УДК 378
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2013 А.Н.Мишина
Международный институт рынка. Самара
Статья поступила в редакцию 20.12.2012
В статье рассматривается специфика подготовки менеджеров государственного и муниципального управления к профессиональной деятельности, раскрывается сущность понятия профессиональная готовность и подготовка к профессиональной деятельности будущих менеджеров.
Ключевые слова: подготовка, готовность, профессиональная деятельность менеджера государственного и муниципального управления.
Экономические, политические и социальные преобразования современного общества, вхождение России в Болонский процесс, переход к информационному обществу выдвинули важнейшие задачи перед системой высшего образования, направленные на решение проблемы подготовки специалистов. Не остаются неизменными и требования к подготовке менеджеров государственного и муниципального управления, которые постоянно возрастают, что обусловлено не только прогрессивными процессами развития науки и техники, но и усложнением социально-экономической ситуации в стране, когда особенно важно уметь использовать фундаментальные знания и умения в профессиональной деятельности. Престижность профессии менеджера государственного и муниципального управления вызвали увеличение контингента факультетов ведущих подготовку по данной специальности в непрофильных вузах, что потребовало поиска средств формирования профессионально значимых качеств личности студентов - будущих менеджеров.
В толковом словаре С.И.Ожегова дается два определения подготовки: подготовить (сделать что-нибудь предварительно для устройства, организации чего-нибудь; обучить, дать необходимые знания для чего-нибудь) и запас знаний, полученный студентом. Здесь выделены следующие два значения: согласие сделать что-нибудь; состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь. В психолого-педагогическом словаре под редакцией П.И.Пидкасистого «подготовка» определяется как процесс формирования и обогащения установок, знаний и умений индивида, результатом которого выступает его готовность к адекватно-
му выполнению специфических задач деятельности. Таким образом, подготовка отражает результат определенного действия и процесс его организации.
Исследователи (В.Г.Онушкин, Е.И.Огарев) отмечают, что подготовка - это общий термин, употребляемый применительно к прикладным задачам образования, когда имеется в виду освоение социального опыта в целях его последующего применения для выполнения специфических задач практического, познавательного или учебного плана, обычно связанных с определенным видом в той или иной мере регулярной деятельности. В работах Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, В.А.Сластенина подчеркивается, что предпосылкой эффективной деятельности человека и результатом подготовки является профессиональная готовность. Следовательно, подготовку будущих менеджеров государственного и муниципального управления к профессиональной деятельности следует рассматривать через готовность человека. В силу этого нам представляется важным рассмотреть основные направления изучения сущности готовности к профессиональной деятельности.
Многие исследователи рассматривают готовность как необходимую предпосылку успешной деятельности специалиста, которая предполагает наличие профессионально значимых свойств и качеств личности (Т.А.Воронова, И.А.Зим-няя, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Т.И.Руднева, А.А.Сластенин и др.). Отмечается (Е.М.Разинкина, О.А.Сурова), что готовность к профессиональной деятельности специалиста отличают: знания, умения, навыки; положительное отношение к деятельности, профессии; черты характера, способности, темперамент, мотивация; профессионально важные особенно-
Мишина Анна Николаевна, педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ЦВР «Крылатый» г.о. Самара. E-mail: mishina2010@mail. ru
сти восприятия, мышления, эмоциональные и волевые процессы1.
На сегодняшний день в научной литературе обозначились два подхода к изучению готовности к профессиональной деятельности: функциональный (М.И.Дъяченко, В.А.Сластенин), в котором выделяются процессуальные качества, значимые для профессиональной деятельности, и личностный подход (В.С.Ильин, В.С.Мерлин, Я.Л.Коломинский, В.В.Сериков, П.М.Якобсон), который предполагает изучение готовности к профессиональной деятельности как комплекса интегрированных свойств, где главную роль выполняют личностные качества, выражающие направленность на соответствующую деятельность. С точки зрения функционального подхода, готовность - это определенное функциональное состояние, психологическая и социальная установка отношения, характеризующая поведение личности (М.И.Дьяченко, В.А.Сластенин). Как отмечает В.А.Слас-тенин, готовность к деятельности есть особое психическое состояние, которое включает в себя различного рода установки на модели вероятного поведения, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного ре-зультата2. М.И.Дьяченко в готовности студентов к будущей профессиональной деятельности выделяет следующие компоненты: мотивацион-ный (положительное отношение к профессии, интерес к ней, потребность успешно выполнять поставленную задачу, стремиться добиться успеха и показать себя с лучшей стороны); ори-ентационный (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности); волевой (самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение трудовых обязанностей); оценочный (самооценка своей профессиональной подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач).
По мнению К.К.Платонова, готовность к профессиональной деятельности - это субъективное состояние личности, осознающей себя способной и подготовленной к той или иной профессиональной деятельности и стремящейся к ее выполнению. Ученый рассматривает готовность к профессиональной деятельности как
1 Суворова О.А. Подготовка студентов вузов к информатизации управления дошкольным образовательным учреждением: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. -М.: 2008.
2 Сластенин В.А. Университетское педагогическое образование: проблемы и решения // Профессионально-педагогическая культура: История, теория, техника. - Белгород: 1996.
результат трудового воспитания, профессионального обучения, психологической подготовки. Все вышесказанное дает возможность заключить что, готовность к профессиональной деятельности не ограничивается характеристиками опытности или мастерства. Значимыми являются внутренние силы личности, ее потенциалы и резервы, существенные для повышения производительности профессиональной деятельности в будущем. Правомерно В.С.Мерлин отмечает личностную готовность, когда на первый план выдвигается личностный параметр. Этой же точки зрения придерживается Я.Л.Коломинский, считая готовность к профессиональной деятельности определенным уровнем в развитии личности, предполагающим сформированность целостной структурированной системы ценностных, когнитивных, эмоционально-волевых и операционно-поведен-ческих качеств, обеспечивающих ориентирование в профессиональной деятельности.
