Научная статья на тему 'Источники формирования культурологического знания как основы компетентности будущего менеджера государственного управления'

Источники формирования культурологического знания как основы компетентности будущего менеджера государственного управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
623
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕНЕДЖЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / CULTURE / CULTUROLOGICAL KNOWLEDGE / COMPETENCE / MANAGER OF PUBLIC ADMINISTRATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Олег Викторович

В статье исследуются источники формирования культурологического знания и его использования в практике профессиональной подготовки будущих менеджеров государственного управления. Автор полагает, что культурологическое знание должно быть включено в содержание управленческого образования, и связывает это с приобщением студентов в образовательном процессе вуза к культуре, формированием представлений о категориях культуры и способности к взаимодействию с другими людьми по критерию культуры, развитием способности к выбору культурных ценностей и образцов профессионального поведения. Культурологическое знание рассматривается в качестве важнейшего условия формирования компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES OF CULTUROLOGICAL KNOWLEDGE FORMATION AS THE BASIS OF THE COMPETENCE OF A FUTURE MANAGER OF PUBLIC ADMINISTRATION

The article examines the sources of culturological knowledge formation and its use in the practice of professional training of future managers of public administration. The author believes that culturological knowledge should be included in the content of management education and connects this with students’ familiarization with culture, the formation of ideas about the categories of culture and the ability to interact with other people on the criterion of culture, the development of the ability to choose cultural values and patterns of professional behavior in the educational process of the university. Culturological knowledge is considered as the most important condition for competence formation.

Текст научной работы на тему «Источники формирования культурологического знания как основы компетентности будущего менеджера государственного управления»

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-2.14

Фролов Олег Викторович

ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ КАК ОСНОВЫ

КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В статье исследуются источники формирования культурологического знания и его использования в практике профессиональной подготовки будущих менеджеров государственного управления. Автор полагает, что культурологическое знание должно быть включено в содержание управленческого образования, и связывает это с приобщением студентов в образовательном процессе вуза к культуре, формированием представлений о категориях культуры и способности к взаимодействию с другими людьми по критерию культуры, развитием способности к выбору культурных ценностей и образцов профессионального поведения. Культурологическое знание рассматривается в качестве важнейшего условия формирования компетентности.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/472018/2/14.html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 2(10) C. 63-66. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

4. Новиков Е. В., Фомина Т. П. Статистика факторов, влияющих на выбор профессии учителя // Актуальные проблемы естественных наук и их преподавания: сборник материалов научной конференции молодых ученых Липецкой области (20-21 октября 2016 г.). Липецк: ЛГПУ, 2016. С. 201-208.

5. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 06.05.2018).

6. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М.: Академия, 2008. 496 с.

7. Сергушичева А. П., Жаров Д. В. Анализ факторов, влияющих на качество обучения // Управление и экономика: опыт, традиции, инновации: материалы научно-практической конференции (г. Вологда, 9-10 апреля 2010 г.). Вологда, 2010. С. 275-286.

8. Трифонова Т. А. Особенности профессионального самоопределения школьников [Электронный ресурс] // Личность в профессиональном образовательном пространстве: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Екатеринбург, 21.11.2013). URL: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/208/1/ lpop_2013_25.pdf (дата обращения: 06.05.2018).

9. Филь Н., Плисс М. Анализ факторов, влияющих на успеваемость, методами статистического анализа [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsi.lv/sites/default/files/editor/science/Publikacii/Aktual/Actual_2011/10_nadezhda_fil.pdf (дата обращения: 06.05.2018).

STUDY OF THE FACTORS INFLUENCING THE CHOICE OF PROFESSION AND ACADEMIC SUCCESS OF STUDENTS SPECIALIZING IN "PEDAGOGICAL EDUCATION" BY MEANS OF THE STATISTICAL ANALYSIS

Fomina Tat'yana Petrovna, Ph. D. in Physical-Mathematical Sciences, Associate Professor Karlova Margarita Yur'evna, Ph. D. in Economics Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University [email protected]; [email protected]

The problems of education quality are constantly attracting attention, since it plays a huge role in the development of human society.

Despite a wide range of works on improving the quality of training specialists at the current stage of the higher education reform,

it can be noted that the problem of studying the factors affecting the academic success of university students is not fully understood.

