Научная статья на тему 'Концептуальные основы организации инженерного образования с акцентом на мотивационную сферу личности'

Концептуальные основы организации инженерного образования с акцентом на мотивационную сферу личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ / УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / GENERAL CULTURAL COMPETENCES / MOTIVATIONAL SPHERE OF THE PERSONALITY / THE OBJECTIVE LAWS OF ENGINEERING EDUCATION / THE DIDACTIC PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN TECHNICAL COLLEGE / THE TERMS OF THE REALIZATION OF THE OBJECTIVE LAWS OF ENGINEERING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунов Владимир Иванович

Приведены базовые положения организации инженерного образования с ориентацией на потребностно-мотивационную сферу личности. Сформулированы закономерности подготовки специалистов в технических вузах с акцентом на мотивационную сферу личности, а также педагогические принципы, необходимые для реализации этих закономерностей. Выделены педагогические условия организации инженерного образования, опирающиеся на сформулированные закономерности и принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTUAL PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION OF ENGINEERING EDUCATION WITH AN EMPHASIS ON THE MOTIVATIONAL SPHERE OF THE PERSONALITY

We adduce basic principles of the organization of engineering education with a focus on the need-motivational sphere of the personality. We formulate the objective laws of training specialists in technical colleges with an emphasis on the motivational sphere of the personality, as well as pedagogical principles which are necessary for the realization of these objective laws. We distinguish pedagogical terms of the organization of engineering education, based on the formulated objective laws and principles.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы организации инженерного образования с акцентом на мотивационную сферу личности»

УДК 378.14

В.И. ГОРБУНОВ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С АКЦЕНТОМ НА МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: общекультурные компетенции, мотивационная сфера личности, закономерности инженерного образования, дидактические принципы организации учебного процесса в техническом вузе, условия реализации закономерностей инженерного образования.

Приведены базовые положения организации инженерного образования с ориентацией на потребностно-мотивационную сферу личности. Сформулированы закономерности подготовки специалистов в технических вузах с акцентом на мотивационную сферу личности, а также педагогические принципы, необходимые для реализации этих закономерностей. Выделены педагогические условия организации инженерного образования, опирающиеся на сформулированные закономерности и принципы.

V.l. GORBUNOV

THE CONCEPTUAL PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION OF ENGINEERING EDUCATION WITH AN EMPHASIS ON THE MOTIVATIONAL SPHERE OF THE PERSONALITY

Key words: general cultural competences, motivational sphere of the personality, the objective laws of engineering education, the didactic principles of the organization of educational process in technical college, the terms of the realization of the objective laws of engineering education.

We adduce basic principles of the organization of engineering education with a focus on the need-motivational sphere of the personality. We formulate the objective laws of training specialists in technical colleges with an emphasis on the motivational sphere of the personality, as well as pedagogical principles which are necessary for the realization of these objective laws. We distinguish pedagogical terms of the organization of engineering education, based on the formulated objective laws and principles.

В новых государственных образовательных стандартах реализуется ком-петентностный подход, с точки зрения которого результатом образования является способность выпускника демонстрировать соответствующие знания, умения и ценности. В Глоссарии терминов, относящихся к инженерному образованию, компетенция определяется как широкая концепция, которая воплощает способность индивида переносить навыки и знания в новые ситуации. В TUNING-проекте понятие компетенции включает в себя знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть деятельности в обществе). В отличие от термина «квалификация», описывающего функциональное соответствие между требованиями рабочих мест и целью образования, компетентность включает в себя возможность действовать адекватно ситуации в широких областях [3. С. 66-67].

В одном из последних научных исследований, посвящённых компетент-ностному подходу, отмечается, что структура компетенции включает в себя три основных компонента: когнитивный, связанный со знаниями и способами их получения; интегративно-деятельностный, определяющий процесс становления умений на основе полученных знаний и способов их реализации, а также обеспечивающий «перевод» имеющихся знаний и умений в другие знаковые системы и, таким образом, позволяющий адаптировать их к новым условиям, профессионально действовать в новых ситуациях; личностный, представляющий мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации ею своих компетенций [4. С. 17], причём «основной критериальный показатель проявления компетенции - способность построения собственного способа решения определенного класса задач в условиях не-

достаточности исходных данных. Все это сопряжено, прежде всего, с определением личностных смыслов своей деятельности, профессиональных ценностей и, как следствие, усилением субъективизации знаний» [4. С. 30].

