Научная статья на тему 'Культурные функции компетентности менеджеров государственного управления'

Культурные функции компетентности менеджеров государственного управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / МЕНЕДЖЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / MANAGER OF PUBLIC ADMINISTRATION / ФУНКЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ / FUNCTIONS OF MANAGERS' COMPETENCE / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бенин Владислав Львович, Фролов Олег Викторович

В статье рассматривается проблема формирования компетентных менеджеров системы государственного управления. Доказывается, что усиление культурологического аспектапрофессиональной деятельности является условием становления менеджеров, осознающих общественную значимость своей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problemof formation of competent managers in the system of public administration. It tries to prove that strengtheningof cultural aspect of the professional activity is becoming a conditionfor formation of managers who are aware of social significance of their profession.

Текст научной работы на тему «Культурные функции компетентности менеджеров государственного управления»

УДК 658

КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Бенин Владислав Львович,

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, заведующий кафедрой культурологии и социально-экономических дисциплин, доктор педагогических наук, профессор, г. Уфа, Республика Башкортостан,

Россия.

E-mail: [email protected]

Фролов Олег Викторович,

Оренбургский государственный институт менеджмента, профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление», кандидат педагогических наук, г. Оренбург, Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования компетентных менеджеров системы государственного управления. Доказывается, что усиление культурологического аспекта профессиональной деятельности является условием становления менеджеров, осознающих общественную значимость своей профессии.

Ключевые понятия: компетентность, менеджер государственного управления, функции компетентности менеджеров,

В современных условиях одной из наиболее острых является проблема компетентности. В недавнем прошлом понятие «компетентность» обладало вполне конкретным содержанием и не было предметом споров. Но приблизительно с 1960-х годов оно стало указанием на некие скрытые качества, которые при прочих равных условиях способствуют профессиональному и жизненному успеху.

В 1970-80-е годы в менеджменте наблюдался настоящий компетентностный бум -анализ поведенческих аспектов различных профессиональных задач, «фрагментизация» поведенческих элементов, составление на их основе «портфелей компетенций».

В 90-е гг. XX в. на основе компетенций ведется активная разработка стратегического менеджмента, в основе которого представления об ужесточающейся конкурентной борьбе и новой стратегии успеха: устойчивое развитие организации можно достичь путем эффективного воздействия на среду. К. Прахалад, Г. Хамел выделяли стержневые компетенции корпорации (навыки и умения, воспроизводство которых конкурентами чрезвычайно затруднено), ключевые (базовые) компетенции - «способность или навык, общий для всех бизнесов, которыми занимается фирма и увязывающий их друг с другом в единое целое». Здесь компетентность - это конкурентное преимущество, умение играть на рынке не по чужим правилам, а способность навязать ему свои [6].

Сегодня обсуждение компетентностного подхода в современном российском образовании связано с противопоставлением традиционному образованию, которое, как считается, давало хорошие знания, но не учило их применению. В этом смысле старые «знания-умения-навыки» противопоставляются компетентности, а обучение компетент-ностям (competence-based education) в отличие от обучения знаниям (knowledge-based education) постулируется как парадигмаль-ное. Между тем слово «компетентность» обладает еще одним слоем значений, которое не всегда улавливается носителями русского языка.

В ряде языков слова «компетенция» (competenсе, rampetitif) и «конкуренция» (competition, rampetition) являются одно-коренными. Понимание компетентности как способности одержать победу, подчинять, умения воздействовать, в значении конкурентного преимущества в менеджменте в западных моделях образования являются очевидными и не требуют комментариев. В русском языке иностранное слово «компетентность» связано со знаниями, авторитетом, достоинством личности, оно звучит

респектабельно и уважительно, тогда как понятие «конкуренция» было наделено пейоративным значением.

По нашему мнению, компетентность характеризует духовно-нравственную сущность личности, обуславливая ее поступки. От компетентности зависят возможности раскрытия каждым индивидом себя в качестве субъекта активного действия. В процессе формирования компетентности формируются структуры культурных, социальных и профессиональных связей человека. В ходе этого формирования происходит передача социального и профессионального опыта, зафиксированного в культуре. Компетентность сообразна с культурой и ориентирована на культуру.

Нами выделен ряд культурных функций компетентности менеджеров государственного управления, пока еще слабо реализующихся в современной практике их профессиональной подготовки и последующей деятельности.

Культуротворческая функция. Заключается в дальнейшем развитии и обогащении профессиональной культуры как типа жизнедеятельности, присущего социально-профессиональной группе менеджеров государственного управления, в совокупности идей, обеспечивающих непрерывный процесс исторической преемственности, профессионального развития личности, сохранения культурного наследия и постоянного продуцирования инновационных процессов, определяющим образом влияющих на устойчивость и, одновременно, изменчивость сферы профессиональной жизнедеятельности человека.

