УДК 378
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
А.Н.Мишина
Самарский государственный университет 443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1 Е-та11:т18Ыпа2010@та11.ги
Рассматривается проблема формирования профессиональных качеств будущих менеджеров государственного и муниципального управления средствами внеучебной деятельности. Анализируются профессиональные качества будущих менеджеров государственного и муниципального управления с учетом специфики и особенности их профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, управленческая деятельность, менеджер государственного и муниципального управления, внеучебная деятельность.
В современном мире высшее профессиональное образование играет важную роль в реализации не только перспектив социально-экономического развития страны, которое способствует динамизму экономики за счет знаний и навыков, приобретаемых студентами в различных областях профессиональной деятельности в ходе обучения в вузе, но и качественнойпрофессиональной подготовкиспециалистов.
Известно, профессия менеджера в последние годы стала одной из самых востребованных и популярных. Ни одна компания, предприятие не может существовать без менеджеров. На нынешнем этапе развития рынок труда характеризуется большим количеством предложений по трудоустройству из-за острой нехватки квалифицированных кадров. Об этом свидетельствуют исследования, опубликованные ведущими рекрутинговыми агентствами. В целом на сегодняшний день профессия менеджера является универсальной, менеджеры востребованы в разнообразных отраслях производства и услуг.
Профессиональную деятельность менеджера государственного и муниципального управления характеризует яркая выраженность ее этического аспекта, поскольку ее мотивационную основу составляютпринятие профессиональных ценностей, базирующихся на гуманистической этике взаимодействия; многообразие видов деятельности, необходимость проявления гибкости при переключении с одного вида деятельности на другой.
Отличительный признак профессии менеджера государственного и муниципального управления состоит в том, что она является управленческой деятельностью по руководству органом власти или структурным подразделением.Профессия менеджера государственного и муниципального управления - политическая профессия, но в том числе и жизненная, человечная, так как связана с духовным миром человека. Это состояние и качество личности, так как предполагает наличие управленческих знаний, умений, навыков, усвоенных традиций управления и поведения.
Анна Николаевна Мишина, аспирант кафедры «Теория и технология социальной работы».
Следует учесть, что статус менеджера государственного и муниципального управления необходимо рассматривать во всем многообразии его общественных связей, так какменеджер государственного и муниципального управления как личность выполняет важную социальную роль в обществе, реализуя конкретные функции в пределах компетенции определенной государственной должности. При этом профессиональная деятельность менеджера государственного и муниципального управления отражает не только его личностные качества, но и содержание, характер социально-общественной роли функций этой должности. Кроме того, профессиональная деятельность менеджера государственного и муниципального управления связана многочисленными нормами права с существующими в обществе отношениями: экономическими, политическими, правовыми, социальными, культурными и духовными.
В условиях современного социально-экономического развития ученые обратили внимание на опыт подготовки и требования к профессиональной деятельности будущих менеджеров государственного и муниципального управления наиболее развитых зарубежных стран. Среди основных характеристик процесса подготовки менеджеров государственного и муниципального управления в развитых зарубежных странах можно назвать следующие:
- тщательный отбор кандидатов, которому способствует престиж профессии и должности менеджера государственного и муниципального управления и интенсивная конкуренция среди выпускников лучших вузов за места кандидатов на зачисление в эту службу;
- небольшое количество отбираемых кандидатов (например, ежегодный прием во Франции составляет около 80 человек, в Англии в программе подготовки кандидатов на высшие посты ежегодно участвует 250-300 человек, в США -250 человек, причем лишь часть этих кандидатов выдерживает все испытания);
- основной акцент в процессе обучения менеджеров государственного и муниципального управления не на специальные теоретические знания, а на приобретение навыков управления большимиорганизациями, развитиеспособности точноанализи-ровать практические проблемы и разрабатывать стратегию их решения.
Управленческая деятельность как ведущий вид профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления обозначается самостоятельностью и большой ответственностью.Менеджер государственного и муниципального управления целиком и полностью отвечает за все принятые им решения и совершенные действия. Для эффективного выполнения управленческой деятельности менеджеру государственного и муниципального управления необходимо не только в совершенстве овладеть управленческими знаниями и навыками, но и развить присущие управленческой деятельности черты, качества и свойства личности. Поясним, чертами личности определяют устойчивые ее характеристики, практически неизменно проявляющиеся на поведенческом уровне вне зависимости от меняющихся внешних обстоятельств жизнедеятельности субъекта. Менеджеру государственного и муниципального управления присущи общие черты профессии, такие как гуманизм, справедливость, организованность, самостоятельность и независимость в принятии решений. Одной из главных черт специальности менеджера государственного и муниципального управления является ее творческий характер, выражающийся в умении и способности самостоятельно принимать управленческие решения в нестандартных условиях, нередко в условиях риска, и при этом объективно учитывать все факты и явления, делать правильные выводы.
