Научная статья на тему 'Лидерские качества будущих менеджеров как качества инновационной личности'

Лидерские качества будущих менеджеров как качества инновационной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2295
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ / МЕНЕДЖЕР / LEADERSHIP / LEADERSHIP QUALITIES / DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES / MANAGER / INNOVATIVE PERSONALITY / SOLID-SOLID PHASE EQUILIBRIUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкурко Ольга Васильевна, Маврин Сергей Анатольевич

В статье затрагивается проблема определения профессионально значимых лидерских качеств менеджера, которая тесно связана с проблемой профессиональной ориентации будущих специалистов в области менеджмента. Анализируя различные взгляды современных исследователей, автор предлагает свое видение важных для будущего менеджера лидерских качеств как качеств инновационной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкурко Ольга Васильевна, Маврин Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leadership qualities of future managers as qualities of innovative personality

The article addresses the issue of the determination of professionally significant leadership qualities of the manager which is closely connected with a problem of professional orientation of future specialists in the field of management. Analyzing different views of modern researchers, the author offers his own vision of the most important leadership qualities for a future manager as the qualities of innovative personality.

Текст научной работы на тему «Лидерские качества будущих менеджеров как качества инновационной личности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

ной работе, к дальнейшему продолжению научной деятельности. Полученные результаты исследования свидетельствуют о необходимости внедрения в учебный процесс элементов мотивации к научной деятельности студентов с учетом ряда факторов, зависящих не столько от курса обучения, сколько от процесса формирования интереса к научной деятельности, достижения поставленных целей.

Библиографический список

1. Акиньшина, О. Н. Научно-педагогические условия формирования ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности в процессе инновационного обучения [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук / О. Н. Акиньшина. — Липецк, 2001. — 186 с. — Режим доступа: http// www.rsl.ru (дата обращения: 18.07.2012).

2. Белялова, М. А Формирование исследовательских умений студента в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук / М. А. Белялова. — Краснодар, 2002. — 139 с. — Режим доступа: http//www.rsl.ru (дата обращения: 18.07.2012).

3. Закревская, Н. Г. Развитие научно-педагогического потенциала в университетах физической культуры современной России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н. Г. Закревская. — СПб., 2010. - 39 с.

4. Злыднева, Т. П. Организация исследовательской деятельности студентов университета в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. П. Злыднева. — Магнитогорск, 2006. — 23 с.

5. Коваленко, И. А. Педагогические условия развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. А. Коваленко. — Иркутск, 2005. — 22 с.

6. Фоминых, И. А. Педагогические условия развития творческих способностей студентов педагогического вуза: на примере курса «Программирование» : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. А. Фоминых. — Йошкар-Ола, 2004. — 20 с.

САЙТБАГИНА Лидия Александровна, инженер сектора научно-технической информации.

Адрес для переписки: naukasibgufk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.01.2013 г.

© Л. А. Сайтбагина

УДК 37.032.5 О. В. ШКУРКО

С. А. МАВРИН

Омский государственный педагогический университет

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ КАК КАЧЕСТВА

ИННОВАЦИОННОЙ ЛИЧНОСТИ______________________

В статье затрагивается проблема определения профессионально значимых лидерских качеств менеджера, которая тесно связана с проблемой профессиональной ориентации будущих специалистов в области менеджмента. Анализируя различные взгляды современных исследователей, автор предлагает свое видение важных для будущего менеджера лидерских качеств как качеств инновационной личности.

Ключевые слова: лидерство, лидерские качества, развитие лидерских качеств, менеджер, инновационная личность.

В условиях глобализации экономических и политических процессов к современным руководителям предъявляются повышенные требования в отношении их умений мотивировать, вдохновлять персонал корпораций, проявлять не только административные навыки, но и лидерские качества [1].

В ситуации неопределенности, возрастающих рисков и стремительных изменений на первое место выходит лидерство — функция, связанная со способностью формировать видение будущего, принимать нестандартные решения, вдохновлять последователей. Это особая роль управленца, без которой невозможно справляться с кризисами, добиваться успеха в новой экономике. Чем выше уровень вызова и неопределенности, тем больше необходимость в лидерских компетенциях руководителя. Многие компании включают лидерство в список корпоративных ценностей, это необходимый ответ на жесткие условия рынка [2].

Особое внимание в последнее время уделяется вопросу развития лидерских качеств в высшей школе, так как именно в этот возрастной период студенты могут осознать свои лидерские способности, развивать их и опираться на них в дальнейшем профессиональном и личностном росте. На сегодняшний день до сих пор нет однозначного понимания, что такое лидерство и как оно должно изучаться, что такое лидерские качества, как их развивать. В данной статье автор затрагивает проблему определения профессионально значимых качеств личности менеджера, которая тесно связана с проблемой профессиональной ориентации и отбора будущих специалистов в области менеджмента, а также предлагает свое видение профессионально значимых качеств будущего менеджера как качеств инновационной личности.

