Научная статья на тему 'Развитие гуманитарной культуры студента инженерного профиля средствами физического воспитания'

Развитие гуманитарной культуры студента инженерного профиля средствами физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / HUMAN CULTURE / ENGINEERING EDUCATION / COMPETENCY AIMED MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силкина Н. В., Касаткина А. А.

Новый тип организации профессионального образования в области развития гуманитарной культуры у студентов инженерного профиля определяется идеей использования компетентносто-ориентированных моделей. Условием функционирования данных моделей является создание образовательного пространства для успешной реализации воспитательных и образовательных целей. В нашем исследовании мы раскрываем возможности физического воспитания в инженерном образовании для развития гуманитарной культуры у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Силкина Н. В., Касаткина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENT'S HUMAN CULTURE OF ENGINEERING PROFILE BY THE MEANS OF PHYSICAL TRAINING

New type of professional education organization in the sphere of human culture among the students of engineering profile is defined by idea of using competency aimed models. The main condition to make these models function is creation of educational area for successful accomplishment of pedagogic and educational purposes. Our research project covers all possibilities of physical education in engineering profile to ensure students' human culture development.

Текст научной работы на тему «Развитие гуманитарной культуры студента инженерного профиля средствами физического воспитания»

вопросы - ответы между группами студентов). Перспективным представляется подготовка студентами презентаций по отдельным вопросам лекции с последующими докладами и их обсуждением. Немаловажное значение имеет требование наличия в конспектах собственных примеров по рассматриваемому материалу, привлечение дополнительных сведений связанных со специальностью. Отдельные студенты, весьма успешно могут самостоятельно конструировать задания и задачи связанные со своей специальностью по изучаемому материалу.

Для того чтобы ускорить процесс успешной проработки учебного материала через самостоятельное написание конспектов, сделать его более эффективным необходимо вооружить студентов ориентировочными основами действий, которые могут (в зависимости от начального уровня подготовки) быть сформулированы (получены) в ходе совместной работы или переданы студентам в готовом виде. Этому можно посвятить отдельные занятия. Использование рейтинговой системы

Библиографический список

1. Дистервег, А. Изб.пед.соч. - М., 1956.

2. Рубакин, Н.А. Как заниматься самообразованием. - М., 1962.

3. Бершадский, М.Е. «Понимание как педагогическая категория». - М.: «Педагогический поиск», 2004.

4. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.:

дагогический поиск, 2003.

5. Википедия: свободная энциклопедия - http://ru.wikipedia.org/wiki

6. Лысенкова, С.Н. Жизнь моя - школа, или Право на творчество. - М.: Изд-во «Новая школа», 1995.

7. Лысенкова, С.Н. Я читаю, я считаю, я пишу. - М.: Школа-Пресс, 1997.

S. Зимняя, И.А. Основные линии психического развития ребенка - http://in-exp.ru/component/content

9. Матекина Т.В. Проектирование технологии опережающего обучения -ftp://lib.herzen.spb.ru/text/matekina_112_164_171

Bibliography

оценки учебных достижений является хорошим стимулом для студентов в процессе данной работы.

Используя презентации, преподаватель демонстрирует своего рода близкий к идеальному конспект, что позволяет студентам увидеть недостатки своих конспектов, прослушать с использованием пояснений, заранее проработанный через самостоятельное написание конспекта материал. Использование в презентациях видеороликов, анимаций сложных явлений и процессов (физика), способствует полноценному восприятию и пониманию учебного материала. Один из существенных плюсов организации таких лекционных занятий -существенное экономия аудиторного времени, что очень актуально в условиях сокращения учебных часов и увеличения объёмов учебной информации подлежащей усвоению. У лектора освобождается время для пояснения, комментирования наиболее сложных вопросов.

Пе-

2003.

