Научная статья на тему 'Критерии оценки качества психолого-педагогических рекомендаций'

Критерии оценки качества психолого-педагогических рекомендаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки качества психолого-педагогических рекомендаций»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ |

рактерно то, что объекты, с которыми при- хологии мышления - проблеме интуиции.

Отметим лишь, что для интуиции, как явления, так и процесса, характерны следующие психические особенности:

- непосредственность и самооче-

ходится оперировать человеку, вся система данных является именно заданной - не подлежащей изменению. Решение должно быть найдено при условии обязатель-

ной неизменности данных. Иначе дело об- видность, а также, как правило, просто-стоит с мышлением руководителя. Объект та решения в сочетании с чрезвычайной сложностью исходных условий, большим объемом осмысливаемой информации;

- мгновенность, как бы внезапность ре-

его мышления - люди, ситуации - не только могут, но и должны быть преобразованы, изменены.

Антиномичностъ. Характер управлен-

ческой деятельности таков, что в ней по- шения, протекание интуитивного процесса стоянно возникают противоречия. Это ве- в микроинтервалах времени;

дет к формированию несовпадающих, а часто диаметрально противоположных подходов к решению задач.

Свойство антиномичности мышления руководителя вплотную подводит к наиболее общей и сложной проблеме пси-

- неосознаваемостъ, непроизвольность процесса нахождения решения.

В целом интуиция связана не только с особенностями процесса мышления, но и с более общими интеллектуальными способностями и механизмами.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Н.В. Андронова, преподаватель кафедры психологии

МГУ им. Н.П. Огарева

В структуре педагогической деятель- нием дела составлена и является «удоб-

ности довольно важное место занимает разработка психолого-педагогических ре-

нои» для применения во всех отношениях. Показателем правильности рекомендации

комендаций. К учителю нередко обраща- выступает ее адекватность, поскольку

ются за советом по поводу воспитания родители учащихся, коллеги или сами ученики. Ему приходится давать рекомендации при написании характеристик школьников, выступая на родительских собраниях,

только полное соответствие предлагаемого в ней способа межличностного воздействия (содействия) сущности служащей предметом его ориентации психологической черты субъекта-объекта гарантирует

в частных бесед ах-консультациях. Однако, эффективность результата использования

как показывают наши исследования, реко- рекомендации. Мы считаем адекватность

мендации, предлагаемые педагогами, да- самым главным критерием при определе-

леко не всегда можно назвать качествен- нии качества психолого-педагогических

ными (см. об этрм: Абрамова Н.В. К проблеме разработки теории составления психолого-педагогических характеристик на школьников // Сб. науч. тр. ученых Мор-

рекомендации.

В рекомендации «Общительному человеку не стоит доверять свои тайны» ее автор подменяет «общительностью» «болт-

дов. гос. ун-та им. Н.П. Огарева. Саранск, ливость». Конечно, вполне допустимо, что

1998. С. 46-49).

общительный человек может быть одно-

Каким же требованиям должны от- временно болтливым, но ведь это далеко

вечать психолого-педагогические рекомендации? На основании каких признаков может производиться оценка их качества?

Вполне очевидно, что хорошая рекомендация -это та, которая грамотно, со зна-

не закономерность. Помимо того что приведенная рекомендация не соответствует сути понятия «общительность», ее применение может внести нежелательный резонанс в сложившуюся систему отношений человека с общительными людьми. У кого-

то может появиться желание поставить точку на доверительных отношениях с общительной подругой, прекратить советоваться по сложным профессиональным вопросам с общительным коллегой и т.п. Таким образом, данная рекомендация ни в коем случае не может быть отнесена к разряду качественных.

Заметим, что посредством эксплицитно представленной в рекомендации цели значительно упрощается задача исполнителя, у которого исчезает необходимость в «расшифровке» замысла рекомендующего. Кроме того, указание цели способствует более полному осознанию предстоящих содействий. Исходя из этого, полагаем, что наличие определенной, четко сформулированной цели в тексте психолого-педагогической рекомендации следует признать очень важным критерием в оценке ее качества.

Из рекомендации «Упрямому человеку лучше давать поручения, соответствующие его интересам и потребностям» не ясно, зачем нужно поступать так, как считает ее автор. И если более или менее сведущий в психологии человек может еще догадаться о том, что такая рекомендация скорее всего дана для того, чтобы не создавать лишних конфликтных ситуаций, столкновений точек зрения и т.п., то некомпетентный - либо будет поставлен в тупик, либо приступит к ее выполнению чисто машинально, не понимая смысла своих действий и не отдавая себе отчет в совершенном. А это вряд ли можно считать «плюсом».

