Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ТВОРЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ ЛЕПКЕ (НА ПРИМЕРЕ КЕРАМИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ)'

МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ТВОРЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ ЛЕПКЕ (НА ПРИМЕРЕ КЕРАМИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛАЯ ПЛАСТИКА / ДЕКОРАТИВНАЯ ЛЕПКА / МОТИВАЦИЯ / МОТИВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карачевский Евгений Геннадьевич, Вольгушев Антон Евгеньевич

По мнению автора, значимость фактора творческой активности вне зависимости от учебной дисциплины до сих пор недооценена в начальной школе. Творческая активность, мотивированность ребенка к творчеству способствует формированию зоны ближайшего развития, активно влияет на поиск новых приоритетов и открытий. В этой связи личное отношение ребенка (субъект обучения) определяется уровнем его мотивации к данному виду учебной, физической, творческой или иной деятельности. В статье представлены виды мотивации как факторы побуждения младших школьников к решению творческих художественных задач на занятиях малой пластики, декоративной лепке. Мотив, действуя как раздражитель, управляет поведением учащегося, определяя его организацию, активность, устойчивость, целеполагание к дальнейшему усвоению программы, развитию художественных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карачевский Евгений Геннадьевич, Вольгушев Антон Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN TO CREATIVE CLASSES IN DECORATIVE MODELING (ON THE EXAMPLE OF A CERAMIC WORKSHOP)

According to the author, the importance of the factor of creative activity, regardless of the academic discipline, is still underestimated in primary school. Creative activity, motivation of the child to creativity contributes to the formation of a zone of immediate development, actively influences the search for new priorities and discoveries. In this regard, the personal attitude of the child (the subject of learning) is determined by the level of his motivation for this type of educational, physical, creative or other activity. The article presents the types of motivation as factors of motivation of younger schoolchildren to solve creative artistic tasks in the classes of small plastics, decorative modeling. The motive, acting as an irritant, controls the behavior of the student, determining his organization, activity, stability, goal-setting for further assimilation of the program, the development of artistic abilities.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ТВОРЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ ЛЕПКЕ (НА ПРИМЕРЕ КЕРАМИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ)»

Выводы. Для организации процесса компьютеризированного обучения будущих учителей русского языка и литературы иноязычному профессионально-ориентированному общению актуальны следующие принципы коммуникативно-когнитивного подхода: междисциплинарности; интенсивной опоры на фоновые знания; развитии и совершенствовании всех сторон вторичной языковой личности обучающегося; аутентичности; уровневого подхода к обучению; многоступенчатого подхода к обучению иноязычной диалогической речи; учета типологии диалогической речи; интерактивности; контекстуальной обусловленности; когнитивного разрыва; фреймового моделирования. Адаптация перечисленных принципов к условиям компьютеризированного обучения будущих учителей русского языка и литературы обусловлена необходимостью усиления когнитивно-прагматической направленности обучения иноязычному профессиональному взаимодействию, опосредованному компьютером как средством обучения.

Литература:

1. Андронкина, Н.М. Когнитивно-деятельностный подход к формированию лингвосоциокультурной компетенции в обучении немецкому языку студентов языкового вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Андронкина Наталья Михайловна. - Санкт-Петербург, 2009. - 49 с.

2. Барабанова, Г.В. Обучение деловому иностранному языку с опорой на жанровый фрейм / Г.В. Барабанова // Актуальные вопросы современной науки. - 2013. - № 26. - С. 46-45.

3. Григорьева, В.С. Речевое общение в аспекте взаимодействия когнитивных и языковых структур / В.С. Григорьева // Когнитивные исследования языка. - 2012. - № 12. - С. 82-92.

4. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб. пособ. / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. - Москва: Академия, 2004. - 264 с.

5. Максимова, М.Н. Обучение аргументативному дискурсу студентов неязыкового технического вуза (на материале английского языка) / М.Н. Максимова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - № 23. - С. 91-98.

6. Скалкин, В.Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка): пособие для учителей / В.Л. Скалкин. - Киев: Радянська школа, 1989. - 158 с.

7. van Lier L. The Ecology and Semiotics of Language Learning: A Sociocultural Perspective / L. van Lier. - Springer, 2016. - 363 p.

