Научная статья на тему 'Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста по текстам детской литературы'

Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста по текстам детской литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
429
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / DIALOGIC SPEECH / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRE-SCHOOL CHILDREN / ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / CHILDREN''S LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шпиталевская Г.Р.

В статье раскрыты понятия диалогической речи, трактовка его разными учеными, роль произведений детской литературы для развития связной речи детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE DIALOGICAL SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN''S TEXTS CHILDREN''S LITERATURE

With the aim of developing dialogical speech scientists propose to hold special sessions prepared by the method of conversation and method of simulation (theatrical). In the process of prepared conversation develops the ability to speak, that is, to engage in dialogue, and therefore it is enriched with relevant syntactic constructions and vocabulary, which displays a certain area of reality. In addition to organized forms of study, scientists are still unprepared conversation that occurs in a free speech communication, including during sensitive processes, games, work. In psycho-pedagogical literature in recent years, the center of weight of the methodology of speech development is transferred to the problem of formation of verbal communication, which gives opportunity to teach children on the basis of a certain communicative situation. To develop verbal communication as an activity, then internalize the technology of this training, which is constantly present appeal of the actors to each other. A significant role in the speech development of children researchers and practitioners assign fiction: understanding of composition, the emotional aspect of the perception of literary works, plan works noting that acquaintance with the literature contributes to the formation of such qualities of speech, logic, sequence, imagery, expressiveness. Classics of pedagogical science and modern researchers have noted that among the works of fiction significant role in the speech development of children given the oral culture. Being a model and an inexhaustible source of perfection of the literary language, folklore, as pointed out by the researchers, is not only ideological depth, but also high artistic qualities. The education of children by means of literature involves two interrelated processes: listening of literary works and play some small and simple poems, stories, fairy tales, that is, the recitation and retelling of the children themselves. The relationship between these processes is reflected in the fact that the level of perception of children, the playback quality of their literary works. Literary work as a verbal form, the verbal characteristics of the image, determining, which operates the child; it is only important to understand them and, having learned, correct practice to use them. One of the forms of learning dialogue is the dialogical reading of texts. Training of dialogical speech is based on the sample submitted in the form of a dialogical text associated with the situation in which communication occurs. In teaching Dialogic speech, it is desirable to vary a variety of types of conversations and forms of work with them: dialogue conversation, dialogue dramatization, interview children between themselves and with the teacher. Widely used are the dialogues on the content of the tales. For example, in the fairy tale "rukavichka" dialogue the animals together; tale Kolosok includes dialogue of cock and mice. In the tale of Kolobok, the main character maintains a dialogue with the animals, meet him on the way. In addition to the tales, for creating dialogs used in works of children's literature. A final interesting form of learning dialogue speech is working on the development of scenarios is preceded by a exercise of children in the drafting of the dialogues, the pronunciation, recreating them. With this, you can use the following task: "Build a dialogue", "Sound scenes", "Meeting". Here is an example of using a gaming exercise "Sound episodes", which aims to teach children to reproduce the dialogues of characters known fairy tales; coherently and consistently to build its own expression. To exercise using books-tale, caps of heroes. Instruction to perform the following: the teacher gives the children the task to reproduce the dialogue chanterelles, which met the wolf, the cat and the Fox; the frog and her son, and the like.

Текст научной работы на тему «Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста по текстам детской литературы»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 3. С. 72-78.

УДК 373.2.091:82-93

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕКСТАМ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Шпиталевская Г. Р.

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Евпатория, Республика Крым

E-mail: gasya_09@mail.ru

В статье раскрыты понятия диалогической речи, трактовка его разными учеными, роль произведений детской литературы для развития связной речи детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: диалогическая речь, дети дошкольного возраста, детская литература.

ВВЕДЕНИЕ.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста является одной из стержневых проблем дошкольной лингводидактики. Ее актуальность предопределяется приоритетными направлениями государственных законов об образовании, направленных на модернизацию дошкольного образования, обновление содержания, совершенствование форм, методов развития культуры речи и речевого общения.

Речевое общение является универсальным условием развития личности в период дошкольного детства. В процессе разнопланового общения ребенок познает естественный, предметный и социальный мир, который его окружает, в его целостности и разнообразии; формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, свой образ «Я»; усваивает и создает культурные ценности, выступая при этом активным субъектом взаимодействия. Конечной целью речевого развития выпускника дошкольного образовательного учреждения является сформированность у него коммуникативной, в том числе и диалогической, компетенции.

