Научная статья на тему 'ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ «ШКОЛА - СПО, ВУЗ»'

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ «ШКОЛА - СПО, ВУЗ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ СИРОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмиянов В.В., Рыбина Л.Д.

В статье рассматривается динамика развития физических качеств у обучающихся сирот посредством спорта, существенным образом отличающихся от молодых людей данной категории в настоящее время. Проводится анализ отсутствия условий для взаимодействия Министерства спорта РФ с Министерством труда и социальной защиты РФ, ориентированных на социально-педагогическую помощь и сопровождение обучающихся сирот в спортивной подготовке по избранному виду спорта. Целью является создание условий для непрерывного спортивного воспитания обучающихся сирот, обеспечивающее повышение уровня развития не только физических качеств, но и личностнопрофессиональных. Перспективы изыскания видятся нам в совершенствовании формирования физических качеств обучающихся сирот, ориентированные на личностную подготовленность к профессиональной деятельности и самостоятельной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмиянов В.В., Рыбина Л.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES IN ORPHANS IN THE CONDITIONS OF CONTINUOUS SPORTS EDUCATION "SCHOOL - SPO, UNIVERSITY"

The article examines the dynamics of the development of physical qualities in orphans studying through sports, which differ significantly from young people of this category at the present time. The analysis of the lack of conditions for the interaction of the Ministry of Sports of the Russian Federation with the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, focused on socio-pedagogical assistance and support of orphans in sports training in their chosen sport. The goal is to create conditions for continuous sports education of orphans, providing an increase in the level of development of not only physical qualities, but also personal and professional. We see the prospects of research in improving the formation of the physical qualities of orphans studying, focused on personal readiness for professional activity and independent life.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ «ШКОЛА - СПО, ВУЗ»»

3. Игнатушкин, Р.Г. Параметры развития основных двигательных качеств юных футболистов / Р.Г. Игнатушкин, К К. Бондаренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 10 (212). - С. 167-170.

REFERENCES

1. Bondarenko, A. E., Vorochai, T. A. and Soloshik, V. V. (2010), Sports physiology: A practical guide for 3rd year students of the specialty 1-03 02 01 «Physical culture». - Gomel.

2. Bondarenko, K. K., Kvashuk, P. V. and Bondarenko, A. E. (2007), "Muscle and fat body mass as indicators of long-term adaptation", Francisk Skorina Gomel State University Proceedings. No. 1 (40), рр. 86-88.

3. Ignatushkin, R. G. and Bondarenko, K. K. (2022), "Parameters of development of the main motor qualities of young football players", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. No. 10(212), рр. 167-170.

Контактная информация: ignatushkin94@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 06.02.2023

УДК 796.011

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СИРОТ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ «ШКОЛА -

СПО, ВУЗ»

Владимир Владимирович Исмиянов, кандидат педагогических наук, доцент, Чурапчин-ский государственный институт физической культуры и спорта, Чурапча; Людмила Дмитриевна Рыбина, старший преподаватель, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск

Аннотация

В статье рассматривается динамика развития физических качеств у обучающихся сирот посредством спорта, существенным образом отличающихся от молодых людей данной категории в настоящее время. Проводится анализ отсутствия условий для взаимодействия Министерства спорта РФ с Министерством труда и социальной защиты РФ, ориентированных на социально-педагогическую помощь и сопровождение обучающихся сирот в спортивной подготовке по избранному виду спорта. Целью является создание условий для непрерывного спортивного воспитания обучающихся сирот, обеспечивающее повышение уровня развития не только физических качеств, но и личностно-профессиональных. Перспективы изыскания видятся нам в совершенствовании формирования физических качеств обучающихся сирот, ориентированные на личностную подготовленность к профессиональной деятельности и самостоятельной жизни.

Ключевые слова: непрерывное спортивное воспитание, физические качества, обучающиеся сироты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p179-182

DYNAMICS OF THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES IN ORPHANS IN THE CONDITIONS OF CONTINUOUS SPORTS EDUCATION "SCHOOL - SPO,

UNIVERSITY"

Vladimir Vladimirovich Ismiyanov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports, Churapcha; Lyudmila Dmitrievna Rybina, the senior teacher, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk

Abstract

The article examines the dynamics of the development of physical qualities in orphans studying through sports, which differ significantly from young people of this category at the present time. The analysis of the lack of conditions for the interaction of the Ministry of Sports of the Russian Federation with the

Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, focused on socio-pedagogical assistance and support of orphans in sports training in their chosen sport. The goal is to create conditions for continuous sports education of orphans, providing an increase in the level of development of not only physical qualities, but also personal and professional. We see the prospects of research in improving the formation of the physical qualities of orphans studying, focused on personal readiness for professional activity and independent life.

