Научная статья на тему 'Личностные особенности проявления агрессивного поведения у подростков'

Личностные особенности проявления агрессивного поведения у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3110
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мурадова В. И., Николаева Е. С.

В статье рассматриваются личностные особенности проявления агрессивного поведения подростков и описываются результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мурадова В. И., Николаева Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности проявления агрессивного поведения у подростков»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

УДК 159.922

В.И Мурадова

студентка 3 курса очного отделения кафедры психологии Психолого-педагогического института Мурманский Арктический Гуманитарный Университет

Е.С Николаева

студентка 3 курса очного отделения кафедры психологии Психолого-педагогического института Мурманский Арктический Гуманитарный Университет г. Мурманск, Российская Федерация

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В статье рассматриваются личностные особенности проявления агрессивного поведения подростков и описываются результаты исследования.

Ключевые слова

Агрессивное поведение, агрессивность, личностные особенности, подростки.

Дети, склонные к агрессивным формам поведения, представляют проблему не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В связи с данным негативным явлением у школы выдвигается на первый план задача изучения психологических особенностей проявления агрессивного поведения у подростков. Агрессивный подросток приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Многие ученые, обратившиеся к исследованию агрессивности, акцентируют внимание на таких понятиях как: конфликтность, мстительность вспыльчивость, обидчивость, упрямство, драчливость. Такая позиция представлена в работах Л. И. Белозеровой, П.А. Ковалева, А. Ю. Степаняна и др. [3;6].

Агрессивное поведение - одна из форм поведения, которая направленна на нанесение психологического или физического вреда другому человеку или группе. Данное поведение присуще каждому человеку, и степень его проявления может влиять на наше межличностное общение, социальную адаптацию. И чтобы в этих сферах не возникало проблем нужно уметь контролировать свои личностные особенности агрессивного поведения.

Современное состояние научного осмысления агрессивности подростков характеризуется наличием различных подходов к ее пониманию. П. А. Ковалев определяет агрессивность подростка как качество личности, указывая на то, что она проявляется в самооценке и эмоциональном состоянии (например, обидчивости). В исследованиях данного автора подчеркивается, что обидчивость у девочек в период полового созревания выше, чем у мальчиков. С. В. Афиногенова, Н. Ю. Жарновецкая, А. Ю. Степанян, изучая степень выраженности сторон агрессивности у девочек - подростков и мальчиков, отмечают, что маскулинность положительно, а феминность отрицательно связаны с самооценкой различных характеристик агрессивности [3;7].

Известно, что подростковый возраст - это период, когда закрепляются личностные особенности, которые в дальнейшем влияют на наше поведение. В свою очередь эти личностные особенности формируются в современном обществе в тяжелые кризисные периоды экономики и при росте социально-политической напряженности в сочетании с давно присущими подростковыми проблемами - общение с родителями, сверстниками, появление чувства взрослости, становление «Я-концепции». Все это определяет перестройку сознания, переоценку личностно-психологических особенностей личности.

Исходя из вышесказанного, нами была сформулирована гипотеза - своевременная диагностика агрессивного поведения подростков и опора на ее результаты в коррекционной работе могут способствовать снижению уровня агрессивности подростков.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

Данное исследование проводилось с учениками 9 класса в количестве 31 человек. Среди них двенадцать человек было мужского пола и девятнадцать человек женского. Возраст испытуемых - от 14 до 15 лет.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы мы воспользовались следующей методикой: «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева, где испытуемым предлагается ответить на ряд утверждений согласием или несогласием. Эта методика предназначена для выявления личностных характеристик склонности субъекта к агрессивности и конфликтности. Результаты подсчитываются по шкалам 8 шкалам: вспыльчивость, наступательность, нетерпимость к мнению других, подозрительность, обидчивость, неуступчивость, компромиссность, мстительность. А также по 3 общим шкалам: позитивная агрессивность, негативная агрессивность и конфликтность [5].

По итогам анализа диагностического материала выяснилось, что главное личностное свойство, которое присуще всем испытуемым, как мальчикам, так и девочкам, - бескомпромиссность (21%). Это говорит о том, что подростки категоричны в своих суждениях, их взгляды и принципы непоколебимы, они не хотят идти на взаимные уступки, вследствие чего по отношению к окружающим проявляют упрямство, несговорчивость и не принимают чужую точку зрения, что часто вытекает в конфликты. Основой этого качества является врожденная ригидность, что определяется строением психики и проявляется в отсутствии гибкости в реакциях и поведении. Однако, бескомпромиссность чаще всего проявляется лишь в отдельных случаях, когда затрагиваются интересы самого человека.