Профессиональная подготовка менеджера представляет собой культуро-творче-ский образовательный процесс, в котором субъекты образовательной инициативы реализуют себя в качестве субъектов профессиональной культуры, а содержание образования выстраивается в соответствии с содержанием профессиональной культуры менеджеров ГМУ; используются культурные критерии уровня готовности менеджера к профессиональной деятельности в сфере государственного управления. По нашему мнению, признаками сформированной компетентности менеджера государственного управления являются: проявление интереса к проблемам конкретного человека; эмоциональная стабильность и объективность; беспристрастность и отсутствие предубеждений; способность вызывать доверие у людей; уважение прав и ценностей других людей; осознание профессионального долга; желание ставить и решать принципиально новые и общественно полезные профессиональные

задачи; готовность обновлять социальные и профессиональные знания.

Функция формирования духовной (гуманитарной) культуры. Русский философ, юрист И.А. Ильин писал о том, что социальные потрясения происходят там, где проявляется незрелость или вырождение духовной культуры. К сущности человеческого духа он относил дар воспринимать, преобразовывать, направлять по-новому любое высшее воздействие. Но для того, чтобы владеть этим даром, человек должен управлять стихией собственной души. «Невозможно устроить мир материи, не устроив мир души... Душа, покорная хаосу, бессильна создать космос во внешнем мире» [4].

Мы считаем компетентность одним из ведущих гуманистических понятий, которая состоит в том, что человек «делает» себя во всех отношениях духовным существом. Кризис компетентности в современном обществе активно культивирует «свободная от идеологии» позитивистская модель. Ее основные принципы - объективность, эмпиризм, инструментализм. Рациональность и принцип полезности как доминанта человеческого поведения, приоритет рыночных отношений, индивидуализм и свобода конкуренции становятся культурной рефлексией. «Разговоры о том, что лишь в условиях рыночной экономики создается арена для проявления особых способностей, уникальности и неповторимости человека, современная рыночная система дает толчок для проявления и развития индивидуализма, приносят дивиденды политикам и обществоведам. Все вместе они создают идеологию, убеждающую рядового человека, что он благодаря рыночной системе, общественным отношениям, порожденным и этой системой, впервые стал действительной целью и высшей ценностью демократического государства. Частью этой идеологии представляется и то, что часто факты, говорящие, скорее, о потери человека, выдаются за явления, подтверждающие утверждения о прямой зависимости между степенью развития рыночных отношений и степенью свободы и индивидуальности человека» [1, с. 32].

Рационализм и сциентизм, ориентированные на практическую сферу, традиционно предполагают и образование, в процессе которого осуществляется «вложение» в человека чего-то извне, а не «извлечение» из него. Сегодня субъект принимается за человека, отчужденный субъект - за личность и т.д. Античный человек, обладающий значительно меньшими информационными возможностями, представляется гораздо гармоничнее в своем развитии, чем наш современник. По мнению К. Юнга, «расщепление» личнос-

ти современного человека является одним из проклятий, переживаемых им [7].

Ценностно формирующая функция. Компетентность - одно из слагаемых культуры личности. Компетентный - знающий и понимающий человек, владеющий информацией и технологиями, ценностно-ориентированный, а в общем плане - культурный человек. Именно «усердие», «сердечное понимание» формирует человека, неравнодушного к смысложизненным проблемам. Знание, освоенное умом, сердцем и воспринятое во взаимосвязи с гармонией мира, создает возможность самореализации субъекта как универсума, включенного в систему социальных связей и отношений.

Сложившееся представление о компетентности как способности решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний не отражает ее понимания в качестве духовного акта человека, лишенного таких «результатов», как выгода и польза, что и привело к кризису, проявляемому в своеобразной интерпретации рационализма.

Между тем компетентность, выступает одновременно феноменом культуры, совокупностью ценимых обществом качеств личности, позволяющих ей обогащать общественную практику высокими духовными и материальными достижениями. Характеризуя духовно-нравственную сущность личности, компетентность обуславливает ее поступки и возможность решения личностью проблемы гуманизации общества.

Глобальный курс государственного управления исключительно на экономическую эффективность, девальвация прежних норм морали и идеологического воздействия отрицательно сказались на моральных и профессиональных характеристиках менеджеров. Концепция личной пользы стала культурной доминантой в профессиональной деятельности, что привело к кризису компетентности, явившемуся итогом снижения требований к профессионализму и ослабления роли профессионального образования как феномена культуры.

Усиление культурологических оснований профессиональной подготовки будущих менеджеров, результатом которой является сформированная компетентность, становится условием их эволюции как субъектов профессиональной культуры, осознающих особую общественную ценность своей профессии.

