Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ: К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ "СОЦИАЛЬНОГО СПОРТА"'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ: К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ "СОЦИАЛЬНОГО СПОРТА" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ ДЛЯ ВСЕХ / СОЦИАЛЬНЫЙ СПОРТ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Утишева Е.В., Точицкий А.В., Трушковский В.А., Родыгина Ю.К.

Цель исследования - выявление субъективных факторов психологического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях практик социального спорта. Методика и организация исследования. В качестве экспериментальной площадки выступил МОУ Волосовский районный детский дом №1, Ленинградская обл., Волосовский р-н, п. Каложицы. В обследовании приняли участие все дети, находящиеся в данный момент в детском доме, а именно 12 детей, средний возраст 12,7 года, из них 7 девочек (средний возраст 10,6 года), 5 мальчиков (средний возраст 14, 8 года). Все обследованные дети детского дома занимались в разных спортивных секциях, организованных по интересам в образовательном учреждении. Результаты исследования и выводы. Исследование психоэмоционального состояния детей-сирот показало, что, несмотря на занятия спортом, наблюдается сниженный уровень работоспособности как в группе мальчиков, так и в группе девочек, а также нарастающие показатели излишней возбудимости и тревожности в группе мальчиков-сирот. Таким образом, своевременное психологическое информирование и психообразование тренеров и педагогов представляет собой одно из наиболее востребованных направлений в комплексном сопровождении социального спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Утишева Е.В., Точицкий А.В., Трушковский В.А., Родыгина Ю.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ORPHANED CHILDREN: TO THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT OF "SOCIAL SPORT"

Objective of the study was to identify subjective factors of psychological support for orphans and children left without parental care in the context of social sports practices. Methods and structure of the study. Volosovsky district orphanage No. 1, Leningrad region, Volosovsky district, Kalozhitsy village, acted as an experimental site. The survey involved all children currently in the orphanage, namely 12 children, average age 12.7 years, including 7 girls (average age 10.6 years), 5 boys (average age 14.8 years). All examined children of the orphanage were engaged in various sports sections organized by interests in an educational institution. Results and conclusions. A study of the psycho-emotional state of orphans showed that, despite playing sports, there is a reduced level of working capacity both in the group of boys and in the group of girls, as well as increasing rates of excessive excitability and anxiety in the group of orphans. Thus, timely psychological informing and psycho-education of coaches and teachers is one of the most demanded areas in the comprehensive support of social sports.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ: К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ "СОЦИАЛЬНОГО СПОРТА"»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ: К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ «СОЦИАЛЬНОГО СПОРТА»

УДК/UDC 316.62

Информация для связи с автором: utisheva@list.ru

Поступила в редакцию 12.03.2023 г.

Доктор педагогических наук, доцент Е.В. Утишева1 Кандидат педагогических наук А.В. Точицкий1 В.А. Трушковский2

Доктор медицинских наук, профессор Ю.К. Родыгина3

1Национальный государственный институт физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

2Академия Хоккея «Высшая школа тренеров имени Н.Г. Пучкова» 3Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Санкт-Петербург

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ORPHANED CHILDREN: TO THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT OF "SOCIAL SPORT"

Dr. Hab., Associate Professor E.V. Utisheva1

PhD A.V. Tochitsky1

V.A. Trushkovsky2

Dr. Med., Professor Yu.K. Rodygina3

1Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

2Hockey Academy "Higher School of Coaches named after N.G. Puchkov" 3Academician I.P. Pavlov First St. Petersburg State Medical University, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - выявление субъективных факторов психологического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях практик социального спорта.

Методика и организация исследования. В качестве экспериментальной площадки выступил МОУ Волосовский районный детский дом №1, Ленинградская обл., Во-лосовский р-н, п. Каложицы. В обследовании приняли участие все дети, находящиеся в данный момент в детском доме, а именно 12 детей, средний возраст 12,7 года, из них 7 девочек (средний возраст 10,6 года), 5 мальчиков (средний возраст 14, 8 года). Все обследованные дети детского дома занимались в разных спортивных секциях, организованных по интересам в образовательном учреждении. Результаты исследования и выводы. Исследование психоэмоционального состояния детей-сирот показало, что, несмотря на занятия спортом, наблюдается сниженный уровень работоспособности как в группе мальчиков, так и в группе девочек, а также нарастающие показатели излишней возбудимости и тревожности в группе мальчиков-сирот. Таким образом, своевременное психологическое информирование и психообразование тренеров и педагогов представляет собой одно из наиболее востребованных направлений в комплексном сопровождении социального спорта.

