Научная статья на тему 'Специфика профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления'

Специфика профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
282
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕНЕДЖЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / СПЕЦИФИКА / PROFESSIONAL ACTIVITY / MANAGEMENT ACTIVITY / STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION MANAGERS / SPECIFICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мишина Анна Николаевна

В данной статье рассматривается специфика профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления, имеющая полифункциональный характер. Выделяется управленческая деятельность будущих менеджеров государственного и муниципального управления как ведущий вид их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION MANAGERS

The article deals with the specifics of professional activity of state and municipal administration managers. The managers’ activity of future state and municipal managers as a general kind of professional activity is distinguished.

Текст научной работы на тему «Специфика профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления»

УДК 378

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

А.Н. Мишина1

ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет» 443011, Самара, ул. Ак. Павлова, 1. E-mail: mishina2010@mail.ru

В данной статье рассматривается специфика профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления, имеющая полифункциональный характер. Выделяется управленческая деятельность будущих менеджеров государственного и муниципального управления как ведущий вид их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, управленческая деятельность, менеджер государственного и муниципального управления, специфика.

Профессиональная деятельность менеджера государственного и муниципального управления является активным и сознательно регулируемым процессом взаимодействия человека с внешней средой, а также формой самовыражения, так как в процессе профессиональной деятельности менеджер государственного и муниципального управления вступает в определенные общественные взаимоотношения с другими людьми.

Управленческая деятельность как вид профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления является специфичной, требующей специальных знаний, умений и навыков, а также необходимых профессиональных и управленческих качеств. Управленческая деятельность менеджера государственного и муниципального управления носит политический, государственный, общественный характер; она направлена на удовлетворение социальных интересов и потребностей граждан путем разработки, принятия и реализации управленческих решений, регулирования социальных процессов и явлений. Менеджер государственного и муниципального управления наделен особыми функциями организации, контроля, координации, регулирования государственной власти, реализации общих социальных, экономических, политических и профессиональных интересов всего общества, обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития единого государства. Для менеджера государственного и муниципального управления присуще исполнение сложных по объему и структуре функций для достижения значимых целей в рамках компетенции государственного органа.

Профессиональная деятельность менеджера государственного и муниципального управления представляет собой совокупность видов деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления: планирование индивидуальной и совместной деятельности; организация работы по целям, ресурсам и результату; рациональный контроль деятельности сотрудников и организации в целом; руководство коллективом и координация деятельности во внешней среде; представительство организации и ее внешних интересов; исследование и диагностика проблем, прогнозов, целей и ситуаций; консультационная, методическая и образовательная работа с сотрудниками; инновационная деятельность в области управ-

1 Анна Николаевна Мишина, аспирант кафедры методики профессионального образования.

107

ления. Управленческая деятельность менеджера государственного и муниципального управления, являясь специфичной, имеет полифункциональный характер (управление, планирование, организация, координация, распорядительство, мотивация труда сотрудников, создание условий для эффективной работы, учет и контроль), что предполагает поливидовость профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления.

Основной для менеджера государственного и муниципального управления является управленческая деятельность по руководству органом власти или структурным подразделением. Управленческая деятельность как ведущий вид профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления осуществляется в системе органов представительной, исполнительной, судебной власти, а также в иных государственных органах, организациях и учреждениях в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе. Именно менеджер государственного и муниципального управления обеспечивает защиту интересов государства и общества, охрану прав и свобод граждан, реализацию Конституции и законов Российской Федерации.

В законодательстве закреплены основные принципы профессиональной деятельности менеджеров государственного и муниципального управления:

- приоритет прав и свобод гражданина;

- профессиональная деятельность менеджеров государственного и муниципального управления является профессиональной управленческой деятельностью, предъявляющей требования к уровню и виду образования, профессиональному стажу лиц;

- равный доступ менеджеров государственного и муниципального управления к профессиональной деятельности и равные условия ее прохождения, которые обосновываются ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации;

- стабильность профессиональной деятельности менеджеров государственного и муниципального управления, которая является необходимым условием функционирования (только в условиях стабильности и уверенности в завтрашнем дне менеджеры государственного и муниципального управления могут эффективно исполнять свои функции);

- открытость профессиональной деятельности менеджеров государственного и муниципального управления, что означает обязательность участия представителей научных и образовательных учреждений или других организаций в качестве независимых экспертов по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью менеджеров государственного и муниципального управления;

- взаимодействие с общественными объединениями и гражданами (менеджеры государственного и муниципального управления, осуществляющие профессиональную деятельность, не противопоставляются обществу, а тесно взаимодействуют с ним);

- защищенность менеджеров государственного и муниципального управления от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность, так как менеджеры государственного и муниципального управления обязаны исполнять поручения лишь соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий.

Таким образом, особенностью профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления является биполярность (двуполяр-ность): осуществляя профессиональную деятельность, менеджеры государственного и муниципального управления выполняют исполнительскую функцию, а выполняя должностной регламент - управленческую функцию.

