Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА АРТ-ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОПЫТА ВОСПРИЯТИЯ ЛИЧНОСТЬЮ СЕБЯ И ДРУГИХ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА АРТ-ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОПЫТА ВОСПРИЯТИЯ ЛИЧНОСТЬЮ СЕБЯ И ДРУГИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Психология искусства / психология восприятия / социальная коммуникация / арт-лаборатория / перцепция / эмпатия / рефлексия / креативность / творческое самовыражение / синтез искусств. / Psychology of art / psychology of perception / social communication / art laboratory / perception / empathy / reflection / creativity / creative self-expression / synthesis of arts.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаян А. Г.

В статье характеризуются психологические основы реализации потенциала арт-педагогики в развитии опыта восприятия личностью себя и других, обогащения перцептивных и эмпатических способностей, обосновывается необходимость обращения к искусству и художественному творчеству на современном этапе развития общества; предлагаются способы использования здоровьесберегающего потенциала синтеза искусств; приводятся примеры из собственной практики автора, отмечается востребованность арт-технологий, обеспечивающих возможность организации процессов рефлексии, самопознания, развития креативности и творческого самовыражения студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS FOR REALIZING THE POTENTIAL OF ART-PEDAGOGY IN THE PROCESS OF DEVELOPING THE EXPERIENCE OF PERSONALITY OF SELF AND OTHERS

The article characterizes the psychological foundations for realizing the potential of art pedagogy in developing the experience of perceiving oneself and others, enriching perceptual and empathic abilities, substantiates the need to turn to art and artistic c reation at the present stage of society development; offers ways to use the health-preserving potential of the synthesis of arts; examples from the author's own practice are given, the demand for art technologies is noted, which provides the opportunity to organize the processes of reflection, self-knowledge, the development of creativity and creative self-expression of student youth.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА АРТ-ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОПЫТА ВОСПРИЯТИЯ ЛИЧНОСТЬЮ СЕБЯ И ДРУГИХ»

УДК 316.61 + 37.013 + 7.011

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА АРТ-ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ

ОПЫТА ВОСПРИЯТИЯ ЛИЧНОСТЬЮ СЕБЯ И ДРУГИХ

© 2021 А. Г. Бабаян

канд. пед. наук, доцент, член Международного фонда армянских художников, член Международного союза художников Эстонии e-mail: anush_babayan@,mail. ru

Российско-Армянский (Славянский) университет Ереван, Республика Армения

В статье характеризуются психологические основы реализации потенциала арт-педагогики в развитии опыта восприятия личностью себя и других, обогащения перцептивных и эмпатических способностей, обосновывается необходимость обращения к искусству и художественному творчеству на современном этапе развития общества; предлагаются способы использования здоровьесберегающего потенциала синтеза искусств; приводятся примеры из собственной практики автора, отмечается востребованность арт-технологий, обеспечивающих возможность организации процессов рефлексии, самопознания, развития креативности и творческого самовыражения студенческой молодежи.

Ключевые слова: психология искусства, психология восприятия, социальная коммуникация, арт-лаборатория, перцепция, эмпатия, рефлексия, креативность, творческое самовыражение, синтез искусств.

PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS FOR REALIZING THE POTENTIAL OF ART-PEDAGOGY IN THE PROCESS OF DEVELOPING THE EXPERIENCE OF PERSONALITY OF SELF AND OTHERS

© 2021 A. G. Babayan

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Member of the International Fund of Armenian Artists, Member of the International Union of Artists of Estonia e-mail: anush_babayan@,mail.ru

Russian-Armenian (Slavonic) University Yerevan, Republic of Armenia

The article characterizes the psychological foundations for realizing the potential of art pedagogy in developing the experience of perceiving oneself and others, enriching perceptual and empathic abilities, substantiates the need to turn to art and artistic c reation at the present stage of society development; offers ways to use the health-preserving potential of the synthesis of arts ; examples from the author's own practice are given, the demand for art technologies is noted, which provides the opportunity to organize the processes of reflection, self-knowledge, the development of creativity and creative self-expression of student youth.