Ключевые слова: спорт для всех, социальный спорт, дети-сироты, психосоциальные особенности, психологическое сопровождение.

Abstract

Objective of the study was to identify subjective factors of psychological support for orphans and children left without parental care in the context of social sports practices.

Methods and structure of the study. Volosovsky district orphanage No. 1, Leningrad region, Volosovsky district, Kalozhitsy village, acted as an experimental site. The survey involved all children currently in the orphanage, namely 12 children, average age 12.7 years, including 7 girls (average age 10.6 years), 5 boys (average age 14.8 years). All examined children of the orphanage were engaged in various sports sections organized by interests in an educational institution. Results and conclusions. A study of the psycho-emotional state of orphans showed that, despite playing sports, there is a reduced level of working capacity both in the group of boys and in the group of girls, as well as increasing rates of excessive excitability and anxiety in the group of orphans. Thus, timely psychological informing and psycho-education of coaches and teachers is one of the most demanded areas in the comprehensive support of social sports.

Keywords: sport for all, social sport, orphans, psychosocial characteristics, psychological support.

Введение. В условиях современного развития России для решения общественных проблем все более применимым становится социальный спорт, как комплекс практик, позволяющий решать социальные задачи посредством вовлечения людей в занятия физической активностью и массовым спортом. [2, 3]. Особой социальной группой общества являются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Занятия двигательной активностью и спортивной деятельностью являются значимым фактором социализации детей, находящихся в ситуации депривации (сиротства) [1, 4]. Для формирования практик социального спорта педагогам и тренерам необходи-

мо располагать данными об особенностях психологических характеристик детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель исследования - выявление субъективных факторов психологического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях практик социального спорта.

Методика и организация исследования. В качестве экспериментальной площадки выступил МОУ Волосовский районный детский дом № 1, Ленинградская обл., Волосовский р-н, п. Каложицы. В обследовании приняли участие все дети, находящиеся в данный момент в детском доме, а именно

№6 • 2023 Июнь | June

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

12 детей, средний возраст 12,7 лет, из них 7 девочек (средний возраст 10,6 лет), 5 мальчиков (средний возраст 14, 8 лет).

Все обследованные дети детского дома занимались в разных спортивных секциях, организованных по интересам в образовательном учреждении.

Для выявления психоэмоциональных особенностей использовался восьмицветовой тест М. Люшера (адаптация Л. Собчик); для диагностики самооценки и уровня притязаний использовалась методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан; для определения актуального психологического пола с выявлением степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности проводился полоролевой опросник Сандры Бем.

Результаты обследования и их обсуждение. Психоэмоциональные особенности детей-сирот в средних значениях показателя суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) у девочек - 17,75 балла, а у мальчиков - 20,4 балла (см. таблицу). На основании этого следует отметить характерный для девочек средний уровень непродуктивной нервно-психической напряженности, когда испытуемый справляется со своими обязанностями в пределах требований общества и способен преодолевать усталость волевым усилием, однако после этого может переживать длинный «шлейф» сниженной работоспособности. В группе мальчиков выявился повышенный уровень непродуктивной нервно-психической напряженности, когда энергетический потенциал невысок, и ребенок вынужден насильно заставлять себя делать те или иные необходимые дела, общий эмоциональный фон характеризуется повышенной возбудимостью, тревожностью, неуверенностью.

Значения вегетативного коэффициента (ВК) больше 4 стандартных баллов отражают доминирование «теплых и активных» цветов в выборе (красный и желтый), а значения меньше 4 - доминирование «холодных и пассивных цветов (синий и зеленый) (см. таблицу). В соответствии с интерпретацией данного показателя обследованные дети обладают установкой на оптимизацию расходования сил, имеют умеренную потребность в восстановлении и отдыхе. Энергетический потенциал невысок, но достаточен для успешной деятельности, однако в экстремальных условиях вероятно запаздывание ориентировки и принятия решений. Показатель вегетативного баланса (ВБ) говорит о том, что у девочек и мальчиков изучаемой выборки преобладает тонус симпатической нервной системы, то есть мобилизация всех функций, подготовка к активной защите, «бегству».

