Научная статья на тему 'Психологические и психофизиологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Психологические и психофизиологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
790
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ORPHANS / ЗАМЕЩАЮЩИЕ SOS-СЕМЬИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / PERSONAL CHARACTERISTICS / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / MENTAL STATUS / ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / AGE AND GENDER DIFFERENCES / REPLACING SOS-FAMILIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселева Надежда Анатольевна, Ковалевская Екатерина Владимировна

В статье приводится анализ психологических и психофизиологических особенностей детей, проживающих в условиях Детской деревни-SOS и Детского дома. Характеризуются особенности эмоциональной сферы, личностные особенности и невротические тенденции у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения кровных родителей. Выявляются возрастные и гендерные различия исследуемых показателей. Цель. Целью исследования являлось изучение возрастных и гендерных аспектов психологических и психофизиологических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения кровных родителей и проживающих в семьях Детской деревни-SOS и в Детском доме. Метод или методология проведения работы. эмпирическое исследование с помощью методов тестирования, наблюдения и опроса. Результаты. Выявлены значимые возрастные различия по показателям повышенной тревожности, вегетативных дисфункций, нарушений аппетита, расстройства сна; выявлены значимые гендерные различия по показателям фобий и страхов и по шкале эмоционального содержания детских рисунков; выявлены тенденции к значимому различию по гендерному признаку в проявлении расстройств сна и вегетативных дисфункций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения кровных родителей. Область применения результатов. Полученные результаты представляют интерес для научных работников в области возрастной, гендерной, социальной психологии, для работников детских учреждений, а также организаций, связанных с медико-социально-психолого-педагогическим сопровождением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения кровных родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Киселева Надежда Анатольевна, Ковалевская Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

РSYCHOLOGICAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE

The article analyzes the psychological and psychophy-siological characteristics of children living in the Children's Village-SOS and in the Children's Home. Particular emotional and cognitive areas, self image, creativity, mental stress and neurotic tendencies in orphans and children without parental care are characterized in the article. Age and gender differences in the parameters studied are detected. Purpose. The purpose is to discoverage and gender aspects of the psychological and psychophysiological characteristics of children of orphans and children without parental care living in the Children's Village-SOS and in the Children's Home. Methodology. Empirical research of gender particular features of psychic state of alarmness of adopted children with the help of testing. Results. The significant gender differences in terms of phobias and fears were revealed; the significant gender differences on the scale of the emotional content of images were revealed; the study revealed the trends toward significant difference by gender in the manifestation of sleep disorders and autonomic dysfunction;the significant age-related differences in terms of increased anxiety, autonomic dysfunction, eating disorders were revealed. Practical implications. The results are of interest to the science workers of age psychology, gender psychology, social psychology, to the workers of the children's institutions and to the organizations occupied with medical-social-psychological-pedagogycal maintenance of orphans and children without parental care.

Текст научной работы на тему «Психологические и психофизиологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

УДК 316.37

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Киселева Н.А., Ковалевская Е.В.

В статье приводится анализ психологических и психофизиологических особенностей детей, проживающих в условиях Детской деревни-SOS и Детского дома. Характеризуются особенности эмоциональной сферы, личностные особенности и невротические тенденции у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения кровных родителей. Выявляются возрастные и гендерные различия исследуемых показателей.

Цель. Целью исследования являлось изучение возрастных и гендерных аспектов психологических и психофизиологических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения кровных родителей и проживающих в семьях Детской деревни-SOS и в Детском доме.

Метод или методология проведения работы. эмпирическое исследование с помощью методов тестирования, наблюдения и опроса.

Результаты. Выявлены значимые возрастные различия по показателям повышенной тревожности, вегетативных дисфункций, нарушений аппетита, расстройства сна;

выявлены значимые гендерные различия по показателям фобий и страхов и по шкале эмоционального содержания детских рисунков; выявлены тенденции к значимому различию по гендерному признаку в проявлении расстройств сна и вегетативных дисфункций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения кровных родителей.

Область применения результатов. Полученные результаты представляют интерес для научных работников в области возрастной, гендерной, социальной психологии, для работников детских учреждений, а также организаций, связанных с медико-социально-психолого-педагогическим сопровождением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения кровных родителей.

Ключевые слова: дети-сироты, замещающие SOS-семьи, личностные особенности, психические состояния, возрастные и гендерные различия.

РSYCHOLOGICAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE

Kiseleva N.A., Kovalevskaya E.V.

The article analyzes the psychological and psychophysiological characteristics of children living in the Children's Village-SOS and in the Children's Home. Particular emotional and cognitive areas, self image, creativity, mental stress and

neurotic tendencies in orphans and children without parental care are characterized in the article. Age and gender differences in the parameters studied are detected.

Purpose. The purpose is to discoverage and gender aspects of the psychological and psychophysiological characteristics of children of orphans and children without parental care living in the Children's Village-SOS and in the Children's Home.

Methodology. Empirical research of gender particular features ofpsychic state of alarmness of adopted children with the help of testing.

Results. The significant gender differences in terms of phobias and fears were revealed; the significant gender differences on the scale of the emotional content of images were revealed; the study revealed the trends toward significant difference by gender in the manifestation of sleep disorders and autonomic dysfunction;the significant age-related differences in terms of increased anxiety, autonomic dysfunction, eating disorders were revealed.

Practical implications. The results are of interest to the science workers of age psychology, gender psychology, social psychology, to the workers of the children's institutions and to the organizations occupied with medical-social-psychological-pedagogycal maintenance of orphans and children without parental care.

Keywords: orphans, replacing SOS-families, personal characteristics, mental status, age and gender differences.

Современная социальная ситуация характеризуется пристальным интересом общественности к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родительская депри-вация и сложные жизненные условия, в которые попадают дети, накладывают негативный отпечаток на развитие их личности и дальнейшую социализацию в обществе (Дж. Боулби, Л.Д. Гу-лина, Й. Лангмайер, И.Б. Назарова, A^. Прихожан, Г.В. Семья, ЛЖ. Шипицина и др.).

Существуют различные формы жизнеустройства таких детей: детские дома, дома ребенка, приемные семьи, патронатные семьи и т.д. При этом установлено, что наиболее эффективным является проживание детей в условиях, приближенных к семейным (Г. Гмайнер, У. Деннис, В. Лер, М. Раттер, Р. Рейнгольд, Л. Яр-роу и др.) Общепризнано, что родная или замещающая семья обеспечивают лучшие условия воспитания и развития ребенка, чем сиротские учреждения (И.А. Алексеева, Ю.И. Андреева, М.О. Дубровская, И.Г. Новосельский, В.Н. Ослон, Н.Н. Толстых, А.Б. Холмогорова и др.).

Примером социальных учреждений, целью которых является воспитание детей, лишенных родительского попечения, в семье могут служить Детские деревни-SOS, впервые возникшие в Австрии в середине XX столетия и распространившиеся во многих странах мира. Новый опыт проживания в семьях Детской деревни-SOS несомненно нуждается во всестороннем изучении, анализе и осмыслении для поиска оптимальных путей решения психологических проблем, оказания профессиональной помощи и поддержки [1]. Изучение возрастных и гендерных особенностей

приемных детей, проживающих в условиях Детской деревни-SOS, внесет вклад в развитие психологии семьи, возрастной, социальной и гендерной психологии, поскольку данные аспекты по сей день остаются недостаточно исследованными.

Целью исследования являлось изучение возрастных и тендерных аспектов психологических и психофизиологических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения кровных родителей. В исследовании приняли участие 95 воспитанников Детского дома и Детской деревни-SOS в возрасте от 3 до 16 лет, из них 56 мальчиков и 39 девочек.

Были использованы следующие диагностические методики: рисуночный тест Р. Сильвер (РТС) для оценки особенностей образа «Я», эмоциональной и познавательной сфер, творческих способностей [7, 8, 9]; скрининг-диагностика для изучения психического напряжения и невротических тенденций[6].Получен-ные эмпирические данные обрабатывались с помощью методов математической статистики. Проводился анализ межгрупповых различий с помощью критериев Манна-Уитни (U) и Крускала-Уоллиса (Н). Использовался пакет статистических программ SPSS 17.0.

Воспитатели Детского дома и приемные мамы детей и подростков Детской деревни-SOS заполняли скрининг-опросники, отражающие наличие проявлений психического напряжения и невротических тенденций, распределенных по 9 шкалам, сумма баллов в которых выявляла степень выраженности вегетативных дисфункций, астенизации, расстройств сна, нарушений аппетита, проявлений депрессивного спектра, повышенной тревожности,

фобий и страхов, патологических привычных действий, экстра-пунитивной агрессии воспитанников.