Keywords: psychology of art, psychology of perception, social communication, art laboratory, perception, empathy, reflection, creativity, creative self-expression, synthesis of arts.

Ни для кого не секрет, что мы живем в эпоху перемен, когда обнуляются ценности предыдущих эпох, сменяются мировоззренческие установки личности, а ради завтрашнего «торжества идей добра и справедливости» уничтожается многое, что являет собой истинную ценность. Человек как самоцель прогресса перестал быть в центре внимания [Булатников 2011; 2012; 2012а; 2014; Репринцев 2019; 2020; 2020а; 2021; 2021а; Сухоруков 2020; 2021; 2021а; 2021б; 2021в]. Ежесекундно его окутывают страх, тревога, эмоциональная нестабильность, срывы, низкая или высокая самооценка, приводящая к апатии, агрессии, саморазрушению. К сожалению, современное образование потеряло самый существенный аспект - взращивание человеческого в человеке. В то же время трудности, связанные с адаптацией в различных социокультурных ситуациях, когда постоянно приходится давать оценки происходящим событиям и собственным поступкам, ставить задачи, искать и принимать решения по их реализации, требуют от человека умений и навыков самопомощи и понимания «другого». Другими словами, поликультурность современного мира и быстрая смена условий жизни делают неизбежным и педагогически целесообразным поиск новых подходов к процессу становления личности, способной к диалогу культур, самоиденцификации, рефлексии. Возникает множество вопросов в системе средств развития опыта восприятия личностью себя и других в процессе социализации. Возможно ли воспитание личности, умеющей актуализировать весь свой жизненно-художественный опыт для свободного общения с людьми различных ценностных ориентаций и мировоззренческих установок? Решение указанной проблемы в определенной мере возможно осуществить с помощью арт-педагогических методик, которые опираются на принцип интеграции науки и искусства, их педагогического и художественного потенциала.

Российско-Армянский (Славянский) университет обладает уникальной культурно-образовательной средой, обеспечивающей всестороннее развитие студентов, реализацию их творческих способностей и интересов, содействующей преодолению психологических затруднений и жизненному самоопределению молодых людей. Уже в самом названии университета указаны две мощные культурные основы и разностороняя направленность, на которых строится культурно-образовательная среда университета, в которой приоритетным направлением развития молодых людей стала забота об их нравственно-эстетической культуре. Естественно, что такая работа существенно дополняет содержание образовательной деятельности вуза, обеспечивая комплекс условий и мотивов саморазвития, самоанализа, внутренней мобилизации студентов на самовоспитание. При этом одним из наиболее частых «спутников» студенческой жизни становится стресс, в преодолении которого вполне может помочь арт-терапия, арт-педагогические средства. Включение студентов в образовательный процесс невозможно обеспечить без твердой мотивации, без внутреннего осознания необходимости освоения образовательных программ, приобретения профессиональных знаний, умений и навыков [Хекхаузен 1986]. Следует заметить, степень стрессогенности образовательной деятельности в современном вузе очень высока, порождает очень высокие эмоциональные и физические перегрузки студентов, вызывая большое количество фобий, напряженных состояний, депрессий и т.д. Эти состояния особенно заметны в период сессий, когда степень эмоционального и физического напряжения достигает своего максимума. Именно на этих этапах студенты более всего нуждаются в психологической помощи, освоении способов совладающего поведения, преодоления стрессовых состояний.