Также не уступают этому качеству следующие особенности личности подростков: подозрительность (14%), вспыльчивость (14%) и мстительность (13%). Подозрительность проявляется в недоверии другим людям, их поступкам и словам. Вспыльчивость отличается склонностью к частому и резкому раздражению. Мстительность же - это склонность людей к агрессии за причиненную боль другими людьми.

Если распределить эти качества относительно пола школьников. То выходит, что у мальчиков на первом месте - бескомпромиссность, на втором - мстительность, на третьем - подозрительность, а на четвертом - вспыльчивость. Тогда как у девочек лидирует опять же бескомпромиссность, но в то же время они превосходят мальчиков по подозрительности и вспыльчивости, а мстительность оказывается у них на четвертом месте. Но несмотря на разницу в очередности этих свойств, именно они ярко проявляются у современных подростков независимо от пола.

Менее проявляющимися среди подростков стали следующие качества: обидчивость (11%), которая определяется тем, что эмоции обиды легко возникают вследствие повышенной чувствительности к собственным достоинствам, напористость (10%) как стремление навязать свои мысли и волю, неуступчивость (10%) - желание настоять на своем в любом случае и последнее - нетерпимость к мнению других (7%).

Разграничивая агрессивность на положительную (здоровая агрессивность, которая обеспечивает людям как психологическую, так и физическую самозащиту и связана с волевыми качествами) и отрицательную (спонтанная неуправляемая возбудимость), можно сказать, что проявление позитивной агрессивности более свойственно девочкам (61%), тогда как негативную агрессию проявляют больше мальчики (55%). Что же касается еще одной шкалы - конфликтности, то здесь подростки обоих полов сравнялись в результатах, конфликтность присуща им практически в равной степени (муж. - 49%, жен. - 51%).

В результате исследования были получены данные, о которых можно сказать, что современные подростки обоих полов практически в равном соотношении проявляют агрессивные тенденции, конфликтны. И ведущей личностной чертой этого агрессивного поведения является бескомпромиссность.

Таким образом, бескомпромиссность подростков требует занятий на снятие напряженности и конфликтности, а также на профилактику агрессивности, но не на подавление, так как агрессия - естественна и необходима для человека. Необходимо рассказывать об агрессивных проявлениях, их особенностях, об их влиянии на внутреннее самоощущение школьников и их взаимоотношения со сверстниками и родителями, помогать им понять, как вести себя в конфликтных ситуациях, как научится принимать точку зрения другого человека.

МЕЖДУНАРОД НЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:

1. Авдулова Т. П. Агрессивный подросток: книга для родителей - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 128 с.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.

3. Жарновецкая Н. Ю. Возрастно-половые особенности восприятия агрессивности: диссертация канд. психол. наук : 19.00.13. - СПб., 2006, - 167 с.

4. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения - Спб.: Питер, 2014. - 368 с.

5. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений - Спб.: Питер, 2013. - 576 с.

6. Ковалев П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дис. канд. псих. наук: 19.00.07. - Спб., 1996. - 161 с.

7. Степанян А. Ю., Степанян Л.С., Григорян В. Г. Гендерные различия характера подростковой агрессивности // Ананьевские чтения - 2007: Материалы научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - С. 616-618.

© Мурадова В.И., Николаева Е.С. 2015

УДК 37.048.45

Д.Д. Мухортова

студентка 3 курса Психолого-педагогического института Мурманский Арктический Гуманитарный Университет

В.И. Мурадова

студентка 3 курса Психолого-педагогического института Мурманский Арктический Гуманитарный Университет

КЕМ СТАТЬ? ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ

Аннотация

В статье рассматривается профессиональное самоопределение подростков, какая мотивация преобладает в выборе будущей профессии. Так же описываются результаты исследования на выявление лидирующей профессиональной области и преобладающей мотивации.

Ключевые слова Самоопределение, профориентация, старшеклассник, мотивация

Задатки профориентации появились еще в III тысячелетие до н.э, тогда, например, в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. В Древнем Египте, чтобы стать жрецом, нужно было пройти определенные испытания, но вернемся в нашу эру. Основоположником часто считают английского ученого Ф. Гальтона. Он в 1884 году на выставке медицинского оборудования в Лондоне представил свои тесты на выявление способностей. В тестирование было семнадцать показателей, например, сила удара, острота объема легких, различение цветов и др. Но все же, начало целенаправленной профориентации началось в 1908 году, после открытия первого профконсультационного бюро в Бостоне. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными профессиями, более детальное познание способностей школьников. Бюро вело свою работу в контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами. Профориентацией в свое время занимались, такие психологи, как Гуго Мюнстерберг, он в начале XX века стал применять психологические тесты для выявления профессиональных способностей человека. Так же в зарубежной психологии проблемой профессионального самоопределения занимались, такие психологи как: Карл Ясперс, Виктор Франкл, Абрахам Маслоу, Д. Сьюпер [6;10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.