Не менее значительным для выяснения качественного уровня психолого-педагогических рекомендаций нам видится и учет таких параметров конкретности, как содержательный и социальный. Следует заметить, что несмотря на универсальность обобщенных рекомендаций, пользоваться ими на практике не совсем удобно, так как в реальности, в частности в педагогической деятельности, мы постоянно сталкиваемся с конкретными обстоятельствами и имеем дело с конкретными людьми, к которым «универсальные мерки» не всегда применимы. Поэтому, на наш взгляд, в рекомендации обязательно должны раскрываться наиболее характерные особенности условий ее использования либо прямо

указываться конкретная ситуация, оптимальная для осуществления предлагаемого в рекомендации содействия.

Согласитесь, что рекомендация «Иногда с настойчивым человеком нужно быть осторожным» имела бы больше ценности, если бы ее автор привел хотя бы одну конкретную ситуацию, подтверждающую некую опасность, хранящуюся в недрах «настойчивости», или хотя бы обрисовал ряд существенных признаков подобных ситуаций. А так эта рекомендация остается фактически голословной.

Надо сказать, что между критериями конкретности рекомендации по содержанию и ее адекватности существует тесная связь. Ведь верное понимание нравственно-психологического понятия, определяющего то или иное личностное свойство, предполагает способность выделять множество вполне реальных жизненных ситуаций, буквально «обнажающих» признаки этого свойства и позволяющих ему проявляться во всей своей полноте. И потому маловероятно, что человек, абсолютно не обладающий такой способностью, сможет разрабатывать адекватные психолого-педагогические рекомендации.

Думается, что рекомендация только выиграет, если в ней будет назван определенный адресат. Путем указания на более или менее конкретное лицо (группу лиц) как на исполнителя задуманного межличностного воздействия ответственность за его воплощение «в жизнь» и, естественно, за конечный результат автоматически возлагается на плечи не абстрактно существующего субъекта, а в какой-то мере известного человека (людей). Рекомендация, таким образом, не «виснет в воздухе», а принимается к сведению вполне определенными лицами. И это в некоторой степени гарантирует ее исполнение.

Например, относительно рекомендации «Аккуратному ребенку нужно помочь закрепить его аккуратность» вполне правомерен вопрос: кто должен оказать этому ребенку такую помощь? Члены его семьи (родители, бабушка, дедушка, старшие братья и сестры)? Воспитатель детского сада, который посещает этот ребенок? Учитель начальных классов? Руководитель кружка «Умелые руки»? Соседка по площадке?

£ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Или еще кто-нибудь? Чтобы лицам, полу- кой особенности субъекта-объекта (что

чившим подобную рекомендацию, не га- само по себе является очень важным мо-дать и не перекладывать «закрепление аккуратности» в ребенке друг на друга, ав-

тору лучше сразу определиться, кому это по силам, кто должен взять на себя эту

«миссию».

Рассмотренные нами выше четыре критерия оценки качества психолого-педагогических рекомендаций, с нашей точки зрения, являются основополагающими. Но мы

ментом в разработке психолого-педагогических рекомендаций). Добавим, что наличие в достаточной степени развернутого разъяснения специфики личностного качества, играющего роль доказательства состоятельности предлагаемого способа поведения, позволяет довольно легко делать заключение об адекватности последнего, а также обнаружить ошибку, став-

также выделили и другие, дополнительные шую причинои создания неадекватной ре-критерии.

Как показатель качества психолого-пе-

комендации.

Для примера обратимся к такой реко-дагогических рекомендаций вполне может мендации: «Так как демонстративный - это

человек, который любит себя "демонстрировать", который испытывает удовольствие, если на него обращают внимание, то девушке-выпускнице с таким качеством характера педагог может посоветовать попробовать свои силы в модельном биз-нередко бывает и так, что неизменно еле- несе». Правомерность именно такого со-

выступить конкретность по количественному параметру. Дело в том, что многократное, а тем более постоянное использование одних и тех же приемов воздействия на личность далеко не всегда благотворно сказывается на ее развитии. К тому же

довать предписанию, содержащемуся в рекомендации, просто невозможно.

Рассмотрим следующую рекомендацию: «Чтобы рано или поздно грубый че-

вета здесь полностью подтверждается содержанием обоснования. Раз девушке нравится находиться в центре внимания и она готова показывать себя хоть 24 ч в сутки,

ловек не обидел вас своей "грубостью", то ей действительно подойдет работа фо-

томодели или манекенщицы. Подобный род занятий обеспечит юной особе сотни взгля-

лучше не общаться с ним». Трудно, наверное, спорить с тем, что никому грубость не доставляет удовольствия. И многие поэто- дов. Значит, можно сказать, что эта реко-му желали бы вообще не контактировать с мендация адекватная.

