Научная статья на тему 'Принципы реализации культурологического подхода в формировании компетентности будущего менеджера государственно-муниципального управления'

Принципы реализации культурологического подхода в формировании компетентности будущего менеджера государственно-муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕНЕДЖЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / CULTURE / PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCE / MANAGER OF GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бенин Владислав Львович, Фролов Олег Викторович

Рассматривается проблема формирования компетентных менеджеров системы государственного управления. Доказывается, что усиление культурологического аспекта профессиональной деятельности становится условием становления менеджеров, осознающих общественную значимость своей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бенин Владислав Львович, Фролов Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of realization cultural approach in the formation of competence of the future management of state-municipal management

The article deals with the problem of forming competent managers of government. It is proved that the strengthening of cultural aspects of professional activity becomes a condition of becoming managers who are aware of social importance their profession.

Текст научной работы на тему «Принципы реализации культурологического подхода в формировании компетентности будущего менеджера государственно-муниципального управления»

Современное образование

УДК 378.600.5

Бенин Владислав Львович

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Россия. Уфа

Фролов Олег Викторович

Оренбургский государственный институт менеджмента Россия. Оренбург

Принципы реализации культурологического подхода в формировании компетентности будущего менеджера государственно-муниципального управления

Рассматривается проблема формирования компетентных менеджеров системы государственного управления. Доказывается, что усиление культурологического аспекта профессиональной деятельности становится условием становления менеджеров, осознающих общественную значимость своей профессии.

Ключевые слова и словосочетания: культура, профессиональное образование, компетентность, менеджер государственного управления.

С позиций культурологического подхода формирование компетентности будущего менеджера государственного и муниципального управления (ГМУ) представляет собой специально организованное взаимодействие личности с профессиональной культурой, осуществляемое в условиях вузовской профессиональной подготовки. Отметим, что профессиональная деятельность менеджера гуманитарна в своей основе, что предполагает высокий уровень гуманитарной культуры специалиста.

Профессиональные ценности менеджера как часть ценностей профессиональной культуры государственно-муниципального управления в целом представляют собой общественно и профессионально одобряемые и передаваемые «в порядке профессионального наследования» (по М. Веберу) образцы и идеалы, запечатленные в культурном облике «человека власти», культурных образцах его жизни, профессиональной деятельности, системе профессиональных норм и правил [1]. Следует подчеркнуть, что профессиональная культура менеджера ГМУ - это культура бюрократическая, а профессиональные ценности определяются позиционированием властных организаций в общественной системе управления. В начале XXI в. административная система России являет собой пример того, что М. Вебер называл «господством

9

чиновников» (Beamtenherrschaft) [1]. При таком положении дел бюрократия занимает ведущие государственные посты либо формально, если чиновники назначаются на министерские должности, либо неформально, если в результате слабости политического лидерства чиновники фактически присваивают себе функцию определения политики.

Следует признать, что веберовская концепция бюрократической культуры продолжает оставаться актуальной, хотя и подвергается мировоззренческой и практической модернизации в рамках реалистической трактовки профессиональной культуры бюрократии как социально-профессионального дей-ствования. Интериоризация гуманистических ценностей профессиональной деятельности в сфере государственно-муниципального управления создает фундамент профессиональной культуры менеджера как легитимного носителя властных полномочий.

Базовыми основаниями профессиональной культуры являются:

- духовные (совокупный опыт государственного управления, отраженный в теориях государственно-муниципального управления и мышления);

- практические (способы профессиональной деятельности, технологии и практика государственно-муниципального управления);

- личностные (индивидуальные характеристики менеджера как субъекта профессиональной культуры и собственного жизнетворчества).

Ценности, порождаемые в профессиональном образовании парадигмой культуротворчества, утверждают единство профессиональных знаний, культуры, нравственности и духовности «человека власти».

К ценностям профессионального образования менеджера ГМУ с позиций культурологического подхода относятся:

- профессиональное образование как культуротворческое пространство, обогащаемое опытом профессионального творчества и субъектности в профессиональной культуре;

- профессиональная культура, овладение которой обеспечивает индивидуально-личностное и профессиональное развитие будущего менеджера;

- личность будущего менеджера как субъект общей и профессиональной культуры, его личностно-профессиональное развитие и самообразование;

- диалог, творчество и рефлексия как способы саморазвития и самореализации будущего менеджера в образовательном пространстве вуза.