The article discusses the results of a questionnaire survey of the students specializing in "Pedagogical Education" on the choice

of the profession of the teacher of mathematics and training at the university. Their analysis is carried out by statistical methods.

Key words and phrases: motivation; choice of profession; success of training; mathematical education; statistical methods.

УДК 37.013 Дата поступления рукописи: 24.04.2018

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-2.14

В статье исследуются источники формирования культурологического знания и его использования в практике профессиональной подготовки будущих менеджеров государственного управления. Автор полагает, что культурологическое знание должно быть включено в содержание управленческого образования, и связывает это с приобщением студентов в образовательном процессе вуза к культуре, формированием представлений о категориях культуры и способности к взаимодействию с другими людьми по критерию культуры, развитием способности к выбору культурных ценностей и образцов профессионального поведения. Культурологическое знание рассматривается в качестве важнейшего условия формирования компетентности.

Ключевые слова и фразы: государственное управление; культура; культурологическое знание; компетентность; менеджер государственного управления; образование.

Фролов Олег Викторович, д. пед. н., доцент

Оренбургский государственный университет fov-osu@mail. т

ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ КАК ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Культурное развитие компетентной личности предполагает усвоение ею в образовательном процессе вуза культурологического знания.

Культурологическое знание - императивная программа усвоения обществом достижений культуры, формирующих идеалы и мировоззренческие установки, изменяющие представления человечества о природе, обществе, человеке и его духовном мире, в совокупности «текстов культурологического содержания, представляющих собой ученые трактаты, конкретные эмпирические исследования, свободные эссе философско-публицистического или художественно-ассоциативного характера, поэтические произведения, художественные манифесты, политические доктрины и воззвания, дневники и переписку деятелей культуры, находящиеся в сложном взаимодействии и активно проникающие друг в друга» [9, с. 21].

Формирование культурологического знания - сложный процесс, требующий от профессорско-преподавательского состава умения использовать технологии обучения, апеллирующие к культурологическому мышлению (проблемно-поисковые ситуации, альтернативный выбор идей, ценностей, диалог, дискуссии, анализ,

абстрагирование) и обеспечивающие эмоционально-образное восприятие явлений культурной жизни, актуализирующих эмоциональную память, развивающих способность к эмпатии, создающих условия для рефлексии.

Формирование системы культурологического знания студентов - будущих менеджеров государственного управления - предусматривает создание культурного контекста профессиональной деятельности в сфере государственного управления, в котором заключены культурные ценности, проблема сохранения и наследования которых становится в наше время все более актуальной. Культурный контекст, помимо нравственных установок, включает в себя социальные, академические, профессиональные характеристики, а также референции субъекта профессиональной деятельности.

В традициях уфимской научной школы «Педагогическая культурология» принято считать, что одним из источников формирования культурного контекста профессиональной деятельности является педагогически адаптированный и интерпретированный социокультурный опыт, включающий практику отношения студентов к деятельности, человеку, профессиональной деятельности субъектов сферы государственного управления [6; 11; 12].

Мы разделяем убежденность проф. В. Л. Бенина в том, что «культура представляет собой нормативные требования к любой деятельности человека, освоенный и овеществленный им опыт жизнедеятельности в закрепленном единстве знаний и умений, перешедший в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении возникающих задач» [3, с. 112].

В представляемом нами понимании культуры как опыта она включает не только образцы нормативного поведения, необходимые человеку, чтобы «запустить» интериоризированный комплекс духовно-ценностных представлений о должном, социальной ответственности и способности к социальному взаимодействию, обеспечивающий профессиональное признание и саморазвитие в культуре, но одновременно и «рефлексию о значимости этих образцов для успеха в жизни» [10, с. 51], а это значит, что она включает элементы культурологического знания.

Аналогичного взгляда придерживается Е. Я. Режабек, который, в частности, считает, что «это знание не обязательно должно быть сознательным, оно может быть и подсознательным, инстинктивным. Однако культурологическое знание набирает силу именно тогда, когда оно становится осознанным, включается в некоторую обучающую систему, выработанную обществом. Иначе говоря, культурологическое знание распространяется и передается от поколения к поколению и от поколения к индивиду посредством определенных институциональных средств» [Там же, с. 53].

