УДК 316.4
Бояринова Ирина Владимировна
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета [email protected]
Начкебия Майя Севериановна
старший преподаватель кафедры социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета nachkebiya@bsu .edu.ru
Шаповал Жанна Александровна
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий Белгородского государственного национального
исследовательского университета [email protected]
Диагностика
профессиональных компетенций
муниципальных служащих
Irina V. Boyarinova
Candidate of Science (Sociology), associate professor of the Social Technologies Chair, Belgorod State National Research University [email protected]
Maya S. Nachkebiya
senior lecturer of the Social Technologies Chair, Belgorod State National Research University nachkebiya@bsu .edu.ru
Zhanna A. Shapoval
Candidate of Science (Sociology), associate professor of the Social Technologies Chair, Belgorod State National Research University [email protected]
Diagnostics of
professional competences of municipal employees
Аннотация. Статья посвящена социологической диагностике профессиональных компетенций муниципальных служащих, которые рассматриваются авторами как ведущие когнитивные компоненты профессионализма, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Авторами приводятся результаты социологического исследования, которое показало, что наиболее существенной проблемой является нехватка высококвалифицированных муниципальных служащих, которые умеют принимать эффективные управленческие решения и обеспечивать их исполнение. По мнению авторов, для развития профессиональных компетенций муниципальных служащих необходимо особое внимание уделять их профессиональному развитию, а также созданию системы мотивации и социальной защищенности.
Ключевые слова: муниципальные служащие, профессионализм, компетентность, профессиональные компетенции, профессиональное развитие, квалификация, образование, повышение квалификации.
Annotation. Article is devoted to sociological diagnostics of professional competences of municipal employees which are considered by authors as the leading cognitive components of professionalism allowing to carry out professional activity with high efficiency. Results of sociological research which has shown that the biggest problem is shortage of highly skilled municipal employees who are able to make effective administrative decisions and to provide their execution are given in article. According to authors, for development of professional competences of municipal employees it is necessary to pay special attention to professional development, and also creation of motivation system and social security.
Keywords: municipal employees, professionalism, competence, professional competences, professional development, qualification, education, professional development.
С изменением функций и содержания муниципального управления принципиально изменяются требования к муниципальным служащим нового поколения, в том числе в части их
профессиональных компетенций. В настоящее время наибольшая часть муниципальных служащих не обладает достаточным уровнем профессиональных компетенций, и как следствие,
это приводит к недостаточно эффективному исполнению ими своих должностных обязанностей и обеспечению функционирования муниципальных органов власти. В этой связи исследование, посвященное проблеме профессиональных компетенций муниципальных служащих, является весьма актуальным.
Важность указанной темы именно для муниципальных органов управления определяется, по меньшей мере, двумя обстоятельствами.
Во-первых, на основании последних исследований, успешность и эффективность труда муниципального служащего, приблизительно на 80 % [1] зависит от его профессиональной компетентности, т.е. совокупности умений правильно взаимодействовать с другими людьми: гражданами, коллегами по службе, руководством и подчиненными; возможности правильно объяснить ситуацию и оказывать на неё влияние, на основе интуиции определять желания и нужды других людей, знать их слабые и сильные стороны, быть обаятельным и не поддаваться стрессу [2]. По мнению С. Роббинз и Ф. Хансейкер [3], без этих компетенций, муниципальный служащий не сможет организовывать коммуникативные взаимодействия с окружающими и не состоится как управленец.
Во-вторых, Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» требует от муниципальных служащих определить профессионализм и компетентность одними из основополагающих принципов своей деятельности и заботиться об их развитии [4].
В отечественной и зарубежной литературе не существует единого научного подхода к рассмотрению профессиональной компетентности муниципальных служащих. Существующие исследования направлены преимущественно на изучение некоторых сторон компетентности муниципальных служащих, например, коммуникативной и социальной. Таким образом, наблюдается недостаток исследований в сфере муниципального управления по изучению профессиональной компетентности муниципальных служащих как целостного объекта.