Разумеется, профилактика и преодоление стрессовых состояний студентов вполне возможны за счет обеспечения комплекса условий для реализации возможностей арт-педагогики, фасилитирующих (поддерживающих) технологий и средств, внедрения ситуаций продуктивного самовыражения и творческой

самореализации будущих специалистов [Бабаян 2016; 2021]. Созданная нами арт-лаборатория включает в себя три основных компонента: исследовательско -диагностический, практический (непосредственно арт-студия), научно-технологический (мастерские самопознания). Понятно, что целостное и комплексное погружение студента в арт-лабораторию на практике позволяет интегрировать потенциал искусства, психологических ресурсов личности и арт-терапевтических технологий. Результатом такого погружения студентов становится рост их ориентированности на творчество, самореализацию, рефлексию себя и других, интенсивное развитие перцептивных и эмпатических способностей каждого [Борев 2004; Каган 1989]. Основу для реализации базовых принципов жизнедеятельности арт-лаборатории составляют идеи современной психологии искусства, арт-педагогики, суггестопедии, обеспечивающие развитие опыта самопознания, саморазвития, самореализации каждого молодого человека (Ю.Б. Борев, М.С. Каган, Д.Б. Кабалевский, В.Г. Маранцман, Б.М. Неменский и др.).

Ключевым термином в этом ряду является «опыт», именно опыт является продуктом взаимоотношений личности с внешней социальной и природной средой, источником новых идей и представлений. Об этом в свое время убедительно и обоснованно писал Дж. Дьюи [Дьюи 2000]. Опираясь на идеи Дьюи и современной арт -педагогики, можно выстраивать целостную программу развития нравственно-эстетической культуры молодежи, включать студентов в творческую деятельность, обеспечивать профилактику стрессов и тревожных состояний, фобий, развивать навыки общения и интеракции. Такая деятельность служит хорошей основой для самопознания, самоопределения, самооценки, саморазвития, самовоспитания [Аллахвердов 2001; Аракелян 2021; Арнхейм 1994; Железняк 2019; Кривцун 2015; Кулкак 2014; Леонтьев 1998; Мирзоев 2019; Репринцев М.А. 2021; Сергеева 2014; Хренов 2005]. На основе такой деятельности молодые люди оказываются способны смотреть на себя и других с объективных позиций, мобилизовывать себя на образование и саморазвитие, преодолевать негативные внутренние состояния. Но самое важное и самое ценное - студенты получают возможность глубже понимать и интерпретировать искусство, постигать его образный, метафоричный язык, его выразительные средства [Борев 2004; Дьюи 2000]. Как показывает анализ теоретической литературы по психологии стресса и практического опыта его профилактики в различных социальных средах, арт-педагогические средства способы выступать эффективным профилактическим фактором, включая молодых людей в поиск способов творческого самовыражения, проявлений спонтанности, иммобилизации, преодоления фобий, фрустрированных состояний, депривации и т.д. С помощью арт-технологий возможно погружение личности в процесс самопознания, осуществлять содержательные контакты с искусством, выстраивать прочные коммуникации с художественными ценностями, налаживать взаимообогащающий диалог с подлинными произведениями искусства. Тем самым происходит выстраивание эстетического диалога, аккумулирующего когнитивные, перцептивные, эмпатические способности личности, актуализирующего ее эмоциональный потенциал, переводящего внутренние интенции личности в творческий процесс, в продуктивное личностное саморазвитие [Выготский 1986].

Арт-педагогика позволяет избежать ограниченности восприятия мира, увидеть разные углы зрения, обеспечить «синтез искусств», существенно обогащая восприятие и понимание окружающей реальности за счет многоаспектного видения мира, преодоления эстетического монизма. К этому особенно располагает мобилизация с помощью арт-педагогики всех мыслительных процессов и ресурсов, пробуждение ассоциативного мышления студента, его воображения, его особого образного восприятия

и оценки процессов и явлений. Студент в ходе арт-педагогических процедур постигает всю совокупность эстетических идей, весь спектр проявлений эстетического в действительности и в искусстве, постигает принцип цикличности, повторяемости эстетических явлений и процессов, их «вечного возвращения на круги своя», общих закономерностей развития эстетических процессов, единой и целостной логики развития явлений, отображаемых в искусстве, их сопряженность с реалиями действительности, всю «правду жизни».

