Научная статья на тему 'О некоторых результатах педагогического эксперимента по формированию социально-профессиональной компетентности будущих менеджеров муниципального управления'

О некоторых результатах педагогического эксперимента по формированию социально-профессиональной компетентности будущих менеджеров муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕНЕДЖЕР / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕНЕДЖЕР МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / CULTURE / CULTURE OF PROFESSIONAL ACTIVITY / MANAGER / COMPETENCE / SOCIAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE / MUNICIPAL ADMINISTRATION MANAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Л. Б., Фролов О. В.

Представлены результаты апробации структурно-функциональной модели, позволяющей реально приблизить студентов будущих менеджеров муниципального управления к практике управления муниципальным образованием на основе сформированной социально-профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Л. Б., Фролов О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some results of pedagogical experiment on formation of social and professional competence of future municipal administration managers

Results of approbation of structure functional model permitting to bring the students (future managers of municipal administration) closer to practice of municipality administration based on formed social and professional competence are presented in the article.

Текст научной работы на тему «О некоторых результатах педагогического эксперимента по формированию социально-профессиональной компетентности будущих менеджеров муниципального управления»

гуманитарные НАУКИ

- Педагогика -

УДК 37

Л.Б. Соколова, О.В. Фролов

о НЕКОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Представлены результаты апробации структурно-функциональной модели, позволяющей реально приблизить студентов - будущих менеджеров муниципального управления - к практике управления муниципальным образованием на основе сформированной социально-профессиональной компетентности.

Ключевые слова: культура, культура профессиональной деятельности, менеджер, компетентность, социальнопрофессиональная компетентность, менеджер муниципального управления.

Социально-экономические реалии выдвигают принципиально новые задачи перед аппаратом муниципального управления. От культуры профессиональной деятельности современных менеджеров муниципального управления как синтеза высокого профессионализма и внутренних свойств личности, включающей знание современных теорий и инновационных технологий управления, приемы творческой неалгоритмизируемой деятельности, наличие демократических ценностей, готовность находить оптимальные пути решения неординарных ситуаций, зависят результаты социальноэкономического развития муниципальных образований.

Проведенный нами анализ практики деятельности служащих органов местного самоуправления сельских поселений показал, что низкий уровень культуры профессиональной деятельности приводит к низкой эффективности принимаемых управленческих решений, что, естественно, снижает авторитет власти.

Нами предложена модель, позволяющая реально приблизить студентов - будущих менеджеров муниципального управления - к практике управления муници-

СОКОЛОВА Людмила Борисовна - д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики высшей школы Оренбургского государственного педагогического университета.

E-mail: sokolov_sag@mail.ru

ФРОЛОВ Олег Викторович - к.п.н., доцент, профессор кафедры менеджмента Оренбургского государственного института менеджмента.

E-mail: frolov1961@rambler.ru

пальным образованием. При этом мы исходили из того, что формирование социально-профессиональной компетентности возможно только при включении студента в такой вид образовательной деятельности, который воспроизводит условия эффективной профессиональной деятельности.

С этой целью в Оренбургском государственном институте менеджмента (ОГИМ) был создан Центр консультационно-методического и информационноправового сопровождения деятельности муниципальных служащих сельских поселений, главной целью которого стала интеграция субъектов образовательного процесса в систему профессионального развития муниципальных служащих на основе разработанной технологии формирования социально-профессиональной компетентности потенциальных муниципальных служащих через формы образовательной деятельности.

В течение 2005-2007 гг. нами апробировалась культуротворческая технология включения будущих менеджеров муниципального управления в процесс разработки и принятия социально обоснованных управленческих решений, формирования у них личностных, социальных и профессиональных компетенций путем включения субъектов в процесс консультационно-методического и информационно-правового сопровождения деятельности муниципальных служащих сельских поселений.

Сельское поселение выбрано авторами неслучайно. Именно в сельских поселениях наиболее гиперемирова-ны такие проблемы, как массовая безработица, пьянство,

разрушенная социальная инфраструктура; неспособность и нежелание населения проявлять инициативу в решении проблем выживания, и это на фоне профессионально «неуспешной», неподготовленной к эффективному решению социально-экономических проблем сельской власти в лице ее представителей.

