Научная статья на тему 'Повышение уровня подготовки будущих специалистов по направлению «Менеджмент организации» компонентами личностных ресурсов'

Повышение уровня подготовки будущих специалистов по направлению «Менеджмент организации» компонентами личностных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MANAGER / LEVEL OF TRAINING / MANAGEMENT OF ORGANIZATION / COMPETENCE-BASED APPROACH / МЕНЕДЖЕР / УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ / МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лосев Александр Сергеевич, Лосева Анастасия Владимировна

Рассматриваются проблемы, связанные с низким уровнем подготовки будущих специалистов по профилю подготовки «Менеджмент организации». Проводится анализ действующих образовательных стандартов и учебных программ. Анализируется современное видение менеджера с позиции абитуриента, работника, руководителя и ведущих топ-менеджеров. На основе проведенного анализа предлагается новая концепция по подготовке специалистов направления «Менеджмент организации». В отличие от традиционных подходов предложенная концепция направлена на формирование необходимых компетенций и компонентов личностных ресурсов: мотивационной составляющей и психологической готовности к эффективной профессиональной деятельности. Отражены основные формы, необходимые при организации учебного процесса, и методы по реализации данной концепции на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCEMENT OF THE LEVEL OF TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE DIRECTION OF “MANAGEMENT OF ORGANIZATION” BY MEANS OF COMPONENTS OF PERSONAL RESOURCES

The paper considers the problems associated with low levels of training of future specialists in the profile “management of organization”. Presents the analysis of existing educational standards and curriculum. It analyzes the current image of a manager from the perspective of the applicant, employee, manager and leading top managers. Based on the analysis offers a new concept for the training areas “Organization Management”. Unlike traditional approaches, the proposed concept is aimed at forming the necessary competencies and personal resources components: motivational component and psychological preparedness for effective professional activity. It reflected the basic forms necessary for the educational process and methods for the implementation of this concept in practice.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня подготовки будущих специалистов по направлению «Менеджмент организации» компонентами личностных ресурсов»

УДК: 37.01:001.84

А. С. Лосев, А. В. Лосева

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ» КОМПОНЕНТАМИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ1

Рассматриваются проблемы, связанные с низким уровнем подготовки будущих специалистов по профилю подготовки «Менеджмент организации». Проводится анализ действующих образовательных стандартов и учебных программ. Анализируется современное видение менеджера с позиции абитуриента, работника, руководителя и ведущих топ-менеджеров. На основе проведенного анализа предлагается новая концепция по подготовке специалистов направления «Менеджмент организации». В отличие от традиционных подходов предложенная концепция направлена на формирование необходимых компетенций и компонентов личностных ресурсов: мотивационной составляющей и психологической готовности к эффективной профессиональной деятельности. Отражены основные формы, необходимые при организации учебного процесса, и методы по реализации данной концепции на практике.

Ключевые слова: менеджер, уровень подготовки, менеджмент организации, компетентностный подход.

Вопрос квалифицированных кадров является одним из важнейших на протяжении многих столетий и по-прежнему не теряет своей актуальности, а в некоторых случаях еще и обостряется. В частности, в условиях глобализации и интеграции различных процессов на мировой арене остро возникает потребность в высококвалифицированных кадрах, умеющих переносить свой опыт на различные отраслевые и производственные площадки мирового уровня. В рамках сложившейся ситуации особое место отводится менеджеру.

Судя по количеству сфер деятельности, уровню востребованности в различных отраслях, а также выдвигаемых к нему компетенциям, знаниям, умениям, должностным инструкциям, уровню занимаемого положения и степени важности, именно менеджер обязан разработать, наладить, запустить и проконтролировать нормальную, качественную работу практически любого вида производства.

Наблюдая за подготовкой современных менеджеров в сфере образования, можно смело утверждать, что такого уровня выпускников достаточно мало. Поэтому вопрос спроса на высококвалифицированных специалистов в области менеджмента на рынке труда является открытым. Конечно, есть талантливые, умные, достойные выпускники, но лишь единицы современных вузов России выпускают менеджера, соответствующего тем условиям, которые выдвигает реальное производство и мировое экономическое сообщество.

