УДК 378
В.В. Левченко, КА. Соколова*
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В данной статье выявляется специфика профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления на основе принципов профессиографиче-ского подхода.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, менеджер государственного и муниципального управления, специфика.
Сравнение точек зрения ученых различныгх областей научного знания на суть понятия «деятельность» показало, что данный феномен носит общественный, преобразующий характер, не сводится к простому удовлетворению потребностей и в значительной степени определяется целями и требованиями общества к менеджерам государственного и муниципального управления. Деятельность выступает как активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с внешней средой. В процессе профессиональной деятельности человек вступает в определенные общественные отношения с другими людьми.
Профессиональная деятельность как социально значимая требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств [2, с. 34]. Профессиональная деятельность менеджера государственного и муниципального управления носит общий политический, государственный, общественный и директивный характер; она направляется на удовлетворение социальных интересов и потребностей граждан путем разработки, принятия и реализации управленческих решений; на регулирование социальных процессов и явлений с помощью научного прогнозирования последствий управляющих воздействий. Профессиональная деятельность менеджера государственного и муниципального управления рассматривается нами как совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных действий по организации, координации и контролю системы государственного органа с целью удовлетворения потребностей государства и общества.
Таким образом, менеджер государственного и муниципального управления обеспечивает защиту интересов государства и общества, охрану прав и свобод граждан, реализацию Конституции и законов РФ на вверенной им территории. Успешное выполнение функций профессиональной деятельности менеджером государственного и муниципального управления обусловлено уровнем развития специалиста, выступающего субъектом деятельности, создающей условия для личностного развития и проявления профессионально значимых качеств [4]. Под профессионально значимытми
* © Левченко, В.В., Соколова, Е.А., 2011
Левченко Виктория Вячеславовна ([email protected]), кафедра иностранных языков гуманитарных факультетов Самарского государственного университета, 443084, Российская Федерация, Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Соколова Елена Александровна ([email protected]), кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
152
Вестник СамГУ. 2011. № 7 (88)
качествами понимается совокупность требований и ограничений, предъявляемых к человеку какой-либо определенной профессии и способствующих успешному овладению этой профессией [5]. Профессионально важные качества в отличие от профессионально значимых представляются индивидуальными свойствами субъекта деятельности; они необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне (А.К. Маркова, В.Л. Мирищук). Так, менеджер государственного и муниципального управления в процессе профессиональной деятельности неизбежно вступает в определенные общественные отношения со своими подчиненными, оказывая на них непосредственное влияние и воздействие, мотивируя и контролируя их действия. Для подобных отношений необходимы такие индивидуальные свойства, как уверенность в себе, умение организовывать взаимодействие в совместной деятельности, стремление проявлять инициативу. Анализ научно-педагогической литературы позволяет отнести подобные индивидуальные свойства к лидерским качествам. Так, результаты опроса потенциальных работодателей и студентов — будущих менеджеров государственного и муниципального управления (выборка 108 студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление») показали, что лидерские качества являются профессионально значимыми в деятельности менеджера государственного и муниципального управления.
Профессиональная деятельность менеджера государственного и муниципального управления является специфичной: она представляется своеобразной «метадеятельно-стью», т. е. деятельностью по организации и координации другой деятельности [6, с. 148]. Следует уточнить суть понятий: «организация» — это целенаправленный процесс создания необходимых условий для достижения определенных целей; «координация» — это процесс обеспечения взаимодействия и согласованности в работе всех подразделений и звеньев организации [7]. Предпосылкой успешного создания условий для достижения целей и согласованности в совместной работе является наличие у менеджера государственного и муниципального управления таких индивидуальных свойств, как умение распределять работу в коллективе (А. Роутон, Э. Роуз), умение налаживать контакты (А. Менегетти), способность к непринужденному межличностному общению (В.А. Скворцов). По мнению ряда исследователей (Э. Богардус, Р. Строгдилл), данные свойства входят в группу лидерских качеств.
