СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316.42:35
Хрусталев Николай Васильевич
Hrustalev Nikolay Vasilievich
аспирант кафедры организационно-кадровой работы в органах государственной власти Московского государственного университета приборостроения и информатики тел.: (905) 780-58-47
post-graduate student of the chair of organizational and personnel work in bodies of state authorities, Moscow State University of Instrument Engineering and Informatics tel.: (905) 780-58-47
КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
CRITERIA AND METHODS OF SOCIOLOGICAL ASSESSING OF PROFESSIONALISM OF MUNICIPAL EMPLOYEES
Аннотация:
The summary:
В процессе развития местного самоуправления в России актуализировалась проблема профессионализма муниципальных служащих, являющегося значимым фактором эффективности муниципального управления. В статье определены критерии и методы социологической оценки профессиональной и социально-личностной компетентности, а также управленческой культуры муниципальных служащих, которые в совокупности позволяют оценить уровень их профессионализма в целом.
In the process of development of local self- government in Russia the problem of professionalism of municipal employees, which is the significant factor in the efficiency of municipal administration, became actual. The article defines the criteria and methods of sociological assessing of the professional, social and personal competence and also the management culture of municipal employees, which in total allow to assess their level of professionalism in general.
Ключевые слова:
Keywords:
критерии, профессионализм, профессиональная компетентность, социально-личностная компетентность, управленческая культура, социологические методы оценки профессионализма муниципальных служащих.
criteria, professionalism, professional competence, social and personal competence, administrative culture, sociological methods of assessing of professionalism of municipal employees.
Повышение роли местного самоуправления в российском обществе, необходимость решения им круга задач местного значения, связанных с жизнедеятельностью и жизнеобеспечением населения, актуализировали проблему профессионализма муниципальных служащих как одного из значимых факторов эффективности муниципального управления. И хотя полномочия и функции органов местного самоуправления и муниципальных служащих в значительной мере зависят от типа муниципального образования, приближенность к населению «местной власти» требуют разработки унифицированных критериев оценки профессионализма этой социальной группы.
Профессионализм - это высокая степень овладения какой-либо профессией, характеризуемая мастерством и высокой компетентностью [1].
Достижение муниципальным служащим высокого уровня профессионализма основывается на приобретении им необходимого объема знаний и овладении умениями и навыками управленческой деятельности.
Для оценки профессионализма муниципального служащего правомерно использовать в качестве эталона и образца для сравнения следующие группы критериев:
1) профессиональная компетентность;
2) социально-личностная компетентность;
3) управленческая культура.
Профессиональная компетентность муниципального служащего - это способность эффективно осуществлять муниципальную деятельность и решать профессиональные проблемы и задачи на основе накопленных знаний, умений, профессионального и жизненного опыта.
Критериями оценки профессиональной компетентности муниципального служащего выступают:
- знание теоретических основ эффективного социального управления;
- знание нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов местного самоуправления и муниципальной службы;
- соответствие законодательно закрепленным квалификационным требованиям к профессиональному образованию и стажу работы, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы;
- умение систематизировать информацию;
- способность оперативно принимать эффективные управленческие решения;
- способность добросовестно и самостоятельно выполнять должностные обязанности;
- способность четко планировать, организовывать и осуществлять выполнение порученных заданий;
- умение расставлять приоритеты и рационально использовать рабочее время;
- стремление к достижению цели деятельности органов местного самоуправления;
- способность позитивно решать все вопросы, с которыми обращается население;
- высокая степень удовлетворенности профессиональной деятельностью.
Предложенные критерии профессиональной компетентности позволяют, с одной стороны, объективно оценить проявляющиеся профессиональные качества муниципальных служащих, с другой стороны, выявить их субъективное отношение к своей профессиональной деятельности, а по существу - степень приверженности ей.
Как показывает практика, профессиональная компетентность любого управленца существенно зависит от его социально-личностной компетентности, особенно по мере карьерного роста.
Социально-личностная компетентность муниципального служащего - это совокупность и целостность личностных и социально значимых свойств муниципального служащего, позволяющих ему быть активным и ответственным субъектом управления.