1. Disterveg, A. The selected pedagogical compositions. - M. 1956.

2. Rubakin, N.A. How can you educate yourself. - M., 1962.

3. Bershadskij, M.I. Understanding as a pedagogical category. - M.: Pedagogical search, 2004.

4. Bershadskij, M.I. The didactic and psychological bases of educational technology / M.I. Bershadskij, V.V. Guzeev. - M.: Pedagogical search,

i.

5. Wikipedia: the free encyclopedia - http://ru.wikipedia.org/wiki

6. Lisenkova, S.N. My life - school, or the right to creativity. - M.: Publishing house “New school”, 1995.

7. Lisenkova, S.N. I read, I count, I write. - M.: School-Press, 1997.

8. Zimnaya, I.A. The basic lines of mental development of the child - http://in-exp.ru/component/content (in Russian)

9. Matekina, T.V. Designing of technology of advancing training - ftp://lib.herzen.spb.ru/text/matekina_112_164_171 (in Russian)

Article Submitted 16.02.11

УДК 377

Н. В. Силкина, д-р пед. наук, проф. ГОУВПО СибГУПС, г. Новосибирск E-mail: silkina@stu.ru;

А.А. Касаткина, доц. каф. «Физическая культура» ГОУ ВПО СибГУТИ), г. Новосибирск E-mail: kasatkina23@rambler.ru

РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Новый тип организации профессионального образования в области развития гуманитарной культуры у студентов инженерного профиля определяется идеей использования компетентносто-ориентированных моделей. Условием функционирования данных моделей является создание образовательного пространства для успешной реализации воспитательных и образовательных целей. В нашем исследовании мы раскрываем возможности физического воспитания в инженерном образовании для развития гуманитарной культуры у студентов.

Ключевые слова: гуманитарная культура, инженерное образование, компетентностно-ориентированная модель.

ВВЕДЕНИЕ

Наши исследования в области теории и практики современного профессионального образования показали, что даже при относительно высоком уровне специальной профессиональной подготовки у выпускников инженерного вуза остро стоит проблема: репродуктивного, не творческого, строго алгоритмизированного мышления; недостаточной развитой функциональной возможности применения профессиональных знаний и умений; низкого уровня общей культуры и нравственной надежности личности; пассивной стратегии поведения; низкой социальной адаптации личности [1]. По этому современные учёные обращают все большее внимание на роль гуманитарно-культурного развития будущего инжене-

ра, решают задачи формирования социально-личностных, общекультурных, общепрофессиональных компетенций в инженерном образовании [2; 3]. В результате литературного анализа нами было отмечено, что дисциплина физическое воспитание в вузе является научно-педагогической средой способной формировать у студентов инженерного профиля компетенции, включающие знания, умения, опыт, личностные качества, необходимые для достижения успеха в широком контексте общекультурных, общепрофессиональных, социальных отношений [4]. Однако в теории и практике профессионального образования остаются нерешёнными задачи разработки детальной структуры компетентностно-ориенти-рованной модели развития гуманитарной культуры студентов

инженерного профиля средствами физического воспитания, а так же недостаточно проработаны педагогические условия её реализации.

Так для формирования целевого и содержательного блока модели в первую очередь необходимо провести анализ в области уточнения понятия «гуманитарная культура инженера» для конкретизации содержания его аксиологического, когнитивного, деятельно-практического компонентов с точки зрения компетентностного подхода. Оценочный блок требует разработки эффективного мониторинга социальноличностных, общепрофессиональных компетенций, основанных на специфике физического воспитания и современных информационных технологиях.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ретроспективный анализ понятий «инженер», «культура», «гуманитарная культура» и анализ сопряженных с ними терминов позволил нам получить уточнённое понятие «гуманитарная культура инженера» - это духовный и социальный аспект общей культуры личности специалиста инженерного профиля, обуславливаемый субъёктивностью и двойственностью самой природы техники, через которую осуществляется единство жизни современного человека с объектами технических достижений [1; 2; 5]. На основе исследований в области компетентностного подхода в профессиональном образовании, изучения ГОС ВПО инженерных специальностей, нами была актуализирована структура компетенций раскрывающих аксиологическое, когнитивное, деятельно-практическое содержание гуманитарной культуры.