Согласно стандартам третьего поколения, выпускник должен обладать соответствующими специальности профессиональными компетенциями, а также общекультурными компетенциями, в том числе способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации.

Ранее нами были сформулированы базовые положения организации инженерного образования с ориентацией на потребностно-мотивационную сферу личности [2]. В этих положениях в качестве условий повышения мотивации обучающихся выделяются необходимость неопределенности субъективного прогноза исхода деятельности, возможность проявлять самостоятельность (по форме деятельности) и творчество (по содержанию деятельности) при изучении каждой учебной дисциплины, наличие нужной для этого исходной подготовки.

1. Обучающийся, оценивая вероятности удовлетворения своих актуальных образовательных потребностей (сознательно и неосознаваемо) получает мотивирующую информацию. Эта информация тем больше, чем больше неопределенность прогноза (это следует из положения теории информации о том, что чем больше неопределенность ожидаемого события, тем больше информации получается в результате совершения этого события). Следовательно, субъективная оценка вероятности исхода предстоящей деятельности (например, самостоятельного выполнения того или иного задания) не должна быть как излишне низкой, так и слишком высокой.

2. Самостоятельность формируется плавным переходом от репродуктивной деятельности к самоорганизации с опорой на потребности в квалификации и поиске. Потребность в квалификации проявляется в стремлении к достижению должного уровня подготовленности к профессиональной деятельности. Потребность в поиске направлена на адаптационную деятельность, вектор и интенсивность которой обусловлены культурным, интеллектуальным, волевым потенциалом личности, степенью развитости ее потребности в самоуважении как не-рефлексируемом психологическом механизме адаптации личности.

3. Потребность в творчестве проявляется в способности переносить освоенное в измененные ситуации, в стремлении к самостоятельному и красивому решению. В основе творчества лежит нерефлексируемый механизм создания гипотез, из которых сознание отбирает лучшее по критерию практики. Гипотезы пропускаются к сознанию через «сито» - интуицию, руководствующуюся критерием красоты. Интуиции нужны эталоны, которые накапливаются в подсознании посредством опыта. Но интуиция лучше работает на жизненно важные задачи, поэтому для возможности проявления творчества подлежащая выполнению деятельность должна быть не просто субъективно значимой, а доминантной. Этому способствует профессиональная направленность обучения, а сам обучающийся должен обладать достаточно развитыми логическим и образным мышлением и иметь должный уровень исходных знаний (по объему, прочности).

Подготовка специалистов в технических вузах подчиняется общим закономерностям и принципам образования, установленным в педагогике. Вместе с тем на основании приведенных выше базовых положений организации инженерного образования, а также исследования обсуждаемых вопросов на гносеологическом уровне и анализа противоречий инженерного образования [1. С. 80-103] нами выделены дополнительные закономерности.

Должную мотивацию обучающихся к самосовершенствованию обеспечивают ситуации выбора, поиска в содержательных и процессуальных аспектах.

Эта закономерность вытекает из первого базового положения. Условия для самореализации обучающихся создает не просто наличие знаний, а развитие личности на основе учёта способностей и образовательных интересов обучающихся. Важно, чтобы студенты имели возможность сами устанавливать перечень дисциплин и глубину их освоения в пределах требований стандартов. Возможность принятия решений, касающихся содержания своего образования и организации учебного процесса, играет немаловажную роль в развитии у студентов чувства собственного достоинства, ответственности.