По результатам скрининг-диагностикиу 61,1% детей и подростков, оставшихся без попечения кровных родителей, проявляется экстрапунитивная агрессия. У мальчиков ярко выраженная экстрапунитивная агрессия встречается несколько чаще, чем у девочек (соответственно у 36,2% и 29,7%), однако значимых гендерных различий по данному показателю не обнаружено. По мнению А. Бандуры агрессивность у девочек носит преимущественно злонамеренный характер, тогда как у мальчиков - демонстрационный [2]. У многих детей-сирот агрессивные реакции могут являться следствием социально-психологических проблем, тянущихся из биологической семьи. У некоторых детей, проживающих в Детском доме и в Детской деревне-SOS, за плечами стоит опыт вторичного отказа от них приемных родителей, что является для детей тяжелейшим ударом, приводящим к потере доверия к людям и агрессивному поведению.

Другое психическое состояние, встречающееся среди детей и подростков, оставшихся без попечения родителей - это повышенная тревожность (23,2%), которая может являться устойчивым психическим состоянием (личностная тревожность) или может быть связанной с конкретной жизненной ситуацией (ситуативная тревожность). Тревожность детей-сирот обусловлена множеством причин, связанных как с их прошлыми переживаниями, так и с текущими проблемами и с тревогой о будущем. С помощью критерия Крускала-Уоллиса выявлены значимые возрастные различия по данному показателю (Н=16,598; p=0,000):

у дошкольников повышенная тревожность встречается чаще (средний ранг 33,64), чем у младших школьников (средний ранг 12,05) и подростков (средний ранг 19,27).

Вместе с тем следует отметить, что по результатам скринин-гового опроса SOS-мам и воспитателей у большей части детей из Детской деревни-SOS и Детского дома (76,8%) тревожность не выходит за рамки нормы, что может свидетельствовать об эффективной работе персонала детских учреждений, создающих для своих воспитанников психологически комфортные условия, смягчающие боль детских обид и потерь.

По мнению К. Изард, тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них [4]. Согласно результатам скринингового исследования 16,8% детей и подростков испытывают выраженные фобии и страхи, такие как страх за свое здоровье, страх темноты и боязнь засыпать без света, страх одиночества и чужих людей, страх, что с ними или с близкими может что-то случиться и другие. Показатель фобий и страхов встречается у 21,6% девочек и у 13,8% мальчиков. С помощью критерия Манна-Уитни выявлены значимые гендерные различия по данному показателю (и=123,5; р=0,003).

С повышением тревожности ребенка может быть связано нарушение сна, то есть тревожные и фобические состояния дети переживают не только днем в состоянии бодрствования, но и ночью. Обнаружено 9,5% детей и подростков с различными расстройствами сна: медленное засыпание, беспокойный сон, снятся страшные или плохие сны, ребенок утром встает не отдохнувшим и не бодрым, выглядит сонливым днем. Симптомами беспокойно-

го сна являются вздрагивания, бруксизм, ночные страхи, ночной энурез, снохождение, сноговорение и др. С помощью и-критерия Манна-Уитни были выявлены тенденции к значимому различию в проявлении расстройств сна по тендерному признаку (и=867, р=0,086): у мальчиков они наблюдаются чаще (13,8%), чем у девочек (2,7%). Критерий Крускала-Уоллиса позволил выявить возрастные различия по данному показателю (Н=15,660, р=0,001): у дошкольников расстройства сна встречаются чаще (средний ранг 65,93), чем у младших школьников (средний ранг 41,23) и у подростков (средний ранг 45,52).

К шкалам психического напряжения, выявляемых с помощью скрининг-диагностики, относятся шкалы депрессивных проявлений и привычных действий детей и подростков. Детские депрессивные реакции связаны в первую очередь с воздействием факторов окружающей среды и являются следствием родительской депривации, социальной, в том числе школьной, дезадаптации [4, 8]. Они сопровождаются комплексом симптомов: сомато-ве-гетативными проявлениями (головные боли, головокружение, боли в области сердца и спины без органических причин, общая слабость, снижение веса и др.) и сниженным настроением (появлением безразличия, раздражения, тревоги, апатии, печали и тоски). Такие реакции выявлены у 9,5% испытуемых, из которых 12,1% - мальчики и 5,4% - девочки. С помощью критерия Круска-ла-Уоллиса обнаружены значимые возрастные различия по данному показателю: у детей из Детского дома (Н=22,962; р=0,000) депрессивные реакции чаще встречаются у дошкольников (средний ранг 35,14), а реже всего - у младших школьников (средний

ранг 10,00), подростки занимают среднее положение (средний ранг 19,73). У детей из Детской деревни-SOS, наоборот, этот показатель проявляется чаще у подростков (средний ранг 33,63), чем у младших школьников (средний ранг 29,18) и у дошкольников (средний ранг 20,59).

