Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / РЕЧЕВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / SPEECH / SPEECH COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / COMMUNICATIVE APPROACH / SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / LANGUAGE EDUCATION / PRIMARY EDUCATION SYSTEM / DIALOGIC SPEECH / MONOLOGICAL SPEECH / SPEECH LITERACY / GAME TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кот Тамара Алексеевна

Статья посвящена изучению сущности и методологической основы языкового образования младших школьников. В работе в качестве ведущих концептуальных основ осуществления языковой подготовки обучающихся в системе начального образования на современном этапе обоснованы компетентностный и коммуникативный подходы. В работе рассмотрены основные методические рекомендации по формированию речевой компетенции младших школьников в системе начального образования при обучении родному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF SPEECH COMPETENCE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the study of the essence and methodological basis of language education of younger students. In the work as the leading conceptual bases of implementation of language training of students in the primary education system at the present stage, competence and communicative approaches are substantiated. The paper considers the main methodological recommendations for the formation of speech competence of younger students in the primary education system when teaching their native language.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

слабости левополушарных функций II блока мозга» (по отставанию в развитии таких функций, как переработка слуховой информации и переработка кинестетической информации: акустико-кинестетическая дисграфия).

Следовательно, логопедическая работа по развитию фонематического слуха, языкового анализа, построенная на общих требованиях к коррекции (в нашем случае пропедевтике) дисграфии, но не дополненная нейропсихологическими заданиями и упражнениями, направленными на развитие функций II и III блока мозга не обеспечила в должной мере детей от развития регуляторной дисграфии, на основе функций программирования и контроля.

Отсутствие же детей с выявленной дисграфией в экспериментальной группе говорит об успешности проведенного формирующего эксперимента по реализации авторской программы с целью пропедевтики дисграфии.

По результатам обследования письменной речи на начало обучения во 2-м классе можно констатировать следующие факты:

1. Ошибки специфического характера, носящие единичный, не стойкий характер были выявлены:

- в экспериментальной группе - у 16% обучающихся;

- в контрольной группе - у 50% обучающихся.

2. Стойкость специфических ошибок:

- в экспериментальной группе - отсутствует;

- в контрольной группе присутствует - у 33% обучающихся.

3. Проявление дисграфии:

- в экспериментальной группе - отсутствует;

- в контрольной группе присутствует - у 8% обучающихся.

У детей контрольной группы с выявленной дисграфией на этапе констатирующего эксперимента помимо нарушений фонематического слуха, была выявлена общая закономерность в преобладании нарушений двигательного праксиса при нормальном развитии речи: с лексической, грамматической стороны, включая ее связность в построении предложений, с минимальным присутствием отклонений в оральном и пальцевом праксисе, что говорит о большем нарушении в премоторной зоне мозга, и частичной в постцентральной.

Следовательно, в контрольной группе логопедическая работа по пропедевтике дисграфии не дополненная нейропсихологическими заданиями и упражнениями, направленными на развитие функций II и III блока мозга не обеспечила положительного результата. Напротив, по результатам реализации авторской рабочей программы в экспериментальной группе, с поэтапным развитием функций II и III блока через нейропсихологический подход показала положительную динамику. Не обнаружено ни одного ребёнка с дисграфией или ее элементами в виде стойких специфических ошибок.

Всё вышеописанное указывает на эффективность разработанной и проведенной авторской программы по пропедевтике дисграфии у младших школьников посредством нейропсихологического подхода в рамках формирующего эксперимента.

Литература:

1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Вестник Мининского университета. 2019. Т.7 No 1. URL: https://vestnik.mininunier.ru/jour/article/view/931

2. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике икоррекции речевых расстройств. - Изд-во С-Пб. Ун-та, 2001. C. 195-212.

3. Ахутина Т.В., Бабаева Ю.Д., Корнеев А.А., Кричевец А.Н., Воронова М.Н., Егорова О.И. Влияние индивидуально-типологических особенностей высших психических функций младших школьников на формирование навыка письма. // Вестник МГУ, 2008, №3. C. 63-73

4. Ахутина Т.В., Величенкова О.А., Иншакова О.Б. Дисграфия: нейропсихологический и психолого-педагогический анализ // Человек пишущий ичитающий: Материалы международной конференции (14-16 марта 2002 г.С.-Петербург). - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2004. C. 82-97.

5. Медведева Е.Ю. Особенности работы по обогащению лексико- грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи. Вестник Мининского университета. 2014 г. №3 Стр. 21-24

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства

учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Кот Тамара Алексеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена изучению сущности и методологической основы языкового образования младших школьников. В работе в качестве ведущих концептуальных основ осуществления языковой подготовки обучающихся в системе начального образования на современном этапе обоснованы компетентностный и коммуникативный подходы. В работе рассмотрены основные методические рекомендации по формированию речевой компетенции младших школьников в системе начального образования при обучении родному языку.