Готовность к профессиональной деятельности понимается многими исследователями как критерий результативности процесса подготовки, как система интегративных свойств, качеств личности и как установка на будущую профессиональную деятельность. И.Н.Нечаев, А.Е.Одинцова считают, что анализ профессиональной деятельности должен проводиться по тем ее параметрам, которые отвечают потребностям совершенствования специалиста, что предполагает: вычленение проблем, которые решает специалист в процессе повседневной деятельности; выделение этапов деятельности; использование профессиональных знаний; применение умений и навыков, необходимых в работе.
Профессиональная деятельность менеджера государственного и муниципального управления - это обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления, совершенствование государственного управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития страны. Профессиональная деятельность менеджера государственного и муниципального управления осуществляется в системе органов представительной, исполнительной, судебной властей, а также в иных государственных органах, организациях и учреждениях в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе. Объектами профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной
жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.
Подготовку к профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления необходимо осуществлять, учитывая тот факт, что будущий менеджер государственного и муниципального управления должен быть готов к различным видам деятельности в соответствии с его назначением и местом в системе управления: планированию индивидуальной и совместной деятельности, организации работы по целям, ресурсам и результату; рациональному контролю деятельности сотрудников и организации в целом; руководству коллективом и координации деятельности во внешней среде; представительству организации и ее внешних интересов; исследованию и диагностике проблем, прогнозов, целей и ситуаций; консультационной, методической и образовательной работе с сотрудниками; инновационной деятельности в области управления.
Ученые (М.Альберт, Г.В.Атаманчук, А.К.Белых, П.Друкер, Л.Якокка) анализировали квалификационные характеристики менеджера государственного и муниципального управления и выявили, что определяющими успех его деятельности являются высокоразвитые психические процессы (внимание, высокий уровень долговременной и кратковременной памяти, эмпатия, интуиция, стрессоустойчи-вость и др.) и специальные свойства (вербальные способности, коммуникативная компетентность).
Таким образом, были выделены многообразные виды профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления: управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проект-но-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, взаимопроникаемость и взаимодополняемость которых позволяет говорить о поливидовости как особенности профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления, которая свидетельствует о пересечении и объединении профессиональной и личностной сфер специалиста. Содержанием деятельности менеджера государственного и муниципального управления кроме целенаправленных действий по обеспечению взаимосвязанных функций планирования, организации, распорядительства, мотивации и контроля за процессом и результатами работы организации являются достижение целей организации, налаживание эффективных связей с людьми.
Поливидовость как особенность профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления отличает ее от других профессий: если во многих профессиональных деятельностях можно четко разграничить деловую и личностную сферу специалиста, то в профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления эти две области пересекаются, объединяются, находятся в тесной связи друг с другом и взаимозависимости. Следовательно, особенность рассматриваемой профессии заключается в том, что ее признаки соотносятся с характерными признаками управления как вида деятельности.
В современной западной психолого-педагогической литературе зафиксировано более 350 дефиниций категории «управленческая деятельность». Проведены эмпирические исследования, но в результате не появилось ясного представления о том, как отличить подлинного руководителя от человека, не способного руководить. «Управлять - значит знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом»3. П.Ф.Друкер представляет управление как «особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производственно работающую группу»4.
Практика подготовки будущих менеджеров государственного и муниципального управления в вузе позволяет выделить один из критериев готовности студентов к управленческой деятельности, которым является рефлексивная активность личности. В качестве показателей ее сформированности выделяются: отношение к субъектам управленческого процесса; выбор образа идеального менеджера, выраженный в личностно значимых профессиональных и личностных качествах; самооценка профессиональной адекватности; сформированность рефлексивных действий.
На сегодняшний день подготовка к профессиональной деятельности будущего менеджера государственного и муниципального управления состоит в направленности на формирование фундаментальных теоретических и необходимых практических знаний, умений и навыков; ориентированности на создание условий самореализации как условия креативно-личностного и профессионального развития в будущей профессии; направленности на личностное и духовно-нравственное развитие будущих менеджеров государственного и муниципального
3 Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента / Пер. с англ. А.И.Зак. - М.: 1991.
4 Друкер П.Ф. Практика менеджмента / Пер.с англ. - М.: 2009.
управления при котором профессионализм сочетается с высоким духовным обликом.
Итак, особенностью профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления выступает поливидо-вость, которая приводит к необходимости считать управление ведущим видом деятельности менеджера государственного и муниципального управления. Выявленные характеристики управления, сложность и поэтапность профес-
сиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления требуют формирование готовности специалиста к выполнению разнообразных функций (планирование, подбор и расстановка кадров, распорядительство, мотивация труда, учет и контроль), что делает необходимым рассмотрение методологических подходов к проблеме подготовки будущих менеджеров государственного и муниципального управления.
PREPARATION OF STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION MANAGERS
TO PROFESSIONAL ACTIVITY
© 2013 A.N.Mishina
International Market Institute
The article deals with the specificity of preparation of state and municipal administration managers in the professional activity. It discloses the point of professional readiness idea and preparation for professional activity of future state and municipal managers.
Key words: preparation, readiness, professional activity of state and municipal administration managers.
Mishina Anna Nicolaevna, theater musical education center «Flying» c. Samara. E-mail: mishina2010@mail. ru