Авторами предлагается новая идея в подготовке специалистов именно по направлению менеджмента. Внедрение данной идеи, в отличие от традиционных подходов обучения специалистов с высшим образованием, позволит выпустить на рынок труда полноценную рабочую единицу не только с соответствующим опытом, но и мотивационной состав-

1 Выполнено при поддержке РГНФ № 16-06-50026.

ляющей и желанием заниматься своей профессиональной деятельностью, развиваться и расти дальше.

Почему именно менеджер и какова его роль на современном производстве? Менеджер (от англ. manage - «управлять») - руководитель, управляющий, управленец; специалист в области управления [1]. Менеджер - это квалифицированный специалист, который осуществляет процесс управления производством путем принятия важных и ответственных решений, от которых зависит благополучное функционирование предприятия на рынке [1]. В данном случае это одно из самых распространенных и обывательских представлений о профессии менеджера, которое является достаточно поверхностным, но в то же время положено в основу многих учебных программ по их подготовке, а иногда выступает ориентиром для абитуриентов при выборе будущей профессии менеджера.

Помимо этого «область профессиональной деятельности бакалавров включает: организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления; органы государственного и муниципального управления; структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело» [2].

Подготовка менеджера в современных вузах сводится к умениям и навыкам выстраивать отношения на производстве по схеме «руководитель - исполнитель», в которой он занимает одну из позиций. И это всего лишь малая часть от реальной подготовки будущего менеджера. В этой схеме руководитель в большинстве случаев - это заказчик, который что-

А. С. Лосев, А. В. Лосева. Повышение уровня подготовки будущих специалистов по направлению.

то требует, не всегда понимая, как этого достичь, и очень часто не осознавая всей ответственности принимаемых решений, а исполнитель - это добросовестный работник, который избавлен от нагрузки принимать решения, являющийся элементом общей системы и выполняющий какие-то функции.

Обращаясь к опыту современных известных и успешных менеджеров, прошедших все ступени данной профессии, без труда можно заметить, что реальные требования кардинально расходятся с вышеизложенными. По мнению Генри Минцбер-га, менеджер - это деятель, с точки зрения Майкла Портера - это мыслитель, по представлениям Абрахама Залезника и Уоррена Бенине - это прирожденный лидер и только Анри Файоль и Лин-делл Урвик настаивают, что менеджмент - это все-таки контроль и управление.

В своей работе [3] Генри Минцберг выделяет серию мифов, связанных с профессией менеджера: работа менеджера состоит в систематическом и сознательном планировании;

если воспользоваться распространенным сравнением, то можно сказать, что хороший менеджер, как и хороший дирижер, все отшлифовывает заранее, а затем сидит и наслаждается результатами своего труда;

для старших менеджеров требуется уже обработанная информация. С такой задачей лучше всего справляются формальные информационные подразделения;

менеджмент - это профессия и наука. Если внимательно рассмотреть перечисленные мифы, то можно безошибочно сказать, что это основные причины, по которым молодые люди сегодня выбирают профессию менеджера. Разрушая данные мифы, автор доказывает на собственных примерах и опыте, что такое представление не только далеко от реальности, но и является безответственным и опасным для любого производства, где работает менеджер такого уровня подготовки. Генри Минцберг подчеркивает, что менеджер -это не только талантливый управленец и вездесущий контролер, но и идейный вдохновитель, универсальный работник, умеющий и готовый подхватить или вникнуть на любом этапе в производственный процесс.

Особое внимание здесь необходимо обратить на психологическую, моральную и физическую готовность менеджера. В рамках решения данного вопроса не только по отношению к менеджерам, но и в целом в современном высшем образовании сделан достаточно качественный сдвиг. В частности, последняя реформа образования ориентирована на новый курс - от знаний, умений и навыков к компетенциям. На фоне чего до сих пор не утихают споры и обсуждения на предмет, что же такое компетен-

ция, как ее формировать и чем она лучше обычных навыков [4-6], но главным можно выделить, что компетенция - это в первую очередь способность применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области [4].

Применительно к подготовке будущих менеджеров важным является наличие способности использовать свои умения и навыки в незнакомых ситуациях, т. е. элемента той самой психологической, моральной и физической подготовки. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по подготовке «Менеджмент» 60 % профессиональных компетенций, не считая общекультурных, начинаются именно со слов «способность», что подчеркивает важность их наличия. Наличие способностей является мотивационной основой человека, вселяющего в него уверенность, амбиции, целеустремленность, желание, придающее силы. Личность, обладающая таким перечнем качеств, независимо от уровня профессиональной подготовки уже будет чувствовать себя комфортно на любом уровне иерархической пирамиды менеджмента.