Управленческая деятельность менеджера государственного и муниципального управления представляется своеобразной универсальной надпредметной деятельно-

стью, то есть деятельностью по планированию, организации, координации и контролю другой деятельности. Следует уточнить суть понятий: «планирование» - целенаправленный процесс, связанный с определением миссии, целей, стратегии организации и выделением ресурсов для их достижения; «организация» - процесс создания необходимых условий для достижения определенных целей; «координация» - это процесс обеспечения взаимодействия и согласованности в работе всех подразделений и звеньев организации; «контроль» - процесс, связанный с оценкой, корректировкой деятельности работников в соответствии с поставленными целями [2].

Профессия менеджера государственного и муниципального управления относится к профессиям системы «человек - человек» и его управленческой деятельности присущ нормативно-творческий характер, социальная направленность, широкий круг решаемых задач, иногда в экстремальных условиях, критически-аналитическое мышление, имеющее творческий, модельно-прогностический, конструктивный характер, высокая ответственность за подготавливаемые и принимаемые решения. Предпосылкой успешного создания условий для достижения целей, обеспечения взаимодействия, сотрудничества в работе коллектива является наличие у менеджера государственного и муниципального управления таких качеств, как умение планомерно и дисциплинированно реализовывать задачи, организовывать, распределять работу в коллективе; владение высокоразвитыми навыками общения, внимательное отношение к информации, получаемой от других людей; умение налаживать контакты с другими людьми; владение технологией человеческого общения, создание благоприятного психологического климата в организации (Л. Якокка); конструктивное разрешение конфликтов, управление стрессами (Т.А. Андрющенко). Данные свойства и качества личности соотносятся с лидерскими качествами менеджера государственного и муниципального управления.

В управленческой деятельности значение лидерских качеств менеджера государственного и муниципального управления особенно очевидно, так как именно лидер выступает организатором деятельности, ее руководителем, инициатором, вдохновителем, непосредственно планирует, организует деятельность других членов коллектива (Т.В. Бендас, Г. Беннис, А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, Л.И. Уман-ский, А. Уоррен). Лидерство как свойство личности характеризует взаимодействие, взаимозависимость работников в деятельности, становится средством достижения цели коллективной деятельности, эффективным путем развития организации.

Важно обратить внимание и на соотношение понятий «лидер», «управленец». В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных (так же как и в немецком языке) термина, а вот в английском языке словом «лидер» обозначают оба понятия. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как управленец регулирует официальные отношения группы как некоторой социальной организации; лидерство - явление микросреды (таковой является малая группа), управление - элемент макросреды, связанный со всей системой общественных отношений.

При детальном анализе специфики управленческой деятельности менеджера государственного и муниципального управления опора делалась на аксиологический подход. Согласно общей характеристике труда, с учетом того обстоятельства, что управленческая деятельность отличается интеллектуальным характером, продуктом деятельности менеджера государственного и муниципального управления является процесс подготовки, принятия и исполнения управленческого решения. Под управленческим решением понимается выбор альтернативы, осуществляемый менеджером государственного и муниципального управления в рамках его должностных

полномочий, компетенции, направленности на достижение целей организации. Именно от правильности, своевременности подготовки, принятия и исполнения управленческого решения зависит успешность управленческой деятельности менеджера государственного и муниципального управления. Принятие правильного решения, продуктивная организация взаимодействия и согласованности в работе коллектива обусловлена способностями творчески мыслить, находить нестандартные решения поставленных задач, способностью находить решения управленческих проблем по-новому (В.Г. Шипунов); ответственностью, организованностью, решительностью (M. Белбин); способностью самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за принимаемые решения (Е.С. Жариков). Процесс принятия решения имеет инструменты управленческого воздействия (приемы, действия) и организационные формы управления, в которых происходит осуществление воздействия (приказы, распоряжения, совещания, отчеты).

Обращение к специфике управленческой деятельности менеджера государственного и муниципального управления, обусловленной характером объекта деятельности (государственные и муниципальные подразделения, коллективы, подразделения) и другими факторами, позволяет говорить о ее поливидовости, о сложности подготовки к профессиональной деятельности будущих менеджеров государственного и муниципального управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - 2-е изд., перераб. и доп. - M.: Академия проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 330 с.

2. Mескон M.X., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. - M.: Дело, 2000. - 704 с.

3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Поступила в редакцию 16.04.2013.

В окончательном варианте 16.04.2013.

UDC378

SPECIFICS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION MANAGERS

A.N. Mishina

Samara State University 1 Academic Pavlov str., Samara, 443011 E-mail: mishina2010@mail.ru

The article deals with the specifics of professional activity of state and municipal administration managers. The managers ' activity of future state and municipal managers as a general kind of professional activity is distinguished.

Key words: professional activity, management activity, state and municipal administration managers, specifics.

Original article submitted 16.04.2013.

Revision submitted 16.04.2013.

Anna N. Mishina, postgraduate student of Department of Methods of Professional Education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.