Биполярность как особенность управленческой деятельности менеджера государственного и муниципального управления предполагает развитие как управленческих, так и исполнительских качеств личности. Исполнительская деятельность менеджера государственного и муниципального управления осуществляется в процессе действий, приемов, операций, обеспечивающих оказание услуг физическим и юридическим лицам, технологического обеспечения служебной деятельности специалистов, веденияделопроизводства и документооборота.
Эффективность управленческой деятельности менеджера государственного и муниципального управления определяется уровнем развития профессиональных качеств личности. Профессиональные качества определяются совокупностью требований, необходимых будущему специалисту. Качества личности -это определенные составляющие характера человека, сформированные в течение жизни, стабильные внутренние особенности, оцениваемые позитивно. Это позитивные черты характе-ра,знания, умения и навыки.
Среди качеств менеджера выделяют следующие:
- профессиональные (ответственность, дисциплинированность, пунктуальность, работоспособность, влиятельность как способность оказывать воздействие, коммуникабельность);
- интеллектуальные (логическое, прогностическое мышление, гибкость, эрудиция, рассудительность, конструктивность);
- духовно-нравственные (гуманность, эмпатия, толерантность, высокие этические взгляды, ответственность за выполняемое дело);
- эмоционально-волевые (рассудительность, терпимость, выносливость в состоянии стресса, уверенность в себе, выдержка в любой конкретной ситуации);
- управленческие (организованность, умение распределять обязанности и давать четкие указания).
К общим профессиональным требованиям, предъявляемым к менеджеру государственного и муниципального управления, Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» относит глубокие экономико-управленческие, правовые знания; способностьпринимать решения в условиях неопределенности и риска, применять имеющиеся управленческие технологии и методы кадровой работы, эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды; умение эффективно исполнять обязанности, определять параметры качества управленческих решений, использовать основы теории мотивации при решении управленческих задач.
Таким образом, определив основные виды профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления (управленческая, организаторская, коммуникативная, проектная, исполнительская), назовем необходимые ему умения:
- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, общаться четко, сжато, убедительно;
- предупреждать и разрешать конфликтные ситуации;
- критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации;
- оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов;
- определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения;
- определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения;
- готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти;
- адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности;
- моделировать административные процессы, выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности, формулировать проектные цели.
К базовым характеристикам относят и личные качества. Менеджер государственного и муниципального управления должен:
- уметь оказывать влияние на положение дел в сфере управления деятельностью коллектива, обладать знанием принципов, методов и опытом управления, предпосылками для работы на руководящих должностях, и прежде всего организаторскими способностями;
- иметь достаточно широкий кругозор, творческое мышление (способность находить решения управленческих проблем по -новому), развитые аналитические способности, уметь видеть проблемы и находить пути их решения, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за принимаемые решения;
- обладать высокоразвитыми навыками общения, внимательным отношением к информации, получаемой от других людей, умением привлекать подчиненных к решению проблем, передавать им свои знания, воздействовать на их психический мир в целях формирования позитивного отношения к выполнению возложенных на них функций и возможным изменениям в организации работы;
- следовать требованиям профессиональной этики, быть ровным в поведении и деятельности, уверенным в своих действиях, стремиться к успеху, обладать способностью к самосовершенствованию, высокой самодисциплиной, хорошим физическим и духовным здоровьем.
Отечественные ученые выделяют следующие личностные качества современного менеджера государственного и муниципального управления: высокое чувство долга, ответственность и преданность делу; честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения; эмпатийность (способность к сопереживанию и сочувствию); толерантность (терпимость как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению); способность быстро восстанавливать свои физические и духовные силы и критически оценивать собственную деятельность;стрессоустойчивость (самообладание, эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях). Система личных качеств включает такие характеристики, как работоспособность, деловитость, ответственность, доброжелательность, открытость, динамизм, целеустремленность, решительность, харизма, то есть весь перечень важнейших психологических характеристик.
В ряде работ мы обращали внимание на такое качество личности будущего менеджера государственного и муниципального управления, как харизма, являющая-сяособым индивидуальным качеством личности. По нашему мнению, харизма как качество личности будущего менеджера государственного и муниципального управления обеспечивает притягательность, обаятельностьчеловека, определяющие его индивидуальные и личностные данные.