Таким образом, гуманитарная культура студента инженерного профиля состоит из: - социопсихологического аспекта (социо-психологическая подготовка инженера включает в себя понимание, учет закономерностей и особенностей функционирования человека в социо-психологической системе, а так же нравственность, этику, ценностные приоритеты - аксиологический компонент);

- собственно-мировоззренческого аспекта (освоение студентами суммы знаний, отражающей как общую современную картину мира, так и социальную действительность (вместе с суммой знаний студент должен освоить и основные законы научного мышления, его творческий характер, его культурное наследие, экологию - когнитивный компонент);

- информационно-коммуникативного аспекта (способность быстро извлекать полезную информацию, ее логически осмысливать и интерпретировать, грамотно и аргументировано излагать, легко строить коммуникации в производственных и научных областях инженерной деятельности);

- деятельно - практического аспекта (мотивация к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, способность повышения адаптационных резервов организма, стремление к укреплению здоровья для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности).

Из общей базисной универсальной категории компетенций, общекультурного, гуманитарно-культурного, социальноличностного характера нами в ходе исследования были выделены следующие критериальные показатели гуманитарной культуры студента инженерного профиля (таблица 1).

Таблица 1

Критерии и показатели развития гуманитарной культуры студентов инженерного вуза в рамках компетентностного подхода

Критерии Показатели

1. Аксиологический - способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма; - способность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм; - соблюдать принципы профессиональной этики; - обладать мотивацией к защите интересов личности;

2. Когнитивный - способность анализировать социально значимые явления и процессы, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческие и философские проблемы; - способность применять основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; - способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль личности в истории, политической организации общества; - способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям; - толерантно воспринимать социальные и культурные различия; - способен понимать социальную значимость своей будущей профессии, цели и смысл государственной службы; - обладать мотивацией к защите интересов общества и государства; - готовность и способность к активной состязательной, конкурентной деятельности;

3. Информационнокоммуникативный - способность к работе в многонациональном коллективе, к кооперации с коллегами, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами; - способность в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды; - способность принимать организационно-управленческие решения в ситуациях риска и нести за них ответственность; - способность применять методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; - способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке; - способность создавать и редактировать тексты профессионального назначения; - способность публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии; - способность к письменной и устной деловой коммуникации, к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков; - способность к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию; -способность к постановке исследовательских задач и выбору путей их достижения;

4. Деятельнопрактический - обладать высокой мотивацией к выполнению поставленных задач (обучения, профессиональной деятельности);

- способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций;

- способность самостоятельно применять методы изменения вида и характера своей профессиональной деятельности;

- способность к осуществлению воспитательной и образовательной деятельности в сферах публичной и частной жизни;

- способность самостоятельно применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

будущие инженеры о имеющимся уровнем гуманитарнокультурного развития

" I _

о

Є І і Ш. § *8

&

сЗ

г

£ 'ё? I •я і I

° 3 Ё'* ш

^ § є

О Й

*8 з Й

И м с

^ Я ° £ Р- о

О и

О. -<

'й а Й 5 Ш \/г.‘

э Ё э

з р ^

І N

Є- с §

^ « і

8 сз ^ 3

«о р~1 ^ о

о Ї-? Ь?

5 о и 2 ^ Й

5 ч | э

§ £ Є 3

N°..