Ключевые слова: речь, речевая компетенция, компетентностный подход, коммуникативный подход, речевое развитие детей, младшие школьники, языковое образование, система начального образования, диалогическая речь, монологическая речь, речевая грамотность, игровые методы обучения.

Annotation. The article is devoted to the study of the essence and methodological basis of language education of younger students. In the work as the leading conceptual bases of implementation of language training of students in

the primary éducation system at the present stage, competence and communicative approaches are substantiated. The paper considers the main methodological recommendations for the formation of speech competence of younger students in the primary education system when teaching their native language.

Keywords: speech, speech competence, competence approach, communicative approach, speech development of children, primary school children, language education, primary education system, Dialogic speech, monological speech, speech literacy, game teaching methods.

Введение. На современном этапе реформирования школы в целом и совершенствования обучения родному языку в частности, одной из главных задач является формирование инициативной, самостоятельно мыслящей личности, способной свободно и в совершенстве владеть родным языком как средством общения, познания окружающего мира, самореализации и жизнетворчества.

В современных условиях модернизации школьного образования особую актуальность приобретает проблема овладение школьниками родного языка не только как средства познания, но и общение, приобщение к сокровищницам культуры нации. Новые тенденции школьного языкового образования предполагают усиление практической направленности процесса овладения родного языка, подчинение работы над языковой теорией и речевым развитием обучающихся.

На основе учета актуальных требований к языковому образованию в современной лингводидактике определен приоритетным и перспективным коммуникативный подход, при котором развитие коммуникативной речи приобретает статус ведущего принципа обучения родного языка, а цель школьного языкового курса видится в том, чтобы научить обучающихся свободно пользоваться родным языком как средством общения, духовного обогащения и формирования интеллектуальной культуры, в обеспечении надлежащего уровня речевой компетенции детей, который выступает одним из важнейших условий их успешной социализации.

Так, основная цель обучения родному языку в школе заключается в формировании личности, обладающей умениями и навыками свободно пользоваться речевыми средствами. В этой связи языковое образование в современной школе должно быть направлено на формирование у обучающихся языковой и речевой компетенции, начиная с уровня начального образования. Это актуализирует обращение и к компетентностному подходу в образовании.

Изложение основного материала статьи. Язык - это главный инстинкт, который отличает человека от других живых существ; это социальная связь между людьми, средство для выявления своего внутреннего мира и для приема нового безграничного знания. В данном контексте целесообразно привести мнение К.Д. Ушинского, который назвал язык могучим и великим педагогом, который «не только учит многому, но и учит на удивление легко, каким-то недостижимо облегченным методом». «Родной язык выполняет прежде всего две социальные функции - служит средством развития личности как предпосылки развития народа и используется как средство познания и коммуникации» [9, с. 54].

«Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы -требования, предъявляемые сегодняшним обществом к младшему школьнику» [8, с. 176].

Соответствие результатов образования указанным требованиям может быть достигнуто путем обоснования в качестве ведущих подходов реализации педагогической деятельности в начальной школе коммуникативный и компетентностный.

Коммуникативный подход к обучению родному языку как сложный многоплановый процесс предполагает изучение системы языка как средства общения людей, как совокупности, единства языка и речи, как речевого воплощения языковой системы, которая только через речь выполняет свое коммуникативное назначение, как средства познания и отражения действительности, которая неразрывно связана с коммуникативным назначением языка [2].

Коммуникативный подход ориентирован на изучение языка через общение. В практическом плане данных подход реализуется при обеспечении таких условий, как:

- коммуникативная направленность всех видов обучения;

- главным в процессе обучения является не педагог, а обучающийся;

- заинтересованность обучающихся процессом обучения в соответствии с их интересами, способностями и потребностями;

- учебно-методические материалы подаются по ситуативно-тематическому или функциональному принципу;

- основными видами работы обучающихся являются: парная работа (диалог), групповая работа (полилог), самостоятельная работа (письменные работы по развитию речи).

- направленность обучения ребенка не на получение языковых знаний, а на выработку навыков (грамматических, лексических, фонетических, речевых умений), обеспечивающих возможность осуществления речевой деятельности во время общения, реализацию языка в актах коммуникации;

- учет принципа коммуникативной организации, что предусматривает коммуникативный характер упражнений, используемых в учебном процессе для выработки навыков и речевых умений;

- формирование у обучающихся побудительно-мотивационной фазы деятельности - создание потребности в речевом общении.