Анализ исследований и публикаций. Проблема развития связной речи дошкольников не является новой в научной проблематике. Она исследовалась классикой научной мысли и современными научными работниками в разных аспектах проблемы: психологическом (Выготский Л. С., Леушина А. М., Лурия А. Р., Рубинштейн С. Л.); психолингвистическом (Зимняя И. А., Леонтьев А. А.); лингвистическом (Ладыженская Т. А., Щерба Л. В.);

72

педагогическом (Ворошнина Л. В., Зрожевская А. А., Короткова Н. А., Тихеева Е. И.). Педагогически-методический аспект развития диалогической речи детей дошкольного возраста освещают Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Соловьева О. В..

Цель данной статьи - раскрыть возможности детской литературы для формирования диалогической речи детей дошкольного возраста.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА.

В зависимости от характера и содержания речи, коммуникативных особенностей тех, кто общается, различают диалогическую и монологическую речь. Лингвистический словарь дает такое определение понятия «диалогическая речь»: «диалогическая речь - речь в форме беседы, разговор, в котором принимает участие не менее двух лиц»; «диалог - одна из форм речи, во время которой каждое высказывание адресуется собеседнику» [4, с.51]. В словаре «Педагогическое речеведение» находим такое определение: «диалог - разновидность речи, в которой происходит обмен взаимообусловленными высказываниями-репликами» [3, с. 46].

Федоренко Л. П.рассматривает диалогическую речь «как ситуативно объединенное тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание устных высказываний, которые последовательно образованы двумя и больше собеседниками в непосредственном акте общения. Диалогизирование - это процесс речевого взаимодействия, которое предусматривает обмен репликами, которые не достигают объема монологических высказываний. Диалог - это как сам процесс диалогизирования, так и его результат - текст» [5, с. 6].

Диалогическая форма устной речи является наиболее распространенной и ведущей ее формой. Она всегда осуществляется как определенная деятельность двух лиц: того, кто говорит, и того, кто слушает. Только тот, кто говорит в данный момент, - это активная, а тот, кто слушает, - пассивная сторона. Каждое лицо, которое ведет разговор, выступает то как активная сторона (говорящий), то как пассивная (слушатель).

Диалогическая речь - это речь, которая поддерживается всеми участниками. Ее не планируют, а направленность и результаты определяются в известной мере отдельными высказываниями и репликами участников, их взаимными замечаниями и пожеланиями.

Следовательно, под диалогической речью будем понимать коммуникативный акт, в котором имеет место смена ролей говорящего и слушателя. Он происходит в определенной ситуации общения и является ее продуктом. Ситуация общения включает в себя обстановку, в которой протекает разговор, отношения между собеседниками, речевое побуждение и процесс диалогизирования.

Отличительной чертой диалогического высказывания является его двусторонний характер, на что указывает Якубинский Л. П. Автор отмечает, что «любое взаимодействие людей является именно взаимодействием; оно, в сущности, пытается предотвращать односторонность, хочет быть двусторонним, "диалогическим"» [6, с. 11].

73

Второй особенностью диалогической речи является ее спонтанность, поскольку содержание разговора и его структура зависит от реплик собеседника. Спонтанный характер диалогического высказывания обусловливает использование клише и разговорных формул.

Следующая особенность диалогической речи - ситуативность. Ситуация Арушановой А. Г.рассматривается как совокупность обстоятельств и отношений, что создает определенные условия для общения, влияет на выбор вербальных и невербальных средств коммуникации. Различают ситуации естественные и учебные. Для них важным является «моделирование, речевые интенции, употребление реплик речевого этикета, культуры общения» [1, с. 32].

Бизикова О. А. определила принципы обучения детей диалогической речи. Ведущие из них такие: «коммуникативная направленность обучения; моделирование типичных коммуникативных ситуаций; обучения диалогу как речевой и мыслительной деятельности и различение продуктивности говорения и продуктивности восприятия на слух речевых умений и речевого материала, на основе которого они формируются; отработка ситуативно-речевого стереотипа диалогического контакта, то есть многократное разыгрывание однотипных ситуаций; принцип ролей; адекватный учет типологии диалогического разговора; многоступенчатый подход к изучению диалога» [2, с. 32].

С целью развития диалогической речи ученые предлагают проводить специальные занятия методом подготовленного разговора и методом имитации (театрализации). В процессе подготовленного разговора развивается умение разговаривать, то есть вести диалог, а следовательно, речь обогащается соответствующими синтаксическими конструкциями, лексикой, которая отображает определенную область действительности. Кроме организованных форм обучения, ученые выделяют еще неподготовленную беседу, которая возникает в свободном речевом общении, в том числе и во время режимных процессов, игр, труда.