Привычные действия (ребенок грызет ногти, карандаши, ручки; сосет палец; часто моргает или зажмуривается; имеет привычку подергивать углом рта, рукой, плечом; недержание мочи или стула) отмечаются воспитателями Детского дома и SOS-мамами Детской деревни-SOS у 6,3% детей и подростков, в том числе у 8,6% мальчиков и 2,7% девочек.

Из невротических тенденций, встречающихся у некоторых детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, можно отметить астенические проявления: сильную усталость к концу дня, частую отвлекаемость, трудность сосредоточения, сильное раздражение и усталость от шума, жалобы на тяжесть в теле и чувство разбитости, снижение выносливости (13,8% мальчиков и 5,4% девочек); нарушения аппетита (10,3% мальчиков и 8,1% девочек); вегетативные дисфункции (6,9% мальчиков и 2,7% девочек). Выявлены тенденции к значимому различию в проявлении вегетативных дисфункций у детей по гендерному признаку (и=896, р=0,0730). Обнаружены также возрастные различия: нарушения аппетита (Н=17,248; р=0,000) и вегетативные дисфункции (Н=14,532; р=0,001) встречаются значимо чаще у дошкольников, чем у младших школьников и подростков.

Анализ детских рисунков и рассказов по ним (по тесту Р. Сильвер) показал, что у детей и подростков, оставшихся без по-

печения родителей, чаще всего (52,3%)встречались рисунки (рассказы) с нейтральным эмоциональным содержанием, например, изображение персонажей с амбивалентными характеристиками, с противоречивым или неясным смыслом, а также без определенного эмоционального содержания, что может свидетельствовать о соответствующем эмоциональном состоянии детей.

19,1% рисунков и рассказов детей носили умеренно положительное эмоциональное содержание, что проявилось в изображении счастливых, но пассивных персонажей или дружественных отношений между ними. При этом 1,5% рисунков и рассказов имели ярко выраженное положительное эмоциональное содержание, что связано с изображением счастливых, успешных и активных персонажей, отношений любви или заботы между ними.

Было обнаружено 20,0% рисунков и рассказов детей с умеренно отрицательным эмоциональным содержанием, которое проявилось, например, при изображении фрустрированных, испуганных, страшных или несчастных персонажей, напряженных или враждебных отношений между ними. 9,2% рисунков (рассказов) носили выраженное отрицательное эмоциональное содержание, связанное с изображением одиноких, печальных, беспомощных или находящихся в смертельной опасности персонажей, а также деструктивных отношений между ними. Характерно, что эти рисунки принадлежали только мальчикам.

С помощью критерия Манна-Уитни выявлены значимые ген-дерные различия по шкале эмоционального содержания рисунков (U=326,5, p=0,007), то есть рисунки девочек отличались более по-

ложительным эмоциональным содержанием, чем рисунки мальчиков, что позволяет говорить о более позитивном эмоциональном состоянии девочек.

Что касается возрастной динамики эмоционального содержания рисунков (рассказов) детей, то наибольший разброс по данной шкале обнаружен у подростков: от ярко выраженного положительного до ярко выраженного отрицательного эмоционального содержания, что объясняется возрастными особенностями подростков, противоречивым и неравномерным характером их развития. Наименьший разброс по данной шкале выявлен у младших школьников: от умеренно положительного до умеренно отрицательного эмоционального содержания рисунков (рассказов).

Выводы

1. Проведенное исследование позволило выявить значимые гендерные различия по показателю фобий и страхов: у мальчиков они наблюдаются чаще, чем у девочек.

2. Выявлены значимые гендерные различия по шкале эмоционального содержания рисунков, что позволяет говорить о более позитивном эмоциональном состоянии девочек, чем мальчиков.

3. Выявлены тенденции к значимому различию по гендер-ному признаку в проявлении расстройств сна и вегетативных дисфункций: у мальчиков они наблюдаются чаще, чем у девочек.