Культурологическое знание «как аксиологическая форма культуры» [8, с. 126] образует содержание культурно-ценностной сферы сознания студентов, являясь «полюсом знаниевого отношения» [1, с. 94].

Культурологическое знание, если оно осмыслено и освоено студентами, рассматривается нами в качестве важнейшего условия формирования компетентности как совокупности высоко ценимых обществом качеств личности, позволяющих ей обогащать общественную практику высокими духовными и материальными достижениями [12, с. 157].

Решение проблемы формирования культурологического знания требует организовать присвоение студентами знаний, сформировать у них способность к оцениванию результатов деятельности и взаимодействию с другими субъектами профессиональной деятельности по критерию знания, использовать культурологический подход в процессе преподавания.

В процессе научного поиска мы пришли к убеждению, что реализация культурологического подхода, связанного с осмыслением личностью основных категорий культурного наследия, дальнейшей интериори-зации ценностей культуры и последующего движения к созданию новых культурных ценностей, позволяющего соотносить нормы культуры как с явлениями социально-нравственной жизни общества, так и с культурным контекстом профессиональной деятельности, - необходимое, но недостаточное условие для становления системы культурологического знания у студентов.

Полагаем, что важно не только и не столько представить студентам культурологическое знание как «императивное составляющее культуры, указывающее на востребованность моделей культурного поведения в соответствующую эпоху» [10, с. 52], организовывать их деятельность по его присвоению, но и прилагать педагогические усилия для выработки у них способности самостоятельно добывать и овладевать этим знанием как культурной ценностью, осуществлять отбор, признавать альтернативное культурологическое знание, которое, возможно, разделяется далеко не всеми. Развитие способности студентов к овладению культурологическим знанием в целом и альтернативными знаниями в частности возможно, если преподаватель, создавая ориентационное поле, включает в него актуальные и потенциальные (еще не принятые, но имеющие значение) цели или их многообразие. Отметим, что решение этой задачи связано с реализацией в образовательном процессе культурологического и компетентностного подходов, суть дополнительности которых заключается в том, что трансляция преподавателем культурологических знаний в континууме их представлений, организация деятельности по освоению и последующему воспроизведению студентами (культурологический подход) сочетаются с организацией поиска студентами ориентиров, включаемых педагогом в контекст профессиональной деятельности (компетентностный подход).

Итак, одним из основных источников формирования культурологического знания являются культурные ценности как аксиологическая форма культуры, «бытийственные образования, обладающие внутренней целостностью, сущностной упругостью, несущие в себе целый мир, определенный культурным контекстом» [7, с. 31]. Освоение студентами содержания культурологического знания осуществляется в процессе реализации культурологического, аксиологического, компетентностного подходов в различных организационных формах воспитания и обучения при превалировании культурологического подхода, рассматривающего «мир человека в контексте его культурного существования» [5, с. 62].

Другим источником формирования культурологического знания является научное знание о подходах к формированию культурно-нравственной сферы сознания, о принципах формирования данной сферы сознания, подход к социально-нравственному опыту, в качестве структурного компонента которого выступают культурные ценности как аксиологическая форма культуры, «характеризующаяся явной или имплицитной точками зрения, мировоззренческой и смысловой позицией, определенным культурным языком, диктуемых субъекту его исторической эпохой и национальной спецификой» [9, с. 24].

Культурологическое знание, будучи включенным в содержание управленческого образования, связано с необходимостью решения педагогических задач: приобщения студентов к культуре, формирования у них представлений о категориях культуры, способности к оценке результатов профессиональной деятельности и взаимодействию с людьми по критерию культуры, развития способности к выбору культурных ценностей и образцов.