Арт-педагогика, по мнению Н.Ю. Сергеевой, - «современное, формирующееся практико-ориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных педагогических задач» [Сергеева 2014].

По нашему мнению, суть арт-педагогического подхода в работе со студентами состоит в интеграции различных психологических знаний о выразительном языке искусства, его особенностях, о создании и способах объективации художественного образа. Отсюда возникает необходимость в постижении и понимании языка цвета, света, тени, ритма, композиции, пластики, линии, семантики и символики - тех базовых элементов, без которых не может быть художественного образа, не может быть завершенного произведения искусства. Важный элемент арт-педагогики - создание внутренних предпосылок и осознаваемой потребности в самовыражении личности, ее самораскрытии и творческой самореализации. Но главное - постижение художественной культуры, языка искусства обеспечивает познание себя, своих личностных особенностей, понимание логики строительства отношений с внешним миром, выстраивания личной стратегии саморазвития и самосовершенствования. При этом важно акцентировать внимание каждого студента на адаптационных возможностях арт-педагогики, ее влиянии на весь спектр социальных коммуникаций, накопление опыта восприятия и понимания других людей. По сути, речь идет о человеческом измерении искусства, его способности «очеловечивать» социальные отношения, придавать им нравственно-эстетический смысл и значение. В основе арт-педагогических технологий лежит диалогическое взаимодействие, позволяющее выстроить сбалансированные отношения между важнейшими элементами образовательной среды: личностью преподавателя, содержанием образования, средствами искусства, личностью студента. В реальности эта модель отношений ориентирована на здоровьесбережение, профилактику стрессовых и фрустрационных, депрессивных и депривационных состояний студентов, гармонизацию их внутреннего состояния, эмоционально-волевую саморегуляцию.

Опыт приобщения студентов к искусству и занятиям художественным творчеством позволяет говорить о необходимости использования синтеза искусств, комплексном воздействии арт-педагогическими средствами на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности студента. Сложившаяся за многие годы практика арт-педагогической работы со студентами позволила накопить серьезный фонд конкретных произведений искусства (преимущественно изобразительного, музыкального, поэтического), с помощью которых осуществляется процесс релаксации, переключения внимания, пробуждения ассоциаций и воображения, генерирования художественных образов, поиска выразительных средств, актуализации навыков восприятия и оценки, рефлексии результатов художественного творчества и т.д. Главным результатом влияния арт-педагогических технологий является включение студента в процесс «самостроительства личности» [Выготский 1986; Каган 1989].

В ходе арт-терапевтических занятий со студентами здоровьесберегающий потенциал таких погружений в искусство приобщает молодых людей к важным

человеческим состояниям и смыслам, обогащает опыт «бытийной любви», формирует человеческое в молодых людях, учит ценить самые важные человеческие ресурсы -здоровье и время, заставляет всматриваться в жизнь, в окружающую реальность, усматривать самые неожиданные и удивительные феномены в обычных и привычных вещах, явлениях, процессах. При этом важный акцент делается на способности быть, а не казаться, диалектике иметь или быть, иметь или уметь, - все эти личностные проявления молодых людей сопряжены с их нравственно-эстетической культурой, в которой нравственное отражает внутреннюю сущность, содержательную характеристику личности, а эстетическое - форму выражения нравственной сущности человека, утонченность восприятия мира и себя самого в нем, проницательность и деликатность личности, ее способность слышать сердцем душевное состояние другого человека.

На каких же идеях и психологических принципах может выстраиваться и успешно реализовываться потенциал арт-педагогики в формировании в молодых людях опыта восприятия себя и других, обогащении нравственно-эстетической культуры личности?