Поскольку предмет деятельности и объект воздействия менеджера государственного и муниципального управления представляют субъекты, ее можно отнести к субъект-субъектному классу деятельности. Для успешного осуществления субъект-субъектных отношений менеджеру государственного и муниципального управления необходимо быть коммуникабельным (А.К. Тихонов); уметь правильно выстраивать взаимоотношения с людьми (А. Менегетти); доводить до людей оперативную информацию (В. Вилюнас); ориентироваться в коммуникативной ситуации (Т.А. Андрющенко, В.П. Кисляков); конструктивно разрешать конфликты (Т.А. Андрющенко, В.П. Кис-ляков). Данные свойства личности также характеризуют лидера.
Для детального анализа деятельности менеджера государственного и муниципального управления опора делалась на профессиографический подход. Согласно общей характеристики труда, продуктом деятельности менеджера государственного и муниципального управления является управленческое решение. В контексте нашего исследования труд определяется как «целенаправленная деятельность человека, связанная с превращением предметов труда в готовую продукцию» [8, с. 66]. Под управленческим решением понимаем умозаключение менеджера государственного и муниципального управления о действиях и состояниях объекта труда, предваряющее эти действия и их последствия [1]. Именно от правильности и своевременности управленческого решения зависит успешность управления, жизнедеятельность большого количества
Специфика профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления
людей, общества. Принятие адекватного решения в ситуации обусловлено способностями творчески мыслить и индивидуальными качествами менеджера государственного и муниципального управления (E.H. Кишкель, В.Г. Шипунов): инициативностью (Б. Нанусу), решительностью (М. Белбин), стремлением к самостоятельному выполнению возложенных на него обязательств (E.C. Жариков). Данные свойства также относятся к группе лидерских качеств. Управленческое решение как продукт труда менеджера государственного и муниципального управления представляется процессом, ведущим к появлению этого продукта. Как показывает практика, в каждой государственной организации принятие управленческих решений требует учета специфики деятельности, сложившейся системы внутриорганизационной коммуникации. Тем не менее процесс принятия управленческого решения имеет нечто общее для любой государственной структуры: во-первых, это инструменты управленческого воздействия (тактики, приемы, действия, техники); во-вторых, это организованные формы управления, опосредованные контекстом ситуации, в которой происходит осуществление воздействия (совещания, приказы, распоряжения, отчеты и т. п.).
Обращение к специфике деятельности менеджера государственного и муниципального управления, обусловленной характером объекта деятельности (государственные и управленческие подразделения, отдельные индивиды и коллективы, подчиненные), уточнение продукта (принятие управленческого решения) и орудия труда позволяют выделить в модели личности лидера группы качеств, формирование которых создает предпосылки для принятия управленческих решений, регуляции исполнительской активности подчиненных, что выделяет особый тип менеджеров государственного и муниципального управления, способный определять приоритеты, идти на риск, консолидировать силы команды с целью достижения необходимых результатов, улучшающих социальную жизнедеятельность как на региональном, так и на государственном уровнях.
Библиографический список
1. Генкин Б.М. Основания экономической теории и методы организации эффективной работы. М.: Норма, 2007. 419 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академия проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2003. 330 с.
3. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. М.: ПЕР СЭ, 2006. 382 с.
4. Калачева Т.Г. Профессионализм государственных служащих субъекта Федерации: методологический и методический подходы к анализу проблемы. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской АГС, 1998. 187 с.
5. Марфин С.Г. Проектирование моделей подготовки профессиональной деятельности выпускников системы СПО // Управление качеством подготовки специалистов на основе профессиограмм. Тольятти, 2002. 103 с.
6. Руднева Т.И. Педагогика профессионализма. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1997. 160 с.
7. Семенов А.К. Стратегический менеджмент: практикум. М.: Дашков и Ко, 2003. 286 с.
8. Цветков А.Н. Менеджмент. СПб.: Питер, 2010. 256 с.
154
BecmnuK ComIY. 2011. № 7 (88)
V.V. Levchenko, E.A. Sokolova*
SPECIFICITY OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF MANAGER OF STATE AND MUNICIPAL OFFICE
The following article offers the analysis of professional activities of manager of state and municipal office. It identifies the specificity of professional activities of manager of state and municipal office according to the principals of job approach.
Key words: professional activities, manager of state and municipal office, specificity.
* Levchenko Viktoria Vyacheslavovna ([email protected]), the Dept. of Foreign Languages of the Humanities, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation;
Sokolova Elena Alexandrovna ([email protected]), the Dept. of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.