2. В содержании инженерного образования имеют место единство и взаимосвязь тенденций к дифференциации и интеграции знаний. Дифференциация знаний обусловлена объективной необходимостью узкой специализации и опирается на учет преобладающих мотивов деятельности обучающегося, его профессиональную направленность, присущую психике потребность экономии сил. Минусом дифференциации знаний является трудность интеграции информации даже из блока профессиональных дисциплин. Общество же, руководствуясь духовными ценностями цивилизации, ориентирует субъекта не только на глубокую, взаимосвязанную, системную профессиональную подготовку, но и на более широкую интеграцию знаний: на единство воспитания, обучения и развития, на взаимосвязь личностного и интеллектуального потенциала. Период обновления технических знаний соизмерим с периодом подготовки специалиста, значит, нужен акцент на развитие психических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и творчески. Для повышения мотивации обучаемых к объективно необходимой широкой подготовке нужна ориентация в каждом предмете на развитие самостоятельности (по форме деятельности) и творчества (по содержанию деятельности).

3. Степень влияния процессуальных компонентов образования на развитие обучающегося и мотивация к обусловленной ими деятельности находятся в обратной зависимости. Чем лучше тот или иной метод обучения содействует развитию личности, тем больше внимания в нём уделяется самостоятельности и творчеству, тем большие усилия нужны от обучающегося вследствие повышения неопределенности исхода учебной деятельности. Если трудность учебно-познавательной деятельности выходит за пределы зоны ближайшего развития, то мотивация к такой деятельности падает. Одной из причин этого является присущая человеку потребность экономии сил.

Выявленные закономерности позволяют обосновать педагогические принципы, необходимые для их реализации. В рамках темы нашего обсуждения из известных подходов и принципов важное значение имеют деятельностный и личностный подходы, принципы профессиональной направленности образования, индивидуализации содержания обучения, прочности знаний, наглядности учебного материала. Нами предлагается несколько дополнительных дидактических принципов организации образования в техническом вузе.

Принцип раскрытия потенциала личности обращает внимание на важность формирования интегральной потребности в самосовершенствовании. Нужно помогать личности развиваться в тех направлениях, которые представляют интерес для нее и общества и для которых есть соответствующие возможности. Учебная деятельность должна быть направлена на развитие активности, самостоятельности, творчества, эрудиции, эмоционально-чувственной сферы. Важно внимание коммуникативным умениям, приемам самосовершенствования, принятия оптимальных решений. Важны индивидуализация учебных программ, дифференцированное обучение, соблюдение стандартов на объем самостоятельной работы, дозированная помощь по разрешению проблемных ситуаций в форме «дружественного интерфейса» и в зоне ближайшего развития, сочетание мотивов ответственности и интереса. Этот принцип способствует реализации первой из выделенных нами закономерностей.

Принцип целостности мышления исходит из необходимости взаимосвязанного использования образного и словесно-логического компонентов мышления и подчеркивает важность сочетания вербальных и образных форм представления информации. Этот принцип, дополняя принцип наглядности, обращает внимание на необходимость должной визуализации информации (что позволяет усваивать учебный материал активно и целенаправленно), на необходимость внимания к интуиции, подсознанию, эстетическому и эмоциональному факторам при подготовке специалистов технического профиля. Наглядность обеспечивается демонстрационными средствами, но при этом не исключается возможность пассивного созерцания. Акцент на разнообразие вариантов учебной деятельности, осуществляемой с помощью материальных, материализованных и абстрактных средств представления информации, позволяет собирать информацию об изучаемом объекте активно и целенаправленно. Такой подход, основанный на единой работе обоих полушарий головного мозга, предполагает уделять внимание не только логике, но и нерефлек-сируемой сфере психики. Из этого принципа вытекает важность разработки технологий обучения, учитывающих логику построения учебных предметов (внутрипред-метные связи), межпредметные связи, интеграцию специальных (предметных) и гуманитарных, в частности психолого-педагогических знаний обучающихся. Этот принцип способствует реализации второй выделенной нами закономерности.

Принцип концентризма ориентирует на циклическое и дискретное продвижение вперед «по спирали». Для усвоения представленного в статике формальнологического содержания учебного материала необходимо активное, целостное, ориентированное на практику обучение. Процесс усвоения нового не соответствует структуре учебного материала и осуществляется не в строго логической последовательности: приходится возвращаться назад и забегать вперед, иметь дело не только с правильными направлениями, но и с тупиковыми. Циклы такого движения состоят из формирования первичного представления о подлежащем усвоению материале, уточнения его элементов, углубленного цельного освоения.