К числу таких идей, на наш взгляд, можно отнести следующие:

- обретение внутреннего эмоционального и душевного равновесия, гармонии как основной предпосылки продуктивной жизнедеятельности личности, сопряженного с нравственно-эстетическим «иммунитетом» от пошлого, уродливого, низменного, обращенного к высокому, благородному, прекрасному;

- обогащение художественно-эстетического опыта личности, позволяющего расширять горизонты восприятия и понимания окружающего мира, духовно возвышать личность, тонко воспринимать явления окружающей действительности и искусства;

- профилактика стрессовых состояний, напряжения, тревоги, агрессии посредством арт-педагогических средств через организацию широких коммуникативных связей с референтной социальной средой, обогащение опыта ее восприятия и оценки;

- расширение и углубление опыта нравственно -эстетической оценки личностью явлений и предметов окружающей действительности через развитие рефлексивных способностей, накопление опыта самовыражения, самооценки, самоанализа, самопознания;

- формирование опыта эмоционально-волевой саморегуляции, стрессоустойчивости, волевой иммобилизации, способности к саморегуляции отношений, навыков социально одобряемого поведения;

- оказание помощи в обогащении эмоциональной сферы, опыта восприятия и интерпретации нравственно-эстетических явлений и процессов, накопление впечатлений и опыта эстетической оценки, запуска воображения, ассоциативного мышления и т.д.

На основе этих идей выстроена авторская модель узнавания студентами «другой» культуры. Знакомство с ее базовыми ценностями и смыслами, с языком искусства во всем многообразии его видов и форм в итоге способствует более глубокому пониманию своей собственной культуры, а на этой основе -общечеловеческого базиса культуры в целом. На этой основе молодой человек уже самостоятельно находит универсалии в культуре, имеющие одинаковый смысл и ценность, одинаковое понимание и интерпретацию, не связанную с конкретным регионом, этносом, религиозной системой. Главное - искусство становится важным инструментом самопознания, творческого самовыражения (уже хотя бы на базе личных предпочтений, интересов, увлечений), саморазвития и самосовершенствования. Словом, арт-педагогика способна выступать в качестве эффективного фактора организации процесса социально-нравственного, духовного и эстетического развития личности, а неизбежным спутником этого процесса оказывается самопознание,

познание себя и других, познание мира людей и мира природы, познание искусства и его законов.

В этом контексте считаем вполне уместным обратиться к анализу собственного опыта организации арт-педагогической работы. Речь об арт-проекте, реализация которого осуществлялась на протяжении целого учебного года и вызвала высокий интерес у студентов и всего университетского сообщества. Проведение персональной выставки картин А.Г. Бабаян «Визуальная молитва», посвященной 150-летию Комитаса и О. Туманяна - Светочам армянской культуры, предполагалось с 20-го по 24 июня 2019 г. в Музее современного искусства г. Ереван. Программа включала не только выставку картин, визуализирующих молитву автора о Любви ко всему сущему, но и создание площадки для осуществления полифонического звучания мыслей, чувств, эмоций присутствующих. Для этих целей был создан элективный курс «Эстетическая коммуникация», призванный подготовить вдумчивого читателя, внимательного слушателя, наблюдательного зрителя. Программа курса включала 12 тем: 1. Я и искусство. Искусство и Я; 2. Основные функции изобразительной деятельности (коммуникативная, фокусирующая, стимулирующая, интегрирующая, объективирующая, смыслообразующая, защитная, эмоционально-катарсическая, фасилитирующая и т.д.); 3. О творчестве зрителя, слушателя, читателя; 4. Телемост с искусствоведом, арт-критиком; 5. О творческом процессе; 6. О личности Комитаса - основоположнике армянского музыкального искусства; 7. О личности О. Туманяна не только как о народном поэте, но и как общественном деятеле; 8. О социокультурной ситуации в современном мире; 9. О влиянии искусства на человека; 10. Восприятие себя через искусство; 11. Мои ожидания и мое творчество; 12. Рефлексия: Что удалось и что не удалось? Изменился ли мой мир? Сопоставление и соотнесение продуктов творчества в начале и конце.