В качестве основных критериев социально-личностной компетентности муниципальных служащих следует выделить следующие качества:
- ответственность - обязанность и готовность отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия;
- самостоятельность - способность проявлять свою волю, действовать по собственному усмотрению;
- дисциплинированность - способность точного выполнения правил, распоряжений и законов, подчинение своих действий установленным правилам и требованиям долга;
- исполнительность - способность старательно, быстро и точно выполнять поручения, обязанности;
- организованность - способность эффективно распределять силы и время, умение следовать алгоритму, последовательность в выполнении заданий и поручений;
- инициативность - способность добровольно и самостоятельно находить формы для проявления своего энтузиазма;
- работоспособность - потенциальная возможность выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени;
- самоконтроль - способность управления своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных побуждений;
- социальная активность - сознательная, заинтересованная, самостоятельная деятельность, обусловленная внутренними потребностями личности и направленная на выполнение социально значимых задач;
- мотивированность к деятельности - осознание значимости собственной деятельности, стремление к профессиональному и личностному росту;
- солидарность - умение сотрудничать с людьми на основе общности социальных, профессиональных и иных интересов.
В условиях подвижности и неопределенности социальной среды в структуре социально-личностной компетентности муниципальных служащих все более возрастает значение таких качеств, как способность осуществлять свою деятельность в условиях социальной неопределенности, повышенной конфликтности и рисков.
Повышение социально-личностной компетентности обуславливает развитие профессиональной компетентности, необходимой для эффективного осуществления управленческой деятельности.
Культура управления муниципальных служащих имеет особое значение, так как их деятельность включает прямые и непосредственные коммуникации с населением, которое по поведению этой социальнопрофессиональной группы формирует мнение о власти и управлении в обществе.
Управленческая культура муниципальных служащих - это совокупность знаний, ценностей, норм, стереотипов и образцов поведения, определяющих характер управленческой деятельности муниципальных служащих и управленческих отношений в системе муниципального управления.
Критериями управленческой культуры муниципальных служащих выступают:
- знание и соблюдение правовых, социальных, моральных, организационных, экономических и технических норм;
- ценностные ориентации, как отношение к совокупности материальных, духовных благ и идеалов, на основе которого возникает стремление к достижению определенных целей;
- стиль и методы управленческой деятельности;
- личная гигиена и соответствующий внешний вид;
- культура проведения массовых мероприятий;
- культура речи и коммуникаций;
- умение поддерживать имидж органов местного самоуправления;
- вежливость в общении;
- толерантность;
- соответствие декларируемых ценностей реальному поведению;
- организационная культура как умение рационально организовывать свою деятельность;
- осознание ценности и значимости своего труда для общества.
Для социологической оценки уровня профессионализма муниципальных служащих целесообразно использовать методы экспертной оценки и массового опроса населения.
В качестве экспертов могут выступить руководители органов местного самоуправления, а также сами муниципальные служащие, которые будут оценивать по заданным показателям своих руководителей и коллег. Результаты экспертного опроса позволят, во-первых, составить социально-профессиональный портрет муниципального служащего конкретного муниципального образования, во-вторых, выявить уровень профессионализма муниципальных служащих, которые призваны обеспечивать эффективность деятельности органов местного самоуправления, в-третьих, сформулировать научно обоснованные рекомендации по повышению уровня профессионализма муниципальных служащих.
Массовый опрос позволит выявить как уровень профессионализма муниципальных служащих, так и качество их управленческой деятельности, способность оперативно и эффективно решать вопросы местного значения, входящие в компетенцию муниципального управления, что выразится в степени удовлетворенности населения деятельностью муниципальных служащих и органов местного самоуправления.
Ссылки: References (transliterated):
Социология: Энциклопедия / сост. Грицанов А.А., Абу- 1. Sotsiologiya: Entsiklopediya / comp. by Gritsanov A.A.,
шенко В.Л., Евелькин Г.М., Соколова Г.Н., Терещенко Abushenko V.L., Yevel'kin G.M., Sokolova G.N., Teresh-
О.В. М., 2003. chenko O.V. M., 2003.