Научная статья на тему 'ПРИОБЩЕНИЕ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ К ТРАДИЦИЯМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРИОБЩЕНИЕ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ К ТРАДИЦИЯМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Педагогика и психология профессионального образования / дизайнобразование / художественное образование / традиции национальной культуры / декоративноприкладное искусство / дизайн костюма / этностиль в дизайне одежды. / Pedagogy and psychology of vocational education / design education / art education / traditions of national culture / arts and crafts / costume design / ethnic style in clothing design.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерохина Е. В.

Автор рассматривает возможности приобщения будущих дизайнеров к традициям национальной культуры в системе профессионального художественного образования, постижения искусства традиционного народного орнамента. Освоение достижений национальной культуры и формирование ценностного отношения студентов к культурному наследию предков решают важные образовательные задачи в дизайн-образовании. В современном мире очевидна актуальность и перспективность использования этнокультурного компонента в проектной деятельности современного дизайнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерохина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCING OF FUTURE DESIGNERS TO THE TRADITIONS OF NATIONAL CULTURE IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL ART EDUCATION

The author examines the possibilities of introducing future designers to the traditions of national culture in the system of professional art education, comprehending the art of traditional folk ornament. The development of the achievements of the national culture and the formation of the value attitude of students to the cultural heritage of their ancestors solve important educational problems in design education. In the modern world, the relevance and prospects of using the ethnocultural component in the design activities of a modern designer are obvious.

Текст научной работы на тему «ПРИОБЩЕНИЕ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ К ТРАДИЦИЯМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.1+74

ПРИОБЩЕНИЕ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ К ТРАДИЦИЯМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2021 Е. В. Ерохина

доцент кафедры дизайна, член Союза дизайнеров РФ e-mail: elenmoda@gmail. com

Курский государственный университет

Автор рассматривает возможности приобщения будущих дизайнеров к традициям национальной культуры в системе профессионального художественного образования, постижения искусства традиционного народного орнамента. Освоение достижений национальной культуры и формирование ценностного отношения студентов к культурному наследию предков решают важные образовательные задачи в дизайн-образовании. В современном мире очевидна актуальность и перспективность использования этнокультурного компонента в проектной деятельности современного дизайнера.

Ключевые слова: педагогика и психология профессионального образования, дизайн-образование, художественное образование, традиции национальной культуры, декоративно-прикладное искусство, дизайн костюма, этностиль в дизайне одежды.

INTRODUCING OF FUTURE DESIGNERS TO THE TRADITIONS OF NATIONAL CULTURE IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL ART EDUCATION

© 2021 E. V. Erokhina

Associate Professor of the Department of Design, Member of the Union of Designers of the Russian Federation e-mail: [email protected]

Kursk State University

The author examines the possibilities of introducing future designers to the traditions of national culture in the system of professional art education, comprehending the art of traditional folk ornament. The development of the achievements of the national culture and the formation of the value attitude of students to the cultural heritage of their ancestors solve important educational problems in design education. In the modern world, the relevance and prospects of using the ethnocultural component in the design activities of a modern designer are obvious.

Keywords: pedagogy and psychology of vocational education, design education, art education, traditions ofnational culture, arts and crafts, costume design, ethnic style in clothing design.

Основные цели и ценности профессионального образования сегодня прочно связаны с максимально продуктивным саморазвитием личности, подготовкой будущего специалиста к жизни и труду в условиях динамично изменяющейся социокультурной реальности, приобщениеМ творческого человека к национальной культуре. Эти цели в полной мере соответствуют смыслу и принципам модернизации профессионального художественного образования [Бредихин 2019; 2019а; 2020; 2020а; 2020б; 2020в;