Организация педагогического эксперимента потребовала постановки задач:

- определить субъекты процесса формирования социально-профессиональной компетентности, их личностные и профессиональные свойства;

- выявить уровень управленческой, профессиональной способности студентов, проявляемой в процессе консультационно-методической и информационноправовой деятельности;

- выявить уровень социальной способности студентов, т.е. способности, обеспечивающей жизнедеятельность человека и адекватность его взаимодействия с социумом;

- определить личностные качества, необходимые менеджеру муниципального управления для культуросообразного осуществления эффективной и позитивной бюрократической деятельности;

- определить критерии качества социально-профессиональной компетентности, проявляемой в публичном управлении.

Формирование социально-профессиональной компетентности у будущих менеджеров муниципального управления рассматривается нами как процесс и результат личностного, социального и профессионального развития субъектов образовательной инициативы, осуществляемого в форме непосредственного участия в управленческой деятельности, предполагающей решение проблем муниципального образования, связанных с необходимостью осуществления мыслительных действий (анализ, синтез, прогнозирование, целеполагание, сравнение, принятие управленческого решения), реализации свойств, характеризующих субъекта как личность (ответственность, организованность, целеустремленность), осуществления социального взаимодействия, выполнения стандартных профессиональных процедур [1].

Основными методами и формами обучения были избраны:

- осуществление консультационно-методического и информационно-правового обеспечения практических действий, осуществляемых муниципальными служащими при принятии решений по вопросам местного значения;

- анализ и уточнение научной и правовой информации;

- изучение российского и зарубежного опыта управления муниципальными образованиями и его применение с учетом российских правовых и ментальных реалий;

- разработка методик применения информации, алгоритмов действий;

- информационно-правовое сопровождение управленческой деятельности;

- научно-практическое деловое общение в рамках ежеквартальных конференций по актуальным проблемам функционирования муниципальных образований сельских поселений.

Деятельность по формированию социальнопрофессиональной компетентности студентов - будущих менеджеров муниципального управления - осуществлялась при активном участии профессорско-преподавательского состава Оренбургского государственного института менеджмента и Оренбургского государственного педагогического университета (Институт педагогики и менеджмента). Всего в эксперименте приняли участие: 4 профессора по кафедрам государственного и муниципального управления, менеджмента, педагогики высшей школы; 7 доцентов вышеназванных кафедр; 23 преподавателя и методиста; 5 глав администраций муниципальных образований сельских поселений; 242 студента, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление».

В процессе эксперимента:

- действующие муниципальные служащие систематически получали технологически обработанную информацию по всем возникающим вопросам, отнесенным Федеральным законом от 06.10.2003 г. №9 131-Ф3 (ред. от 15.06.2007 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения, квалифицированные консультации организационного, правового, экономического характера и т.д., постоянно общались с представителями научно-образовательного сообщества, принимали участие в конференциях;

- профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений принял реальное участие в разрешении муниципальных проблем, общаясь и обмениваясь деловой информацией с представителями органов местного самоуправления сельских поселений, оказывая консультационно-методическое и информационноправовое сопровождение управленческой деятельности, разрабатывая совместно со студентами варианты управленческих решений, соединяя педагогический опыт по подготовке будущих муниципальных служащих с участием в работе по совершенствованию деятельности аппарата, обобщая и распространяя позитивный управленческий опыт на основе проводимого мониторинга проблем сельских поселений;

- студенты, обучающиеся по специальности «Государственное и муниципальное управление», принимали непосредственное участие в качестве экспертов и консультантов, развивали умения по подготовке и экспертирова-нию нормативно-правовых документов, приобщались к культуре общения в аппарате управления и, главное, осознавали социальную значимость роли и функций, возлагаемых на представителей властного сообщества.

В ходе эксперимента мы фиксировали у студентов:

- владение навыками поиска информации для подготовки нормативно обоснованных и экономически выверенных управленческих решений;

- потребность в поиске необходимой информации;

- получение концептуально разнонаправленной информации по проблемам, вытекающим из вопросов местного значения, умение интерпретировать ее;

- умение оперативного «доведения» технологически обработанной информации до «потребителя»;

- умение прокомментировать проблему и варианты ее решения.

Это неполный перечень компетенций, полученных студентами в эксперименте, который позволит им в будущем стать профессионально успешными, востребованными специалистами после окончания вуза.

