Психологические особенности агрессивного поведения подростков - воспитанников детского
дома
Psychological features of the aggressive behavior of adolescents who are children of the orphanage
Скабелина Н.А.
Студент 6 курса
Факультет социальной работы и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет
Россия, г. Волгоград e-mail: nadya. [email protected]
Skabelina N.
Student 6 term
Faculty of social work and clinical psychology Volgograd State Medical University Russia, Volgograd e-mail: nadya. [email protected]
Бомба А.С.
Студент 6 курса
Факультет социальной работы и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет
Россия, г. Волгоград e-mail: [email protected]
Bomba A.
Student 6 term
Faculty of social work and clinical psychology Volgograd State Medical University Russia, Volgograd e-mail: [email protected]
Аннотация.
Статья посвящена проблеме агрессивного поведения детей-сирот в подростковом возрасте. В результате проведенного исследования выявлено, что уровень агрессивности подростков, которые воспитываются в детских домах выше, чем у тех, кто воспитывается в семье. Полученные данные свидетельствуют о том, что по сравнению с подростками, воспитывающихся в семьях, подростки, находящиеся в детских домах, более подозрительны и враждебны, склонны выражать свою агрессию в открытой форме и направлять ее на противника.
Annotation.
The article is devoted to the problem of aggressive behavior of orphans in adolescence. As a result of the study, it was revealed that the level of aggressiveness of adolescents who are raised in orphanages is higher than those who are brought up in the family. The data obtained show that, compared to adolescents raised in families, adolescents in orphanages are more suspicious and hostile, tend to express their aggression in an open form and direct them to the enemy.
Ключевые слова: подростковый возраст, дети-сироты, агрессивность.
Key words: adolescence, orphans, aggressiveness.
Проблема агрессивности в психологии, педагогике, социологии и других науках в последнее время все чаще выходит на первый план. Напряженная, неустойчивая социально-политическая и экономическая обстановка, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их агрессивность [2, 5].
Для того чтобы точнее понять сущность агрессивности подростков, важно знать, чем характеризуется подростковый возраст. Подростковый возраст - это период жизни человека от 11-12 до 14-15 лет. В этот самый короткий
по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии, который сопровождается внутренними конфликтами с самим собой и с другими [4].
Особенно острой, актуальной проблемой является психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей - в домах ребенка, детских домах и интернатах. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития [1, 3].
У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, может тормозится интеллектуальное развитие. Проблемы общения, возникающие у воспитанников детского дома, как правило, являются следствием высокого уровня агрессивности. Наиболее остро агрессивность проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние -в подростковом возрасте [3, 4].
Таким образом, актуальность темы исследования обосновывается, с одной стороны, тенденцией роста проявлений агрессивности в подростковом возрасте, с другой - недостатком знаний, накопленных в науке.
В исследовании, целью которого стало изучение особенностей агрессивного поведения подростков-воспитанников детских домов, приняли участие 20 человек (12 девочек и 8 мальчиков) в возрасте 13-14 лет, 10 из них воспитываются в семьях, 10 - в детских домах. Эмпирические базы исследования: 1) МОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №44 Центрального района Волгограда»; 2) ГКОУ «Волгоградская школа - интернат №2».
При изучении данной проблемы были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение); эмпирические (тестирование); методы математической статистики (описательные статистики, Т-критерий Вилкоксона).
Применялись следующие методики: 1). Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки; 2). Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев).
Рассмотрим результаты исследования, полученные при помощи опросника Басса-Дарки. В ходе обработки данных, была рассчитана средняя величина различных показателей агрессивности, а также общего уровня агрессивности и враждебности у испытуемых из детских домов и семей. Полученные результаты отражены в таблице 1.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что по многим показателям данные подростков из детских домой превышают результаты подростков, воспитывающихся в семьях. Рассмотрим подробнее.
Самое высокое значение по категориям опросника у подростков-воспитанников детских домов имеет показатель «Вербальная агрессия». Средняя величина в этой категории составляет 7 баллов. Это говорит о том, что выражение негативных чувств происходит как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). Следует отметить, что такие формы выражения агрессии характерны для индивидов подросткового возраста. Второе место в этой группе занимает категория «Подозрительность» 6,73 балла, третье - категория «Физическая агрессия» 6,51 балл.
Таблица 1. Результаты диагностики агрессивности подростков, методика Басса-Дарки
Показатель Подростки из детских домов Подростки из семей
Физическая агрессия 6,51 5,03
Косвенная агрессия 4,46 4,07
Раздражительность 5,06 5,08
Негативизм 6,05 5,12
Обида 5,93 5,16
Подозрительность 6,73 4,98
Вербальная агрессия 7,00 5,12
Показатель Подростки из детских домов Подростки из семей
Чувство вины 6,22 5,25
Враждебность 12,66 10,14
Агрессивность 18,57 15,23
Самое низкое значение имеет категория «Косвенная агрессия». Средняя величина этой категории составила 4,46 балла. Косвенная агрессия как вид реакции, выделенный А.Бассом и А.Дарки, характеризуется как агрессия, которая выражается не напрямую, и направлена не на объект, который вызывает реакцию агрессии, а на другие объекты, либо вовсе никуда не направленная. Судя по полученным результатам, можно предположить, что подростки, воспитывающихся в детских домах, более склонны все же выражать свою агрессию в открытой форме.