Булатников 2012; 2012а; 20126; 2012в]. На протяжении многих лет культура творит человека, а культурное наследие каждого народа аккумулирует в себе важнейшие духовные смыслы и идеи, представления и нормы, которые, естественно, необходимо осваивать и переосмысливать, создавая новые традиции и инновации в соответствии с вызовами и требованиями современного мира, формируя облик среды бытия людей и эстетизируя мир вещей [Репринцев А.В. 2019; Сухоруков 2020; 2020а; 2021; 2021а; 2021б]. Современный дизайн в системе профессионального художественного образования находится в процессе постоянного развития, где всё больше возрастает роль этнокультурного компонента [Булатников 2012г; 2012д; 2012е; 2013; 2013а; 2014; 2014а; Репринцев А.В. 2020; 2020а; 2020б; 2021; Репринцев М.А. 2016; 2016а; 2016б; 2016в; 2017; 2017а; 2017б; 2017в; Эриксон 1996]. От самых истоков человеческой культуры и до дней сегодняшних дизайн формировал среду человека, окружавшие его предметы и вещи, эстетизировал облик самого человека. Дизайн стал настоящим искусством, олицетворявшим не только изящность формы, но богатство содержания, гармоничность и красоту окружающего пространства. Дизайнер стал субъектом культуры, творящим человеческую реальность и предметный мир. Глобализация современного мира не изменила сути деятельности дизайнера, но подняла его социальную роль до высокой общественной миссии. Дизайнеры не утратили своей связи с традициями национальной культуры, твердо опираются на них, воспроизводят их в своих новых продуктах творческой деятельности [Медведев 2004; Репринцев А.В. 2016; 2019; 2019а]. Необходимым условием создания современных художественных объектов является наличие у дизайнеров такого объёма знаний о культурном наследии, который позволит им создать качественно новый визуальный образ. В связи с этим приобщение будущих дизайнеров к традициям национальной культуры становится приоритетной целью современного художественного образования.

Приобщение будущих дизайнеров к традициям национальной культуры имеет свою логику: оно начинается с первого курса и продолжается все годы обучения в университете. Среди дисциплин, через которые такое приобщение происходит, - весь блок специальных и общекультурных дисциплин, включающий историю искусства, историю костюма, историю дизайна, пропедевтические дисциплины, музейные практики. Через эти дисциплины и практики у студентов идет процесс формирования этнокультурных компетенций, происходит совершенствование интеллектуального и культурного уровня, обеспечивается развитие творческих способностей, накапливается профессиональный опыт, который будет использован дизайнерами в их самостоятельной проектной деятельности. В процессе учёбы студентов через их практическую деятельность происходит погружение в традиционные виды и формы национальной культуры, постижение наиболее выразительных и ярких ее форм, традиций, осуществляется осмысление и анализ использовавшихся технологий, приемов и средств, развитие навыков анализа и интерпретации произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Особое место в процессе приобщения к традициям национальной культуры занимает орнамент. Его освоение студентами сопряжено с пониманием природы этого феномена, традициями и опытом использования в декоративно-прикладном творчестве, символьно-смысловым наполнением, семантикой традиционного орнаментального искусства, региональными особенностями в разработке и интерпретации, стилистическим, композиционным и образным решением, укорененностью в народных традициях региона. В опыте Курского государственного университета глубоко отработана и реализуется идея сопряжения процесса профессионального дизайн -образования с погружением студентов в традиционную народную культуру, сложившиеся подходы в дизайне одежды жителей Курского края. В ходе музейной

практики, на занятиях по пропедевтике студенты-дизайнеры проходят теоретический и практический курс по особенностям изготовления орнамента, пользуясь примерами культурного наследия жителей Курской, Воронежской, Белгородской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Брянской областей. Разумеется, каждый из регионов имеет свою специфическую цветовую гамму орнаментов, особенности мотивов и образный ряд, своеобразную структуру орнаментов и особую символику, что и служит предметом анализа для молодых дизайнеров. Особое внимание студентов обращено к региональным традициям в разработке орнаментов, к традициям крестьянской культуры, которые служат отправной точкой в создании будущими дизайнерами своих собственных орнаментальных композиций. В процессе занятий студенты-дизайнеры делают копии народного орнамента, а в дальнейшем на основе изученного материала создают свою собственную орнаментальную структуру и образный ряд. Вполне естественно, что на этой основе идет активный процесс развития профессиональных умений студентов, обогащение их знаний о традициях народного искусства, о природе декоративно-прикладного творчества, совершенствуется композиционное мышление [Ивановна 2015; Репринцев М.А. 2018; 2018а; 2018б; 2019; 2019а; 2020; 2020а; 2020б; 2021].