Культурологический подход к формированию компетентности менеджера государственного управления отводит значительное место вопросам формирования ценностных ориентаций. Ценности профессиональной деятельности выполняют функцию постро-

ения профессиональных норм и правил, так как формируют единые представления социально-профессионального сообщества о различных аспектах профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность программируется совокупностью нормативных ожиданий, связанных профессиональной ролью. Роль выступает в качестве своеобразного транслятора ценностей. Ожидания профессии (профессионального сообщества), зафиксированные в содержании роли, имеют нормативную форму, выполняя тем самым функции конструирования ценностей профессиональной деятельности. Мы рассматриваем ценности профессиональной деятельности менеджера государственно-муниципального управления как идеал, выработанный социально-профессиональным сообществом об атрибутах должного в профессии и как обобщенные представления субъекта профессиональной деятельности о целях его деятельности.

Таким образом, в результате профессионального образования у человека формируется качество, позволяющее ему быть успешным во взаимодействии с другими людьми и в профессиональной деятельности, качество, которое может быть определено как компетентность человека -личностное, интегратив-ное, формируемое качество, проявляющееся в адекватности решения задач всему разнообразию социальных и профессиональных ситуаций, выражающееся в деятельности, поведении, поступках, регулируемых нормами общей и профессиональной культуры.

Герменевтическая функция. Противоречия современной жизни при возрастающем потоке различной информации в новом качестве высвечивают всегда актуальную проблему понимания. Она принадлежит к числу комплексных, и решение ее возможно лишь на путях синтеза различных подходов. Вся история человечества пронизана энергиями понимания или непонимания. В каждой культуре заложены свои основы и принципы для понимания. В теоретико-познавательном аспекте эта проблема обнаруживается на пересечении философских установок немецкого романтизма и абсолютного рационализма (конец XVIII - начало XIX вв.).

В немецком романтизме философская позиция, касающаяся теории познания, характеризуется исследователями как эпистемологический индивидуализм, стремящийся к целостному пониманию индивидуальности. Прямой противоположностью названному направлению является система Г. Гегеля, для которого понятие как продукт процесса понимания есть истина бытия и сущности. Это процесс самореализации духа. Язык

же, будучи произведением мысли, выражает всеобщее [3]. Концепция, разработанная Ф. Шлейермахером, связывает понимание с символической деятельностью социально организованного субъекта. Сегодня понимание не тождественно знанию: это освоение знаний, их ассимиляция в обыденно-практических формах действительности или в формах уже понятого знания. К тому же субъект должен быть уверен в его истинности.

Таким образом, для понимания и осмысления мира и своего места в нем человеку необходимо постоянно совершенствовать, расширять и уточнять используемые термины, категории. О понимании говорят в проблемных ситуациях, не только научных, но и жизненно-практических: при изучении и сравнительном анализе цивилизаций и культур разных типов, при истолковании опыта прошлого, при взаимодействии культур, при выявлении смысла деятельности, при оценке происходящих событий, при анализе конкретно-исторических, субъективных и ценностных аспектов человеческой деятельности, при осмыслении фактов обыденной жизни.

Проблема понимания тесно связана с проблемой человеческого бытия. Мышление, знание, сознание (как совместное знание) в совокупности с информацией приобретают статус духовности. В естественных науках начала XX в. в связи с открытием микромира и теории относительности появляются идеи целостного восприятия мира. Они связаны с возрастанием роли субъекта в познании. Многие исследователи, в том числе В. Диль-тей и Х.-Г. Гадамер, усмотрели в понимании наличие бессознательного, которое существенным образом влияет на процесс понимания: при использовании родного языка автор не всегда осознает собственный текст.

Современная ситуация требует того, чтобы признать ее герменевтической и на основании изложенного определить сущностные аспекты проблемы. Во-первых, понимание -это духовно-практическое освоение действительности, своеобразный способ бытия. Во-вторых, необходимо соотносить такие понятия, как знание, истина и понимание. В-третьих, открыты способы верификации, критерии «правильного» понимания.

Герменевтический подход в образовании непосредственно обращен к проблеме выработки личностных смыслов субъекта деятельности, к ее ценностным аспектам. Знаменательно, что задача создания новой ценностной системы общества - системы открытой, вариативной, духовно и культурно насыщенной, собирающей воедино современные социально значимые ценности и установки с передовыми отечественными

традициями, - обозначена в качестве одного из направлений образовательной политики России на современном этапе. На переломных этапах развития общества, связанных с поиском и осмыслением новых идеалов, возникает необходимость пересмотра научных знаний с позиций их ценностной значимости. В рамках педагогики как научной дисциплины многообразные и разнородные педагогические знания, представленные в разных формах общественного сознания - науке, религии, искусстве, языке, - нуждаются в их специальной организации в единое системное целое на методологических основаниях, которые обеспечивают своего рода «стыковку» формирующихся и перестраивающихся знаний с мировоззрением эпохи и через специальные концепции, вскрывающие теоретико-методологические основы интерпретации, в форме конкретных процедур истолкования и понимания знаний способствуют их включению в культуру.