Таким образом, подготовка будущих менеджеров - важная и в то же время трудная задача, которая должна сводиться не просто к передаче фундаментальных знаний, но и к воспитанию и формированию личности с соответствующими качествами и профессиональными способностями. Формирование последних позволяет менеджеру работать, бороться, выживать и добиваться целей в агрессивной коммерческой среде, требует соответствующих методов, форм и способов подготовки.

Современный образовательный процесс подтверждает, что прямая передача знаний, умений и развитие навыков в достаточно комфортных, тепличных условиях - в вузе не способствует формированию качеств и компетенций нужного уровня. Возвращаясь к специфике профессиональной деятельности менеджера, очевидно, что невозможно охватить все тонкости коммерческой и некоммерческой отрасли по всему объему знаний и умений, которыми он должен обладать. Поэтому знания по профилю «Менеджмент» носят избирательный характер, что подчеркивается в соответствующем федеральном государственном образовательном стандарте: «Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением...» [2].

В результате мы получаем выпускника, который обладает определенным набором знаний, умений и навыков, настроенного и желающего только управлять в конкретном производственном учреждении, так как весь технологический процесс, несмотря на уровень подготовки, от него далек. А в итоге, попадая на производство, он стремится

быстрее занять любое место, которое предполагает управление хоть кем-то, чтобы не быть последним в вертикали управления и была возможность дальнейшего перепоручения. При этом наблюдается полное отсутствие желания добраться до верхушки этой цепочки в силу неспособности и неготовности управлять всем производством.

В такой ситуации при подготовке будущих менеджеров предлагается делать ставку на грамотное администрирование, развитие и формирование необходимых способностей, а не фундаментальность знаний. Данную идею можно реализовать только с помощью подбора соответствующих форм, методов и средств обучения.

Во-первых, особую популярность в последнее время набирают интерактивные и активные методы обучения, среди которых деловые игры, составление кейсов, проектов, мозговые штурмы и т. д. При подготовке менеджера данные методы должны выйти на первый план, необходимо увеличить их до 90-100 %.

Во-вторых, следует создать специфическую атмосферу подготовки, которую можно получить через выстраивание соответствующих взаимоотношений ученика и учителя. Идея состоит в моделировании производственных отношений в рамках образовательного пространства. Необходимо поменять саму концепцию подготовки будущих менеджеров, проводить не обучение в виде деловых игр, а деловую игру в виде обучения, т. е. одну деловую игру длиной в период обучения (4-5 лет). Переход, в котором между курсами будет лишь формальная смена календарного года, а качественным итогом будет считаться не количество положительных оценок в дипломе, а профессиональный рост и статус в рамках группы на момент окончания игры.

Здесь можно провести аналогию с подготовкой и обучением будущих военных, у которых по окончании вуза зачастую разное количество заслуг в личном деле, а иногда и звездочек. Впоследствии это позволяет им не проходить заново начальные

ступени в других местах службы. Аналогичная подготовка менеджеров позволит им не задерживаться на уровне подчиненных или просто исполнителей, сформирует необходимые представления обо всех ступенях менеджмента от рядового сотрудника до топ-менеджера.

Конечно, реализация данной идеи в рамках открытого учебного учреждения достаточно сложная задача, но ее решение даст возможность вывести подготовку менеджеров на более качественный уровень, чего требует современное экономическое сообщество. Помимо этого, позволит развить множество необходимых личных и профессиональных качеств, научит не просто сосуществовать, а продуктивно работать в коллективе, грамотно выстраивать межличностные и профессиональные отношения, брать на себя полномочия и ответственность за свои действия и действия подчиненных. Наравне с этим такая организация подготовки требует постоянной активности, движения, саморазвития, готовности к действиям, что фактически соответствует современному темпу и условиям работы менеджера [3], в то время как стандартная модель обучения: «пришел, послушал, ушел, подумал, сделал, пришел, рассказал» на выходе дает только добросовестного сотрудника-исполнителя, который в нестандартной ситуации теряется и ждет распоряжения сверху.