Безусловно, был проведен анонимный опрос для выявления готовности студентов к художественно-эстетической деятельности и самопознанию; проводились лекции, семинары, мастерские самопознания в соответствии с темами, а в последние месяцы и репетиции для подготовки перформанса. Темы творческих работ и рефератов подбирались с учетом предпочтений студентов, так как интерес как основной мотивирующий компонент непосредственно связан с эмоциональным отношением к собственным действиям. Исследовались личность, жизнь и творчество авторов, анализировались события и ситуации, продиктованные их временем, то есть применялись культурологический, биографический, социологический, аксиологический подходы. Ценностный подход давал ключи к расшифровке многих фактов, ситуаций, смыслов, которые давали студентам возможность понимания их собственной жизнедеятельности. Нами применялись приемы и методики эстетической коммуникации, которые способствовали созданию и передаче значимого сообщения в диалоге, в коллективном взаимодействии, в творческом самовыражении [Бабаян 2016]. Все участники понимали, что только через многоступенчатое восхождение можно решить серьезную задачу, а именно: синхронизировать свои чувства и передать в движении мыслечувства, визуализированные автором. При этом достижение обратной связи может произойти лишь в состоянии продуктивной гармонии, о котором пишет Михай Чиксентмихаи, когда «мотивация, ситуация и внимание соединены в едином потоке» [Хекхаузен 1986: 135; Чиксентмихаи 2013].

Сверхзадача заключалась в том, чтобы с помощью синтеза живописи, музыки, поэзии создать в зале такой духовно-душевный комфорт, чтобы каждый смог заглянуть в себя, в свой мир и обнаружить там Свет, исходящий от Комитаса и Туманяна. Потому что это не что иное, как откровение той силы, которая таится в каждом из нас. Они не диво, не чудо, но естественное развитие человеческой души. Четырехдневная

программа преследовала важную цель: создать условия для коммуникативно -творческого со-действа людей разных интеллектуальных, психоэмоциональных возможностей, культурно-мировоззренческих ориентаций, половозрастных, профессиональных принадлежностей и т.д. Кратко представим программу.

Первый день. 20.06.2019. Открытие выставки «Визуальная молитва». Музыкальная импровизация на сюжеты картин с использованием голоса Комитаса под названием «Нерасторжимая связь» (Автор: Атамиан С.).

Второй день. 21.06. 2019. Перформанс «Ангелы-Хранители: невидимая связь» по мыслечувствам картин (Автор: Залакян Л.).

Третий день. 22.06.2019. Лекция о творчестве О. Туманяна и о педагогической деятельности Комитаса, который разработал систему терапевтических методик с использованием музыки для снятия стресса (Пашаян А.).

Четвертый день. 23.06.2019 Диалоги: поэты о живописи, живопись о поэзии. Флешмоб с участием современных армянских поэтов.

В течение всех дней арт-студия РАУ ТВ (руководитель А.Р. Аракелян) снимала все мероприятия для дальнейшего создания документального фильма (отметим, что снимали не только наши профессиональные коллеги, но и студенты режиссерского факультета РАУ). В реализации проекта принимали участие преподаватели, студенты, магистранты, аспиранты, бывшие выпускники РАУ. Комплексная форма деятельности всех участников позволяла согласовывать и соотносить свои действия с тем, что делали другие, приводя постепенно к достижению цели.

Импровизации композитора-пианиста с использованием голоса Комитаса установили связь в реальном режиме с прошлым и настоящим, унося всех в будущее. Присутствующие говорили о том, что еще долго будут помнить возвышенное чувство радости, ощущение сопричастности к Свету, которое делало всех и каждого со-участником этого со-бытия. Апогея сопричастности зритель достиг во время перформанса «Невидимая, нерасторжимая связь». Были отобраны четыре картины, в которых наиболее ясно звучала молитва о Любви к жизни, Богу, человеку, материнству (рис. 1, 2, 3, 4).