Профессионализм характеризуется мастерством и высокой компетентностью и свидетельствует о высокой степени овладения какой-либо профессией. Следовательно, достижение муниципальными служащими высочайшего уровня профессионализма основывается на приобретении ими необходимого объема знаний и на овладении умениями и навыками управленческой деятельности [5].
Для успешной профессиональной деятельности муниципальный служащий должен обладать оптимальным набором качеств - компетенций. Профессиональные компетенции являются одним из основных компонентов профессионализма, постоянно расширяющейся системой знаний, которая позволяет выполнять профессиональную деятельность на высоком уровне. Отметим, что помимо необходимых теоретических знаний,
умений и навыков, связанных с должностными полномочиями и функциями муниципальные служащие должны обладать особыми психологическими качествами личности.
По нашему мнению, наиболее точное определение понятию «профессиональные компетенции муниципальных служащих» дает В.П. Чемеков, который понимает под ними способности персонала (профессиональные, нравственные, моти-вационные, физические и психические качества; лидерский, коммуникативный и творческий потенциал; гибкость и способность к развитию) осуществлять свою деятельность в соответствии с квалификационными требованиями должности, то есть задачами и стандартами их выполнения, принятыми на муниципальной службе. Требования предъявляются к знаниям и опыту, критериям успешности, поведению, навыкам выполнения функций [6].
Нами была проведена социологическая диагностика профессиональных компетенций муниципальных служащих администрации Белгорода. Основным методом сбора информации послужил анкетный опрос. В данном опросе участвовали муниципальные служащие администрации города Белгорода, занимающие высшие и главные должности муниципальной службы (Ы = 30) и муниципальные служащие, занимающие ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы (Ы = 60). Отметим, что в настоящее время в администрации Белгорода необходимый уровень компетентности закреплен в модели компетенций для каждого специалиста, в которой отражены не только базовые компетенции в области направления деятельности (знания, умения и навыки), но и личностные компетенции (стратегическое планирование, лидерские качества, гибкость мышления и т.п.).
В администрации Белгорода по состоянию на 1 января 2015 года общее количество муниципальных служащих - 587 человека, которые осуществляют свою профессиональную деятельность в возрасте: до 30 лет - 28,0 %; от 31 до 40 лет - 29,0 %; от 41 до 50 лет - 26,0 %; свыше 50 лет - 17,0 % [7].
Проанализировав кадровые процессы в администрации города, мы видим, что доля муниципальных служащих, имеющих высшее образование составляет 99,0 % от общего количества муниципальных служащих (по области 68,9 %), имеющих ученую степень - 1,5 %. Вместе с тем, использование научных знаний для обеспечения успешной реализации Стратегии развития города Белгород до 2025 года становится все более необходимым.
В кадровом составе администрации Белгорода все муниципальные служащие имеют высшее образование, чаще всего по направлениям гуманитарного, технического, юридического, экономического профиля. Большая часть служащих имеет высшее образование по направлению, не соответствующему деятельности, которой они в данный момент занимаются. Однако, в последнее время ситуация начинает понемногу менять-
ся. К наиболее необходимым специальностям для муниципальных служащих наши респонденты отнесли юридическое (34,0 %) и экономическое образование (31,0 %), данные виды профильного образования набрали примерно равное число «голосов»; 29,0 % опрашиваемых выбрали ответ «другое образование».
Как показывает анализ кадрового состава, численность сотрудников со стажем работы до 5 лет составляет 33 % (19 человек), доминируют сотрудники со стажем более 10 лет - 47,4 %.
Потребность в кадрах того или иного профиля является важнейшим показателем, который характеризует состояние и динамику кадров муниципальной службы. Результаты ответов на вопрос о том, специалистов какого профиля в большей степени не хватает в администрации Белгорода, позволили определить наиболее дефицитные «специализации». По мнению экс-
пертов, наибольшая потребность ощущается в «управленцах» и «аналитиках» - 39,6 % и 27,1 % соответственно. Ниже всего оказалась потребность в «производственниках» - 18,7 %, «исполнителях» - 10,4 % и «политологах» - 4,2 %. Таким образом, большинство респондентов отметили нехватку служащих, которые специализировались бы на выполнении таких управленческих функций, как анализ, принятие решений, их реализация, разрешение конфликтов, контроль и др.
