Научная статья на тему 'Лидерские качества в профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления'

Лидерские качества в профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1604
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР ГМУ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ) / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Елена Александровна

В данной статье рассмотрена сущность понятий «лидерские качества» и «профессиональная деятельность менеджера ГМУ». Автор предоставляет описание каждого вида профессиональной деятельности менеджера ГМУ, а именно организационно-управленческий, проектный, коммуникативный, информационно-методический, вспомогательно-технологический (исполнительский). Автор доказывает необходимость наличия лидерских качеств у менеджера ГМУ для эффективного выполнения профессиональной деятельности и выстраивания эффективной стратегии управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лидерские качества в профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления»

УДК 378

Соколова Елена Александровна

Преподаватель кафедры иностранных языков гуманитарных факультетов Самарского государственного университета, [email protected], Самара

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Sokolova Elena Alexandrovna

The teacher of Foreign languages department of Humanities, Samara State University, [email protected], Samara

LEADERSHIP SKILLS IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE MANAGER SMM (STATE MUNICIPAL MANAGEMENT)

Проблема разработки понятия «лидерские качества» достаточно обстоятельно исследуется как российскими, так и зарубежными учеными. В последнее десятилетие изучению деятельности лидера, менеджера с позиций структуры необходимых для этой деятельности качеств посвящено большое количество публикаций в нашей стране и за рубежом таких авторов, как Дж. Грейсона., М. Вудкока, Е. А. Кричевского, Д. Фрэнсиса. В частности, исследователи выделяют такие качества в деятельности лидера, как доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению цели, предприимчивость, ответственность за выполнение заданий, общительность [6 ].

Анализ научных исследований, посвященных рассмотрению проблемы формирования лидерских качеств, необходимых современному менеджеру государственного и муниципального управления, основывается на исследованиях западных и российских ученых (И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов, Р. Л. Кричевский, Е. С. Кузьмин, А. Менегетти, Нахаванди, Б. Д. Парыгин и др.), которые рассматривают лидерские качества и качества, присущие менеджеру, как единое целое. Между тем, такое объединение, на наш взгляд, не совсем оправдано, т. к. менеджеру присущи в большей степени деловые качества, тогда как лидер, не всегда занимающий руководящую должность, оказывает влияние через свои личностные качества.

К группе деловых качеств относятся умение планировать, организовывать, контролировать, регулировать, анализировать и преодолевать трудности. Эти качества менеджера направлены в первую очередь на решение конкретной задачи. Лидерские качества более постоянны, т. к. в отличие от деловых, направлены на личность, на людей как таковых. Сюда можно

отнести такие качества, как общительность, стрессоустойчивость, терпимость, гибкость, деловая активность [10].

Обобщая итоги проведённого анализа работ, можно сказать, что на сегодняшний день имеется множество разнообразных подходов к трактовке понятий лидерских качеств. На наш взгляд, возможно обобщение точек зрения в следующее понимание понятий: для лидера характерно наличие потребности лидировать, а также стремление осуществлять властные функции. При этом отмечается, что лидер должен реально оценивать свои лидерские способности и учитывать сложность внешних факторов; лидерство представляет собой довольно сложное образование и предполагает наличие в структуре личности лидера комплекса навыков, качеств и характеристик. Сюда можно отнести способность вести за собой, яркую индивидуальность личности лидера, умение устанавливать гармоничные взаимоотношения с окружающими, высокий уровень самосознания, надежность, ответственность.

Исходя из вышесказанного под лидерскими качествами личности понимается психологический конструкт, детерминирующий влияние индивидуального субъекта группы на групповой субъект или объект с целью регулирования поведения последнего. «Лидерское качество» обладает содержательными и побудительными аспектами. В первом случае речь идет о способностях индивидуального субъекта оказывать влияние на групповой субъект в системе субъект-объектных отношений, т. е. групповой субъект мыслится с позиций индивидуального субъекта как объект влияния. Побудительный аспект лидерского качества характеризуется потребностями личности оказывать влияние как на группу в целом, так и на отдельных ее представителей [8].

Таким образом, мы рассматриваем психологические составляющие лидерских качеств, которые реализуются на практике через различные формы и области существования личности в группе. В целом же суть понятия «лидерское качество» можно трактовать как способность, подготовленность и стремление личности оказывать влияние на группу или отдельных ее представителей с целью регулирования поведения последних.