Трагедия российского государственного управления состоит в том, что в основном отвечая требованиям управленческого прогресса, оно абсолютизировало роль носителя властных полномочий - менеджера государственного управления - рационального, безучастного к переживаниям и смыслам другого человека, отказывающегося от понимания проблематики «просителя». Между тем, как отмечал Г. Лебон, «чтобы быть государственным человеком, нужно уметь проникать в душу толпы, понять ее мечты и оставить для нее философские абстракции» [5].

Выделенные культурные функции компетентности возможно реализовать в рамках культурологического подхода - принципиальной гуманистической позиции, признающей человека субъектом культуры, её главным действующим лицом. Процесс формирования компетентности будущего менеджера государственного управления в образовательном процессе управленческого вуза с позиций культурологического подхода позволяет изменять его характер, акцентируя личностную обращенность. Принципиальными идеями культурологического подхода является человек как субъект культуры и процессы его культуротворчества, что позволяет органично переносить культурологический подход на поле всего педагогического процесса, в центре которого находится личность учащегося, развиваемая и развивающаяся, осваивающая культуру, преобразующая себя в ходе этого освоения [2, с. 98].

Содержание общей культуры человека, включающей образованность, и компетентности позволило нам дать их сопоставительное определение. Общая культура - это спо-

соб социальной жизнедеятельности человека, выявляющий совокупность присвоенных им знаний, ценностей, традиций (опыт) в процессе и результате их распредмечивания и последующего опредмечивания и проявляющийся в различных формах поведения, социально детерминированный способ жизнедеятельности человека.

Компетентность - совокупность высоко ценимых обществом качеств личности, позволяющих ей обогащать общественную практику высокими духовными и материальными достижениями, обеспечивающих возможность решения социальных и профессиональных задач, адекватно возникающих ситуациям жизненного и профессионального характера; проекция социально детерминированного способа жизнедеятельности человека на определенную сферу профессиональной деятельности, регулируемую культурными нормами.

1. Абсава Н.Д. Где задержался человек? // Перспективы человека в глобализирующемся мире. СПб.: СПб. философское общество, 2003. С. 32-40.

2. Гайсина Г.И. Культурологический подход в педагогическом исследовании: монография. Уфа: Вагант, 2007. 304 с.

3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: т. 1.; Наука логики. М.: Мысль, 1974. 452 с.

4. Ильин И.А. Сочинения. В 2 т. Т. 1: Философия права. Нравственная философия. М.: Медиум, 1993. 510 с.

5. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. 316 с.

6. Прахалад К., Хамел Г. Конкурируя за будущее: Competing for the Fu-ture. М.: Изд-во Олимп-Бизнес, 2002. 192 с.

7. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.

References

1. Absava N.D. Gde zaderzhalsya chelovek? // Perspektivy cheloveka v globaliziruyushchemsya mire. SPb.: SPb. filosofskoye obshchestvo, 2003. S. 32-40.

2. Gaysina G.I. Kul'turologicheskiy podkhod v pedagogicheskom issledovanii: monografiya [Cultural Approach in pedagogical investigation: monograpgh]. Ufa: Vagant, 2007. 304 s.

3. Gegel G.V.F. Entsiklopediya filosofskikh nauk: t. 1.; Nauka logiki. M.: Mysl', 1974. 452 s.

4. Ilin I.A. Sochineniya. V 2 t. T. 1: Filosofiya prava. Nravstvennaya filosofiya. M.: Medium, 1993. 510 s.

5. Lebon G. Psikhologiya narodov i mass. SPb.: Maket, 1995. 316 s.

6. Prakhalad K., Khamel G. Konkuriruya za budushcheye: Competing for the Future. M.: Izd-vo Olimp-Biznes, 2002. 192 s.

7. Yung K.G. Arkhetip i simvol. M.: Renessans, 1991. 304 s.

UDC658

CULTURAL FUNCTIONS OF STATE MANAGERS' COMPETENCE

Benin Vladislav Lvovich,

M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University, the Head of Department Chair of Cultural Studies and Socio-economic Disciplines, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor. Ufa, Bashkortostan Republic, Russia. E-mail: [email protected]

Frolov Oleg Viktorovich,

Orenburg State Institute of Management, Professor of the Department of State and Municipal Administration, Cand. Sc. (Pedagogy). Orenburg, Russia. E-mail: [email protected]

Annotation

The article deals with the problem of formation of competent managers in the system of public administration. It tries to prove that strengthening of cultural aspect of the professional activity is becoming a condition for formation of managers who are aware of social significance of their profession.

Key concepts: competence,

manager of public administration, functions of managers' competence, professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.