Высшей ценностью культуротворческого профессионального образования мы полагаем личность будущего менеджера как субъекта профессиональной культуры. Профессиональная культура представляет собой сохраняемую в различных культурных формах совокупность специальных профессиональных знаний и опыта их реализации в профессиональной деятельности, адекватной определенным типам мышления. Профессиональная культура менеджера -часть общей культуры человека, в которой отражены духовные и матери-

10

альные ценности его деятельности, связанной с реализацией функций государственно-муниципального управления, а также способы профессиональной деятельности, необходимые для квалифицированного обслуживания исторического процесса управления обществом.

Предметную сторону профессиональной культуры менеджера составляют профессиональные знания, способы и приемы профессиональной деятельности. Профессиональная культура менеджера представляет собой особое системное образование, имеющее определенное содержание, структурные и функциональные компоненты, процессуальные качественно-количественные характеристики и совокупные результаты развития. В объективном плане профессиональная культура обусловлена особым социально-институциональным статусом менеджера и соответствующим правом на использование специфических властных административно-управленческих ресурсов, а также общим алгоритмом профессиональной деятельности. В субъективном плане профессиональная культура детерминирована общими терминальными и инструментальными ценностями, находящими свое выражение в наличии собственной группы интересов.

Ведущими ценностями в конституировании профессиональной культуры менеджера выступают забота о сохранении и оптимизации своего социально-профессионального статуса и осознание своей личностной сопричастности к использованию властных административно-управленческих ресурсов в составе особой социально-профессиональной группы. Предъявляемые обществом требования к менеджерам государственно-муниципального управления находятся в определенном несоответствии с конкретными социально-управленческими регламентами их деятельности: менеджер, работающий в рамках заданных ему государством предписаний и норм, фиксирует несоответствие между обязательными для него правилами и социальными ожиданиями общества.

Для социально-профессионального сообщества менеджеров характерно осознание статусной, ценностно-нормативной и мотивационной рассогласованности, вызванной противоречием между задаваемым извне социальным статусом, предписываемыми нормами профессиональной деятельности и исповедуемыми ими ожиданиями и представлениями о своем реальном социально-профессиональном статусе. «Встраивание» смысложизненных ценностей в систему ценностей профессиональной деятельности, овладение ими и дальнейшая трансляция в сферу государственно-муниципального управления создают мотивационно-ценностную основу профессиональной культуры и целостной культуры личности менеджера.

Каждое новое поколение менеджеров, получая определенный уровень развития профессиональной культуры, осваивает и усваивает в готовом виде ценности и образцы профессиональной деятельности и мышления,

11

осуществляя их оценку, выбор, собственную интерпретацию, способствуя обогащению и дальнейшему развитию профессиональной культуры в целом. Культуротрансляционная функция профессионального образования, обеспечивая сохранение и передачу профессиональной культуры, представляет собой процесс ее распредмечивания.

С позиций культуротворчества профессиональная подготовка ориентирована на воспроизводство и развитие профессиональной культуры менеджера ГМУ и на его самореализацию в ней. Культуротворческая функция профессиональной подготовки, в процессе которой формируется личность менеджера, предполагает создание культурно-образовательного пространства, профессионально-культурных ситуаций, в которых будет осуществляться творческая самореализация личности будущего менеджера, стимулироваться его профессионально-культурное саморазвитие. Осуществление культуротвор-ческой функции предусматривает воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм, проектирующих элементы культуросообразной профессиональной среды. Таким образом, культуротворчество в профессиональной подготовке менеджера представляет собой уникальное явление. С одной стороны, оно есть «взращивание» культуры личности будущего менеджера средствами профессионального образования. С другой - это средство развития, обогащения профессиональной культуры путем профессиональной подготовки менеджера, ставшего ее субъектом.

Анализ результатов наших теоретических и опытно-экспериментальных исследований позволяет сделать следующие выводы:

Овладение профессиональной культурой и становление ее субъектом представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все этапы профессиональной подготовки.

Реализация культурологического подхода предполагает системное изменение образовательного процесса высшей профессиональной школы с целью усиления его направленности на формирование личности будущего менеджера ГМУ как субъекта профессиональной культуры.

Существует объективная необходимость в определении педагогических условий, активизирующих процесс субъектного формирования будущего менеджера в профессиональной культуре.