8. Richards, J.C. Language and Communication / J.C. Richards, R.W. Schmidt. - Routledge, 2014. - 290 p.

Педагогика

УДК 37.015.31

магистрант Карачевский Евгений Геннадьевич

Педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); кандидат педагогических наук, доцент Вольгушев Антон Евгеньевич Педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ТВОРЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ ЛЕПКЕ

(НА ПРИМЕРЕ КЕРАМИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ)

Аннотация. По мнению автора, значимость фактора творческой активности вне зависимости от учебной дисциплины до сих пор недооценена в начальной школе. Творческая активность, мотивированность ребенка к творчеству способствует формированию зоны ближайшего развития, активно влияет на поиск новых приоритетов и открытий. В этой связи личное отношение ребенка (субъект обучения) определяется уровнем его мотивации к данному виду учебной, физической, творческой или иной деятельности. В статье представлены виды мотивации как факторы побуждения младших школьников к решению творческих художественных задач на занятиях малой пластики, декоративной лепке. Мотив, действуя как раздражитель, управляет поведением учащегося, определяя его организацию, активность, устойчивость, целеполагание к дальнейшему усвоению программы, развитию художественных способностей.

Ключевые слова: творческая активность, учебная деятельность, малая пластика, декоративная лепка, мотивация, мотив.

Annotation. According to the author, the importance of the factor of creative activity, regardless of the academic discipline, is still underestimated in primary school. Creative activity, motivation of the child to creativity contributes to the formation of a zone of immediate development, actively influences the search for new priorities and discoveries. In this regard, the personal attitude of the child (the subject of learning) is determined by the level of his motivation for this type of educational, physical, creative or other activity. The article presents the types of motivation as factors of motivation of younger schoolchildren to solve creative artistic tasks in the classes of small plastics, decorative modeling. The motive, acting as an irritant, controls the behavior of the student, determining his organization, activity, stability, goal-setting for further assimilation of the program, the development of artistic abilities.

Key words: creative activity, educational activity, small plastic arts, decorative molding, motivation, motive.

Введение. Формирование всесторонне развитой личности ребенка проходит через тесное взаимодействие семьи и школы, интеграцию дополнительного образования с внутренними потребностями и способностями школьника.

Творческая активность в учебном процессе является одной из форм взаимодействия с реальным миром, проявляющаяся в познавательной деятельности, получении новой информации, новых впечатлений, знаний и результатов. Творческая деятельность независимо от изучаемой дисциплины способствует формированию зоны ближайшего развития, поиска новых приоритетов и открытий. Личное отношение субъекта обучения определяется уровнем его мотивации к данному виду учебной, физической, творческой или иной деятельности.

Понятия «мотив», «мотивация» (от лат. «двигать» - побуждать к действию) - весьма многозначны. Одно из толкований - это «материальный или идеальный предмет (опредмеченная потребность), представляющий окончательную ценность для субъекта, определяющий направление его деятельности, достижение которого и выступает смыслом деятельности.

Изложение основного материала статьи. Учебная деятельность в современной школе и дополнительном образовании может рассматриваться как творческий процесс, включающий в себя тесное педагогическое взаимодействие учителя и ученика. В структуру учебной деятельности входят такие аспекты: учебное действие; учебные задачи; контроль выполнения предыдущих действий; оценка обратной связи в усвоении учебного материала и практики.

Не каждая учебная цель, либо поставленная педагогом задача воспринимается учащимися на уровне быстрого восприятия, усвоения и проявления обратной связи. Согласно педагогическим принципам учитель обязан находить

компромисс, мотивировать и стимулировать активные действия воспитанников к выполнению учебного, творческого задания.

Учебная деятельность, связанная с изобразительным искусством, включающая в себя скульптуру (малую пластику) и, в частности, декоративную лепку, сопряжена со значительной умственной, физической, психологической нагрузкой. Во время теоретической работы с учащимися и практического выполнения упражнений, творческих заданий педагогу -художнику необходимо учитывать особенности соматической системы, психомоторное, физическое состояние учащихся. Сложность и трудоемкость поставленных задач тесно связаны с внешними факторами: состояние оборудования мастерской, класса, рабочей зоны, методического фонда, зоны личного комфорта воспитанника. Комфортная психологическая обстановка сопутствует положительному эмоциональному отношению ребенка к получению знаний, умений, навыков. Негативная обстановка несет в себе отрицательное отношение, учебная активность в этом случае падает [4, С. 130].

Самостоятельное выполнение младшими школьниками учебных упражнений и заданий требует от них существенных умственных и физических затрат, которые могут сопровождаться некоторыми психологическими проявлениями и возникающими особенностями детской психики (усталость, утомляемость, раздражительность), возрастающей стрессовой импульсивностью, психологические состояния ведут к эмоциональному напряжению, умственной, физической перегрузке.

Для проведения результативного творческого познавательного процесса необходимо рассмотреть деятельность как сознательное активное взаимодействие с внешним миром, во время которого ученик (субъект) целенаправленно действует на внешний мир (объект), удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели. Деятельность ребенка в процессе творчества включает в себя элементы ролевой игры, отождествление собственной личности с создаваемым объектом, одушевление предмета или объекта своего творчества, переживание и тревогу за успешное, либо неуспешное создание своего художественного произведения. В процессе учебной работы учащийся активно взаимодействует с окружением, сверстниками, педагогом, встраивается в общую структуру творческого процесса, активно изучает методики наглядных пособий, активно пользуется методом заимствования у сверстников, интегрируя и перерабатывая под собственное мировоззрение, обращает внимание на внешние раздражители, критику, похвалу, внимательно относится к рекомендациям педагога. В учебном творческом процессе активно включены в работу высшие психические функции как память, мышление, речь.