В рамках проведенного педагогического эксперимента были обозначены функциональные обязанности сотрудников Центра консультационно-методического и информационно-правового сопровождения деятельности муниципальных служащих сельских поселений при Оренбургском государственном институте менеджмента.

Распределение обязанностей сотрудников Центра следующие.

Руководитель Центра должен:

- планировать основную деятельность участников; обеспечивать общее руководство; проводить анализ, оценку и корректировку процесса реализации проекта; осуществлять организационное взаимодействие рабочих групп (представители научно-педагогического сообщества вуза и студенты) по обеспечению и сопровождению деятельности органов местного самоуправления сельских поселений по вопросам, отнесенным к их ведению федеральным и региональным законодательством; руководить проведением мероприятий по проекту; организовывать научно-практические конференции с участием заинтересованных сторон проекта; обеспечивать условия для деятельности рабочих групп; организовывать проведение оперативных консультаций муниципальных служащих в традиционных и дистанционных формах; организовывать выездные рабочие консультации в органы местного самоуправления сельских поселений; взаимодействовать с должностными лицами органов местного самоуправления по вопросам делового сотрудничества; от имени образовательного учреждения высшего профессионального образования заключать договоры о сотрудничестве в профессиональном развитии с должностными лицами органов местного самоуправления сельских поселений.

В обязанности координатора Центра (методиста) входят: обеспечение реализации процессов проекта и управление ими; моделирование и корректировка деятельности рабочих групп; организация работы групп преподавателей-консультантов; на основе анализа оперативной информации разработка методов работы с пред-

ставителями органов местного самоуправления сельских поселений.

Руководитель группы экспертов должен организовывать и обеспечивать руководство группами ученых-экспертов; разрабатывать требования к структуре, содержанию и обработке информации, поступающей из органов местного самоуправления сельских поселений; контролировать работу по подготовке экспертных заключений и готовить образцы экспертных заключений.

В обязанности руководителя консультационной группы входят организация и осуществление руководства группой консультантов (группа состоит из ведущего ученого вуза и пяти студентов); формирование групп, учитывающее уровень подготовки студентов, их умение работать в команде; создание условий для обеспечения муниципальных служащих квалифицированными консультациями. Кроме того, он несет персональную ответственность за качество консультирования и объективность поставляемой информации, необходимой для принятия управленческого решения.

Руководитель технической группы обязан организовывать техническое обеспечение проекта, консультировать участников проекта по вопросам использования телекоммуникационных и компьютерных технологий; оформлять в электронном виде консультационноинформационные, экспертные материалы и направлять их в органы местного самоуправления; поддерживать в рабочем режиме компьютерную связь между партнерами (вуз + органы местного самоуправления сельских поселений); обеспечивать техническое оснащение научнопрактических конференций, проводимых по проблемам развития сельских муниципальных образований; консультировать участников проекта по вопросам использования компьютерных программ; выезжать в органы местного самоуправления сельских поселений для оказания практической помощи в использовании компьютерной техники и компьютерных программ; осуществлять телефонное консультирование муниципальных служащих.

В квалифицированном кадровом обеспечении органов местного самоуправления сельских поселений особое значение приобретает проблема формирования культуры профессиональной деятельности муниципальных служащих, опирающаяся на систему сформированных в вузе личностных, социальных и профессиональных компетенций, на консультационно-методическое и информационно-правовое сопровождение их профессиональной деятельности со стороны научнообразовательного сообщества, членами которого стали студенты как субъекты образовательного процесса.

Постоянно обновляемые, алгоритмизируемые, информационно актуализированные, методически «обработанные» знания работают на личностный, профессиональный и социальный успех студентов, которые к моменту окончания вуза обладают достаточной социальнопрофессиональной компетентностью, определяемой

И.А. Зимней [2] как совокупная интегральная личностная характеристика человека, получившего квалификацию и обладающего профессионализмом.

Показатели (в %) сформированности личностных, со-

циальных и профессиональных компетенций у студентов

- будущих менеджеров муниципального управления от общего количества респондентов (242 человека) приведены в табл.