Keywords: continuous sports education, physical qualities, orphans.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, очевидно, что в огромном российском государстве существует ещё одна страна слабозащищенной категории обучающихся сирот со своими специфическими законами, предопределенными судьбами и жизненными трагедиями. В которой посещение спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) становиться с малого детства для обучающихся сирот социальным фильтром, так как в нашем государстве отсутствуют условия для обеспечения каждого молодого человека данной категории с его интересами и потребностями заниматься избранным видом спорта. Более того, общее и профессиональное образование в России не справляется с воспитанием и социализацией обучающихся сирот [2].

К примеру: в 1995 году мы постарались оформить девочку в возрасте 7 лет из детского дома, которая мечтала заниматься гимнастикой в спортивную секцию ДЮСШ г. Иркутска. И сразу столкнулись со многими проблемы:

1. Кто будет несовершеннолетнего ребёнка сопровождать на тренировку в ДЮСШ и обратно.

2. Кто будет обеспечивать дорогостоящим спортивным обмундированием (спортивный инвентарь, спортивная одежда и др.).

3. Кто будет оплачивать поездки на соревнования с проживанием и питанием.

4. Не желание родителей многих детей чтобы их ребёнок занимался в одной группе с сиротой.

5. Настороженность детей, родителей и тренера в спортивной группе, так как может что-то пропадать из вещей, отсюда не доверие к детям-сиротам.

6. Боязнь родителей, что девочка из детского дома научит их детей социально-негативным привычкам и другое.

Далее, на протяжении многих лет, мы продолжали устраивать детей из детского дома в другие спортивные секции ДЮСШ, но каждый раз сталкивались с теми же серьезными проблемами, которые существуют по сегодняшний день.

В настоящее время в научной литературе многими учёными доказано, что регулярные учебно-тренировочные занятия и соревновательная деятельность по избранному виду спорта формируют в личности человека авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность и ценность в жизни [1, 4].

Мы считаем, что впервые разработанная и апробированная система воспитания и развития личностных качеств у обучающихся сирот на основе спортивно-социализирующего подхода в условиях интеграции «школа - СПО, вуз», будет решать существующие проблемные вопросы по физической подготовленности обучающихся сирот в современном российском обществе [3].

ОРГАНИЗАЗИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Постановлением Министерства спорта РФ от 16.05.2016 г. была создана федеральная экспериментальная (инновационная) площадка по теме: «Создание модели эффективной системы непрерывного физкультурного образования и спортивной подготовки олимпийского резерва» (на примере Республики Саха (Якутия). Исследования проводились (2018-2022) в созданном интегративном спортивно-образовательном комплексе «Чурап-чинская республиканская спортивная средняя школа-интернат им. Д.П. Коркина» -

«Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта».

Для проведения эксперимента была сформирована экспериментальная группа (ЭГ) из 22 (10 юноши и 12 девушки) обучающихся сирот в возрасте 17-20 лет. Контрольная группа (КГ) состояла из 61 (28 юноши и 33 девушки) обучающихся сирот в возрасте 17-20 лет из четырёх вузов: Иркутский государственный национальный исследовательский технический университет, Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, Иркутский государственный медицинский университет, Иркутский государственный университет путей сообщения и 52 (26 юноши и 26 девушки) обучающихся сирот в возрасте 1720 лет из трёх средних профессиональных заведений (СПО): Сибирский колледж транспорта и строительства, Иркутский гидрометеорологический техникум, Иркутский техникум речного и автомобильного транспорта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

Итоговые данные после проведения эксперимента, выявили у обучающихся сирот ЭГ (девушек и юношей), достоверно определяемые позитивные качественные изменения - улучшение двигательных качеств таких как: выносливости, силы, гибкости, быстроты (рисунок 1, 2).