Компетентностный подход к изучению языков в научной литературе рассматривают как средство организации учебно-познавательной деятельности, которое обеспечивает усвоение обучающимися содержания обучения и достижения целей образования при решении определенных проблемных задач. Результатом процесса обучения, с позиций, компетентностного похода, является сформированность на определенном уровне (в зависимости от образовательной ступени) комплекса компетенций и компетентностей.

Так, языковое образование младших школьников в широком смысле направлено на формирование коммуникативной компетентности и ее составляющих. Одним из компонентов, обеспечивающих формирование коммуникативной компетентности, является речевая компетенция младших школьников.

Под речевой компетенцией, по словам О.А. Дорожкиной и В.Н. Дроновой, понимается «умение ребенка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые, (мимика, жесты, движении) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности» [3, с. 259].

В структуре речевой компетентности исследовательницы выделяют следующие составляющие:

- лексическую;

- грамматическую;

- фонетическую;

- диалогическую;

- монологическую;

- коммуникативную [3].

Каждый современный учитель хорошо понимает, что развитие речи - задача не только для уроков русского языка, но и других учебных предметов тоже. Однако для уроков предмета русский язык эта задача является основной. На каждом уроке данного предмета учитель заботится о правильном и точном употреблении детьми слов, учит строить предложения, пересказывать, излагать свои мысли» [1, с. 290].

Важное место в формировании речевой компетенции обучающихся начальных классов отводится развитию навыков устной диалогической и монологической речи (устной и письменной).

Диалоговые формы освоения знаний - это формы, построенные на основе активного взаимодействия и устойчивой обратной связи между передающим знания специалистом и тем, кто их воспринимает [7].

Работа над диалогом предусматривает два этапа:

1) воспроизведение, разыгрывание диалога на основе прослушанного или прочитанного текста;

2) составление диалога по ситуативным рисункам, со словесно описанной опорой на вспомогательный материал, а также самостоятельно, соблюдая правил этикета, культуры общения.

Методика работы над развитием диалогической речи предусматривает учета психологической структуры этого вида речевой деятельности, которая включает следующие составляющие:

- мотив,

- цель,

- средство (язык),

- конечный результат (ожидаемая реакция собеседника) [6].

Диалог требует четкой формулировки вопросов, точных и лаконичных ответов, вежливого обращения к собеседнику, толерантного и корректного высказывания замечаний, возражений, советов и тому подобное.

Вопросно-ответная форма диалогического общения наиболее типична и методически разработана. В диалоге она используется для решения следующих групп образовательных задач:

- познавательных (информативных);

- социально-коммуникативных (контактоустанавливающих) [3].

В процессе формирования диалогической речи обучающихся в системе начального образование большое внимание должно уделяться усвоению младшими школьниками моделей речевого этикета. Обучающиеся должны запомнить основные формулы этикета, знать, при каких обстоятельствах каждая из них употребляется, а также правильно и уместно использовать их в собственной речи.

На основе достаточно сформированных диалогических умений младших школьников целесообразно обращаться к игровому методу. По мнению исследователей О.А. Дорожкиной и В.Н. Дроновой, «сюжетно-ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых» [3, с. 263].

Игра является наиболее усвоенной учениками младшего школьного возраста деятельностью. Она стимулирует познавательную, трудовую и творческую активность. В этой связи при развитии диалогических умений младших школьников опора на игру (игровые действия, игровые формы, средства) - это наиболее оптимальный путь включения обучающихся в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на обучение без перегрузок.

Формирование монологической речи должно осуществляться в два основных этапа:

- пересказа прочитанных или прослушанных текстов;

- построения собственных высказываний на основе увиденного, пережитого.

Для обеспечения содержательности высказываний, нужно предлагать младшим школьникам говорить или писать только о том, что им хорошо известно, чтобы их повествования были построены на известных им фактах, на основе собственных наблюдений, жизненного опыта [4].

При реализации цели и задач речевого развития младших школьников необходимо применять различные тренировочные упражнения. Уместнее всего применять упражнения разных уровней, предназначенные для усвоения речевого материала и развития речевых умений в реальной коммуникативной ситуации, а также отвечающие цели обучения - формированию речевой компетенции [5].

Выводы. Таким образом, при реализации языкового образования младших школьников в качестве ведущих концептуальных основ должны быть признаны и учтены коммуникативный и компетентностный подходы. Одним из результатов языкового образования обучающихся начальной школы должно являться сформированность определенного уровня речевой компетенции, что выражается в способности детей к полноценной и осмысленной коммуникации.

Достижение указанного результата возможно путем применения различных технологий, методов и форм обучения диалогической и монологической речи, лексической, синтаксической и орфоэпической грамотности младших школьников. Однако разнообразие технологий, методов, приемов, и форм обучения не должны быть самоцелью. Их использование и сочетание следует подчинять содержанию и цели педагогического взаимодействия, в данном контексте - формированию речевой компетенции обучающихся начальных классов.

