Научная статья на тему 'Социально-профессиональная компетентность менеджера государственного управления: культурологический подход'

Социально-профессиональная компетентность менеджера государственного управления: культурологический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролов О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-профессиональная компетентность менеджера государственного управления: культурологический подход»

г

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

О. ФРОЛОВ, профессор Оренбургский государственный институт менеджмента

Социально-профессиональная компетентность менеджера государственного управления: культурологический подход

Социально-профессиональная компетентность менеджера государственного управления - это личностное качество, аккумулирующее научные знания и профессиональные умения, креативные способности и самостоятельность, адекватность самооценки и сформированность культурно-нравственных ценностей, это желаемый образ специалиста сферы государственного управления, с наибольшей эффективностью реализующего свой личностный и профессиональный потенциал в конкретной деятельности по обеспечению общественного блага. Обращение к интегративно-культурологическому подходу как средству формирования данной компетентности обусловлена общественной ситуацией, характеризующейся недоверием к власти в лице ее легитимных носителей со стороны большинства представителей социума. Причина такого отношения заключается в том, что менеджеры государственного управления исповедуют ценности, обусловленные пониманием «полной зависимости всей жизни, всех ее политических, технических и экономических предпосылок от организации профессионально подготовленных чиновников...» (М. Вебер).

Формирование социально-профессиональной компетентности нацелено поэтому на возвышение главной ценности и цели деятельности специалистов сферы «человек - государство - человек» - культуры профессиональной деятельности, на преодоление «духа формальной безличности », когда из социального управления исключаются личные и эмоциональные элементы: сочувствие, сопереживание, содействие. В рамках экономического вуза не-

обходимо осуществить целесообразные педагогические действия по осознанию будущими менеджерами государственного управления значимости личностного начала в публичной деятельности - того, что их административно-публичная деятельность сопряжена с высокой степенью ответственности за принимаемые управленческие решения, направленные на формирование во властном пространстве благоприятной социально-психологической атмосферы.

Формирование у будущего менеджера государственного управления социальнопрофессиональной компетентности обусловлено потребностями общества и государства в специалистах, обладающих как классическими, так и современными знаниями и технологиями государственного управления; эффективность ее формирования детерминирована факторами и условиями, связанными с личностными характеристиками субъекта профессиональной деятельности, и сопровождается принятием культурной нормы административного менеджмента.

Предпосылки формирования социально-профессиональной компетентности специалиста публичного администрирования должны быть выделены в соответствии с этапами становления личности как цели профессионального культуроориентированного образования, аксиологический концентр которого перемещается с подготовки специалиста как средства обеспечения функционирования органов государственной власти и управления -на развитие личности, ее творческого потенциала.

Редакционная почта

145

Педагогический аспект гуманистической парадигмы профессионального развития менеджера государственного управления составляют формы, методы и приемы, направленные на поддержку индивидуального развития студента, предоставление ему академической свободы для принятия самостоятельных решений, права выбора содержания и способов учения и поведения. Актуализируется проблема субъект-ности студента, предполагающая его позитивную активность, сознательное и целенаправленное развитие качеств, необходимых для осуществления профессиональных функций в сфере государственного управления.

Поскольку бюрократия (клуб менеджеров государственного управления) рассматривается как особая статусная группа с характерными взглядами и ценностными ориентациями, стремящаяся к обладанию общественной властью, административный менеджмент связан с использованием комплекса специфических методов и приемов организации социокультурного пространства и его информационного насыщения. При этом образовательная среда вуза, в котором реализуется задача формирования социально-профессиональной компетентности, есть часть социокультурного пространства, выполняющая функцию фактора развития личности менеджера и включающая систему социальных институтов, ценности, традиции и обычаи бюрократической организации, общественные идеалы [1, с. 62].