Ф

Ш

1 = 1

ё § Й 3 а. й

2 1 Й"

II і : £ N ^ і =: =: р-:

Целевой блок

Социальный заказ обеспечение социопсихологического, собственно мирровозренческого, информационнокоммуникативного, деятельнопрактического развития будущего инженера Педагогические цели активизация аксиологического, когнитивного компонента развития личности, развитие коммуникативных навыков, навыков работы с информацией, формирование и развитие мотивационных установок к обучению, профессиональной деятельности, повышению физических возможностей организма Образовательная цель формирование компетенций: социал ьно-пичностных, общекупьтурных, общепрофессиональных

Содержательный блок

Структурные компоненты гуманитарной культуры инженера

аксиологический Формирование гуман истическо го; личностно-ценностного мирровоэрения, идею единства индивидуального и общечеловеческого; развитие способности осуществлять деятельность с учетом моральных и правовых норм; соблюдать принципы профессиональной этики когнитивный -способность применить основные положення II методы г ум анита р ных, социальных и экономических наук при решении сишіаіьньїх и профессиональных задач; толерантность, способность к деятельно-практический, коммуникативно информационный развитие учебной и профессиональной мотивации информационных, коммуникативных компетенции, способностей самоанализа самостоятельной деятельности в профессиональных областях, в том числе физического совершенствования.

Этапы

)рганизаЦ»к^ ^формирован

иным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

компонент

Фун кционально-организационный блок

Сенсорно-

деятельностный

--------1---------

Интеллектуально-

деятельностный

I

Профессионально-

ориентированный

Формы - Культурно образовательное пространство физического воспитания в вузе {Лекции практические занятия секционные занятия, семинарские занятия, спортивный клуб, сооевновятепьные <Ъо6мы тегхипование инливилуапкные занятия самостоятепкная пабота

Методы - Теоретические: практически-педагогические (обучение действием, наглядные игровые и тдг практические аспекты передачи и восприятия информации); проблемно-поисковые (аспект мышления -мотивационно-ценностый) художественные

Средства - Личностно-развивающие педагогические методики культурно-образовательного пространства физического воспитания в вузе и т.д

Фун кцио нал ьн ы й компонент

Внешние функции: ознакомительная

формирующая,обучающая, развивающая воспитывающая

Внутренние функции целеполагающая, мотивационная организационная, проектировочная.коммуникативная, оиеночная

Оценочный блок

Мотивационно-

личностный

Деятельностный

Информационный

Развитие мотивации к обучению мотивации к

совместной деятельности к достижению успеха преодолению препятствий, формирования адекватного уровня притязаний, этичности, гуманного отношения

иформированность высокого уровня психофизическои подготовленности трудоспособности надёжности необходимого уровня здоровья и физических качеств сЬоомиоование иенностей и культуоных гюивычек

Сформированность информационных компетенций: анализа информации, поиска информации синтеза информации, усвоения и запоминания информации применения и изложения информации

І ІПЛОЖИ І СЇ- 11.110-

ЛІГІНОСТНОС. дейст.

Положительно активноетворческ

Положительно

осознаннос.познав.

І іоло>іительное аморфное, си туати вн.

Отрицательное неитоап - пассив

Результат: развитие гуманитарной культуры будущих инженеров

о

і

о

о

•у

|=;

і

о

о

I

1—

I

ф

с

>

о

ьс:

сГ

о

X

1=1

о

с

О)

:а£

о

а>

г

о 3

с; V

О то

а

о СП

ф ТО о_

о

о

3

— О

о а> сі

ш

сц

С

> то

со

ТО

3" то о_ о

о_

то

1—

то

> а>

і— то

са

сх

_г О

С

о

1— о

о

л с са

X а. О о_ с

С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Модель развития гуманитарной культуры студента инженерного профиля

