Научная статья на тему 'Культурологические акценты в организации подготовки будущих менеджеров государственного и муниципального управления'

Культурологические акценты в организации подготовки будущих менеджеров государственного и муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов О. В.

Сущностной характеристикой профессионала как субъекта культурно исторического действия является социально профессиональная компетентность, выступающая феноменом культуры, нравственного отношения к управлению социальными процессами. Образовательный процесс вуза должен быть построен на культурологических началах, предусматривающих формирование субъекта в условиях национальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролов О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологические акценты в организации подготовки будущих менеджеров государственного и муниципального управления»

16. Усова, А. В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе [Текст] / А, В. Усова. - Челябинск: ЧГГГУ, 2000, - 221 с.

17. Фридман, Л. М. Теоретические основы методики обучения математике [Текст] / Л. М. Фридман. - М.; Моск. психолого-социальный ин-т, Изд-во «Флинта», 1998.-217с.

18. Штофф, В. А. Моделирование и философия [Текст] / В. А. Штофф. -М.; Л.: Наука, 1966.-302 с.

УДК 37

О. В. Фролов

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦЕНТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Важным фактором успешной реализации задач административной реформы является правильная, педагогически обусловленная организация подготовки будущих менеджеров государственного и муниципального управления.

Подготовка специалистов - потенциальных носителей властных полномочий - с конца 90-х гг. XX в. ориентируется на социально - профессиональную компетентность; укрепляются связи образования и культуры; признается, что культура является определяющим условием реализации потенциала личности и общества, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации; в образовательный процесс внедряются культуротворческие технологии.

Вступление России в Болонский процесс углубило требования к результату высшего образования, который формулируется в категории «компетенция/компетентность», отразившей суть новой парадигмы результата образования. Внимание представителей научно - педагогического сообщества сосредоточено на практике применения знаний, выработке операциональной и технологической составляющих, а не только на собственно теоретических знаниях; сложной интегративной (когнитивно-эмоциональной, ценностно - мотивационной, регулятивной) природе результата образования; на формируемости личного качества как сложного новообразования.

Компетентность, являясь сущностной характеристикой профессионала как человека культуры, актуализирует проблему определения стратегии в подготовке будущих менеджеров государственного и муниципального управления как субъектов культурно - исторического действия.

Поскольку профессиональная деятельность будущего менеджера любой сферы, в том числе государственного и муниципального управления, во всех проявлениях должна выступать как феномен культуры, нравственного отношения к управлению социальными процессами, к гражданскому обществу и, собственно, гражданам, образовательный процесс экономического вуза, по нашему мнению, должен быть построен на культурологических началах.

Основополагающими содержательными принципами кулътуросообразно-го образовательного процесса являются:

• социально - обоснованная необходимость подготовки менеджеров государственного и муниципального управления как субъектов культуры профессиональной деятельности;

• культурно - научно - образовательная возможность вуза осуществлять подготовку гуманитарно образованных чиновников, способных сохранять единство российской культуры;

• обеспечение адекватности содержания профессионального образования будущих менеджеров государственного и муниципального управления, основанного на лучших культурных образцах функционирования властных бюрократических структур, ожиданиям современного общества.

Реализация культуросообразного образовательного процесса предполагает формирование личности выпускника, не только осознающей свой высокий социальный статус, социальный престиж, но прежде всего ориентированной на понимание необходимости соблюдения и защиты национальных интересов, ментальных ценностей российского общества.

Исходя из понимания того, что менеджеры государственного и муниципального управления (государственные и муниципальные служащие) образуют особую статусную группу, занимающую привилегированное положение в российском обществе, следует предположить, что субъектами культуросообразного образовательного процесса должны стать специально отобранные для получения специфических знаний студенты, обладающие лич-нос гно - значимой приверженностью к будущей публичной профессиональной деятельности, высокой культурой общего развития, стремящиеся к саморазвитию, самосовершенствованию, самостановлению. В противном случае усилия как организаторов образовательного процесса, так и профессор-ско - преподавательского состава оказываются бессмысленными. К сожалению, практика показывает, что современные подходы к отбору студентов -будущих менеджеров государственного и муниципального управления - не основаны на внимании к их задаткам и способностям. Проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что большинство студентов (87%), обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», не осознают профессиональной и социальной значимости профессии чиновника, не готовы к эффективному исполнению ими современных профессиональных и социокультурных функций, что влечет негативные

последствия для власти как таковой в условиях укрепления основ федерализма, преобразования на началах «высшей компетентности» сферы государственного и муниципального управления.