Согласно количественному значению параметра «концентричность-эксцентричность», девочки проявляют большую заинтересованность окружением как объектом воздействия или получения помощи, мальчики же больше сконцентрированы на собственных проблемах (см. таблицу). При этом девочки показали черты неустойчивости и противоречивости личности в большей степени, чем мальчики (параметр «личностный баланс»).

Зафиксирован низкий уровень работоспособности детей-сирот в контексте выбора цветов, что, в общем, соответствует описанным выше характеристикам (см. рисунок). Причем у мальчиков это проявляется ярче, чем у девочек.

Показатель стресса на момент исследования статистически достоверно соответствует проявлению стресса в группе

Психоэмоциональные особенности детей-сирот детского дома п. Ка-ложицы (х±д), в баллах

Показатели Девочки Мальчики

Суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) 17,57+7,67 20,40+8,11

Вегетативный коэффициент (ВК) 3,85+0,69 4,4+0,56

Концентричность - эксцентричность 0,64+4,31 1,6+3,2

Вегетативный баланс 0,42+6,83 0,8 +5,36

Личностный баланс 0,5+6,4 3,6+6,2

Показатели работоспособности и стресса у детей-сирот по тесту Люшера (баллы)

мальчиков (30,3± 3,02, в баллах), в группе девочек имеет место только тенденция к его образованию (19,25±4,01, в баллах) (см. рисунок).

В ходе исследования выявлено, что, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства детей и депривацию, в наблюдаемой выборке детей преобладала реалистичная и адекватная самооценка, при этом в группе мальчиков она имела значения завышенной. Сама по себе данная диагностическая находка показывает нормальную психологическую адаптацию детей-сирот и комфортные условия пребывания, однако в случае с мальчиками требует адекватной психологической помощи.

Гендерная социализация личности в условиях детских домов, где педагогический состав преимущественно женский, требует особого внимания. Предпринятое исследование детей-сирот по методике С. Бем показало, в целом, превалирование у детей (и в группе мальчиков, и в группе девочек) андрогинности - полоролевой идентичности, сочетающей в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества.

Выводы. Исследование психоэмоционального состояния детей-сирот показало, что, несмотря на занятия спортом, наблюдается сниженный уровень работоспособности как в группе мальчиков, так и в группе девочек, а также нарастающие показатели излишней возбудимости и тревожности в группе мальчиков-сирот.

Литература

1. Байер Е. А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома: монография / Е. А. Байер, И. Б. Павлов. - Азов: АзовПечать, 2012. - 648 с.

2. Исмиянов В.В. Концептуальные принципы и закономерности технологии спортивного воспитания и социализации обучающихся сирот в условиях интеграции «школа - СПО - вуз» / В.В. Исмиянов, И.И. Готовцев, Л.Д. Рыбина // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 12. - С. 75-77.

3. Круглова Т.Э. Социальный спорт как возможный формат развития олимпизма. Сб. Олимпийский спорт и спорт для всех / Т.Э. Круглова // Материалы XXVI Международного научного Конгресса. Ред. Р.Т. Бурганова. - Казань, 2021. - С.314-316.

4. Фонд Владимира Потанина. https://fondpotanin.ru/.

References

1. Bayer E. A., Pavlov I. B. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya zhiznestoykosti detey-sirot sredstvami fizicheskoy kultury i sporta v usloviyakh detskogo doma [Pedagogical system for the formation of resilience of orphans by means of physical culture and sports in an orphanage]. Azov: AzovPechat publ., 2012. 648 p.

2. Ismiyanov V.V., Gotovtsev I.I., Rybina L.D. Kontseptualnyye printsipy i zakonomernosti tekhnologii sportivnogo vospitaniya i sotsializatsii obu-chayushchikhsya sirot v usloviyakh integratsii «shkola - SPO - vuz» [Conceptual principles and regularities of the technology of sports education and socialization of orphans in the conditions of integration "school - secondary vocational education - university"]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 12. pp. 75-78.

5. Kruglova T.E. Sotsialnyy sport kak vozmozhnyy format razvitiya olimpizma [Social sport as a possible format for the development of Olympism]. Olimpiyskiy sport i sport dlya vsekh [Olympic sport and sport for all]. Proceedings XXVI International Scientific Congress. R.T. Burganov [ed.]. Kazan, 2021. pp.314-316.

3. Fond Vladimira Potanina [Vladimir Potanin Foundation]. Available at: https://fondpotanin.ru/.

52

http://www.teoriya.ru

№6 • 2023 Июнь | June

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.