Постижение традиций орнаментального искусства может быть использовано дизайнерами в разработке собственных проектов, найти применение в создаваемых молодыми художниками произведениях. В создаваемых дизайнерами предметах - вещах, интерьерах, одежде, элементах среды, в рекламных продуктах - орнамент может присутствовать и выполнять очень важные функции. Он может быть важным элементом в дизайне тканей, в отделке мебели, в кухонной посуде, в книжной иллюстрации -потенциальных сфер применения орнамента много. Важно, чтобы для дизайнера все законы его разработки и реализации в целостном проекте были знакомы, понятны, а использование было вполне уместно и органично. При этом орнамент важен не сам по себе, а в комплексе с целостным продуктом - конкретной вещью. В этом случае он выполняет важную функцию: задает характер вещи, несет определенный смысл, семантику, культурный контекст. Орнамент обеспечивает «географическую» привязку предмета к определенной этнической и культурной среде. Орнамент всегда важная и информативная часть вещи, предмета, содержащая некий культурный код, смысл, расшифровать и интерпретировать который может не всякий художник. Это тот вид искусства, «чтение» которого требует серьезных навыков, освоения его «языка», постижения его скрытых смыслов [Бредихин 2019; 2019а; Галкина 2019; 2020; Пашков 2007; 2016].

Орнамент присутствует в различных культурных и этнических традициях, имеет специфическое региональное содержание и оформление. Он давно используется в декоре культовых сооружений, в дизайне религиозных книг; это целый большой блок орнаментального искусства, постижение законов которого требует особого опыта от художника, понимания различных территориальных особенностей отдельных дизайнерских школ. И не все из этих школ строят орнаментальное искусство на созерцании природных ритмов, красок. Воображение художника оказывается шире, масштабнее, глубже, вовлекая в орнамент все многообразие существующих и доступных для восприятия форм, предметов, символов. В орнаменте художник неизбежно стилизует изображение, придает ему характер стилизации, трансформирующей изображение в условный ал гор итм, в особый ритм, в сочетание и игру разных плоскостей. По сути, орнамент запускает работу мысли, подчиняя внимание зрителя, включая его воображение (рис. 1). Изучая особенности и законы построения орнаментальной композиции, студенты сталкиваются с возможностью постижения законов стилизации, необходимой в проектной деятельности современного дизайнера [Глазычев 2006; Репринцев М.А. 2016; 2016а; 2018; 2018а].

Рис. 1. Использование традиционного орнамента в современном дизайне

Постижение будущими дизайнерами особенностей традиционного орнамента, его символического, сакрального языка как средства выражения важных экзистенциальных идей и смыслов в системе национальной художественной культуры обеспечивает формирование личности будущего дизайнера, его готовность к восприятию и пониманию народной художественной культуры. Орнамент служит неким текстом, письмом, в котором «зашифровано» сообщение, тайный смысл, изящная и глубокая идея. Это особое искусство - говорить с «читателем» и зрителем на особом языке метафор, символов. Не случайно было так широко распространено и укоренено в культуре орнаментальное искусство Древнего Востока, античной цивилизации, древнего Китая, Индии, Японии. Проникновение молодых дизайнеров в тайны орнаментального искусства служит добротной основой для разработки и деталировки их собственных творческих решений в процессе проектной деятельности и воплощения дизайнерского замысла [Булатников 2012; 2012а; 2013; 2014; 2014а; Репринцев А.В. 2016; 2019; 2020]. Студенты, прошедшие музейную практику, копирующие досконально народный костюм, изучившие все особенности построения орнамента на пропедевтике, демонстрируют более высокий уровень подготовки курсовых и дипломных проектов (рис. 2). На примере проекта студентки Курского государственного университета Ольги Муратовой (кафедра дизайна, профиль «Дизайн костюма») можно увидеть устойчивую положительную динамику и явную заинтересованность молодого дизайнера в изучении тканей с использованием традиционных орнаментальных композиций, типичных для регионов Центральной России, их осознанное применение в создании современной коллекции одежды. Вдохновившись этой темой, Ольга Муратова использовала в курсовой работе традиционные орнаменты Курского края, тем самым достигла убедительной образности через переосмысление первоисточника, добавив в него индивидуальный замысел (рис. 3). В итоге получилось интересное дизайнерское решение творческой задачи.