4. Выявлены значимые возрастные различия по показателям повышенной тревожности, расстройств сна, вегетативных

дисфункций, нарушения аппетита: у дошкольников они встречаются чаще, чем у младших школьников и подростков.

Своевременная диагностика и последующая коррекция проявлений психологического неблагополучия являются важным элементом профилактики социальной дезадаптации и повышения качества жизни детей группы риска. Учет гендерного и возрастного факторов при анализе психологических особенностей детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, представляется важным принципом для дальнейшего совершенствования профилактической и коррекционной работы.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом и Администрацией Псковской области научного проекта №13-16-60002.

Список литературы

1. Анализ опыта работы «Программы «Детские деревни-SOS» и современные подходы к воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: По материалам Международной научно-практической конференции «Активное участие подростков в принятии решений, влияющих на их жизнь: теоретические разработки и опыт практической деятельности организаций и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». М.: Спутник+, 2012.136 с.

2. Бандура А., Уолтерс Р.М. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999. 512 с.

3. Гулина Л.Д. Детский дом как институт социализации осиротевших детей: Дис. ... канд. социол. н. Уфа, 2011. 162 с.

4. Изард К.Э. Психология эмоций. [Пер. с англ.] СПб.: Питер, 1999. 464 с.

5. Прихожан А.Н., Толстых H.H. Психология сиротства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005.400 с.

6. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации. Руководство для врачей и научных работников / Под ред. А Н. Беловой, О.Н. Щепетовой. М.: Антидор, 2002. 439 с.

7. Kopytin A. The Silver Drawing Test of Cognition and Emotion: standartisation in Russia // American Journal of Art Therapy. 2002. Vol. 40. May. P. 223-258.

8. Silver R. Aggression and depression assessed through art. New York: Brunner-Routledge, 2005. 204 p.

9. Silver R. The Silver Drawing Test and Draw a Story. New York: Routledge, 2007. 298 p.

References

1. Analysis of the experience of the «Program» Children's Village-SOS» and modern approaches to the education of orphans and children without parental care: According to the materials of the International scientific-practical conference «The active participation of young people in decisions that affect their lives:

theoretical development and practical experience of organizations and institutions for orphans and children without parental care», 2012. M.: Satellite+. 136 p.

2. Bandura A., WaltersR.M.Teenage aggression. Studies on the effect of education and family relations. April Press, Penguin Books Press, 1999. 512 p.

3. Gulina L.D. Children's House as an institution of socialization of orphaned children. Diss. ... Candidate Sociology n. Ufa, 2011. 162 p.

4. Izard C.E. Psychology of emotions.[Trans. from English]. St. Petersburg.: Peter, 1999. 464 p.

5. Parishioners A.N., ThickN.N. Psychology of orphanhood. 2nd ed. St. Petersburg: Peter, 2005. 400 p.

6. Scale tests and questionnaires in medical rehabilitation. A guide for doctors and scientists / Ed. A. Belova and O.N. Shepetova. M.: Antidoron, 2002. 439 p.

7. Kopytin A. The Silver Drawing Test of Cognition and Emotion: standartisation in Russia // American Journal of Art Therapy. 2002.Vol. 40. May, pp. 223-258.

8. Silver R. Aggression and depression assessed through art. New York: Brunner-Routledge, 2005, pp. 204.

9. Silver R. The Silver Drawing Test and Draw a Story. New York: Routledge, 2007, pp. 298.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Киселева Надежда Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования

Псковского государственного университета

Псковский государственный университет

Пл. Ленина, д. 2, г. Псков, Псковская область, 180000, Россия

e-mail: kiselevana@yandex.ru

Ковалевская Екатерина Владимировна, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии Псковского государственного университета

Псковский государственный университет

Пл. Ленина, д. 2, г. Псков, Псковская область, 180000, Россия

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kiseleva Nadezhda Anatolyevna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of chair of developmental and educational psychology of Pskov State University

Pskov State University

2, pl. Lenina, Pskov, 180000, Russia

e-mail: kiselevana@yandex.ru

Kovalevskaya Ekaterina Vladimirovna, Senior Lecturer of chair of general and social psychology of Pskov State University

Pskov State University

2, pl. Lenina, Pskov, 180000, Russia

Рецензент:

Минина Анна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе Псковского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.