Переходя к практическим исследованиям в области развития гуманитарной культуры у студентов инженерного профиля средствами физического воспитания в вузе нами была разработана компетентностно-ориентированной модель, в которой отражены педагогические условия её реализации в рамках физического воспитания в вузе. Эффективность применения компетентностно-ориентированной модели была проверена в ходе констатирующего и формирующего экспериментов, которые, в свою очередь были разбиты на 5 этапов: подготовительная работа, констатирующий срез, проведение собственно обучающего эксперимента, итоговый срез, анализ результатов и выводы. Констатирующий эксперимент, согласно структурной схеме, содержал блок диагностики начального и конечного уровня объектов педагогического диагностирования, блок подготовки организационной и исследовательской деятельности. Формирующий эксперимент должен был подтвердить эффективность предложенной нами компе-тентностно-ориентированной модели в области развития у студентов инженерного профиля актуализированных гуманитарно-культурных компетенций (мотивации к совместной деятельности, способности к социально-психологической адаптации, мотивации к обучению у студентов, мотивации к физическому совершенствованию и повышению адаптационных возможностей организма) в рамках предметного обучения по физическому воспитанию, воспитательной и образовательной среды студенческих спортивных клубов, секционных занятий.

Непосредственно для проведения формирующего эксперимента была выделена экспериментальная группа - 50 человек, контрольная группа 50 человек. По состоянию здоровья обе группы относились к основному учебному потоку. Для контрольной группы учебный процесс осуществлялся по общепринятому, нормативному подходу, а для экспериментальной учебный процесс проводился на базе факультативных занятий по волейболу в рамках работы спортивного клуба и имел личностную, мотивационно развивающую направленность.

В ходе эксперимента использовались методы:

- методы изучения и формирования мотивации учения; -методы изучения и формирования мотивации совместной учебной деятельности; - педагогическое наблюдение; - специфические (методы подачи физических упражнений); - общепедагогические (методы коммуникативные, диалоговые, имитационно-игровые; имитационно-исследовательские); - статистическая обработка полученных данных методом быстрой оценки коэффициента корреляции и погрешности исходных данных); - процентный сравнительный анализ.

Нами были разработаны педагогические условия реализации компетентностно-ориентированной модели в рамках формирования социально-личностной, общепрофессиональной компетентности у студентов. Основная педагогическая идея этого процесса заключается в следующем: обучаемый становится субъектом учебного процесса; в ходе занятия, в уместное время, обучаемый имеет возможность общения, обращения за полезной информацией к преподавателю физической культуры; студент имеет право на выбор тех отправных критериев в выполнении задания, которые соответствуют его индивидуальным физическим способностям, то есть - соотносит цели, творчески переосмысливает изучаемый материал; студент анализирует методику, рекомендуемую педагогом для выполнения задания, анализирует достижимость цели, старается самостоятельно найти пути реализации конкретного метода, исходя из собственной индивидуальности; студент под наблюдением преподавателя корректирует свои действия, оценивает достижения в выполнении заданий, сравнивает свои успехи или промахи с собственными показателями, информацию о которых получает из учебных журналов и протоколов; студент рассчитывает на поддержку группы, в разум-

ных пределах имеет право на коммуникативное общение для получения полезной информации по реализации цели урока.

Таким образом, перестройка практики обучения и воспитания проводится по следующим взаимосвязанным направлениям: создание психологического климата доверия между преподавателем и учащимися; обеспечение сотрудничества в принятии решений между всеми участниками учебновоспитательного процесса; актуализация мотивационных ресурсов учения; социализация обучаемого, как процесс и результат активного воспроизведения студентом личного опыта в рамках деятельности и познания; создание личностноориентированных ситуаций; создание атмосферы «поиска»; развитие у преподавателя особых личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению.

Положения, необходимые для работы преподавателя, стремящегося реализовать принципы развития гуманитарной культуры у студентов средствами физического воспитания можно представить, как рекомендации: отход от идеологии «нормативного подхода»; уважение личность каждого студента; постоянный творческий и научный поиск; развитие необходимых личных качеств, способных мотивировать студентов к позитивно-деятельному восприятию процесса обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Внутренними критериями «успешности» эксперимента являются результаты педагогического диагностирования социально-психологических характеристик: так итоговый показатель мотивация учения у студентов ЭГ на 30% больше, чем у студентов КГ; уровень социально-психологического климата на 26% выше в ЭГ, уровень межличностных взаимоотношений выше в ЭГ на 28% при относительной погрешности у < 0.5, достоверности Р < 0,05. По итогам результатов тестирования физической подготовленности, можно сделать вывод, по сравнению с КГ и девушки и юноши ЭГ добились более высоких результатов, как в скорости, так и в выносливости и силе. Особенно возрос показатель силового норматива у девушек. Также, при экспериментальном определении уровня сформи-рованности социально-личностных качеств у студентов технического профиля в соответствии со структурными компонентами гуманитарной культуры инженера, выявлено, что при выраженном повышении мотивационного, социально-