В психолого-педагогической литературе последних лет центр веса методики развития речи переносится на проблему формирования речевого общения, которое дает возможность учить детей на основе определенной коммуникативной ситуации. «Развивать речевое общение как деятельность - значит усвоить технологию такого обучения, в котором постоянно присутствует обращение действующих лиц друг к другу» [7, с. 268].

Значительную роль в речевом развитии детей исследователи и практики отводят художественной литературе: понимание композиции произведения, эмоциональный аспект восприятия литературного произведения, составление плана произведения - отмечая, что ознакомление с художественной литературой способствует формированию таких качеств речи, как логичность, последовательность, образность, выразительность.

Классики педагогической науки и современные исследователи отмечали, что среди произведений художественной литературы значительная роль в речевом развитии детей отводится устному народному творчеству. Будучи образцом и неисчерпаемым источником совершенствования литературного языка, фольклор,

74

как указывали исследователи, отличается не только идейной глубиной, но и высокими художественными качествами.

Воспитание детей средствами художественной литературы включает в себя два взаимосвязанных процесса: слушание литературных произведений и воспроизведение некоторых небольших и несложных стихотворений, рассказов, сказок, то есть чтение наизусть и пересказы самих детей. Связь между этими процессами выражается в том, что от уровня восприятия детей зависит качество воспроизведения ими литературных произведений.

Литературное произведение дает готовые речевые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок; важно лишь правильно их понять и, усвоив, правильно практически ими пользоваться.

Одной из форм работы обучения диалогу является чтение диалогических текстов. Обучение диалогической речи строится на основе образца, поданного в виде диалогического текста, связанного с ситуацией, в которой происходит общение. При обучении диалогической речи желательно варьировать разнообразные виды диалогов и формы работы с ними: диалог - беседа, диалог -инсценировка, беседа детей между собой и с педагогом. Широко используемыми являются диалоги по содержанию сказок. Например, в сказке «Рукавичка» - диалог зверей между собой; сказка «Колосок» включает диалог петушка и мышей. В сказке «Колобок» главный герой ведет диалог со зверями, встретившимися ему на пути. В этих сказках присущ социальный подтекст, аллегория, иносказание.

Кроме сказок, для создания диалогов используются произведения детской литературы. Например, «Сказка о глупом мышонке» Маршака С. Я., «Волшебное слово», «Синие листья», «Сыновья» Осеевой В. А., «Телефон» Чуковского К. И. и другие.

Интересной итоговой формой обучения диалогической речи является работа по разработке сценариев, которой предшествует упражнение детей в составлении диалогов, проговаривании, воссоздании их. С этой целью можно использовать такие задания: «Собери диалог», «Озвучивание эпизодов», «Встреча». Приведем пример использования игрового упражнения «Озвучивание эпизодов», целью которого является учить детей воспроизводить диалоги персонажей известных сказок; связно и последовательно строить собственные высказывания. Для проведения упражнения используют книжки-сказки (3 - 5), шапочки героев. Инструкция к выполнению следующая: воспитатель дает детям задания воспроизвести диалог лисички, которая встретила волка, кота и лисы; лягушки и ее сына и тому подобное.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, использование текстов детской литературы обеспечивает процесс становления диалогической речи дошкольников. Литературные произведения, в которых присущи диалоги между героями или которые дают основу для создания детьми диалогов, играют значительную роль в речевом развитии детей дошкольного возраста.

75

Список литературы.

1. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: метод. пособие / А. Г. Арушанова. - М., 2011. - 185 с.

2. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи у старших дошкольниковв процессе интеграции традиционных и компьютерных игр : дис. ... канд. пед. наук / О. А. Бизикова. - Екатеринбург, 2007. - 200 с.

3. Педагогическое речеведение. Словарь - справочник. - Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. - М.: Флинта, 1998. - 312 с.

4. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь: учеб.-практич. пособие для бакалавров / под ред. В. Д. Черняк. - М., 2012. - 463 с.

5. Федоренко, Л. П. Закономерности усвоения родной речи / Л. П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1984. - С. 10 - 29.

6. Якубинский, Л. П. Язык и его функционирование / Отв. ред. А. А. Леонтьев. - М.: Наука, 1986. - 208с.

7. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. образования / В. И. Яшина, А. А. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 448 с.