Результаты, полученные при исследовании подростков из семей показывают, что в наибольшей степени у них выражены такие показатели как «Чувство вины» (5,25 балла) и «Обида» (5,16 балла), на третьем месте у таких подростков показатели вербальной агрессии и негативизма (5,12 балла). В целом, можно отметить, что проявление агрессии у подростков, воспитывающихся в семьях, в большей степени направлено на себя, но внешние проявления агрессии также присутствуют.
В ходе обработки данных также были рассчитаны индексы враждебности и агрессивности. Величина индекса агрессивности у подростков из детских домов составила 18,57 балла, у подростков, воспитывающихся в семьях - 15,23 балла, что не выходит за рамки нормы, но следует отметить, что показатель у подростков из детских домов выше. Величина индекса враждебности у подростков-воспитанников детских домов составила 12,66, у подростков из семей - 10,14 баллов, оба показателя выше нормы. В случае враждебности человек всегда имеет перед собой определённый объект, к которому испытывает это чувство. Иногда враждебность и агрессивность как бы переплетаются, однако человек может находиться во враждебных отношениях с кем-то, а агрессивности не проявлять.
Далее рассмотрим результаты, полученные по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева.
Соотношение средних значений по показателям методики в двух группах испытуемых представлено в таблице 2.
По данным, полученным при помощи методики Ильина и Ковалева также видно, что показатели агрессии более выражены у подростков, воспитывающихся в детских домах, нежели в семьях.
Среди подростков из детских домов более выраженными оказались показатели «Напористость», «Мстительность» и «Подозрительность» (по 7,12 балла), в наименьшей степени для них характерна бескомпромиссность (5,9 балла). Для подростков из семей в наибольшей степени характерна «Нетерпимость к мнению других» и «Обидчивость», в наименьшей степени также бескомпромиссность.
Для более точного понимания различий в степени выраженности агрессивного поведения у подростков из детских домов и семей необходимо провести статистический анализ результатов. На данном этапе нами был использован и-критерий Манна-Уитни, позволяющий сравнить две независимые выборки. Результаты анализа представлены в таблице 3.
Таблица 2. Результаты уровеней агрессивности и конфликности по методике «Личностная агрессивность и _конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева
Показатель Подростки из детских домов Подростки из семей
Вспыльчивость 6,37 5,34
Напористость 7,12 5,43
Обидчивость 6,34 6,13
Неуступчивость 6,33 6,02
Бескомпромиссность 5,90 5,12
Мстительность 7,12 5,99
Нетерпимость к мнению других 6,78 6,84
Подозрительность 7,12 6,04
Показатель Подростки из детских домов Подростки из семей
Позитивная агрессивность 13,45 12,45
Негативная агрессивность 13,90 12,83
Конфликтность 25,73 22,63
Таблица 3. Результаты сравнения агрессивности у подростков, воспитывающихся в детских домах и семьях, по и-критерию Манна-Уитни
Показатель U Р
Физическая агрессия 16,500 0,012
Косвенная агрессия 28 0,072
Раздражительность 43,500 0,452
Негативизм 24 0,058
Обида 25,500 0,064
Подозрительность 16 0,010
Вербальная агрессия 12 0,005
Чувство вины 24 0,058
Враждебность 19 0,031
Агрессивность 20,500 0,039
Вспыльчивость 22,500 0,045
Напористость 17,500 0,023
Обидчивость 29 0,085
Неуступчивость 33,500 0,157
Бескомпромиссность 28 0,072
Мстительность 21 0,040
Нетерпимость к мнению других 42 0,412
Подозрительность 22,500 0,045
Позитивная агрессивность 24,500 0,067
Негативная агрессивность 23 0,050
Конфликтность 21,500 0,036
В результате математического анализа данных были получены статистически значимые различия у подростков, воспитывающихся в детских домах и в семьях по следующим показателям агрессивности: физическая агрессия (р<0,01), подозрительность (р<0,01), вербальная агрессия (р<0,005), враждебность (р<0,031), агрессивность (р<0,05), вспыльчивость (р<0,05), напористость (р<0,05), мстительность (р<0,05), подозрительность (р<0,05), негативная агрессивность (р<0,05), конфликтность (р<0,05).
Таким образом, в ходе исследования обнаружено, что подростки-воспитанники детских домов более склонны к проявлению агрессии в своем поведении, для них более характерно выражать свою агрессию в открытой форме и направлять ее на противника, выражать ее физически и вербально, они более подозрительны и враждебны, у них более выражена негативная агрессивность и конфликтность.
Список используемой литературы:
1. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология». -Самара: Изд- во «Универс-групп», 2003. - 52 с.
2. Гурьев М.Е. Типологические характеристики проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста с тендерными особенностями // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIX междунар. науч.-практ. конф. - № 4(39). - Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2014.
3. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998. - с. 12-329.
4. Кузнецова С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте // Вестник славянских культур. - 2010. - №4. - С.84-90.
5. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - М.: 1999. - № 5. - С.3-18.