ознакомление детей со структурой диалога, компоненты которой соответствуют 5 функциям языка:

- передаче и запросе информации;

- высказыванию и выяснению морально-этических отношений;

- высказыванию и выяснению эмоциональных отношений;

- советам что-то сделать, предложения помочь;

- социализации и формам речевого этикета.

На этапе формирования первичных навыков диалогической речи ведущим методом обучения должен выступать образец диалога, который складывается и разыгрывается воспитателем по ролям и предоставляется дошкольникам для наследования.

Выводы. Для автоматизации навыков диалогической речи дошкольников эффективным является применение системы тренировочных упражнений, где дети учатся создавать микродиалоги по различным типам речевых ситуаций. Во время таких упражнений происходит усвоение детьми готовых речевых моделей, различных типов речевых ситуаций путем многократной имитации [6].

Аннотация. В статье осуществлен анализ сущности коммуникативно-деятельностного подхода к развитию диалогической речи дошкольников. В работе обоснована необходимость учета данного подхода как концептуальной основы речевого развития детей дошкольного возраста. В исследовании рассмотрен алгоритм развития диалогической речи дошкольников на основе коммуникативно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: диалог, диалогическая речь, диалогическое общение, речевая ситуация, дети дошкольного возраста, развитие речи, коммуникативно-деятельностный подход.

Annotation. The article analyzes the essence of communicative-activity approach to the development of dialogical speech of preschoolers. The paper substantiates the need to take into account this approach as a conceptual basis for the speech development of preschool children. In the study the algorithm of development of dialogical speech of preschool children on the basis of communicative and activity approach is considered.

Keywords: dialogue, Dialogic speech, Dialogic communication, speech situation, preschool children, speech development, communicative and activity approach.

Литература:

1. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. - С. 51-54.

2. Берков В.Ф. Культура диалога - Мн.: Новое знание, 2012. - 152 с.

3. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников. Психология речи. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1941. - С. 22-71.

4. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи: учеб. пособ. - К.: Радянська школа, 1989. - 152 с.

5. Щерба Л.В. Современный русский литературный язык // Избр. труды по рус. языку. - М.: Русский язык, 1985. - С. 113-129.

6. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 2008. - 234 с.

УДК: 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ

магистрант 3 года обучения Курбанова Иман Мухамедовна ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент Эхаева Раиса Могдановна ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

Постановка проблемы. Поступление в школу, всегда сопряжено с процессом преобразования личной социальной роли. Трансформационные перемены, обуславливают возникновение стресса и трудности адаптационного процесса.

Изменения во внешней позиции ребенка обуславливает возникшие изменения его самосознания. Иными словами, имеющие раннее ценность, ориентиры, переходят на второй план, а отношение к образовательному процессу - первостепенно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.