Научная статья на тему 'Психологические основы менеджмента в образовании'

Психологические основы менеджмента в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические основы менеджмента в образовании»

I ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Понимание различий теоретического аспекта дефиниций понятий «мотивацион-ная система» и «мотивация» важно для осуществления практической деятельности в области профессионального отбора. Так, некоторые представители психолого-педагогической науки считают, что на отборочных (вступительных) экзаменах наряду с проверкой и оценкой знаний, умений и навыков (что, в общем, и делается) необходимо диагностировать мотивационный балл. В принципе, это верно, но недостаточ-

но. Мотивационный балл выступает как определенный результат поиска ведущих профессионально ориентированных мотивов абитуриентов, однако результативность обучения в стартовый период, как отмечено выше, имеет многофакторную обусловленность. Поэтому наряду с установлением мотиваци-онного балла целесообразно осуществлять диагностику мотивации, которая включает в себя как подлинные мотивы, так и соответствующие мотивировки, а также некоторые черты и свойства личности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

В ОБРАЗОВАНИИ

С.Л. Никишовйу зав. отделом по связям с вузами дальнего и ближнего

зарубежья Мордовского гуманитарного института

Овладеть какой-либо специальностью -значит не только изучить и освоить теорию, содержание работы, но и ее организацию, технологию и технику. «Управление можно изучать с точки зрения организации, принципов и приемов работы», -отмечает Г.Х. Попов в книге «Техника личной работы».

систему управления, его беспечная жизнь, основанная на дотациях и авансировании, кончается. Когда судьба учреждения переходит в руки тех, кто им управляет, для него начинается новая эпоха. Из государственного кармана уже нельзя черпать столько, сколько захочется, как и нельзя тратить столько, сколько получаешь. Все

Содержание научного управления опре- подвергается коммерческому расчету, ме-

деляется тем, что можно включить в организацию и технику управления. Менеджмент как социальный институт есть управление бизнесом, а бизнес является исклю-

тоды которого основаны на науке.

Таким образом, проникая в некоммерческую сферу, менеджмент перестраивает фундамент управления, а не достраива-

чительным делом в обществе. Правда, та- ет его сверху, снизу или сбоку. И все пото-

кое определение, по мнению американского теоретика менеджмента П. Друкера, уже устарело. Менеджмент перешагнул границы сферы бизнеса, его широко применяют также некоммерческие учреждения - больницы, школы, государственные заведения. Но правительственные органы, институт, школа или больница фактически заимствуют не только технику и методы руководства, но и новую философию управ-

му, что он нечто большее, нежели сумма технических средств и организационных приемов.

Сегодня на первое место выдвигаются проблемы управления людьми как личностями, а организационная сторона управления отодвигается на второй план и превращается в своего рода фон, на котором эти проблемы рассматриваются.

Для того чтобы лучше понять своеоб-

ления, даже если цели их деятельности ос- разие процесса менеджмента, следует

таются прежними, некоммерческими. Отличительная черта «бизнес-менеджмента», полагает Друкер, - это измерение результатов деятельности при помощи прибыли.

А.И. Кравченко в труде «Прикладная социология и менеджмент» полагает, что как тол ько учреждение переходит на новую

учесть некоторые характерные особенности проблемы мышления в деятельности руководителя.

Мышление руководителя - это прежде всего практическое мышление; данный вид мышления наиболее соответствует содержанию и условиям управленческой деятельности. Иначе говоря, наблюдается

та же ситуация, которая характерна и для других психических процессов (восприятия и памяти): каждый из них имеет определенную, специфическую для управленческой деятельности, разновидность. Для восприятия -это процессы социальной перцепции; для памяти - мобилизационная готовность (для оперативной) и прошлый опыт (для долговременной); для мышления - его особый вид - практическое мышление. Таким образом проявляется общая закономерность психологии управленческой деятельности. И наоборот, каждый из когнитивных процессов «входит» в управленческую деятельность в форме наиболее специфической для нее разновидности.

Как показали исследования, 17 % современных руководителей используют теоретическое мышление (Чубайс, Гайдар, Явлинский и др.), 9 % - практическое (Путин, Степашин и др.). Комплексным (теоретическим и одновременно практическим) типом мышления обладают 1 - 2 % политиков. К их числу можно отнести Примакова.

Исходная и основная черта практического мышления в целом и мышления руководителя в особенности состоит в том, что оно иначе, чем теоретическое мышление, связано с практикой, с деятельностью, иначе включено в них. Эта связь является непосредственной и неразрывной, а весь процесс мышления осуществляется «в ходе» и «для» решения конкретных практических задач.

Практическое мышление характеризуется совершенно иной позицией отношения человека к возникающим проблемам. Если для теоретического мышления позиция субъекта является познавательной - направленной только на поиск и нахождение ответа, то для практического мышления эта позиция является исходно преобразующей, действенной. Она требует реализации полученного решения как средства организации действий по изменению ситуации. Отличен от теоретического и сам характер работы практического мышления с информацией о проблеме. Руководителю необходимо специфическое сочетание способности видеть и оценивать ситуацию в целом и во всех ее деталях. Как отмечал Б.М. Теплов, подлинный

военный гений - это всегда «...и гений целого и гений частей».