Перформанс расширил палитру возможностей передачи мыслечувств, отпечатанных на картинах. Энергия, образованная в движении, сужала Время и расширяла Пространство, что позволяло передавать зрителю многослойную мысль картины, то есть действовал принцип, выраженный в философии: «Меньше значит больше». Для зрителя создавалось пространство, где он черпал чувства и эмоции, рассказывающие о том, что «мы - летящая в Космос пыль». Используя интуицию и воображение, зритель, приобретал знания, которые диктовались ему чувствами, то есть чувствознания. Это и есть один из здоровьесберегающих способов, применяемых нами в арт-педагогике.

Рис. 3. Молитва. Ереван, 2018. Рисовая бумага 60х40, минеральные краски

Рис. 4. Матерь Вселенская. Ереван, 2019. Рисовая бумага, минеральные краски, смеш. техн. 70х50

Флешмоб поэтов дал возможность всем рискнуть представить собственное творчество. В этом «духовно-душевном марафоне» особую роль играли не только приглашенные исполнители, поэты, но и все гости (дети и взрослые), имеющие возможность свободно проявлять свои творческие возможности и предъявлять собравшимся продукты своего творчества. Участники сочиняли стихи, исполняли импровизации к картинам, анализировали свое восприятие картин через музыку, танец - словом, каждый использовал язык искусства для выражения своих эмоций, чувств, знаний. Судя по отзывам посетителей, причем не только наших соотечественников, но и зрителей из России, Испании, Финляндии, Германии, Австралии, Англии и др., нам удалось создать творческую атмосферу, сделать так, чтобы произошло общение и самообщение через искусство. В этой связи нелишне будет в качестве примера привести отрывок из отзыва одной из участниц (Мусаелян С.): «С картиной А.Г. Бабаян «Лики Любви» я встретилась в период личных переживаний, начавших череду глубоких трансформаций. На тот момент я, конечно, не знала, какой удивительный путь передо мной, и встретилась с картиной, из глубины которой я смотрела на себя своими глазами, и, преодолевая пелену своих переживаний, навязанного и приобретённого, видела себя подлинную, настоящую, живую. Так зародилась моя «Песнь исцеления», которую я вынашивала в голове ещё месяц, в течение которого она приходила ко мне обрывками фраз, ускользала, но всегда оставалась основной идеей, пока мы снова не встретились с «Ликами» на открытии выставки. С «Ликами Любви» и голосом Комитаса, которые, вместе с моими переживаниями, мыслями, чувствами и путём трансформаций, в тот же вечер обрели слова, сложились в мою «Песнь», в стихи, которые рассказывают о моей истории. Ей суждено было родиться именно так и именно в тот день, когда я наконец прошла отрезок пути к себе и Источнику, освободила душу от «вороха сомнений» и снова обрела себя такую, какой я сейчас хочу быть. Благодарю».

Цель была достигнута - молитва о Любви объединила множество сердец в едином порыве и едином потоке сознания. Другими словами, язык искусства, являясь универсальным средством межнационального общения, актуализировал жизненно-художественный опыт присутствующих и способствовал развитию опыта восприятия личностью себя и «других».

Фактически мы расширили поле деятельности воспитательного ресурса нашего арт-проекта. Были доказаны важные постулаты арт-педагогики: искусство снимает пространственно-временные границы, расширяя поле взаимодействия человека с миром, с собой и «другими», оно восполняет потерянную энергию; творчество не возникает из ничего, оно рождается из постоянно обновляющихся знаний, сильных и глубоких впечатлений; искусство сближает людей разных культур. Так, искусство, становясь связующим звеном, обеспечивает оптимальные психологические условия восприятия, осмысления и закрепления педагогического содержания.

Библиографический список

Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. М.: ДНК, 2001.

Аракелян А.Р. Психологическое взаимопроникновение виртуального мира и мира реального при восприятии искусства зрителем с ограниченными возможностями // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. №3(59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4099/ (дата обращения: 22.10.2021).

АрнхеймР. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. 352 с.