грубыми людьми. Но осуществимо ли это

Как нам кажется, присутствие в тек-

желание в реальной жизни? Практически сте психолого-педагогической рекоменда-нет. Представьте себе, что грубиян - член ции пояснений, связанных с различными

вашей семьи, что он ваш коллега или необходимый вам партнер по бизнесу и т.п. Вряд ли вы сможете полностью избежать контакта с ним. А педагог и не вправе по-

возможными последствиями ее применения (или, наоборот, неприменения), тоже может служить основой для отнесения рекомендации к разряду качественных. Од-

стоянно игнорировать грубого ученика, по- ним из преимуществ подобных рекоменда-скольку он призван его воспитывать. Та-

ким образом, данная рекомендация в силу своей универсальности выглядит несколько абсурдной.

Качество психолого-педагогических рекомендаций можно оценивать и с помощью такого свойства, как наличие обосно-

ции является предоставление пользователю более реальной возможности решать, следовать или нет предложенному способу поведения. Если предполагаемого исполнителя устраивает прогнозируемый итог, то он, вероятнее всего, выполнит рекомендацию. Если же изложенный «расклад дел»

вания. Доводы, приводимые рекомендую- не совпадает с его интересами, представ-

щим лицом, не только служат средством убеждения потенциального пользователя в необходимости поступать определенным сие (или отказ) пользователя идти рекомен-

лениями о жизни, он вряд ли воспользуется данным предписанием. Кроме того, согла-

образом, но и демонстрируют весьма глубокое осмысление автором рекомендации

дуемым путем возлагает на него гораздо большую ответственность за реальный

той или иной индивидуально-психологичес- результат избранного им способа поведе-

56

№ 2, 2001

WjMKXXXXXXXXXXMXvvvvvv'

ния (ведь его предупреждают о возможных последствиях заранее).

Сказанное поясним на примере такой рекомендации: «Эгоиста не надо брать с собой в горы, потому что в случае большой опасности (например, лавины или обвала), когда вам, его напарнику, потребуется срочная помощь, он будет заботиться только о себе, а вы из-за этого можете даже погибнуть». Здесь буквально «по полочкам» разложена причина, по которой не следует брать в горы эгоистичного человека, показано, к чему может привести его участие в подобной экспедиции. Предположим, такую рекомендацию альпинист получает

от инструктора. Будучи человеком осторожным, да и просто здравомыслящим, скорее всего он прислушается к словам последнего. А вот если по натуре он «рисковый парень», то вполне может и не придать значения рекомендации, а, наоборот, дабы «пощекотать нервы», выбрать себе в напарники эгоиста. В этом случае, если вдруг произойдет какая-либо неприятность, у инструктора будет моральное право считать себя невиновным.

Итдк, мы рассмотрели ряд признаков, по которым, на наш взгляд, можно судить о качественном уровне психолого-педагогических рекомендаций.

МАСТЕРСКАЯ КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

O.A. Лямкина, аспирант кафедры общей педагогики

МГПИ им. М.Е. Евсевъева

t

В настоящее время в целях повышения качества образования актуализируется технологический подход в обучении. Технология обучения представляет собой систему действий преподавателя и обучающегося, обеспечивающую, при корректном исполнении, достижение положительного результата.

Наиболее известны технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (С.Т. Шацкий, Ш.А. Амо-нашвили, E.H. Ильин), активизации и интенсификации деятельности учащихся (В.А. Шаталов, Е.И. Пассов, H.A. Зайцев, К.В. Махова), эффективности управления и организации учебного процесса (С.Н. Лы-сенкова, В.К. Дьяченко, И.Н. Закатов, В.Д. Шадриков), дидактического усовершенствования и реконструирования материала (J1.B. Тарасов, B.C. Библер, П.М. Эр-

дниев), частнопредметные педагогические технологии (H.A. Зайцев, BJHL Зайцев, Р.Г. Хазаркин) и др.

Одним из новых перспективных направлений становится теоретико-методологическая разработка технологии мастерских. Применение мастерской как технологии обучения предоставляет широкие возможности для развития личности всех уча-

стников процесса. В отношении обучаемых это, прежде всего, вовлечение их в активную деятельность по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения, организация реальной совместной работы обучающегося с учителем и между собой, развитие у них самостоятельного, творческого и ответственного подхода к учебе, повышение мотивации и стимулирование стремления к самосовершенствованию. Сущность данной технологии обоснована группой французских учителей «Французская группа нового воспитания». Идея мастерских базируется на концепции свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, JI. Толстого, С. Френе и психологии гуманизма J1.C. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. В нашей стране известны работы A.A. Окунева, Н.И. Беловой, И.А. Мухиной, В.А. Степихова и других учителей и методистов, направленные на раскрытие возможностей мастерских для обучения учащихся образовательной школы.

Мастерская является альтернативной формой организации деятельности обучающихся в составе малой группы (7-15 чел.). Как локальная технология она может быть использована для частичной или полной реализации содержания учебной дисципли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.