В силу трансформаций, связанных с переходом на двухуровневую систему образования, которые претерпевает высшее образование в России в настоящее время, возникает проблема значительного уменьшения количества аудиторных часов, что приводит к росту роли и значения внеучебной деятельности студентов в вузе. Качество образования связывают с формированием компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Средствами формирования профессиональных качеств будущих менеджеров государственного и муниципального управления являются не только овладение определенным уровнем знаний, умений, навыков и способности реализовать их в профессиональной деятельности, но и включение студентов в разнообразные виды деятельности. Включаясь во внеучебную деятельность, студент не только качественно вступает в профессиональную деятельность, но и «входит в новую ситуацию развития», поднимается на новые ступени нравственного и профессионального совершенствования, что способствует егосамоопределению и самореализации.
Внеучебная деятельность объединяет все виды деятельности (кроме учебной), в которых заложена возможность и целесообразность решения задач воспитания и социализации. Внеучебная деятельность - это и возможность использования свободного от учебы времени для собственного развития путем самообразования, самовоспитания, самообучения, профессионального становления.В своем исследовании мы выделили следующие виды внеучебной деятельности: творческая инаучно-исследовательская. Все виды внеучебной деятельности направлены на получение новых знаний (знаний о себе и деятельности), которых нет в субъективном опыте студентов, но которые необходимы им для решения учебных, а впоследствии и профессиональных задач; развитие интеллектуальной, духовно-нравственной, эмоциональной сфер личности; развитие коммуникативных способностей и способностей к самообразованию.
Проведенные беседы со студентами дали возможность выявить условия привлекательности внеучебной деятельности, %: благоприятная морально-психологическая атмосфера (62,6), интегративность учебной и внеучебной деятельности (67,4),соответствие деятельности студентов их индивидуальным интересам (82,1),неформальное общение с преподавателями, кураторами (61,4). Структуру целей участия студентов во внеучебных мероприятиях можно представить следующим образом, %: участие друзей (25,7), желание проявить себя как личность (62,5), стремление занять свободное время (24), наличие интересной программы внеучеб-ных мероприятий (15,7), возможность показать себя, реализовать скрытые потенции, увидеть себя со стороны (46,7),возможность общения, взаимодействия (47). Вне-учебные мероприятия улучшают не только психологический климат в коллективе студентов, но и профессионально-творческие качества, которые не возникают отдельно, а подчинены законам формирования личности в целом.
Таким образом, внеучебная деятельность в вузе выступает в качестве нового инструмента деятельности, расширяющего условия профессионального развития личности и ее творческий потенциал; открывает возможности выбора деятельности и профессионального развития в ней; является средством самообучения, саморазвития, самоконтроля и самосовершенствования;позволяет в индивидуальном порядке осваивать содержание деятельности, выступая как средство самоконтроля; позволяет осваивать новые формымежличностных отношений.
Выделенные факторы позволили определить функции внеучебной деятельности в процессе формирования профессиональных качествбудущих менеджеров государственного и муниципального управления. Познавательная направлена на осознание своих возможностей и потенциала, формирование собственных представлений о себе («Кто Я?», «Что могу?», «Что Я делаю?»), собственное осознание своих физических, интеллектуальных качеств, самооценка. Когнитивная функция отражает познавательную готовность, результатом которойявляется актуализация потребностей в деятельности, актуализация своего «Я» как результата познания самого себя, приобретение знаний,представлений о себе и профессиональной деятельности. Коммуникативная функция, проявляющаяся во взаимодействии и общении с другими, обеспечивает развитие навыков общения, приобретения опыта позитивного взаимодействия. Внеучебная деятельность в данном случае обладает общественной направленностью, способствует формированию положительных взаимоотношений, ценностно-ориентированного единства коллектива. Интегративная функция, проявляющаяся в межличностных отношениях, направлена на общественное объединение людей вокруг определенных ценностей. Функция социализации направлена на освоениетех-нологий человеческого общения, информационной грамотности. Данные функции носят социальный, образовательный, коммуникативный и личностный характер и выступают значимой основой формирования профессиональных качеств будущих менеджеров государственного и муниципального управления.
Поступила в редакцию 06.03.2014; в окончательном варианте 15.03.2014
UDC 378
THE MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES OF FUTURE MANAGERS OF THE PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION
A.N.Mishina
Samara State University
1, Ac. Pavlov Str.,Samara, 443011
E-mail: [email protected]
The article is devoted to the problem of the formation of professional qualities of future managers of the public and municipal administration by means of extracurricular activities. In the article the professional qualities of the future managers of the public and municipal administration taking into account the specifics and features of their professional activity are considered.
Key words: professional activities, administrative activities, extracurricular activities, managers of the public and municipal administration.
Original article submitted 15.03.14; revision submitted 15.03.2014
Anna N. Mishina, postgraduate student of Department of theory and technology of social work.