Опыт собственной управленческой практики и анализ научных исследований в этой области позволяет выделить в содержании социально-профессиональной компетентности менеджера государственного управления следующие уровни:

• образовательный (характеризуется образованностью, способностью к усвоению информации, ее отбору и обмену, умением использовать профессиональные знания, навыками адекватной постановки управленческих задач и эффективного их

решения в рамках нормированной деятельности);

• деловой (успешность профессиональной деятельности, умение следовать формальным правилам поведения, регулирующим деятельность бюрократического аппарата, способности к целеполаганию, диагностированию, проектированию, конструированию, проведению исследований, расчетов и т.д.);

• ценностный (ответственность, честность, исполнительность, профессионализм, общая культура, поддержание позитивных традиций бюрократической организации);

• эмоциональный (оптимизм, отзывчивость, доброжелательность, чуткость).

Опираясь на философскую, психологопедагогическую и специальную литературу по проблемам социально-профессиональной компетентности, мы выявили следующие принципы ее формирования:

■ принцип интерсубъективности, утверждающий социальную справедливость при целесообразном государственном строительстве;

■ принцип рефлексии, предполагающий оценку мыслительных действий при принятии управленческих решений;

■ принцип культуросообразности, означающий постижение и включенность менеджеров государственного управления в мировую, национальную и региональную профессиональную культурную среду;

■ принцип ориентации на личностные ценности и позитивный опыт бюрократической организации.

Социально-профессиональная компетентность обеспечивает легитимному носителю властных полномочий возможность приобретать, анализировать, распространять опыт в сфере государственного управления, совершенствовать способности добывать и интегрировать знания, превращая их в целесообразно оформленные действия, корректировать практику публичной деятельности с учетом интересов сторон властного взаимодей-

146 Высшее образование в России • № 10, 2008

ствия. Развитая социально-профессиональная компетентность является признаком сформировавшейся личности - «человека культуры» [2], носителя образцов культуры профессиональной деятельности, эффективно осуществляющего общественное управление.

Литература

1. См.: Соколова Л.Б. Феноменология куль-

туры профессиональной деятельности // Актуальные проблемы педагогики на рубеже XXI века. Вып.1. - Оренбург, 2000.

2. См.: Библер В.С. От наукоучения к логике

культуры. - М., 1981.

Л. АБДАЛИНА, доцент Российский государственный социальный университет (Воронежский филиал)

И. БЕРЕЖНАЯ, доцент Воронежский государственный университет

Как сложное функциональное образование, профессионализм педагога становится сегодня объектом государственной политики, выражающей социальный заказ на подготовку современного учителя высокого уровня, способного активно содействовать реализации образовательных проектов национального масштаба.

При том что содержание и сущностная характеристика понятия «профессионализм » не раскрыты до сих пор, оно активно используется в аттестационных процедурах как показатель продуктивности и результативности деятельности педагога.

Отсутствие общепринятого определения затрудняет выявление социально-психологических факторов и условий, детерминирующих достижение профессионализма, ограничивает возможности управления процессом развития этого социально и личностно значимого конструкта.

Мы рассматриваем профессионализм педагога как системный феномен, выражающий уровень владения педагогом профессиональной деятельностью, проявляющийся в сформированности профессиональной компетентности и составляющих ее компетенций, в субъектности, иерархии ценностных ориентаций, в инновационности и са-мореализованности педагога.

Ведущим компонентом профессиона-

Профессионализм педагога: компоненты, критерии оценки

лизма педагога является профессиональная компетентность, которая предстает как интегративный личностный ресурс, имеющий характерную и достаточно сложную структуру. Последняя состоит из компетенций - аспектов профессиональной деятельности, от которых непосредственно зависит конечный результат и по которым судят о компетентности специалиста в целом.

К ним мы относим такие компетенции, как методическая, психологическая, коммуникативная, организационная, рефлексивно-исследовательская и акмеологичес-кая.

Методическая компетенция характеризует владение педагогом технологиями обучения и воспитания. Психологическая

- технологиями регулирования межличностных отношений. Владение технологиями обмена информацией составляет коммуникативную компетенцию педагога. Организационная компетенция отражает владение педагогом технологиями целедостижения в коллективе. Рефлексивно-исследовательская- технологиями сбора информации и принятия решений. Акмеологическая

- технологиями саморазвития и обеспечения профессионального роста.

Составляющие профессиональной компетентности педагога могут быть обнару-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.