Таблица

Сформированность социальных и профессиональных компетенций у студентов, принявших участие

в эксперименте

Наименование блока (в терминах по И.А.Зимней [2]) Содержание блока Сформированность личностных, социальных и профессиональных компетенций студентов

В начале эксперимента (%) В конце эксперимента (%)

Интеллектуально- обеспечивающий умение анализировать ситуацию 13,6 31,3

умение сопоставлять факты, систематизировать информацию 17,3 38,5

умение принимать управленческое решение и прогнозировать результат реализации 12,8 32,4

Личностный ответственность 26,7 36,8

организованность 45,6 53,1

Социально-обеспечивающий сотрудничество, руководство и подчинение 13,1 38,9

умение находить нестандартные решения в сложных ситуациях 14,5 32,1

умение находить творческие решения социальных и профессиональных задач 12,3 29,6

умение интегрировать знания и использовать их в процессе решения практических вопросов 21,7 37,2

Профессиональный подготовка проектов распоряжений - 24,7

рассмотрение жалоб и заявлений - 25,2

подготовка ответов в вышестоящие органы власти - 24,6

переписка с заинтересованными органами и организациями 32,2

контроль за выполнением принятых решений - 21,7

работа по приему граждан - 13,1

Как видно из материалов таблицы, в процессе обучения студенты овладевают достаточно хорошими знаниями для работы в качестве менеджера муниципального управления.

Таким образом, современные социальноэкономические условия диктуют совершенствование уровня подготовки муниципальных служащих по всем аспектам управленческой деятельности. Совершенствование вузовской системы подготовки кадров государ-

ственных и муниципальных гражданских служащих заключается в реализации предлагаемой нами структурнофункциональной модели, отражающей целостность формирования социально-профессиональной компетентности будущих менеджеров муниципального управления, предполагающей:

- совершенствование технологий обучения;

- интенсивное использование активных методов обучения;

- ориентацию студентов на развитие познавательной мотивации, потребности в знаниях, социально и личност-но значимых ценностей при соблюдении принципов куль-туросообразности, сотворчества, сотрудничества [3].

На наш взгляд, актуальной является интеграция экономического вуза, осуществляющего подготовку студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление», в систему профессионального развития муниципальных служащих, предполагающая активное участие профессорско-преподавательского состава и студентов - будущих менеджеров муниципального управления в повседневной работе по консультационнометодическому и информационно-правовому сопровождению основной деятельности муниципальных служащих органов местного самоуправления сельских поселений.

Участие студентов и преподавателей экономического вуза в таком виде деятельности есть метод обучения, значение которого обусловлено, во-первых, положительным восприятием студентами и муниципальными служащими-практиками концептуально нового подхода к самостоятельному приобретению знаний и, во-вторых, выявлением их творческой индивидуальности, повышением интереса к процессу обучения и осуществления профессиональной публичной деятельности.

Предложенный нами метод культуротворческого формирования социально-профессиональной компетентно-

сти позволяет повысить мотивацию студентов к обучению и творчеству в будущей работе в органах местного самоуправления, сократить адаптационный период при поступлении их на муниципальную службу. По результатам работы в специализированных группах (дифференциация - по вопросам, относящимся к основной деятельности органов местного самоуправления), возможно предоставление выпускникам экономического вуза работы в органах местного самоуправления, включение их в кадровый резерв, прием на работу без испытательного срока и другие преимущества перед остальными кандидатами при отборе на вакантные должности.

Литература

1. Фролов О.В. Культура профессиональной деятельности муниципальных служащих как фактор успешности развития местного самоуправления // Россия как трансформирующееся общество: экономика, культура, управление: материалы науч. конф. (6-8 окт. 2007 г.). - Оренбург, 2007. - С. 28-39.

2. Зимняя И.А. Общая культура и социальнопрофессиональная компетентность человека // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 4 мая. http// www.eidos.ru/ journal/ 2006/0504.htm. - В надзаг: Центр дистанциионного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru (дата обращения: 6.11.08).

3. Соколова Л.Б. Феноменология культуры профессиональной деятельности // Вестник Оренбургского гос. пед. ун-та. -2006. - № 5. - С. 12-18.

L.B. Sokolova, O.V. Frolov

On some results of pedagogical experiment on formation of social and professional competence of future municipal administration managers

Results of approbation of structure functional model permitting to bring the students (future managers of municipal administration) closer to practice of municipality administration based on formed social and professional competence are presented in the article.

Key words: culture, culture of professional activity, manager, competence, social and professional competence, municipal administration manager.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.