Около половины респондентов отметили, что иногда у них возникают ситуации, связанные с ощущением недостатка профессиональной компетентности, у остальных же таких ситуаций практически не возникает.
Респондентам было предложено ответить на вопрос, с чем связаны ситуации, когда ощущается недостаток профессиональной компетенции. Ответы распределились следующим образом (рис. 1):
38,2% / / У 38,8%
19,4% 20,6%
/ 8.8% 15,0 % 14,7°/ Ю,4%
г г"- У
Публичные Информационные Работ с Разрешение Работа с людьми
выступления технологии док) ментами конфликтов
□ Эксперты ■ Муниципальные служащие
Рисунок 1 - Сравнительная оценка респондентами ситуаций, при которых ощущается недостаток профессиональной компетенции
Распределение ответов респондентов показало, что у экспертов и муниципальных служащих недостаток профессиональных компетенций чаще всего вызывают публичные выступления - 38,2 % и 19,4 % соответственно, а также работа с документами - 20,6 % и 38,8 %.
Анализ профессионально-личностного потенциала муниципальных служащих позволит определить уровень их квалификации и профессиональной компетентности. Экспертам мы предложили оценить уровень своей готовности к решению управленческих задач. 70 % опрошенных ответили, что они способны решать все задачи, включая инновационные; 27 % экспертов готовы решать текущие задачи, но инновационные вызывают трудности, а у 3 % не хватает опыта и знаний для решения отдельных текущих задач.
При ранжировании предметных областей, знания в которых хотят получить дополнительное образование респонденты, на первое место вышла экономика (26,0 %), право (22,0 %), менеджмент (11,0 %), практическая психология (8,2 %), делопроизводство (6,8 %), информационные технологии (5,5 %). Безусловно, это необ-
ходимо учитывать при организации процесса обучения и переподготовки муниципальных служащих.
Исследование показало, что высокий процент людей, у которых нет опыта повышения квалификации, находится среди муниципальных служащих, занимающих ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы - 43,3 %.
Также экспертам было предложено ответить на вопрос, в какой степени они используют в своей работе знания, полученные в процессе обучения. Были получены следующие результаты: знания, приобретенные в рамках высшего профессионального образования «часто» используют 53,3 % опрошенных, а дополнительного образования - 30,0 %. Следовательно, более половины респондентов используют информацию, полученную в ходе получения профессионального образования. 97,0 % респондентов, чаще всего, используют навыки, полученные от практической работы. Знания же, полученные в результате повышения квалификации, используют на практике 60 % экспертов и 47 % муниципальных служащих. Полученные знания расши-
рили кругозор, но не находят практического использования у 36,7 % и 50 % экспертов и муниципальных служащих соответственно. А 3 % муниципальных служащих в ходе переподготовки совсем не получили новых знаний. Однако, на прямой вопрос о желании (вновь) пройти курсы переподготовки 90 % респондентов отвечают утвердительно.
Около половины экспертов считают, что современные муниципальные служащие стали более образованы и профессионально компетентны. Противоположного мнения придерживаются 13,4 % опрошеных. Около 20 % экспертов считают, что муниципальные служащие стали менее честными, порядочными и доброжелательными к людям; 15 % экспертов считают, что муниципальные служащие стали более коррумпированными.
Большое значение для нашего исследования имеет рассмотрение профессиональных компетенций муниципальных служащих. В первую очередь, необходимо обратить внимание на нормы и компетенции, наиболее важные для
работы с учетом занимаемой ими должности. К числу таковых опрошенные, прежде всего, отнесли такие ценности, как способность брать на себя ответственность, доброжелательность, дисциплинированность, а затем уже были названы принципиальность, честность, справедливость и только на последнем месте - неподкупность.