УДК 373.2.091:82-93

THE FORMATION OF THE DIALOGICAL SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN'S TEXTS CHILDREN'S LITERATURE

Shpitalevskaya G. R.

Yevpatoria Institute of Social Sciences (Branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Yevpatoria, Republic of Crimea

E-mail: gasya_09@mail.ru

With the aim of developing dialogical speech scientists propose to hold special sessions prepared by the method of conversation and method of simulation (theatrical). In the process of prepared conversation develops the ability to speak, that is, to engage in dialogue, and therefore it is enriched with relevant syntactic constructions and vocabulary, which displays a certain area of reality. In addition to organized forms of study, scientists are still unprepared conversation that occurs in a free speech communication, including during sensitive processes, games, work.

In psycho-pedagogical literature in recent years, the center of weight of the methodology of speech development is transferred to the problem of formation of verbal communication, which gives opportunity to teach children on the basis of a certain communicative situation. To develop verbal communication as an activity, then internalize the technology of this training, which is constantly present appeal of the actors to each

76

other. A significant role in the speech development of children researchers and practitioners assign fiction: understanding of composition, the emotional aspect of the perception of literary works, plan works - noting that acquaintance with the literature contributes to the formation of such qualities of speech, logic, sequence, imagery, expressiveness.

Classics of pedagogical science and modern researchers have noted that among the works of fiction significant role in the speech development of children given the oral culture. Being a model and an inexhaustible source of perfection of the literary language, folklore, as pointed out by the researchers, is not only ideological depth, but also high artistic qualities.

The education of children by means of literature involves two interrelated processes: listening of literary works and play some small and simple poems, stories, fairy tales, that is, the recitation and retelling of the children themselves. The relationship between these processes is reflected in the fact that the level of perception of children, the playback quality of their literary works.

Literary work as a verbal form, the verbal characteristics of the image, determining, which operates the child; it is only important to understand them and, having learned, correct practice to use them.

One of the forms of learning dialogue is the dialogical reading of texts. Training of dialogical speech is based on the sample submitted in the form of a dialogical text associated with the situation in which communication occurs. In teaching Dialogic speech, it is desirable to vary a variety of types of conversations and forms of work with them: dialogue - conversation, dialogue dramatization, interview children between themselves and with the teacher. Widely used are the dialogues on the content of the tales. For example, in the fairy tale "rukavichka" - dialogue the animals together; tale Kolosok includes dialogue of cock and mice. In the tale of Kolobok, the main character maintains a dialogue with the animals, meet him on the way.

In addition to the tales, for creating dialogs used in works of children's literature. A final interesting form of learning dialogue speech is working on the development of scenarios is preceded by a exercise of children in the drafting of the dialogues, the pronunciation, recreating them. With this, you can use the following task: "Build a dialogue", "Sound scenes", "Meeting". Here is an example of using a gaming exercise "Sound episodes", which aims to teach children to reproduce the dialogues of characters known fairy tales; coherently and consistently to build its own expression. To exercise using books-tale, caps of heroes. Instruction to perform the following: the teacher gives the children the task to reproduce the dialogue chanterelles, which met the wolf, the cat and the Fox; the frog and her son, and the like.

Keywords: dialogic speech, pre-school children, children's literature.

References

1. Arushanova, A.G. Development of communicative abilities of preschool children / A.G. Arushanova.

- Moscow., 2011. - 185 p.

77

LUnumaneecKaa r. P.

2. Bizikova, O.A. Development of dialogical speech at the senior preschool children in the process of integration of traditional and computer games: dis. ... Cand. ped. Science / O.A. Bizikova. -Ekaterinburg, 2007. - 200 p.

3. Pedagogical investigation of speech. Reference Dictionary. - 2nd edition rev. and ext. / Ed. by T.A. Ladyzhenskaya and A.K. Michalska; comp. A.A. Knyazkov. - Moscow .: Flint, 1998. - 312 p.

4. Russian language and culture of speech. Workshop. Dictionary: Guide for Bachelors / ed. by V.D. Chernyak. - Moscow, 2012. - 463 p.

5. Fedorenko, L.P. Laws of mastering of native speech / L.P. Fedorenko. - Moscow .: Education, 1984. -P. 10-29.

6. Yakubinsky, L.P. Language and its functioning / Ed. by A.A. Leontiev. - Moscow, Nauka, 1986. -208 p.

7. Yashin, V. Theory and methods of language development of children: the textbook for students / V. Yashin, A.Alekseev; Ed. by V. Yashin. -. 5 th ed. - Moscow: Publishing Center "Academy", 2014. 448 p.

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.