ЭГ (п=12) "ШКОЛА - СПО, ВУЗ"

40

30

20

10

0

38

КГ (п=46) ВУЗ, СПО

19 26 > 20 17.5

1 ■ 1

3'883'06 ■ 5 6' 5,06

30 25 20 15 10 5 0

12345 12345

До "После До "После

Примечание: 1 - бег 20 м с хода (с); 2 - подъем туловища за 30 сек (кол-во раз); 3 - наклон из положения стоя (см); 4 - бег 1000 м (мин); 5 - сгибание, разгибание рук в упоре на коленях (кол-во раз).

Рисунок 1 - Изменение физической подготовленности обучающихся сирот (девушки)

ЭГ (п=10) "ШКОЛА - СПО, ВУЗ"

КГ (п=35) ВУЗ, СПО

60 50 40 30 20 10 0

54

-34-

20 15.98

13,5

1 ■

14

50

40

30

20

10

0

1

2

3

5

4 5 1 2 3 4

До "После До "После

Примечание: 1 - бег на 100 м (с); 2 - подъем туловища за 30 сек (кол-во раз); 3 - наклон из положения стоя (см); 4 - бег 1000 м (мин); 5 - сгибание, разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз).

Рисунок 2 - Изменение физической подготовленности обучающихся сирот (юноши)

В КГ, выявлено изменение результатов тестирования обучающихся сирот, однако в сравнении с результатами, которые показали обучающиеся сироты в ЭГ, они незначительные. В ходе исследований также анализировалось психофизическое развитие

обучающихся сирот, которое показало в КГ их социальную дезадаптацию. Так, из 113 (100%) испытуемых КГ, занимавшиеся по стандартной программе физической культурой в СПО и вузе, отчислились 32 (28,3%) человека и к концу эксперимента обучающихся сирот осталось 81 (71,7%) человек.

ВЫВОДЫ

Сегодня в России, пока отсутствует система взаимодействия Министерства спорта РФ с Министерством труда и социальной защиты РФ, ориентированная на социально-педагогическую помощь и сопровождение обучающихся сирот в спортивной подготовке по избранному виду спорта. Считаем, что создание непрерывного спортивного воспитания обучающихся сирот в условиях интеграции «школа - СПО, вуз», не только повысит уровень развития физических качеств у обучающихся сирот, но и создаст условия по профилактике и коррекции деформационных изменений личностных качеств. Перспективы изыскания видятся нам в совершенствовании формирования физических качеств обучающихся сирот, ориентированные на личностную подготовленность к профессиональной деятельности и самостоятельной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байер Е.А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома : монография / Е.А. Байер, И.Б. Павлов. - Азов : Азов Печать, 2012. - 648 с.

2. Исмиянов В.В. Теория и практика психофизического развития студентов-сирот в процессе организации физкультурной деятельности : монография / В.В. Исмиянов. - Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2014. - 175 с.

3. Исмиянов В.В. Личностно-профессиональная подготовка обучающихся сирот в условиях спортивной интеграции «ШКОЛА-СПО-ВУЗ» / В.В. Исмиянов, В.Н. Логинов, Л.Д. Рыбина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 9 (211). - С. 177-180.

4. Леонтьева М.С. Методика подготовки детей-сирот к профессиональной деятельности средствами физической культуры // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2011. - Вып. 3. Ч.2. - С. 148-155.

REFERENCES

1. Bayer, E.A. and Pavlov, I.B. (2012), Pedagogical system of formation of resilience of orphaned children by means of physical culture and sports in an orphanage, monograph, Azov-Print, Azov.

2. Ismiyanov, V. V. (2014), Theory and practice ofpsychophysical development of orphan students in the process of organizing physical activity, monograph, Irkutsk.

3. Ismiyanov, V.V., Loginov, V.N., Rybina, L.D. (2022), "Personal and professional training of orphans in the conditions of sports integration "SCHOOL-SPO-UNIVERSITY", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta. No. 9 (211), pp. 177-180.

4. Leontieva, M.S. (2011), "Methodology of preparation of orphans for professional activity by means of physical culture", Izvestiya TulSU. Humanities. No. 3 (2), pp. 148-155.

Контактная информация: ismiyanov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.02.2023

УДК 378

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО УНИВЕРСИТЕТА КАК УСЛОВИЕ

ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Элина Борисовна Калиниченко, кандидат социологических наук, доцент, Эльвира Юрьевна Мизюрова, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.