По мнению ряда исследователей, в процессе освоения профессиональной деятельности индивидуальные качества субъекта формируются в подсистему профессионально важных качеств, влияющих на успешность и эффективность освоения деятельности. На основании проделанного анализа работ В. А. Мальцева [7] и Н. Ш. Валеевой [3] можем утверждать, что эффективность выполнения менеджером ГМУ видов профессиональной деятельности (организационно-управленческая, информационно-методическая, коммуникативная, проектная и вспомогательно-технологическая) обусловлена наличием у него комплекса лидерских качеств. Лидерские качества менеджера ГМУ рассматриваются в контексте нашего исследования как совокупность его психических качеств, способностей и особенностей взаимодействия с группой, обеспечивающих ему успешность выполнения лидерских функций в процессе профессиональной деятельности. Отмеченное,

на первый взгляд, выглядит очевидным, но в то же время приходим к необходимости более детального рассмотрения видов профессиональной деятельности менеджера ГМУ. Мы рассматриваем профессиональную деятельность, опираясь на определение Э. Ф. Зеера: «профессиональная деятельность - это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств» [5].

Организационно-управленческий вид деятельности в государственном управлении обусловлена воздействием на общественную жизнедеятельность со стороны государства через государственный аппарат управления, который сосредотачивает в себе всю управленческую информацию, влияет на сохранение и развитие общественной системы, оказывает прямое воздействие на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей. Это вид сознательной человеческой деятельности направлен на эффективное функционирование индивидуально и коллективно осуществляемых работ по выполнению тех или иных целей, задач и функций [2]. В процессе осуществления организационно-управленческого вида профессиональной деятельности менеджера ГМУ необходимо обладать такими лидерскими качествами как умение определять цели, результаты и последствия принятого управленческого решения, умение определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры, а также уметь обеспечивать взаимодействие различных групп в трудовом коллективе и нацеливать коллектив на повышение уровня функционально связанных действий и достижения значительного производственно-хозяйственного и социально-экономического эффектов [1]. На основании теоретического анализа работ Е. В. Маслова, В. М. Монахова, В. Д. Орехова, можем утверждать, что для достижения эффективности организационно-управленческого вида деятельности менеджер ГМУ должен эффективно исполнять управленческие решения, эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, принимать решения в условиях неопределенности и рисков и т. д. Как утверждают А. В. Киевский и В. С. Олейников, обеспечению профессиональной эффективности в служебном коллективе способствует наличие у менеджера совокупности лидерских качеств. Поэтому специалисту в области ГМУ необходимо быть решительным, устойчивым в ситуации неопределенности (М. Белбин), уважать подчиненных (Джеймс О'Тулу), уметь планировать совместную работу с учетом интересов и возможностей каждого члена коллектива, вести за собой людей, не отдавая прямых распоряжений команд (Е. С. Жариков) и т. д.

Информационно-методический вид деятельности в государственном и муниципальном управлении - это деятельность по созданию информационно-методической базы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти на осно-

вании оперирования информацией о ключевых вопросах и технологиях государственного регулирования для четкого и убедительного публичного изложения [9]. В ходе обработки научных материалов С. Г. Атаманчука, П. Ф. Анисимова, было установлено, что для выполнения информационнометодического вида деятельности менеджер ГМУ должен обладать такими лидерскими качествами как умение применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов и организаций; владеть приемами обобщения и систематизации информации для создания баз данных; умение моделировать административные процессы и процедуры в органах власти; определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции. На основании концепций В. И. Власова, Р. Л. Кричевского и Р. Строгдилла, выдвинутых с позиции структуры необходимых для успешной деятельности лидерских качеств, можем утверждать, что менеджеру ГМУ необходимо обладать такими лидерскими качествами как умение доводить до подчиненных оперативную информацию (В. Вилюнас), умение прогнозировать (Дж. Каузес, Б. Познер), способность выражать общие интересы коллектива, склонность к самостоятельности (Е. С. Жариков).

Коммуникативный вид деятельности в государственном и муниципальном управлении является одним из доминирующих, поскольку предполагает постоянное общение с гражданами, руководителями предприятий, организаций, различных учреждений и подразделений органов власти. Это предполагает наличие определенных умений и навыков для осуществления различных взаимодействий, которые обеспечивают результативность и эффективность решения профессиональных задач, установления адекватных межличностных и конвенциональных отношений в различных ситуациях. В связи с этим менеджер ГМУ должен уметь ориентироваться в коммуникативной ситуации (Т. А. Андрющенко, В. П. Кислякова), налаживать контакты, завязать знакомства с нужными людьми, правильно выстраивать взаимоотношения с партнерами (А. Менегетти), конструктивно разрешать конфликт (Т. А. Андрющенко, В. П. Кислякова), доводить до подчиненных оперативную информацию (В. Вилюнас), выражать общие интересы коллектива, выдвигать при обсуждении много идей (Е. С. Жариков) и т. д., что, по мнению ряда ученых (Е. С. Жариков, А. Менегетти), относится к группе лидерских качеств. Поэтому, для налаживания таких субъект-субъектных отношений, которые бы обеспечили взаимовыгодное продуктивное сотрудничество и выработку единой стратегии взаимодействия, менеджеру ГМУ необходимо обладать определенным набором лидерских качеств.