Рис. 2. Примеры использования традиционного орнамента в коллекции одежды

Рис. 3. Замысел дизайнера и его воплощение

В курсовых работах студенты-дизайнеры, обучающиеся по программам коммуникативного дизайна и художественного проектирования интерьера, также используют знания, полученные в процессе приобщения к традиционной народной культуре (рис. 4).

Рис. 4. Примеры проектов дизайнеров-графиков и дизайнеров интерьера

Дипломная работа является кульминацией всего периода обучения студента в системе профессионального художественного образования. Итоговая квалификационная работа представляет собой законченную проектную работу, в которой систематизируются, закрепляются и расширяются полученные во время обучения теоретические и практические знания и умения. Дипломное проектирование выявляет степень подготовленности специалиста к самостоятельной осмысленной профессиональной деятельности [Барышева 2020; Бредихин 2019; Репринцев М.А. 2018; 2019; 2020].

Рис. 5. Демонстрация итогов разработки проекта Екатерины Сараевой

Анализ выпускной квалификационной работы студентки Екатерины Сараевой позволяет говорить о высокой этнокультурной компетентности дизайнера. Познакомившись с темой этнографики в процессе музейной практики, изучив правила построения орнамента, выпускница использовала её как источник вдохновения к своему дипломному проекту и разработала современную молодежную коллекцию под названием «Этнографика» (рис. 5). В своей коллекции будущий дизайнер использовала стилизацию традиционного этнического орнамента, продемонстрировала концептуальную идею интеграции народного костюма в дизайн современной одежды.

Традиции национальной культуры, богатейшее культурно-историческое наследие отчего края, опыт эстетизации крестьянского быта являются важными факторами формирования профессионального самосознания будущего дизайнера, всего процесса современного профессионального дизайн-образования. Опыт профессиональной подготовки студентов показывает явные попытки выстроить целостную систему приобщения будущих дизайнеров к традициям национальной культуры, обеспечения условий для формирования ценностного отношения будущих художников к национальной истории и культуре. Особенность использования народного искусства состоит в том, что оно никогда не теряет связи с жизнью, всегда остаётся современным во всех эпохах, ибо в его основе лежат важные экзистенциальные идеи и смыслы. Эти идеи продолжают жить в сознании новых поколений российской молодежи, обеспечивая преемственность традиций русской национальной культуры. Становясь ее активными пропагандистами, дизайнеры тем самым оказывают влияние на сознание входящих в жизнь поколений молодежи, формируют уважительное отношение к традиционному народному искусству. Становясь, таким образом, субъектами культуры, будущие дизайнеры осознают всю меру своей социальной и профессиональной ответственности за результаты собственного художественного творчества, за формирование облика и всего внутреннего строя новых поколений граждан России.

Библиографический список

Барышева В.Е., Яньшина М.М. Этнодизайн одежды на основе предметов материальной культуры кочевников южного приуралья (сарматов) // Десятые Большаковские чтения. Оренбургский край как историко-культурный феномен: сб. ст.: в 2 т. Т. 2 / науч. ред. С.В. Любичанковский. 2020. С. 59-63.

Бредихин А.П. Глобализация культуры и современное дизайн-образование: личность художника в диалоге традиций и инноваций // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сб. ст. Ереван: РАУ, 2019. С. 71-77.

Бредихин А.П. Дипломный проект как форма проверки качества профессиональной подготовки дизайнеров: будущий специалист между университетом и бизнесом // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера: сб. ст. Казань, 2020. С. 84-89.

Бредихин А.П. Проблемы и опыт организации взаимодействия преподавателя со студентами-дизайнерами в электронной информационно-образовательной среде // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: сб. ст.: в 2 ч. Ч. 1 / редкол.: Х.С. Гафаров (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2020а. С. 39-47.