Теоретический анализ исследований показывает, насколько сложна и многоаспектна структура лидер-

ских качеств, требующаяся менеджеру, руководителю. В то же время подробное изучение каждого отдельного качества личности может способствовать усложнению в определении наиболее значимых качеств будущего руководителя в управленческой деятельности. В этой связи возникают вопросы: «По каким признакам можно выделить основные лидерские качества? Реально ли в принципе и как целенаправленно их развивать? Нельзя ли выделить из них те, которые могут стать стимулирующим фактором для формирования инновационной личности? » и т.д.

Возьмем за отправную точку мнение Эверетта Хагена, который ввел понятие инновационной личности, наделяя ее следующими качествами: любознательность и стремление управлять («манипулировать») другими людьми, откровенность и терпимость к подчиненным, принятие на себя ответственности за плохие стороны мира (жизни), одобрительное отношение к их оригинальности и стремлению к новациям, творчество, стремление к новизне, неукротимая любознательность и др. [3]. Проанализируем различные взгляды исследователей лидерства, относительно того, насколько тесна взаимосвязь между лидерскими качествами и инновационной личностью.

Существует мнение, что качества лидера в основном закладываются генетически. Если человек не может мыслить стратегически, то чрезвычайно трудно объяснить ему, как это делается. Необходимы определенные задатки психофизиологического плана: хорошая память, острое внимание, склонность к продуктивному мышлению. Однако экспериментально доказано на сегодняшний день, что некоторым лидерским навыкам можно учить. Например, умению строить общение, ставить цели и формировать эффективные команды. Этого мнения придерживается исследователь лидерства Д. Максвелл, который убежден в том, что некоторые люди рождаются с более высокими природными талантами, нежели другие, но способность к лидерству в действительности представляет собой целую совокупность навыков и умений, причем почти каждому из них можно учиться [4].

По мнению Э. А. Уткина, основными чертами лидера являются следующие: терпим к выражению открытого несогласия; уверен в себе и собственных силах, ищет и внедряет новое; вину за неудачи принимает на себя, не теряя времени на поиск виновников [5].

М. Кипнис считает, что лидер — это доминантная личность, которая должна обладать определенным набором качеств: быстрая реакция на ситуацию и эффективный выбор средств влияния на проблему; выделяющийся из массы, тот, за кем хочется идти; тот, который настолько заметен и харизматичен, что, безусловно, все ему следуют; имеющий максимально большое влияние на окружение; человек, способный преобразовать ситуацию на пользу себе и другим; тот, чьи качества управленца, администратора, организатора проявлены в большей, чем у других, степени [6].

Л. И. Уманским было выполнено исследование, в котором он выделил 18 типичных качеств личности, характерных для «хороших» лидеров. Наиболее важные из них следующие: способность «заряжать» энергией других людей; психологический такт — способность установить меру воздействия; общий уровень развития как показатель сообразительности, разносторонности общих умственных способностей человека; инициатива, как творческая, так и исполнительская; склонность к организаторской деятельности;

самостоятельность в отличие от внушаемости и подражательности; работоспособность, выдержка [7].

По мнению Р. Л. Кричевского, руководитель высокого уровня должен обладать высоким интеллектом, однако это должен быть не столько интеллект теоретический, сколько практический. Он же выделяет важнейшие качества руководителя: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению цели, предприимчивость, ответственность, надежность в исполнении заданий, независимость [8].

Т. И. Шамова в число важнейших качеств включает интеллект, компетентность, активность, энергию, самоконтроль, коммуникабельность. С. Д. Резник убеждает в новой философии лидерства, соответствующей современной жизни, и рассматривает характерные черты лидера как «лидера — кризис-ника: желание стать лидером в сложных ситуациях и находить удовольствие при исполнении этой роли; стремление к состязательности во всем и всегда; высокая адаптационная способность; склонность к инновациям; отсутствие боязни провалов, использование их как новые отправные точки развития [9].

Американский исследователь С. Кови утверждает, что лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности, а не только на самом верхнем уровне. Лучшие лидеры обычно разделяют общие ценности — справедливость, равенство, беспристрастность, честность, доверие. Каждый человек может определить пригодность к лидерству с помощью следующих критериев: непрерывное самосовершенствование; ориентация на служение другим; излучение положительной энергии, доброжелательность; уклонение от восприятия отрицательной энергии и от конфликтов; вера в других — вы защищаете их, цените их доброту и потенциальные возможности; рациональное распределение времени и усилий — вы стараетесь оптимально распределить свою жизнь между работой, домом и обществом; внутренняя уверенность, оптимизм, восприятие жизни как приключения; самокритичность, толерантность (терпимость), признание заслуг других и их равного права на самовыражение; забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии [10].

Э. Богардус перечисляет десятки качеств, обладая которыми, личность становится лидером. Это такие качества, как активность, развитое мышление, предвидение, тактичность, умение привлекать к себе внимание, чувство юмора, твердый характер и др. [11].