На занятиях скульптурой малых форм, декоративной лепке воспитанникам предлагается к изучению раздел «Технология», включающий в себя основные понятия и определения, свойства материалов, предназначение оборудования и инструментов, целесообразность технических приемов. Изложение основ профессии художника - керамиста способствует раскрытию секретов мастерства, предлагает знакомство с приемами тиражирования изделий, значением рентабельности производства керамических изделий, несущих утилитарную функцию. Так, при изучении состава керамических масс, педагог - художник знакомит учащихся с природным физическим состоянием глин. Профессиональная терминология включает в себя новые понятия: «глинище», «дикая глина», «твердое состояние», «пластичное состояние», «шликер», «каолин», «железо», «медь», «кремний», «алюминий». Новая информация воспринимается как открытие и мотивирует воспитанников к новому уровню восприятия и усвоения новых знаний. Возрастающая сложность предпрофессиональной терминологии предполагает высокий уровень интеллектуального развития учащегося, содействует возникновению предпрофессиональных коммуникаций. Ведя и контролируя творческий учебный процесс, педагог - художник предоставляет возможность учащимся узнать происхождение, природное состояние (твердое, пластичное, жидкое), простейший химический состав и структуру глин. Развитие творческой мотивации и личностного отношения младших школьников к предмету полностью зависит от педагогического мастерства педагога - художника. Его личный пример и особенности взаимодействия с учениками во многом способствуют развитию необходимой для творчества мотивации детей. Незаменимым педагогическим воздействием являются его личные примеры и практики (применение педагогического рисунка при составлении рабочего эскиза) [3, С. 47].

Одним из факторов мотивации повышения уровня усвоения и получения знаний является подражание и заимствование профессионального поведения. Л.И. Божович выявила возрастную динамику изменения образцов поведения детей и особенности овладения ими этими образцами [1, С. 211]. Возникающие ситуации в творческом педагогическом процессе приводят к имитации поведения, то есть к осознанному стремлению ребенка копировать определенную модель поведения педагога - художника, группы сверстников. Педагогическое общение, стимулирующее мотивацию младших школьников в учебно-творческой деятельности основывается на физиологических, психологических, социально-психологических предпосылках:

1. Физиологические предпосылки: нормальный уровень развития органов артикуляции; общее соматическое состояние и здоровье; отсутствие принужденных моторных состоянии; подвижность, пластичность двигательных мышц рук и мимических мышц лица.

2. Психологические предпосылки: волевые качества, интеллект, темперамент, общая структура способностей и т.п.

3. Социально-психологические предпосылки: мотивация общения и профессиональная направленность личности, статус и авторитет учителя в ученическом и педагогическом коллективе, социальный и профессиональный опыт, техники педагогического общения [4, С. 58].

Проблемы мотивации в педагогическом процессе раскрывали Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, В.Э. Чудновский, П.М. Якобсон и другие.

В специальной литературе учебная мотивация определяется следующими факторами:

• образовательная система, образовательное учреждение, где осуществляется учебная деятельность;

• организация образовательного процесса;

• субъектные особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками);

• субъектные особенности педагога и, прежде всего, система его отношений к ученику, к делу;

• специфика учебного предмета [2, С. 224].

А.К. Маркова, определяя три типа отношения - отрицательное, нейтральное и положительное, выделила важный аспект, определив положительное отношение к учению как:

а) положительное, неявное, активное, означающее готовность школьника включиться в учение;

б) положительное, активное, познавательное;

в) положительное, активное, личностно-пристрастное, означающее включенность школьника как субъекта общения, как личности и члена общества [5, С. 66].

В процессе познавательно - творческой деятельности происходит развитие разных психологических установок, вместе с тем развивается мотивация, ее устойчивость. Устойчивость проявляется как динамическая характеристика, обеспечивающая относительную продолжительность и высокую продуктивность деятельности воспитанника. Мотивация формируется при направлении на способы и приемы творческого действия, творческого эксперимента, чем на результат

деятельности. Её степень проявляется в разных возрастных группах в зависимости от характера учебных заданий и контроля педагога.