Бабаян А.Г. Мастерская самопознания - интегративная модель общения с искусством // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. №3(59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4098/ (дата обращения: 29.10.2021).

Бабаян А.Г. Эстетическая коммуникация как специфический рефлексивный тип общения искусством // Национальные культуры в межкультурной коммуникации: сб. ст.: в 2 ч. Ч. 2. Минск: Колорград, 2016. С. 28-37.

Борев Ю.Б. Эстетика. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 511 с.

Бредихин А.П. Развитие профессионального художественного образования в условиях глобализации культуры: традиции, проблемы, противоречия // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. №3(59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4069/(дата обращения: 29.10.2021).

Булатников И.Е. Диалектика добра и красоты в философско-педагогическом наследии В.А. Разумного // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 3 (31). С. 42-52.

Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. 2011. № 17. С. 79-89.

Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 23. С. 60-72.

Булатников И.Е., Исаев И.Ф. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. 2012а. № 24. С. 23-35.

ВыготскийЛ.С. Психология искусства. М.: РИПОЛ Классик, 2018. 388 с.

Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-пресс, 2000. 382 с.

ЖелезнякН. Культтерапия. Лекции по психологии искусства. М.: Аст, 2019. 196 с.

Каган М. С. Взаимодействия искусства в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / отв. ред. Н.Н. Яковлева. Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1989. 155 с.

КандинскийВ.В. О духовном в искусстве. М.: Аст, 2018. 157 с.

Кривцун О.А. Психология искусства. М.: Юрайт, 2015. 2 65 с.

Кулкак Иржи Психология искусства М.: Гуманитарный центр, GRADA Publishing, 2014. 560 с.

ЛеонтьевД.А. Введение в психологию искусства. М: Изд-во МГУ, 1998. 110 с.

МирзоевН. Как смотреть на мир. М.: Ад Маргинем Пресс, 2019. 250 с.

Репринцев А.В. Героизация национальной истории как основа формирования патриотизма и гражданственности молодежи в системе социального воспитания // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. Ярославль, 2021. С. 240-246.

Репринцев А.В. Диалектика взаимоотношении человека и культуры в контексте становления постиндустриальной цивилизации: эволюция миссии художника в современном мире // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: сб. ст. Минск: БГУ. 2019. С. 62-83.

Репринцев А.В. Дизайнер в «обществе потребления»: служение Христу или Мамоне? // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: сб. ст.: в 2 ч. Ч. 1 / редколлегия: Х.С. Гафаров (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2020. С. 15-26.

Репринцев А.В. Искусство и человек в системе духовных ценностей постиндустриального мира: векторы эволюции смыслов и эталонов культуры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021 а. №3(59). URL: https://api -mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4068/ (дата обращения: 01.11.2021).

Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. Ереван, 2020а. С. 628-648.

Репринцев М.А. Проектная деятельность в системе средств современного дизайн -образования: от профессиональных компетенций - к обретению индивидуального творческого стиля художника // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. №3(59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4078/ (дата обращения: 01.11.2021).

Сергеева, Н.Ю. Арт-педагогика как ресурс гуманитаризации непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 2(6). С. 11-22.

Сухорукое И.С. Клубные сообщества в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 2 (119). С. 33-44.

Сухорукое И.С. Традиционное народное искусство в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021 а. №3(59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4070/(дата обращения: 01.11.2021).

Сухорукое И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. Ярославль, 2021б. С. 247-252.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе : сб. ст. Чебоксары: ЧГПУ, 2020. С. 196-204.

Сухоруков И.С. Этнокультурная идентичность как основа формирования жизненной стратегии подростка // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст: сб. ст. / сост. Т.Е. Коровкина, отв. ред. Т.Н. Адеева, С.А. Хазова. Кострома, 2021в. С. 92-98.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. 406 с.

Хренов Н.А. Социальная психология искусства, М.: Альфа-М, 2005. 623 с.

Чиксентмихаи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. М.: Карьера Пресс, 2013. 516 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.