Принцип доминантной деятельности означает, что актуальная на данный момент деятельность должна восприниматься обучающимся как доминирующая, главная на данное время, что способствует подключению нерефлекси-руемых механизмов психики для творческого выполнения этой деятельности.

Принцип комбинированного управления учебной деятельностью отражает необходимость сочетания самоуправления и дифференцированного внешнего управления со стороны преподавателя и технических средств обучения, соотношение между которыми обусловлено напряженностью работы над заданием и временем его выполнения. Реализации этого принципа способствуют освоение приемов самостоятельной работы, правильная структурированность учебного материала, точные формулировки заданий для самостоятельной работы и пунктуальный контроль ее результатов, усиление внимания использованию информационных технологий обучения. При использовании ЭВМ для контроля и управления учебно-познавательным процессом интерактивый режим работы и конкретность деятельности способствуют обеспечению должного контроля и учета, повышают мотивацию обучаемого, способствуют проявлению самостоятельности и творчества, содействует воспитанию личностных качеств. Удовлетворению потребности в квалификации, насыщению подсознания элементами деятельности, необходимыми для проявления творчества, способствуют информационные технологии обучения. Три последних принципа направлены на реализацию третьей из выделенных нами закономерностей.

Установленные закономерности и принципы позволили выявить систему необходимых для их реализации педагогических условий.

Обязательность выбора вариантов деятельности, следующая из первой закономерности, влечёт необходимость повышения объема и качества самостоя-

тельной и исследовательской работы. Присущие этим видам учебной деятельности ситуации выбора объединяют эффект от планируемого и случайного, удовлетворяют потребность в самоуважении, развивают поисковую активность.

Условием реализации второй закономерности (о взаимосвязи диффе-ренциаци и интеграции знаний) является личностная значимость учебного материала на основе интереса к содержанию образования, понимания его назначения. Личностная значимость реализуется посредством индивидуализации учебных планов, профессиональной направленности учебного материала во взаимосвязи с его гуманитаризацией. Гуманитаризация образования направлена на улучшение использования содержания и методов гуманитарных дисциплин. Посредством своего содержания гуманитарные знания формируют духовные ценности, мотивируют на социально значимую деятельность. Благодаря своим методам они развивают личностные и интеллектуальные способности, в том числе по целостному восприятию нового, развитию эмоционально-чувственной сферы.

Учёту третьей закономерности (о необходимости поддержания трудности учебного материала на уровне, приемлемом для обучающегося) содействует совершенствование методов обучения на основе более широкой ориентации на деятельностный подход, на проблемные ситуации, на ситуации выбора. Этому способствуют дидактические принципы целостности мышления (для взаимосвязи образного и словесно-логического мышления) и прочности знаний (для взаимосвязи рациональной и нерефлексируемой сфер психики). Из психологии известно, что напряжение возникает только перед реальным, лич-ностно значимым препятствием, что основным стимулом поведения является полезный для организма результат, что деятельность тем более эффективна, чем сильнее человек стремится выполнять ее. Нужной в этом случае доминантности деятельности способствуют учет направленности личности, прочность знаний, развитое образное мышление, однозначность результатов проверки факта достижения целей учебной деятельности. Неминуема корректировка личностью своей позиции, но важно, чтобы эта корректировка была осознанной, добровольной. Ключ к разрешению этого - в улучшении управления учебно-познавательной деятельностью на основе непрерывного отслеживания результатов обучения, в использовании информационных технологий обучения.

Итак, к педагогическим условиям организации инженерного образования с акцентом на мотивацию обучающихся относятся повышение внимания самостоятельной и исследовательской работе (для реализации первой закономерности), индивидуализация учебных программ, взаимосвязь профессиональной направленности изучаемого с его гуманитаризацией (для реализации второй закономерности), обеспечение доминантности деятельности, использование рейтинговых систем контроля результатов обучения (для реализации третьей закономерности). В целом эти условия соответствуют преобразованиям, обусловленным переходом на новые образовательные стандарты.