психологического компонента не наблюдается принципиального роста показателей физического развития студентов экспериментальной группы. Можно сказать, что данный показатель в большей мере зависит от индивидуальной физиологии организма человека [6]. Мониторинг морфофункционального, физического развития студентов с использованием авторской программы «Морфофункциональное обследование v.1.0», адаптированной программы Microcoft Excel [7], позволил сделать выводы, что на фоне общей тенденции незавершенности процессов формирования и роста организма студентов, удлинённости типа телосложения отмечается общее снижение крепости тела у студентов инженерного вуза. Данные показатели говорят о том, что особое внимание должно быть уделено общепрофессиональной, физической подготовке будущих инженеров. Иначе недостаточный уровень состояния здоровья и физической подготовленности будущего специалиста не будет соответствовать социальному заказу инженерной отрасли и общества в целом.

Внешними критериями эффективности проведённого педагогического эксперимента стали следующие показатели: по сравнению с поведением на традиционных уроках, обучаемые меньше время затрачивают на организационные действия, что связано с включённостью в процесс обучения; чаще улыбаются; студенты ЭГ не пропускают занятия без уважительной причины; обнаруживают более высокую самооценку, заинтересованность в повышении результатов физической подготовленности, даже если она изначально была очень низкой; обнаруживают интерес к избранному виду спорта, посещают со-

ревнования, вливаются в новые спортивные коллективы, интересуются новостями спорта, спортивной экипировкой; расширяют круг общения за счёт спортивных коллективов; меняют форму поведения, переводя признаки внешней деструктивной агрессии на активизацию деятельности для повышения результативности команды в целом; привлекают к занятиям в факультативных группах знакомых и друзей; участвуют в организации спортивных праздников в вузе, в судействе, в проведении соревнований; с удовольствием принимают участие с в товарищеских играх с профессорско-преподавательским составом; проявляют командную организованное, распределяют обязанности; занимаются самоконтролем физической подготовленности и физического развития, самостоятельно подбирают себе общефизические или специальные нагрузочные программы на развитие их индивидуальных качеств; отмечается повышение интереса к музыке, поэзии, который они показывают при общении друг с другом и преподавателем; оказывают разнообразную помощь друг другу в бытовых и общественных делах. Так же повышают активность в общественной и культурной работе вуза, легко адаптируются в студенческих клубах, студ.советах, студенческом профкоме. Все эти внешние показатели свидетельствуют о повышении уровня общекультурного, гуманитарнокультурного, социально-личностного развития студентов инженерного профиля.

ВЫВОДЫ

Формирование у студентов инженерного профиля системы компетенций соответствующих гуманитарно-культурному развитию можно решить средствами физического воспитания путём мотивационно-личностного и физического совершенствования (формирование мотивации к совместной деятельно-

сти, способности к социально-психологической адаптации, мотивации к обучению, мотивации к получению высокого физического адаптационного потенциала). Но для этого необходимы создать педагогические условия реализации компе-тентностно-ориентированной модели развития гуманитарной культуры используя ресурсы гуманизации процесса обучения в вузе.