Наращивание культурного слоя современной цивилизации, в которой аппарат государственного управления обладает значительной властью, основанной на знании, а ценности статусной группы, занимающей господствующее положение в обществе, и представляющей его, оказывают существенное влияние на другие социальные слои, обращение к личности как ценности объективно требуют, чтобы одним из ведущих факторов формирования социально - профессиональной компетентности будущих менеджеров государственного и муниципального управления стала интеграция культурологического, аксиологического, системного и личностно - деятельностного подходов, выступающая в качестве методологии проектирования образовательной системы.

Использование интегративно - культурологического подхода в качестве методологического инструмента анализа самого образовательного процесса объясняется тем, что «ценности и нормы культуры создают атмосферу обращенности к личности, проникая во все структуры целостного образовательного процесса» [3, с. 37].

Интегративно — культурологический подход позволил выделить приоритетные направления:

• в организации образовательного процесса (гуманизация, аксиологиза-ция, актуализация роли национальной культуры в формировании социально - профессиональной компетентности будущих менеджеров государственного и муниципального управления);

• исходные позиции (ориентации, личностные особенности, уровень культуры, нравственные качества субъектов образовательного процесса).

Интегративно-культурологический подход в формировании социальнопрофессиональной компетентности будущих менеджеров государственного и муниципального управления предполагает:

• утверждение европейских и национальных ценностей в культуре профессиональной деятельности потенциальных субъектов властных полномочий;

• возрождение прогрессивных бюрократических традиций;

• опору на основы гуманистического воспитания;

• корреспондирование прогрессивных образовательных технологий культурным ценностям современных административных структур;

• создание новых элементов бюрократической культуры.

Необходимо отметить, что любой субъект формируется в условиях национальной культуры, которая становится для него базисом для усвоения важнейших человеческих ценностей, для становления основ нравственности и духовности личности. Через национальную культуру человек приобщается

к важнейшим духовным ценностям. Полагаем, что в образовательном процессе формирования социально - профессиональной компетентности будущих менеджеров государственного и муниципального управления необходимо учитывать систему характерных для данного народа средств, приемов, принципов взаимодействия с властью, а также степень воздействия бюрократических жизненных и культурных идеалов на общество (народ). Национальный характер профессионального образования, вырастающий из культурно - исторических традиций взаимодействия народа и представителей профессионального сообщества чиновников, является одним из главных условий развития культуры профессиональной деятельности будущих менеджеров государственного и муниципального управления.

Цели, содержание, технологии и организация профессионального образования будущих менеджеров государственного и муниципального управления должны исходить из концепции национализации образования, предполагающей:

• трансляцию национальных управленческих культур и формирование национальной бюрократической ментальности;

• достижение европейского стандарта профессионального образования, основанного на опережающем развитии содержания обучения но отношению к практике профессиональной деятельности;

• формирование культуры межнационального профессионального общения, выполняющей функции развития личностных отношений между представителями профессиональных сообществ разных национальностей.

По нашему мнению, ведущими идеями национального профессионального образования будущих менеджеров государственного и муниципального управления должны стать:

• освоение национальной профессиональной культуры управления общественными отношениями и государством;

• ориентация студентов на культуру профессиональной деятельности как ценность;

• приобщение студентов к ценностям и идеалам мировой управленческой культуры;

• сохранение и приумножение позитивных образцов национальной культуры государственного управления.

Результатом культуроориентированного образовательного процесса, насыщенного эффективными образовательными технологиями, должно стать:

• научение будущих менеджеров государственного и муниципального управления пониманию кардинальных различий между историческими фактами и их временной интерпретацией, во многом обусловленной политическим влиянием на профессиональную публичную деятельность субъектов властных полномочий;

• принятие и творческое осмысление позитивных ценностей бюрократической культуры иных стран и народов;

• необходимость поиска в культурных образцах прошлого идей, образов, символов, обладающих вневременными ценностями, способных оказать помощь в разрешении современных социокультурных проблем;

• умение жить в культуре, личностно проявляться в ней, мыслить, оценивать ситуацию, делать выбор [2].

Стремление к самоутверждению, самовыражению молодых специалистов дадут положительный результат только при условии соблюдения принципа органического сочетания профессионализма и высокой личностной культуры, предполагающий широкий диапазон гуманитарных знаний, общения и интеллектуального поиска. Личностная культура может способствовать облегчению приспособления будущего менеджера государственного и муниципального управления к системе социальных ролей, прав, обязанностей и ответственности субъекта социума.

Адаптация как вхождение личности в соответствующую социальную и профессиональную роль, имеющую социокультурную направленность на публичную преобразовательную деятельность, включает в себя выработку нового стереотипа личности, обусловленного сформированностью культурных отношений, культурных норм поведения, культурных ценностных ориентаций, Адаптация личности студента - будущего менеджера государственного и муниципального управления - может выступить средством формирования социально - профессиональной компетентности при следующих условиях:

• сформированное™ у студента установки на культурное преобразование действительности с точки зрения позитивного начала власти;

• сформированное™ гуманистической направленности личности;

• ориентации студентов — будущих менеджеров государственного и муниципального управления на общечеловеческие и этнокультурные ценности;

• владении культурой межличностных и межнациональных отношений;

• сформированности установки на интеркультурное поведение.