Среди ведущих тенденций функционирования и развития системы профессионального образования как социокультурного института и антропогенной практики культуры, в которой и осуществляется профессиональная подготовка менеджера, необходимо выделить основную - ориентацию на культурное развитие его личности. Содержание личности менеджера характеризуется овладением ценностями профессиональной культуры, его профессиональная деятельность - культуросообразностью и культуротворчест-

12

вом, а профессиональное поведение и общение - культурными нормами и образцами.

Принцип саморазвития будущего менеджера в культуре предполагает реализацию обучения, ориентированного на приобщение к профессиональной культуре, в пространстве этой культуры. Признаками пространства культуры являются: наличие условий для проявления творческого потенциала студента; ориентация на личность студента; необходимость самостоятельного движения по пути овладения профессиональной культурой. При этом учет культурно-исторических ценностей выступает одним из основных условий определения содержания профессиональной подготовки менеджера.

Задача профессиональной подготовки в рамках управленческого образования состоит в том, чтобы «ввести» будущего менеджера в мир ценностей, значений и смыслов профессиональной культуры. В отличие от значений, смыслы профессиональных ценностей не могут быть представлены студентам в содержательном компоненте профессиональной подготовки, поскольку ценности обретают личностный смысл, лишь будучи прожитыми и пережитыми личностью. Они должны найти место в структуре эмоционально-ценностного компонента образования.

Важную роль в контексте настоящей проблемы играет учет социокультурного опыта студента, позволяющий обеспечить непрерывное общекультурное и профессиональное развитие. Жизненный опыт - результат серьезного анализа событий, их оценки. Решающее значение в развитии человека имеет то, как люди осознают и интегрируют свой жизненный опыт. К. Роджерс утверждал: «В реализации Я-концепции личности особую роль играет жизненный опыт человека. Многие люди при выборе действий, предпринимаемых в определенных ситуациях, полагаются на социальные нормы, заложенные кем-то и когда-то. Полноценно функционирующие люди зависят от переживаний, которые они рассматривают как достоверный источник информации, позволяющий решить, что следует или не следует делать. Именно опора на собственный жизненный опыт - один из достоверных показателей полноценно функционирующих людей» [2].

Очевидно, что уровень общей и профессиональной культуры выпускников управленческих и экономических вузов, в которых осуществляется подготовка по направлению «Государственное и муниципальное управление», предопределен «образовательным качеством» абитуриентов, исходным уровнем их интеллекта и культуры. Учет социокультурного опыта студентов способствует индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Учет социокультурного опыта студента предполагает использование личностно-ориентированных образовательных технологий, препятствующих процессам десубъективации и обезличивания работы со студентами и включающих

13

разработку совместно со студентом личностно значимой, индивидуальной траектории общекультурного и профессионального саморазвития- Становление субъектности предполагает наличие личностных смыслов и интегра-тивных связей между ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой, деятельностно-поведенческой сферами личности, а также максимальную реализацию активности, инициативы, творческого отношения к приобретению компетенций и самостоятельности как в процессе обучения, так и в процессе профессиональной деятельности, в результате чего личность становится более целостной.

Проблема субъектности тем более актуальна, что объектами деятельности будущего менеджера ГМУ являются бюрократические структуры, подразумевающие точно определенные образцы деятельности, в которых каждая серия управленческих действий функционально связана с целями органа власти. В бюрократической организации существует ряд связанных между собой должностей, иерархических по статусу, при этом каждая из них подразумевает определенный уровень компетентности и ответственности. Именно должности, а не человеку, исполняющему официальную роль, даны полномочия в управлении. Система предписанных отношений между различными должностями подразумевает значительную степень формальности и четко определенную социальную дистанцию между лицами, занимающими эти должности. Формальность проявляется как сложный социальный ритуал, символизирующий и поддерживающий иерархию различных должностей. Такая формальность служит для того, чтобы свести к минимуму проявление субъектных свойств личности и таким образом создать ситуацию предсказуемости и управляемости поведением людей.