Агапов В. С. предполагает, что руководителям необходимо наличие особых, личностных качеств или определенного уровня развития общих свойств, отличающих их от других людей. Поиск этих личностных свойств осуществляется путем сравнения группы руководителей и людей, не относящихся к этой категории, успешных и неуспешных руководителей различных должностных уровней. В структуре личности руководителя выделяются административно-организаторские умения, морально-этические характеристики, качества ума, профессиональные умения, социальную направленность, мотивацию. При анализе структуры качеств личности руководителя оценке подвергаются, в первую очередь, специальные свойства личности и их подструктуры, так как именно они исключительно важны для выполнения управленческой деятельности [12].

Как видим, многие качества из перечня тех, что представлены Э. Хагеном, называют и другие исследователи, что приводит к следующей мысли: ли-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

Лидерские качества будущих менеджеров как качества инновационной личности

Группы лидерских качеств Лидерские качества

Интеллектуально-творческие Готовность к выполнению профессиональных задач, умение практически оценивать ситуацию, выдвигать идеи и намечать пути их воплощения, обоснованно и целесообразно использовать информацию, способность находить решения в нестандартных ситуациях.

Организаторские Способность самостоятельно принимать решения, брать ответственность на себя за решение групповой задачи, управлять собой, психологическая готовность к работе в команде, умение находить индивидуальный подход к людям.

Социально-коммуникативные Способность вести людей за собой, умения организовать продуктивное межличностное и внутриколлективное общение, гасить конфликты при разрешении групповой задачи, находить общий язык с разными людьми, чувствовать и понимать эмоции других.

дерские качества — это качества инновационной личности. Таким образом, выяснено, что у каждого исследователя имеется собственное представление относительно набора жизненно важных лидерских качеств. Некоторые качества дублируют друг друга и по степени значимости расположены неоднозначно, есть и такие качества, которые встречаются лишь у определенных авторов, но все они, так или иначе, имеют непосредственное отношение к формированию инновационной личности.

Формируя и развивая лидерские качества как инновационные, следует учитывать, что студенческая среда отлична от других социальных групп по возрасту, уровню образования, системе ценностей. Проанализировав исследования зарубежных и отечественных исследователей, автор предпринял попытку дать свое понимание относительно набора качеств лидера, учитывая, что процесс развития этих качеств ограничивается рамками вузовского обучения и формирования будущих специалистов-иннова-торов (табл. 1). При этом учитывалось содержательное ограничение нашего исследования рамками подготовки будущих специалистов-менеджеров.

Выделение групп лидерских качеств позволяет, на наш взгляд, определить необходимые научнопрактические направления для развития лидерских качеств инновационной личности; целенаправленно выстроить педагогическое обеспечение развития лидерских качеств студентов вуза.

Таким образом, выделение групп лидерских качеств — интеллектуально-творческих, организаторских и социально-коммуникативных — позволяет, на наш взгляд, ориентировать студентов на соответствующие эталоны поведения будущих менеджеров. Автор статьи не претендует на однозначность предложенных групп лидерских качеств, но считает важным подчеркнуть, что именно лидерские качества, с учетом новых экономических условий в российском обществе, можно расценивать как качества инновационной личности, необходимые будущему менеджеру.

Библиографический список

1. Цзин, Сюй. Социокультурные особенности лидерства и руководства в бизнес-организациях Китая : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сюй Цзин. — М, 2010. — 23 с.

2. Озоль, С. Лидерство в условиях турбулентности, или Почему спрос на харизматиков будет расти? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://intservis.ru/article/index (дата обращения: 30.10.2012).

3. Штомпка, П. Социология социальных изменений. Инновационная (новаторская) личность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://polbu.ru/sztompka_sociology (дата обращения: 08.11.2012).

4. Максвелл, Дж. 21 неопровержимый закон лидерства / Дж. Максвелл. — Мн. : Попурри, 2007. — 448 с.

5. Уткин, Э. А Курс менеджмента : учеб. для вузов / Э. А Уткин. — М. : Зерцало, 2000. — 448 с.

6. Кипнис, М. Тренинг лидерства / М. Кипнис. — 2-е изд., стер. — М. : Ось-89, 2006. — 144 с.

7. Уманский, Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива. Коллектив и личность / Л. И. Уманский. — М. : Наука 1975. — 184 с.

8. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. — М. : Аспект Пресс 2001. - 318 с.

9. Резник, С. Д., Организационное поведение. Практикум / С. Д. Резник. — М. : Инфра-М, 2010. — 256 с.

10. Кови, С. Семь навыков высокоэффективных людей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. e-reading. org.ua/book.php?book = 148747 (дата обращения: 02.09.2012).

11. Кохно, П. А. Менеджмент / П. А. Кохно, В. А. Микрю-ков, С. Е. Комаров. — М. : Финансы и статистика, 2003. — 658 с.

12. Агапов, В. С. Проблема личности руководителя в отечественной психологии / В. С. Агапов. — М. : Академия, 2005. — 75 с.

ШКУРКО Ольга Васильевна, соискатель по кафедре «Социальная педагогика» Омского государственного педагогического университета, старший преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг» Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета.

МАВРИН Сергей Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Социальная педагогика и социальная работа» Омского государственного педагогического университета. Адрес для переписки: shkurkolga@mail.rn

Статья поступила в редакцию 15.11.2012 г.

© О. В. Шкурко, С. А. Маврин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.