Литература

1. Горбунов В.И. Потребностно-информационный подход к гуманизации учебно-воспитательного процесса на стыке «гимназия - технический вуз». Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. 212 с.

2. Горбунов В.И. Базовые положения потребностно-мотивационной концепции гуманизации инженерного образования // Математические методы в технике и технологиях - ММТТ-19: сб. трудов XIX Междунар. науч. конф.: в 10 т. Т. 4. Секции 4,9 / под ред. В.С. Балакирева. Воронеж: Воронеж. гос. технол. акад., 2006. С. 165-167.

3. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения: методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. Проект. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 105 с.

4. Шемет О.В. Дидактические основы компетентностно ориентированного инженерного образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Калуга, 2010. 40 с.

ГОРБУНОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и информатики в технических системах, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (vigor21@mail.ru).

GORBUNOV VLADIMIR IVANOVICH - candidate of pedagogical sciences, assistant professor of Management and Informatics in Technical Systems Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 373(430.344)19/20

Н.Г. КРАСНОВ, Н.Н. КРАСНОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И .Я. ЯКОВЛЕВА

Ключевые слова: школа, ремесло, учитель, гимназия, техника, педагогика, система, земство, станки, мастерские, букварь, язычник, сеялка, молотилка, бороны, плуги, кузницы.

Рассмотрены вопросы формирования, развития педагогической системы И.Я. Яковлева, функционировавшей более 50 лет (1924-1868). За этот период он вместе со своими единомышленниками организовал различные учебные заведения по подготовке национальных кадров.

N.G. KRASNOV, N.N. KRASNOV EDUCATIONAL STRATEGY OF I.Ya. YAKOVLEV PEDAGOGICAL SYSTEM

Key words: school, trade, teacher, gymnasia, technology, pedagogic, system, machine-tools, workshops, primer, pagan, seeding-machine, harrow, plough, smithy.

Formation, development of the pedagogical system of I.Yа. Yakovlev that functioned for more than 50 years (1924-1868) have been studied. During this period with his associated he organized different educational institutions for training national cadres.

Начало широкому распространению ремесленно-технических знаний среди чувашского населения положила Симбирская чувашская учительская школа. Первые ее ученики, крестьянские дети, прибыли на учебу в лаптях. Правда, один из них, А. Рекеев, приближаясь к городу, обул сапоги, подаренные ему А.И. Баратынским, первым учителем И.Я. Яковлева. Все они первоначально учились в Симбирском уездном училище, которое готовило учителей. В начале 70-х гг. XIX в. инспектор народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянов организовал для этих учеников обучение сапожному, а затем и переплетному ремеслам.

В 1871 г. Министерство народного просвещения приняло Симбирскую чувашскую учительскую школу на свой бюджет. И.Н. Ульянов позднее преобразовал ее в центральную чувашскую школу. К 1875 г. в чувашских селах было 8 школ: Аликовская, Бичуринская, Ходаровская и др. С этого времени Симбирская центральная чувашская школа стала первым профессиональным учебным заведением в истории чувашского народа по подготовке национальных кадров. В сентябре того же года она перешла во введенье инспектора чувашских школ Казанского учебного округа И.Я. Яковлева. В это время в ней обучались 52 мальчика. В школе были сапожная мастерская, 2 токарных станка для изготовления домашней мебели и различные инструменты [15. С. 52].

В 1879 г. Симбирскую чувашскую школу окончило 18 юношей. К этому времени для воспитанников была сшита 31 пара сапог, роздано 18 пар (пара стоила 3 руб.). Среди выпускников русских было 4 человека, татар - 1, остальные чуваши. Все они обязаны были распространять среди крестьян свой опыт по сапожному и столярному ремеслам путем организации учебных мастерских при школах. Первые такие мастерские возникли в двухклассных школах, а затем и в одноклассных.

13 декабря 1878 г. И.Я. Яковлев сообщал в Симбирскую губернскую земскую управу: «Более 20 мальчиков научились сами шить довольно чисто простые личные сапоги, башмаки и ботинки, точно так же до 15 воспитанников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.