Разработанный и внедренный в практику мониторинг, включающий оценку личностной мотивации к обучению, социальных мотивов у студентов, и комплексную оценку физического развития студентов с применением современных информационных технологий является отражением компетент-ностного подхода, основанного на принципе контроля эффективности качества профессионального образования в вузе. В соответствии с инновационными подходами в профессиональном образовании, разработанный мониторинг характеризуется целенаправленностью в решении диагностических задач. Процесс применения научных методов основан на интеграции смежных, научных знаний в область контроля за формированием способностей будущего специалиста к самореализации.

Разработанные в ходе исследования условия реализации компетентностно-ориентированной модели способствуют: гуманизации педагогического и воспитательного процесса по физическому воспитанию; обеспечению его целостности осуществляемой в единстве культуротворческого потенциала физического воспитания с задачами компетентностного подхода; социализации студентов, формированию у них положительных мотивов учения; приобретению опыта рефлексии и сотрудничества; актуализации мотивации самосовершенствования и самореализации.

Библиографический список

1. Шубин, В.И. Культурное пространство инженера - альтернатива противостоянию гуманистических ценностей и технического прогресса. Культура. Техника. Образование: учебное пособие для технических университетов / В.И. Шубин, Ф.Е. Пашков // Днепр.: Образование, 1999.

2. Ветров, Ю. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования / Ю. Ветров, А. Ивашкин // Высшее образование в России. -2006. - № 1.

3. Мартынюк, О.И. О модели специалиста в области образования. Проблемы качества образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов / О. И. Мартынюк, И.Н. Медведева, С.В. Панькова, И.О. Соловьева // Материалы XV Всеросс. научно-метод. конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций». - М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - Кн. 2.

4. Виленский, М.Я. Оценка гуманитарной ценности содержания образования по физической культуре в вузе / М.Я. Виленский, В.В. Черняев [Э/р]: http: // lib.sportedu.ru / 2.11.2009.

5. Гуманитарная культура личности — основа и цель современного образования: Монография / под ред. Н.П. Дралова. - СПб.: Изд-во «Союз», 2008.

6. Касаткина, А.А. Интеграция гуманизации и компьютерного мониторинга физического развития студентов в образовательный процесс физической культуры вуза // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. изд. ВАК. - 2 008. - №2.

7. Касаткина, А.А. Применение компьютерных технологий для оценки физического развития студентов // Сибирский педагогический журнал: науч.-теор. изд. ВАК. - Новосибирск. - 2007. - № 7.

Bibliography

1. Shubin, V.I. Cultural space engineer - an alternative to confrontation of humanistic values and technological progress. Culture. Technique. Education: a manual for technical universities / V.I. Shubin, F.E. Pashkov // Dnepr.: Obrazovanie, 1999.

2. Vetrov, J. Humanization humanitarization and engineering education / J. Vetrov, A. Ivashkin // Higher education in Russia. - 2006 . - № 1.

3. Martyniuk, O.I. On the model of a specialist in the field of education. Problems of education quality. Competence approach in vocational education and designing educational standards / O.I. Martyniuk, I.N. Medvedev, S.V. Pankov, I.O. Solovyova // Proceedings of XV All-Russia. scientific method. Conf. "Actual problems of education quality and solutions in the context of European and world trends." - Moscow, Ufa: Research Center for Problems of quality training, 2005. - Book 2.

4. Vilensky, M.Y. Evaluation of the humanitarian values of content of education in physical education in high school / M.Y. Vilensky, V.V. Chernyaev // Website: http:// lib.sportedu.ru / 2.11.2009.

5. Humanitarian culture of personality - the basis and purpose of modern education: monograph / ed. N.P. Dralova. - St.: Publishing house "Union",

2008.

6. Kasatkina, A.A. Liberalization and integration of computer monitor physical development of students in the educational process of high school physical education // Memoirs University P.F. Lesgaft. ed. HAC. - 2008. - № 2.

7. Kasatkina, A.A. Application of computer technology to assess the physical development of students // Sib pedagogical journal: Scientific-Theory. ed. HAC. - Novosibirsk. - 2007 . - № 7.

Article Submitted 16.02.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.