Идеальный пример такой организации - бюрократия, классический анализ которой, как уже отмечалось, был представлен М. Вебером. Бюрократическая организация оказывает постоянное давление на должностное лицо с целью сделать его методичным, благоразумным, дисциплинированным, поскольку достижение успешности предполагает высокую степень надежности поведения, нестандартную степень соответствия с предписанными образцами публичной профессиональной деятельности. Отсюда первостепенное значение, придаваемое дисциплине, которая может быть эффективна только тогда, когда идеальные схемы подкреплены сильными чувствами, предполагающими преданность обязанностям, острое чувство ограниченности полномочий, компетентность и методическое выполнение рутинной работы. Таким образом, для студента - будущего менеджера - дисциплинированность как качество личности, включающее привычку к дисциплине (определенному порядку поведения), выдержанность, внутреннюю организованность, ответственность, готовность подчиняться сложившимся в бюрокра-

14

тической организации нормам права и морали, является важнейшим компонентом субъектности.

Субъектность как способность человека выделять себя относительно других субъектов по критерию признания деятельностных возможностей вступает в противоречие с характерной чертой бюрократической организации - обезличиванием отношений. Это обстоятельство способствует возникновению конфликтов между менеджерами и обществом. Поскольку менеджеры стремятся минимизировать личностные отношения и прибегают к категоризации (особенности частных случаев зачастую игнорируются), человек, который всегда уверен в особой важности своей проблемы, возражает против такого классификационного подхода. Стереотипное поведение не приспособлено к уникальности индивидуальных проблем. Обезличенный подход к рассмотрению дел, обладающих огромной индивидуальной важностью для «просителя», ведет к росту «высокомерия» и «надменности» менеджера. Таким образом, преодоление стереотипного поведения и ориентация менеджера в своей профессиональной деятельности на разрешение уникальных индивидуальных проблем есть проявление профессиональной культуры, субъектной позиции, сформированности компетентности, выражающейся в эффективном выполнении социальной роли и публичных функций в соответствии с запросами общества.

Названная тенденция позволяет выделить принципы реализации культурологического подхода в формировании компетентности личности будущего менеджера государственно-муниципального управления:

- принцип субъектной направленности образовательного процесса;

- принцип диалогизации образовательного процесса;

- принцип индивидуально-творческого развития личности будущего менеджера.

Одним из главных противоречий, препятствующих эффективному формированию компетентности будущего менеджера в образовательном процессе вуза, является несоответствие между представленностью студента в образовательном процессе в качестве объекта воздействия и субъектной позицией менеджера в процессе осуществления государственной или муниципальной службы. Разрешение противоречия возможно путем формирования субъектной позиции будущего менеджера в процессе вузовской подготовки, реализации принципа субъектной направленности образовательного процесса, который предполагает нацеленность образовательного процесса на становление студента субъектом учебно-профессиональной деятельности, профессиональной культуры и жизнедеятельности в целом. В контексте данного принципа образовательное пространство вуза - это совокупность условий для

15

саморазвития и самореализации субъектов образовательной инициативы, для возможности выбора свободного и творческого действования.

В совокупности принципов рассматриваемой закономерности необходимо выделить принцип диалогизации образовательного процесса, обеспечивающий приоритет субъект-субъектных отношений, связанных с преобразованием ведущей позиции преподавателя и подчиненной позиции студента в личностно равноправные, что изменяет характер ролевого действия и функции субъектов образовательного процесса. Преподаватель актуализирует, стимулирует стремление студента к обще- и профессионально-культурному развитию, создает условия для его творческой самореализации. Диалог как элементарная единица личностно-ориентированного образования есть специфическая форма обмена духовно-личностным потенциалом. Он не сводится к усвоению предмета, он всегда «надпредметен» и расширяет границы познаваемого за счет обмена не только информацией, но и оценками. Результатом такого развивающего общения - диалога - является возникновение субъектных и субъективных позиций участников.

Содержание принципа индивидуально-творческого развития заключается в создании педагогических условий для активного овладения личностно-творческим компонентом профессиональной культуры будущим менеджером. Высокий уровень профессиональной культуры - это всегда индивидуально-творческий уровень, при котором менеджер как ее субъект не только сохраняет и воспроизводит культурные образцы управленческой практики, но сам создает авторские произведения - методики и технологии государственно-муниципального управления.

Выделенные принципы реализации культурологического подхода в формировании компетентности менеджера государственно-муниципального управления взаимосвязаны, образуя определенную соподчиненность. Каждый принцип соотносится не только с ведущей тенденцией, но и с другими принципами. В едином процессе реализации они призваны обеспечить субъективную направленность культуротворческого профессионального управленческого образования.

1. Вебер, М. Избр. произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. -809 с.

2. Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. - М.: ЭКСМО, 2008. - 416 с.

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.