Научная статья на тему 'Мастерская как альтернативная форма организации обучения студентов педагогического вуза'

Мастерская как альтернативная форма организации обучения студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лямкина О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мастерская как альтернативная форма организации обучения студентов педагогического вуза»

№ 2, 2001

WjMKXXXXXXXXXXMXvvvvvv'

ния (ведь его предупреждают о возможных последствиях заранее).

Сказанное поясним на примере такой рекомендации: «Эгоиста не надо брать с собой в горы, потому что в случае большой опасности (например, лавины или обвала), когда вам, его напарнику, потребуется срочная помощь, он будет заботиться только о себе, а вы из-за этого можете даже погибнуть». Здесь буквально «по полочкам» разложена причина, по которой не следует брать в горы эгоистичного человека, показано, к чему может привести его участие в подобной экспедиции. Предположим, такую рекомендацию альпинист получает

от инструктора. Будучи человеком осторожным, да и просто здравомыслящим, скорее всего он прислушается к словам последнего. А вот если по натуре он «рисковый парень», то вполне может и не придать значения рекомендации, а, наоборот, дабы «пощекотать нервы», выбрать себе в напарники эгоиста. В этом случае, если вдруг произойдет какая-либо неприятность, у инструктора будет моральное право считать себя невиновным.

Итдк, мы рассмотрели ряд признаков, по которым, на наш взгляд, можно судить о качественном уровне психолого-педагогических рекомендаций.

МАСТЕРСКАЯ КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

O.A. Лямкина, аспирант кафедры общей педагогики

МГПИ им. М.Е. Евсевъева

t

В настоящее время в целях повышения качества образования актуализируется технологический подход в обучении. Технология обучения представляет собой систему действий преподавателя и обучающегося, обеспечивающую, при корректном исполнении, достижение положительного результата.

Наиболее известны технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (С.Т. Шацкий, Ш.А. Амо-нашвили, E.H. Ильин), активизации и интенсификации деятельности учащихся (В.А. Шаталов, Е.И. Пассов, H.A. Зайцев, К.В. Махова), эффективности управления и организации учебного процесса (С.Н. Лы-сенкова, В.К. Дьяченко, И.Н. Закатов, В.Д. Шадриков), дидактического усовершенствования и реконструирования материала (J1.B. Тарасов, B.C. Библер, П.М. Эр-

дниев), частнопредметные педагогические технологии (H.A. Зайцев, BJHL Зайцев, Р.Г. Хазаркин) и др.

Одним из новых перспективных направлений становится теоретико-методологическая разработка технологии мастерских. Применение мастерской как технологии обучения предоставляет широкие возможности для развития личности всех уча-

стников процесса. В отношении обучаемых это, прежде всего, вовлечение их в активную деятельность по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения, организация реальной совместной работы обучающегося с учителем и между собой, развитие у них самостоятельного, творческого и ответственного подхода к учебе, повышение мотивации и стимулирование стремления к самосовершенствованию. Сущность данной технологии обоснована группой французских учителей «Французская группа нового воспитания». Идея мастерских базируется на концепции свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, JI. Толстого, С. Френе и психологии гуманизма J1.C. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. В нашей стране известны работы A.A. Окунева, Н.И. Беловой, И.А. Мухиной, В.А. Степихова и других учителей и методистов, направленные на раскрытие возможностей мастерских для обучения учащихся образовательной школы.

Мастерская является альтернативной формой организации деятельности обучающихся в составе малой группы (7-15 чел.). Как локальная технология она может быть использована для частичной или полной реализации содержания учебной дисципли-

ны. В ее основу положен ряд заданий ориентирующего характера. При выполнении задания каждому обучаемому предоставляется возможность свободного выбора пути решения, методов и средств достижения результата, темпа выполнения и других характеристик организации работы.

Алгоритм деятельности зависит от содержания познавательной деятельности и надпредметных задач. Технологический процесс представлен в виде ряда последовательных шагов, блоков деятельности. На первом этапе, который называется «панель», осуществляется актуализация знаний, имеющихся у учащихся в данной области. Здесь обучаемый делится субъективным жизненным опытом, своим взглядом на проблему, выслушивает мнение других участников группы. Следующий этап имеет целью проанализировать литературные источники, копии исторических документов, сформулировать и отработать версии, обсудить информацию в парах, в группе. Выработанная и подкрепленная доказательством версия усовершенствуется на этапе сравнения с другой группой. После этого знание корректируется при соотнесении с мнением всех групп.

Роль учителя в мастерской состоит в организации поисковой творческой деятельности учащихся, основанной на сотрудничестве, сотворчестве и совместном поиске.

Потенциал рассматриваемой технологии огромен. Мастерские не только позволяют организовать процесс обучения в образовательной школе, но и могут служить формой подготовки студентов педагогических вузов. Важнейшей составляющей

ОБРАЗОВАНИЯ ^ЙЙЙЙЖ

педагогического процесса становится лич-ностно ориентированное взаимодействие педагога с обучаемыми. Отношение к студенту меняется: в центр всей образовательной системы ставится личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Будущий учитель в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (как в авторитарных и дидактоцентри-ческих технологиях).

Технология мастерских делает акцент на предоставлении студенту свободы выбора и самостоятельности в организации процесса обучения: цели работ, темпа, видов творчества при исполнении, форм отчета и пр. Для успешной реализации поставленных целей преподаватель использует рефлексивно-творческое обучение. Для каждого занятия он подбирает виды, источники, средства и методы обучения, гарантирующие высокую степень достижения результата, а также продумывает организацию работы в микрогруппах и парах, использует ролевые и деловые игры, конкурсы, разноуровневые учебно-диагностические задания, тренинговые занятия. В результате студенты учатся самоанализу и адекватной оценке целей, перспектив и результатов своей деятельности.

В каждой мастерской создается благоприятная психологическая атмосфера: обеспечение свободы мнений, отсутствие мер наказания и порицания, уважение различных жизненных позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.