В результате исследования было выявлено, что среди профессиональных ценностей муниципальных служащих доминируют умение работать с л юд ь м и , квалификация, компетентность, чувство справедливости, вновь подчеркивается значение доброжелательности, этики, нравственности. А вот знание законов, принципиальность, образование, упорство, установление хороших отношений с коллегами по работе и т.п. оказались практически малозначимыми.
Ответы респондентов о навыках и личностных качествах, наиболее значимых для развития профессиональных компетенций муниципальных служащих, распределились следующим образом (рис. 2):
Рисунок 2 - Оценка респондентами навыков и личностных качеств, наиболее значимых для развития профессиональных компетенций муниципальных служащих
Основными стимулами для развития профессиональных компетенций респонденты назвали перспективы повышения по службе (35,0 %), повышение заработной платы (19,7 %) и возможность самосовершенствования (16,7 %).
Обобщение результатов проведенной диагностики профессиональных компетенций муниципальных служащих администрации Белгорода дает возможность сформулировать ряд выводов, которые характеризуют тенденции и проблемы в их развитии. В условиях реформы местного самоуправления значительно изменился кадровый состав муниципальной службы администрации Белгорода как в количественном, так и в качественном отношении. Происходит обновление кадрового корпуса муниципальной службы с уче-
том законодательно установленных требований к профессиональной компетентности специалистов. Проведенный социологический опрос показал, что одной из наиболее значимых проблем в администрации муниципального образования является дефицит служащих, специализирующихся на выполнении управленческих функций, умеющих принимать управленческие решения и обеспечивать их надлежащее исполнение, а также в аналитиках, которые могли бы обеспечить научную основу управления. Для формирования и дальнейшего развития профессионального потенциала муниципальной службы необходимо особое внимание уделять созданию системы мотивации и социальной защищенности муниципальных служащих, а также их профессиональному развитию.
Литература:
1. Интеллект и эмоциональный интеллект. URL: 1йр://шшш.11уесоас1.ги/аЬои^ея/ (дата обращения: 13.03.2016).
2. Стейн С.Д. Преимущества ЕО. Эмоциональный интеллект и ваши успехи / С.Д. Стейн, Г.И. Бук. Харьков, 2007.
3. Роббинз С.П. Тренинг делового общения для менеджеров / С.П. Роббинз, Ф.Л. Хансейкер. М., 2007.
4. О муниципальной службе в Российской Федерации : федер. закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ // Российская газета. 2007. 7 марта.
5. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Гри-цанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко, 2003. С. 560.
6. Чемеков В.П. Грейдинг: технология построения системы управления персоналом. М., 2012. С. 87.
7. Региональная кадровая политика в цифрах и фактах, Белгород, 2015. С. 105. URL: http:// шшш.Ье1гедюп.ги/с1ера11тегй/ра11380/1тк8460/ (дата обращения: 13.03.2016).
Literature:
1. Intelligence and emotional intelligence. URL: http://www.l¡vесоаñh.ru/àbîut/âq/ (date of the address: 3/13/2016).
2. Steyn S.D. Advantages of EQ. Emotional intelligence and your progress / S.D. Steyn, G.I. Bouck. Kharkiv, 2007.
3. Robbins S.P. Training of business communication for managers / S.P. Robbins, F.L. Hansaker. M., 2007.
4. About municipal service in Russian Federation: feder. law of March 2, 2007 № 25-FL // Russian newspaper. 2007. March 7.
5. Sociology: Encyclopedia / Comp. A.A. Gritsanov, V.L. Abushenko, G.M. Evelkin, G.N. Sokolova, O.V. Tereshchenko, 2003. Page 560.
6. Chemekov V.P. Greyding: technology of creation of a personnel management system. M., 2012. P. 87.
7. Regional personnel policy in figures and the facts, Belgorod, 2015. Page 105. URL: http:// www. bâlrâgiîn.ru/dâpàrtmânt/pàrt380/links460/ (date of the address: 3/13/2016).