Наряду с перечисленными - наиболее значимыми и общими - чертами мышления в деятельности руководителя необходимо рассмотреть еще одну их категорию,

ч

которую составляют основные свойства практического мышления. По A.B. Карпову, главными среди них являются следующие.

Направленность на реализацию. Конечной целью мыслительного процесса выступает нахождение не лучшего, «единственно верного» ответа как такового, а такого решения, которое было бы достаточным для преодоления конкретной ситуации. Порождаясь конкретикой практических ситуаций, мышление руководителя изначально направлено на решение, удовлетворяющее всем особенностям этих ситуаций.

Мотивируемостъ. Она является одним из аспектов более общего свойства -реализуемости, хотя и очень специфическим. Решения руководителя претворяются в жизнь в основном не им самим, а исполнителем. Поэтому для их эффективной окончательной реализации абсолютно необходимо, чтобы они несли в себе «мотивационный заряд» - мотивировали бы подчиненных на их реализацию.

Индивидуализированностъ. Главным, наиболее достоверным и субъективно предпочитаемым источником информации для руководителя выступает его личный профессиональный опыт. Природа управленческой деятельности такова, что не доверять можно всему, но только не своему опыту.

Оценочностъ. Она связана с исходной практической направленностью мышления руководителя и прагматичностью его основных задач. Восприятие ситуаций управления, их интерпретация и понимание, поиск способов их преодоления - все это зависит не только от их объективного содер-жания, но и от оценочных действий руководителя.

Податливость объекта мышления. Это одно из наиболее интересных свойств практического мышления. Его суть состоит в следующем. Для теоретического мышления, для познавательных задач в целом ха-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ |

рактерно то, что объекты, с которыми при- хологии мышления - проблеме интуиции.

Отметим лишь, что для интуиции, как явления, так и процесса, характерны следующие психические особенности:

- непосредственность и самооче-

ходится оперировать человеку, вся система данных является именно заданной - не подлежащей изменению. Решение должно быть найдено при условии обязатель-

ной неизменности данных. Иначе дело об- видность, а также, как правило, просто-стоит с мышлением руководителя. Объект та решения в сочетании с чрезвычайной сложностью исходных условий, большим объемом осмысливаемой информации;

- мгновенность, как бы внезапность ре-

его мышления - люди, ситуации - не только могут, но и должны быть преобразованы, изменены.

Антиномичностъ. Характер управлен-

ческой деятельности таков, что в ней по- шения, протекание интуитивного процесса стоянно возникают противоречия. Это ве- в микроинтервалах времени;

дет к формированию несовпадающих, а часто диаметрально противоположных подходов к решению задач.

Свойство антиномичности мышления руководителя вплотную подводит к наиболее общей и сложной проблеме пси-

- неосознаваемостъ, непроизвольность процесса нахождения решения.

В целом интуиция связана не только с особенностями процесса мышления, но и с более общими интеллектуальными способностями и механизмами.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Н.В. Андронова, преподаватель кафедры психологии

МГУ им. Н.П. Огарева

В структуре педагогической деятель- нием дела составлена и является «удоб-

ности довольно важное место занимает разработка психолого-педагогических ре-

нои» для применения во всех отношениях. Показателем правильности рекомендации

комендаций. К учителю нередко обраща- выступает ее адекватность, поскольку

ются за советом по поводу воспитания родители учащихся, коллеги или сами ученики. Ему приходится давать рекомендации при написании характеристик школьников, выступая на родительских собраниях,

только полное соответствие предлагаемого в ней способа межличностного воздействия (содействия) сущности служащей предметом его ориентации психологической черты субъекта-объекта гарантирует

в частных бесед ах-консультациях. Однако, эффективность результата использования

как показывают наши исследования, реко- рекомендации. Мы считаем адекватность

мендации, предлагаемые педагогами, да- самым главным критерием при определе-

леко не всегда можно назвать качествен- нии качества психолого-педагогических

ными (см. об этрм: Абрамова Н.В. К проблеме разработки теории составления психолого-педагогических характеристик на школьников // Сб. науч. тр. ученых Мор-

рекомендации.

В рекомендации «Общительному человеку не стоит доверять свои тайны» ее автор подменяет «общительностью» «болт-

дов. гос. ун-та им. Н.П. Огарева. Саранск, ливость». Конечно, вполне допустимо, что

1998. С. 46-49).

общительный человек может быть одно-

Каким же требованиям должны от- временно болтливым, но ведь это далеко

вечать психолого-педагогические рекомендации? На основании каких признаков может производиться оценка их качества?

Вполне очевидно, что хорошая рекомендация -это та, которая грамотно, со зна-

не закономерность. Помимо того что приведенная рекомендация не соответствует сути понятия «общительность», ее применение может внести нежелательный резонанс в сложившуюся систему отношений человека с общительными людьми. У кого-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.