Литература:

1. Григорьева Т.П. Развитие речи младших школьников // Молодой ученый. - 2014. - №14. -С. 289-292.

2. Донская Т.К. Развивающая функция метода коммуникации в обучении русскому языку // Совершенствование работы по развитию речи школьников: Межвузовский сборник научных трудов. - СПб.: СПбГПИ имени А. И. Герцена, 2007. - 146-150 с.

3. Дорожкина О.А., Дронова В.Н. Социально-педагогические аспекты формирования диалогической компетентности младших школьников // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 1. -С. 259-264

4. Дронова В.Н. Особенности речевой деятельности ребенка, поступающего в первый класс // Гаудеамус. - Тамбов, 2002. - № 2 (2). - С. 138-148.

5. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. - М.: Просвещение, 2005. - 256 с.

6. Плеханова Т.Ф. Текст как диалог: монография. - Мн., 2003. - С. 200.

7. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич Мн., 2001. С. 179.

8. Сокорутова Л.В. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в национальной школе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 176-179.

9. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1989. -Т. 4: Родное слово. - 528 с.

Педагогика

УДК 796/799

кандидат социологических наук, профессор Крамской Сергей Иванович

Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород); кандидат биологических анук, доцент Амельченко Ирина Анатольевна Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент Егоров Дмитрий Евгеньевич

Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ТЕХНИЧЕСКИХ

ВУЗАХ

Аннотация. В материале статьи рассматриваются вопросы активизации интереса к элективным дисциплинам по физической культуре и спорту. Выявляются моменты, снижающие интерес к обозначенной дисциплине. Предложены направления по активизации интереса к элективным дисциплинам по физической культуре и спорту.

Ключевые слова: единоборства, уровень физической подготовленности, мотивация, спортивные игры, гандбол, элективные дисциплины по физической культуре и спорту, соревновательная деятельность, выбор вида спортивной деятельности, материально-техническое обеспечение.

Annotation. The article deals with the activation of interest in elective disciplines in physical culture and sports. Identifies points that reduce the interest in the indicated discipline. The directions on activation of interest to elective disciplines on physical culture and sport are offered.

Keyword: martial arts, the level of physical fitness, motivation, sports games, handball, elective disciplines in physical culture and sports, competitive activity, the choice of the type of sportive activity, logistics.

Введение Анализируя данные Крамской С.И., Егоров Д.Е., Амельченко И.А., посвященную исследованию уровня физической подготовленности студентов состояния их здоровья была выявлена динамика ухудшения здоровья, развитию гиподинамии, формирования зависимости от различных современных «гаджетов». Крамской С.И. [4], Егоров Д.Е. [3], Виленский М.Я., Горшаков А.Г. [1], указывают на различные причины развития данной ситуации, где среди прочих, основной выделена низкая эффективность дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту. Одной из причин развития данной ситуации по мнению авторов была сильная загруженность студентов учебной деятельностью.

Изложение основного материала статьи. Состояние здоровья и уровень физической подготовленности современной молодежи вызывает тревогу у многих специалистов (педагогики, медицины и т.д.). И на данную ситуацию указывают целый ряд специалистов Крамской С.И. Амельченко И.А. [4], Егоров Д.Е. [3].

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования [8], утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ по всем направлениям подготовки бакалавриата и специалитета, в пункте 6.5. утверждено следующее: дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

— «Базовая» в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы), реализуемую в виде теоретических (лекционных) и практических (семинарских) занятий;

— «Элективная» в объеме не менее 328 академических часов, которая является также обязательной для каждой образовательной программы, предполагая выбор по видам спорта для студентов основной и подготовительной медицинских групп здоровья.

Дисциплина "Элективные курсы по физической культуре" направлена на формирование физической культуры личности обучающихся, подготовку к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья.

Особенностью элективных дисциплин является возможность выбора видов спортивной деятельности, но вопрос заключается в возможности учебного заведения удовлетворить данное желание. Наличие материальной базы и профессорско-преподавательского состава, где отсутствие одного из составляющих делает невозможным реализацию данной программы.

Для выявления видов спортивной деятельности был проведен опрос студентов 1-3 курсов. У юношей первым по количеству желающих были спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол). Далее расположились желание заниматься единоборствами. На третьем месте оказались workout и parkour.

У девушек на первое место вышили желание заниматься степ аэробикой. Так как по мнению студенток данный вид спортивной деятельности наиболее эффективны для приведения тела к «эталонным» показателям. На втором месте оказались упражнения на тренажерах. И на третьем месте оказались спортивные игры.

Если для организации занятий по спортивным играм, степ аэробикой и занятий на тренажерах найти специалиста не представляется проблемой, то для занятий workout и parkour найти специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.