Проектный вид профессиональной деятельности, с точки зрения Н. Б. Крыловой определяется как «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть». В. Е. Радионов под проектным видом деятельности понимает «особого рода интеллектуальную деятельность, связанную с ценностным переосмыслением, переживанием и информационной подготовкой предстоящих целеу-

стремленных действий человека, компонент способа жизнедеятельности человека». Проектный вид профессиональной деятельности менеджера

Н. В. Кузьмина наполняет совокупностью таких действий, как планирование собственной трудовой деятельности на далекую перспективу; перспективное планирование мероприятий, направленных на рациональную организацию рабочего места; улучшение условий труда и повышение его производительности; проектирование системы контроля за ходом и результатом работы. Учитывая мнение Н. В. Кузьминой, можем утверждать, что менеджеру ГМУ при выполнении проектного вида деятельности необходимо уметь использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов; выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать цели; разрабатывать проекты социальных изменений; оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия осуществления государственных программ. На основе анализа научнопедагогических трудов ученых пришли к выводу о том, что для выполнения перечисленных действий менеджеру ГМУ следует обладать определенными лидерскими качествами: ответственность за принятие основных значимых решений для коллектива(Е. С. Жариков), целеполагание (навык постановки цели) (А. К. Тихонов), убежденность в верности своих идей (Нахаванди), умение вносить новые идеи и веяния в деятельность группы (В. Скворцов), умение прогнозировать (Дж. Каузес и Б. Познер) и т. д.

Вспомогательно-технологический вид деятельности в сфере государственного и муниципального управления играет важную роль в становлении реального управленческого взаимодействия. Помимо обладания навыками делопроизводства и ведения документооборота в государственных органах и организациях, данный вид профессиональной деятельности менеджера ГМУ включает способность осуществлять технологическое и вспомогательное обеспечение исполнения основных функций государственных органов и организаций [4]. По мнению ряда исследователей (В. П. Бабинцев, В. И. Кноринг, А. Ф. Титков), занимающихся вопросами управления персоналом в теории государственного и муниципального управления, развитием муниципальной кадровой политики, менеджер ГМУ должен уметь эффективно взаимодействовать с другими исполнителями, владеть методами самоорганизации рабочего времени и рационального применения ресурсов, быть способным к адекватной оценке поставленных задач и результатов деятельности. На основании точки зрения Е. В. Андриенко можем с достоверной очевидностью утверждать, что вспомогательно-технологический вид деятельности в сфере государственного и муниципального управления требует определенных лидерских качеств: способность определять приоритеты (Дж. У. Гарднер), уважение к подчиненным (Джеймс О'Тулу), широта мышления (Макс ДеПре), склонность к самостоятельности, способность выражать общие интересы коллектива (Е. С. Жариков), способность к непринужденному межличностному общению (В. Скворцов), умение прогно-

зировать (Дж. Каузес, Б. Познер), умение доводить до подчиненных оперативную информацию (В. Вилюнас).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для выполнения каждого вида профессиональной деятельности менеджера ГМУ требуется наличие определенных лидерских качеств. Поскольку именно лидерские качества позволяют менеджеру ГМУ эффективно выстраивать стратегию управления потенциалом коллектива, принимать ответственные решения и направлять деятельность команды в нужное русло. Поэтому менеджер ГМУ должен реально оценивать свои лидерские способности, т. к. лидерство представляет собой довольно сложное образование и предполагает наличие в структуре личности менеджера комплекса лидерских навыков, качеств и характеристик.

Библиографический список

1. Арсеньев, Ю. Н. Управление персоналом. Технологии: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации» и 061200 «Управление персоналом» / Ю. Н. Арсеньев, С. И. Шелолаев. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005 - 192 с. С. 79.

2. Атамарчук, Г. В. Теория государственного управления [Текст] / Г. В. Ата-марчук. - М.: Омега - Л. - 2006. - 584 с., С. 343

3. Валеева, Н. Ш. Теория и практика дополнительной профессиональной подготовки студентов в техническом вузе: автореф. дис. ...докт. пед. наук / Валеева Наиля Шаукатовна. - Казань, 1998. - 40 с.

4. Журавлев, A. JI. Социально психологический анализ исполнительской деятельности в трудовом коллективе [Текст] / А. Л. Журавлев // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 2. - С. 136-149.

5. Зеер, Э. Ф. Психология профессий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия проект; Екатеринбург: деловая кн.,2003. - 330 с.

6. Кричевский, Е. Л. Если вы - руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе[Текст] / Е. Л. Кричевский // - М.: Дело, 1993. -348с. С. 228.

7. Мальцев, В. А. Государственный служащий нового типа. - М. - Н. Новгород, 1995. - 185 с.

8. Минегетти, А. Психология лидера [Текст]: пер. с итал. Славянской ассоциацией Онтопсихологии / Изд. 3-е, испр. и дополн. - М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001.- 164с., С. 56.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» от 24. 02. 2009 № 142

10. Stogdill, R. М. Handbook of leadership [Text] / R. M. Stogdill // - New York, 2001.-P. 51-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.