Современный менеджер - это не мыслитель, который сидит на месте как яркий представитель офисного планктона, это деятель, прирожденный лидер, он действует здесь и сейчас, не оборачиваясь на других, ориентируясь в происходящем, раздавая четкие инструкции, сам участвует в процессе и контролирует его. Неподготовленный человек просто утонет в этом круговороте, выпускник, который четыре года жил в таком мире, будет обладать не просто набором компетенций или способностей, но и опытом, желанием окунуться в него, систематизировать и выстроить его под свою уникальную систему управления.

Список литературы

1. Переверзев М. П. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, Высшее образование, 2011. 330 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»). 2010. 18 с.

3. Минцберг Г. Требуются управленцы, а не выпускники МВА. Жесткий взгляд на мягкую практику управления и систему подготовки менеджеров. М.: Олимп-Бизнес, 2010. 544 с.

4. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 16 с.

5. Лосев А. С., Круковская А. В. Основные аспекты коммуникативной компетенции в рамках ФГОС ВПО // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2014. № 3. С. 56-58.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. 40 с.

А. С. Лосев, А. В. Лосева. Повышение уровня подготовки будущих специалистов по направлению...

Лосев А. С., доцент.

Дальневосточный федеральный университет.

Ул. Суханова, 8, Владивосток, Россия, 690950. E-mail: A. S. Losev@yandex.ru

Лосева А. В., преподаватель.

Приморский институт железнодорожного транспорта, филиал ДВГУПС.

Ул. Пушкина, 166, Уссурийск, Приморский край, Россия, 692522. E-mail: 82snegurochka@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 08.11.2015.

A. S. Losev, A V Loseva

ADVANCEMENT OF THE LEVEL OF TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE DIRECTION OF "MANAGEMENT OF ORGANIZATION" BY MEANS OF COMPONENTS OF PERSONAL RESOURCES

The paper considers the problems associated with low levels of training of future specialists in the profile "management of organization". Presents the analysis of existing educational standards and curriculum. It analyzes the current image of a manager from the perspective of the applicant, employee, manager and leading top managers. Based on the analysis offers a new concept for the training areas "Organization Management". Unlike traditional approaches, the proposed concept is aimed at forming the necessary competencies and personal resources components: motivational component and psychological preparedness for effective professional activity. It reflected the basic forms necessary for the educational process and methods for the implementation of this concept in practice.

Key words: manager, level of training, management of organization, competence-based approach.

References

1. Pereverzev M. P. Menedzhment [Management]. Moscow, INFRA-M, "Vyssheye obrazovaniye" Publ., 2011. 330 p. (in Russian).

2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 080200 "Menedzhment" (kvalifikatsiya (stepen)"bakalavrJ). [Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 080200 "Management" (qualification (degree) "bachelor")] 2010. 18 p. (in Russian).

3. Mintsberg G. Trebuyutsya upravlentsy, a ne vypuskniki MBA. Zhestkiy vzglyad na myagkuyu praktiku upravleniya i sistemu podgotovki menedzherov [Wanted managers rather than MBA graduates. A hard look at the soft practice of management and the training of managers]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2010. 544 p. (in Russian).

4. Tatur Yu. G. Kompetentnostnyy podkhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya: materialy ko vtoromu zasedaniyu metodologicheskogo seminara. Avtorskaya versiya. [Competence approach in the description of the results and the design standards of higher professional education materials for the second meeting of the methodological seminar. Author's version]. Moscow, Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 2004. 16 p. (in Russian).

5. Losev A. S., Krukovskaya A. V. Osnovnye aspekty kommunikativnoy kompetentsii v ramkakh FGOS VPO [The main aspects of communicative competence within the Federal state educational standard of higher professional education]. Vestnik VGU. Seriya "Problemy vysshego obrazovaniya" - Proceedings of Voronezh state university. Series: Problems of higher education, 2014, no. 3, pp. 56-58 (in Russian).

6. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii: monografiya [Key competences as effective-target competency-based approach to education: monograph]. Moscow, Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 2004. 40 p. (in Russian).

Losev A. S.

Far Eastern Federal University.

Ul. Sykhanova, 8, Vladivostok, Russia, 690950. E-mail: A. S. Losev@yandex.ru

Losev A. V.

Primorsky Institute of Railway Transport, a subsidiary FESTU.

Ul. Pyshkina, 166, Ussuriysk, Primorsky kray, Russia, 692522. E-mail: 82snegurochka@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.