Достижение педагогической цели становится возможным, если приобщение студентов - будущих менеджеров государственного управления - к культурным ценностям происходит в диалоге, в логике предъявления им культурных ценностей, имеющих для человека личное значение, и обмена ими. В этой связи актуальным является вывод, сделанный проф. В. Л. Бениным о том, что «культура диалогична по природе своей. Все культурные и исторические явления - продукты взаимодействия, общения. Встреча между культурами и цивилизациями - это встреча между разными типами духовности и разными жизненными реалиями. Чтобы вступить в достойный диалог с представителями культур, необходимо знать и понимать эти культуры» [4, с. 37]. Этот вывод приводит к суждению, что важнейшим способом предъявления студентам культурных ценностей является педагогически обусловленное информирование о культуре государственного управления, культурных практиках и образцах осуществления государственной деятельности, ценностях государственной службы, морали и нравственности как внутренних моральных и этических законах, «помещаемых» преподавателем в контекст будущей профессиональной деятельности и предъявляемых студентам в ситуации этой деятельности. Полагаем, что создание системы культурологического знания должно предусматривать выстраивание у будущих менеджеров представлений о понятиях морали и нравственности.

Нет сомнения в том, что формирование способности к оценке результатов собственной деятельности и социальных взаимодействий по критерию культуры возможно в сочетании с развитием у студентов способности к выбору культурных ценностей и образцов, освоение которых становится основой для их движения к общественному благу.

Реальное отношение студентов к человеку становится основой для наделения смыслом содержания профессиональной деятельности в сфере государственного управления в той ее части, в которой «работает» ценностное значение человека в целом и субъекта профессиональной деятельности в частности, а культурная ценность Другого становится ведущим морально-нравственным ориентиром. В этой связи верными, на наш взгляд, являются теоретические взгляды проф. В. Л. Бенина о влиянии культуры на изменение человеческой сущности: «Культура, оказывая обратное влияние на труд и технологию, видоизменяет условия человеческой деятельности и существования, определяя их сущностные характеристики» [2, с. 39].

Источником формирования культурологического знания служит профессиональная культура государственных служащих, в смысловом поле которой содержатся совокупный опыт, идеи, нормы и ценности, способы и технологии управленческой деятельности в сфере государственного управления. На основании этого утверждения можно предположить, что ведущим ориентиром формирования содержания культурологического знания менеджера государственного управления с позиций культурологического подхода выступает «образование как социокультурный феномен, вписанный в метасистему культуры, осваиваемой будущим менеджером в историко-культурном контексте, как целенаправленно организованный процесс инкуль-турации личности» [5, с. 131].

Проф. И. В. Кондаков, автор широко известной статьи «Российская культурология как феномен отечественной культуры», говорит по этому поводу следующее: «"Спектр" культурологических дисциплин воспроизводит в целом структуру гуманитарного знания: философия культуры, история культуры, социология культуры, семиотика культуры, культурантропология, психология культуры, теология культуры, типология культур, история культурологических учений, методология изучения культуры, методика преподавания культурологии и т.п. Если исходить из того, что реальность мира в сознании, деятельности и поведении людей постоянно (а особенно на исторически ранних ступенях общественного развития и в переходные периоды) представлена в таких культурных значениях и формах, верификация которых теоретически проблематична, а практически часто и невозможна, то следует признать, что культурологический цикл дисциплин воспроизводит "в свернутом виде" картину изучения, осмысления и объяснения самой реальности - в той мере, в какой ее анализ вообще возможен через пелену культурных значений и смыслов, за которой она скрыта (каждый раз исторически обусловлено и закономерно). При этом культурная реальность (замещающая или восполняющая реальность социальную, природную или воображаемую) осмысляется одновременно с разных сторон и в различных аспектах - философском и историческом, социологическом и семиотическом, антропологическом и этнологическом, психологическом и богословском, а в совокупности различных культурных смыслов - в обобщающем, культурологическом» [9, с. 26].

Роль преподавателя при реализации содержания образования на уровне культурологических дисциплин и научного материала, содержащегося в них, заключается в раскрытии мировоззренчески-смыслового содержания культуры, которое детерминировано социокультурным контекстом, в котором рождаются и функционируют конкретные культурные значения.

Наш опыт показывает, что одним из педагогических условий, способствующим осознанию студентами мировоззренчески-смыслового содержания культуры в процессе использования аргументации теоретических

положений, является организация поиска критерия ценностного отношения к природе, человеку и его деятельности, который объективно не предположен, но полагается наделением объекта статусом принадлежности к миру культуры. Будучи субъектом профессиональной культуры, менеджер государственного управления реализует во властных структурах ценности, образцы, нормы профессиональной деятельности. Исходя из ведущих идей субъектной сущности человека и ее проявлений в различных сферах жизнедеятельности и механизмов функционирования профессиональной культуры, преподаватель определяет менеджера -субъекта культуры - как личность, которая на высоком уровне внутренне детерминированной активности и сознательности реализует культуротворческое начало в профессиональной деятельности, создавая условия для культурного развития общества и государства.