В основу интегративно - культурологического подхода может быть положена Я - концепция, сущность которой заключается в совокупности всех представлений индивида о себе, включая убеждения, оценки и тенденции поведения в соотнесении с нормами культуры.

По Р. Бернсу, Я - концепция - многокомпонентное образование. К психологическим компонентам относятся ощущение компетентности, собственной эффективности, личного влияния и своей моральности [1].

Следовательно, интегративно - культурологический подход в формировании социально - профессиональной компетентности будущего менеджера государственного и муниципального управления может быть реализован на основе Я - концепции, психологической основой которого являются:

• активная позиция студентов в освоении культуры профессиональной деятельности и создании ее новых элементов;

• осмысление студентом самоценности своей личности как профессионала для созидательной публичной деятельности по государственному либо муниципальному управлению;

• формирование студентом установки на самосовершенствование;

• формирование и осмысление студентом своей субъектности, т.е. деятельное самосознание, понимание значимости личной инициативы как субъектно возможной основы профессионального существования.

Профессиональное существование возможно на основе профессиональных знаний, приобретаемых в процессе вдумчивого освоения студентами социально - профессионального опыта, основанного на ценностях, нормах и традициях национального государственного управления. Познавательная деятельность, т. е. деятельность по присвоению культурных образцов, всегда имеет две стороны: аксиологическую и гносеологическую, поэтому в формировании основ культуры профессиональной деятельности необходимо соотношение познавательного и гносеологического. Став объектом гностических потребностей, культура профессиональной деятельности подвергается активному воздействию познавательных потребностей студентов.

Итак, с позш{ий интегративно - культурологического подхода в формировании социально - профессиональной компетентности как результате освоения культуры профессиональной деятельности будущих менеджеров государственного и муниципального управления следует признать:

• социально - профессиональная компетентность представляет собой совокупность личностных и профессиональных ценностей, приобретаемых студентами в результате активного участия в культуроориентированном образовательном процессе;

• национальные традиции государс твенного управления приобретают для будущих менеджеров государственного и муниципального управления характер ценностей, обусловленных российской бюрократической ментальностью;

• культурно - исторической основой публичной профессиональной деятельности являются этнонациональные факторы, культурная самобытность, расширяющие возможности для всестороннего развития менеджера государственного и муниципального управления как субъекта культуры;

• культурные традиции в управлении государством обновляются и обогащаются в результате контактов носителей культурных образцов с традициями и ценностями других народов, поскольку культура - это всегда диалог, непременное условие постижения ценностей и традиций других.

Библиографический список

1. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание / Р. Бернс. — М.: Прогресс, 1986.-420 с.

2. Розни, В. М. Введение в культурологию / В. М. Розин. - Москва, 1994. -327 с.

3. Соколова, Л. Б. Философия образования как сущность мировоззренческих оснований образовательного процесса / JI. Б. Соколова // Credo. - 1997. № 4. -С. 34-42.

УДК 378:001.89

Л. В. Андриенко

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Современная педагогическая наука характеризуется тем, что происходит расширение ее категориального поля. Все чаще используются категории, имеющие особый педагогический смысл, наполняемый изучаемые явления конкретным содержанием и ориентирующий педагога на действия, сообразные соответствующим образовательным целям. Это обусловлено тем, как отмечает В. В. Краевский, что активизируются междисциплинарные исследования, определяемые предметом конкретной монодисциплины. По мнению ученого, каждая категория должна выводиться из сложившейся и существующей системы, а не вводиться в нее заново [1]. Именно такой подход мы считаем наиболее продуктивным для современной педагогической науки, так как большинство категорий и понятий используются, с одной стороны, в контексте известных педагогических смыслов, с другой - отражают педагогическую действительность во всем ее многообразии и изменчивости.

Понятие - это форма абстрактного мышления, результат обобщения свойств единичных, конкретных предметов, явлений и выделение их существенных признаков [2]. В каждом понятии мы будем различать содержание (совокупность существенных признаков предмета, явления) и объем (множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию). Категория же - предельно широкое понятие, в котором отображены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений объективного мира.

Обращаясь к анализу того, как идет формирование понятий (это сложный феномен) можно установить, что вначале человек замечает важные характеристики, а затем улавливает их логическую связь. Примерно то же самое происходит с педагогическими понятиями. Сначала накапливаются характеристики какого-либо явления, связанные с суждениями о нем, прослеживается логическая взаимосвязь между ними, в результате постепенного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.