Исследования Е.И. Савонько, И.П. Именитовой, З.М. Хизроевой показали, что связь устойчивости мотивационной структуры (ориентации на процесс - результат - вознаграждение - давление) с ее динамичностью состоит в дифференциации компонентов в структуре, их упорядочении с тенденцией к устойчивости структуры. [2, С. 230] Предоставление возможности физического эксперимента как части исследовательской деятельности, учащимися воспринимается сильнее, глубже, чем заучивание определенных знаний. Для совершенствования практик, закрепления теоретических знаний педагогу - художнику необходимо акцентировать внимание на обратную связь с воспитанниками путем непрерывного опроса, ведения диалога.

На занятиях по декоративной лепке на этапе подготовки «дикой» глины к работе соблюдается сложный технологический цикл, включающий использование технологического оборудования, применение технических приемов, вспомогательных средств и приспособлений. Учащиеся оказываются не просто на занятиях, а в творческой лаборатории по изучению свойств и видов керамических масс, подходящих к определенным видам изделий, их утилитарных функций. Ребенок становится исследователем и ученым в этом контексте учебного процесса, что является стимулятором и раздражителем для дальнейшей мотивации, интеллектуального развития, целеполагания. Это заставляет школьника перейти на более высокий психологический уровень, включающий в себя разнообразные по содержанию и виду умственные и физические действия. Ручной труд в тесной взаимосвязи с работой на простейших приспособлениях и станках (гончарный круг) стимулирует личную заинтересованность, ответственность и др.

Сфера материальных установок может рассматриваться как значимый мотив к дальнейшему предпрофессиональному становлению личности школьника в теоретическом и практическом направлении. Хорошим стимулом здесь является проведение тематических конкурсов, выставок разного уровня, благотворительных акций, конкуров, ярмарок.

Во время практических занятий декоративной лепкой воспитанник разрабатывает творческий проект художественного произведения самостоятельно либо в группе сверстников, под контролем педагога - художника. В этом контексте выполнение задания может быть рассмотрено как проект художественного произведения, либо метода тиражирования, которое предполагает утилитарную функцию изготавливаемого предмета как приспособления для эффективного технологического процесса, как продукцию, применимую в быту, сувенирную продукцию. Реализация сувенирной продукции на сопутствующих мероприятиях предоставляет переход идеального к мотивации монетизировать свой полученный результат, что является одной из компонентов современной социализации, придает динамику следующей ступени творческого мастерства, изучению основ финансовой грамотности и маркетинга.

Выводы. Таким образом, мотивация младших школьников к выполнению творческих, практических занятий малой пластикой, декоративной лепкой заключается в интеграции многих факторов: личный профессионализм и мастерство педагога - художника; возрастные личностные особенности воспитанников; личная заинтересованность в успешной подготовке проекта и его реализации; успешное освоение необходимых технологических процессов, техник, инструментов и приспособлений. Значительным стимулом в создании мотивации к данному виду деятельности у учащихся автор полагает предоставление художественных керамических изделий и проектов, презентацию готового продукта на определенных выставочных и торговых площадках.

Литература:

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: 1968. - 278 с.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.

3. Карачевский, Е.Г. Активизация познавательно-творческой деятельности учащихся на занятиях лепкой (на примере керамической мастерской): Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов / Е.Г. Карачевский. Ялта.: РИО ГПА, 2020. - Вып. 69. - Ч. 4. - 342 с.

4. Клюева, Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Н.В. Клюева. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.

5. Маркова, А.К. Формирование интереса к учению у школьников / А.К. Маркова. - М.: 1986. - 96 с.

Педагогика

УДК 378.046.4

преподаватель Карданов Алим Русланович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); старший преподаватель Абидов Руслан Ризуанович Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА МВД РОССИИ В КОММУНИКАТИВНО-ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье охарактеризована личность сотрудника МВД России, который в соответствии со своими служебными обязанностями ведет переговоры. В процессе выполнения сотрудниками своей профессиональной деятельности важное место занимают коммуникативно-переговорные навыки. Развитые их коммуникативно-переговорных навыков является важной частью учебного процесса курсов повышения квалификации. Автор статьи рассматривает опыт процесса организации коммуникативно-переговорной деятельности в условиях повышения квалификации. Отмечается важность учета способности моделировать развитие переговорного процесса, предвидеть возможность возникновения конфликта, поведения и межличностное взаимодействие участников переговорной деятельности. В коммуникативно-переговорной деятельности роль личности сотрудника становится решающей. Ключом к этой деятельности является специально подготовленный сотрудник. Переговорщиком выбирается доброволец, опытный сотрудник правоохранительных органов с отличным психическим и физическим здоровьем, который умел ясно мыслить в условиях стресса. В осуществлении коммуникативно-переговорной деятельности значительную роль играют навыки ее ведения. В статье дается характеристика модели поведения сотрудника, которая реализуется поэтапно (активное слушание, эмпатия, взаимопонимание, влияние, поведенческие изменения). Для этого вырабатываются правила, которые подлежат исполнению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.