Реализация культурологического подхода в формировании культурологического знания требует учета индивидуальных познавательных интересов студентов, мотивов и целей деятельности, что требует побуждения студентов формулировать идеи, гипотезы, высказывать суждения, выдвигать альтернативные точки зрения, исследовать свои предположения в малых группах. Это не просто процесс передачи знаний, но прежде всего процесс познания профессиональной культуры.

Подводя содержательный итог деятельности по формированию культурологического знания, можно констатировать следующее: культурологический подход к профессиональной подготовке будущего менеджера государственного управления обусловливает необходимость усиления в содержании образования культурологической составляющей. Это возможно осуществить двумя основными путями. Первый - расширение культурологического содержания базовых дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», а также введение в рамках вариативной части содержания образования дополнительных курсов и дисциплин культурологической направленности. Второй путь - значительно более эффективный - системное, последовательное включение в содержание всех курсов культурологических аспектов, обеспечивающих общую структуризацию содержания любого учебного курса в соответствии с теми или иными культурными ценностями и нормами, рассмотрение содержания через призму ценностного отношения и к знанию, и к отражаемой в нем объективной реальности.

Список источников

1. Бездухов В. П., Жирнова Т. В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностика и формирование: монография. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 202 с.

2. Бенин В. Л. Культура, образование, человек (философские основы толерантной педагогики): монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. 171 с.

3. Бенин В. Л. Педагогическая культурология: курс лекций. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. 515 с.

4. Бенин В. Л. Педагогическая культурология: этапы становления и развития // Педагогическая культурология: состояние, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной двадцатилетию кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин БГПУ им. М. Акмуллы. Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. С. 37-43.

5. Гайсина Г. И. Культурологический подход в педагогическом исследовании: монография. Уфа: Вагант, 2007. 304 с.

6. Жукова Е. Д. Педагогическая культурология: два взгляда // Научная школа «Педагогическая культурология». Серия «БГПУ им. М. Акмуллы 50 лет: Научные школы университета». Уфа: БГПУ, 2017. С. 120-122.

7. Катасонов В. Н. Онтология культурных ценностей и актуальная культурная политика России // Культурологический журнал. 2016. № 4 (26). С. 31-32.

8. Кирьякова А. В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: монография. М.: Дом педагогики, 2009. 318 с.

9. Кондаков И. В. Российская культурология как феномен отечественной культуры // Культурологический журнал. 2011. № 4 (6). С. 21-26.

10. Режабек Е. Я. Культурологическое знание - необходимый компонент культуры // Культурологический журнал. 2011. № 3 (5). С. 51-53.

11. Фатыхова Р. М. Сущность и структура культуры педагогического общения // Научная школа «Педагогическая культурология». Серия «БГПУ им. М. Акмуллы 50 лет: Научные школы университета». Уфа: БГПУ, 2017. С. 127-145.

12. Фролов О. В. Социально-философское осмысление проблем высшего профессионального образования в условиях кризиса культуры // Научная школа «Педагогическая культурология». Серия «БГПУ им. М. Акмуллы 50 лет: Научные школы университета». Уфа: БГПУ, 2017. С. 146-168.

SOURCES OF CULTUROLOGICAL KNOWLEDGE FORMATION AS THE BASIS OF THE COMPETENCE OF A FUTURE MANAGER OF PUBLIC ADMINISTRATION

Frolov Oleg Viktorovich, Doctor in Pedagogy, Associate Professor Orenburg State University fov-osu@mail. ru

The article examines the sources of culturological knowledge formation and its use in the practice of professional training of future managers of public administration. The author believes that culturological knowledge should be included in the content of management education and connects this with students' familiarization with culture, the formation of ideas about the categories of culture and the ability to interact with other people on the criterion of culture, the development of the ability to choose cultural values and patterns of professional behavior in the educational process of the university. Culturological knowledge is considered as the most important condition for competence formation.

Key words and phrases: public administration; culture; culturological knowledge; competence; manager of public administration; education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.