Бредихин А.П. Современное дизайн-образование в контексте глобализации культуры: личность художника в диалоге традиций и инноваций // Известия Воронежского гос.пед.ун-та. 2019а. № 2 (283). С. 10-15.

Бредихин А.П. Средовой подход в системе факторов формирования ценностного

отношения студенческой молодежи к национальной истории и культуре // Психология и педагогика социального воспитания: сб. ст. / под ред. А.Г. Кирпичника,

A.Г. Самохваловой. Кострома, 20206. С. 40-46.

Бредихин А.П. Формирование ценностного отношения будущих художников к традициям и ценностям национальной культуры и искусства: психологические механизмы инкультурации личности // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сб. ст. Ереван, 2020в. С. 120-127.

Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.

Булатников И.Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского государственного университета. 2012а. Т. 18. № 1-1. С. 146-152.

Булатников И.Е. Деструкция общественной морали как проблема современного социального воспитания молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2012б. № 5. Т. II. C. 24-30.

Булатников И.Е. Концепция социально-нравственного воспитания личности в педагогическом наследии А.С. Макаренко: диалектика социального и индивидуального // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 2 (26). С. 99-113

Булатников И.Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. 2012в. №4 (24). С. 23-35.

Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012г. №3 (23). С. 60-72.

Булатников И.Е. Этические основания социально-педагогической концепции

B.А. Сухомлинского в диалоге эпох и общественных отношений // Психолого -педагогический поиск. 2013 а. №3 (27). С. 86-100.

Булатников И.Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К.Д. Ушинского // Известия РАО. 2014. № 3.

C.14-35.

Булатников И.Е. Этические основы философско-педагогической концепции // Известия Воронежского гос. пед. университета. 2014а. № 3 (264). С. 28-33.

БулатниковИ.Е., Исаев И.Ф. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого -педагогический поиск. 2012д. № 4 (24). С. 23-35.

Булатников И.Е., Репринцев А.В. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого -педагогический поиск. 2012е. № 22. С. 19-34.

Галкина И.С. Профессионально-личностное развитие будущих дизайнеров в процессе взаимодействия университета с медицинскими учреждениями города // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно -образовательного кластера / под ред. Р.С. Сафина, И.Э. Вильданова. Казань, 2020. С. 92-99.

Галкина И.С. Профессиональная культура современного дизайнера: факторы и механизмы формирования // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2019. № 4 (43). С. 224-232.

Иванова Е.Ю. Орнаментальное искусство и дизайн XX-XXI вв. // Современные гуманитарные исследования. 2015. № 2(63). С. 129-131.

Медведев В.Ю. Роль дизайна в формировании культуры. СПб.: СПГУТД, 2004.

108 с.

Репринцев А.В. Диалектика взаимоотношений человека и культуры в контексте становления постиндустриальной цивилизации: эволюция миссии художника в современном мире // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: сб. ст. Минск: БГУ, 2019. С. 62-83.

Репринцев А.В. Дизайнер в «обществе потребления»: служение Христу или Мамоне? // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: сб. ст.: в 2 ч. Ч. 1 / редколлегия: Х.С. Гафаров (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2020. С. 15-26.

Репринцев А.В. Искусство и человек в системе духовных ценностей постиндустриального мира: векторы эволюции смыслов и эталонов культуры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. 2021. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4068/ (дата обращения: 11.10.2021).

Репринцев А.В. Социализация юношества в современном социокультурном пространстве: остается ли в воспитании место для гуманизма? // Гуманизация образовательного пространства: сб. ст. Саратов, 2016. С. 59-74.

Репринцев А.В. Художник в современном мире: от профессионального образования - к творчеству // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2019а. № 4 (97). С. 181-185.

Репринцев А.В. Ценностно-смысловые ориентиры профессионально-личностного развития будущего специалиста в условиях социокультурных трансформаций // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно -образовательного кластера / под ред. Р.С. Сафина, И.Э. Вильданова. Казань, 2020а. С.26-34.

Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Междунар. науч.-практич. конф. Ереван, 2020б. С. 628-648.

Репринцев М.А. Диалектика эстетического и утилитарного в профессиональной деятельности дизайнера: от идей Баухауза - к эстетике универсального // Баухауз и художественные школы эпохи авангарда. М., 2019. С. 152-153.

Репринцев М.А. Потенциал проектной деятельности в профессиональном образовании дизайнеров: компетентностный подход // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 4. С. 183-187.

Репринцев М.А. Проектная деятельность в системе профессионального образования дизайнеров: потенциалы компетентностного подхода // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: сб. ст.: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017. С. 90-95.

Репринцев М.А. Проектная деятельность в системе средств профессионально-личностного развития будущих дизайнеров: механизмы актуализации творческого потенциала личности студента // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: материалы Ш Междунар. науч. конф. Минск: БГУ, 2019а. С. 148-157.

Репринцев М.А. Проектная деятельность в системе средств современного дизайн -образования: от профессиональных компетенций - к обретению индивидуального творческого стиля художника // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4078/ (дата обращения: 11.10.2021).

Репринцев М.А. Проектная деятельность как форма взаимодействия субъектов дизайн-образования и бизнеса: диалектика личностного и профессионального //

Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно -образовательного кластера: сб. ст. Казань, 2020. С. 286-292.

Репринцев М.А. Профессионально-личностное развитие будущих специалистов-дизайнеров средствами проектной деятельности // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов, 2016а. С. 778-787.

Репринцев М.А. Психологические основы развития композиционного мышления дизайнера // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: сб. ст.: в 2 ч. Ч. 1 / редколл.: Х.С. Гафаров (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2020а. С. 128-136.

Репринцев М.А. Психологические основы формирования профессионализма будущих дизайнеров средствами проектной деятельности // Страховские чтения. 2018. №26. С. 233-241.

Репринцев М.А. Психологические ресурсы профессионально-личностной самоактуализация студентов-дизайнеров в процессе проектной деятельности // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века. Кострома: КГУ, 2016б. С. 320-328.

Репринцев М.А. Развитие композиционного мышления будущих дизайнеров средствами проектной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2016в. №6. С.181-187.

Репринцев М.А. Социализирующие потенциалы проектной деятельности в развитии личности дизайнера: диалектика социального и индивидуального // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве: сб. материалов междунар. науч. конф. Белгород: БелГУ, 2018а. С. 200-205.

Репринцев М.А. Социально-нравственные основы проектирования городской среды: миссия и компетентность профессионала-дизайнера // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21 -го века: состояние, проблемы, перспективы развития / под общ. ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. Казань, 2018б. С.207-213.

Репринцев М.А. Цифровой проект в современном дизайн-образовании: развивающие возможности и условия реализации // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: сб. ст. Елец: ЕГУ, 2020б. С.273-279.

Репринцев М.А. Этнокультурные основы современного дизайн-проектирования: компетентностный подход в профессиональной подготовке дизайнера // Формирование этнокультурной компетентности субъектов педагогического процесса в условиях поликультурной образовательной среды. Йошкар-Ола, 2017а. С. 56-65.

Репринцев М.А. Этнокультурные основы современного дизайн-проектирования: опыт разработки и реализации проектов историко-этнографических комплексов // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары, ЧГПУ, 2017б. С. 464-469.

Репринцев М.А. Этнокультурные традиции как основа профессиональной деятельности дизайнера: от композиционного замысла - до реализации проекта // Этнокультурное образование в современном мире / науч. ред. Е.А. Александрова. М., 2017в. С. 612-631.

Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ, 2020. С. 292-299.

Сухоруков И.С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования / под ред Р.С. Сафина; И.Э. Вильданова. Казань: Школа, 2021. С. 136-140.

СухоруковИ.С. Традиционное народное искусство в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021а. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4070/ (дата обращения: 12.10.2021).

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. Ярославль: ЯГПУ, 2021б. С. 247-252.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. науч. ст. Чебоксары: ЧГПУ, 2020а. С. 196-204.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 340 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.