УДК 338
В.В. Лукьянова, Н.Ю. Белоусова* КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЧИНОВНИКОВ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНЦА
В статье рассматриваются различные аспекты профессионализма государственных и муниципальных служащих как результативности управленческой деятельности чиновников.
Ключевые слова: компетенции, государство, муниципалитет, управление, профессионализм
Качество профессиональной подготовки специалистов и условий, создаваемых для раскрытия их возможностей и способностей, — это два фактора, от которых зависит во многом место государства в мире. Профессиональное образование должно входить в состав базовых приоритетов российского государства и общества, так как оно оказывает решающее влияние на развитие профессионализма и компетентности кадрового потенциала государственных и муниципальных служащих.
Профессионализм государственного (муниципального) служащего представляет собой способность нахождения оптимальных способов реализации имеющихся задач и объема полномочий; знание своего дела на высоком уровне; эффективное и качественное осуществление задач государственной (муниципальной) службы. Высокий профессионализм служащих формируется из специальных знаний, умений и навыков, проявления гражданских, деловых и нравственных качеств.
При этом уровень профессионализма является индикатором его ценности, результативности и эффективности.
Профессионализм находит свое проявление в умении применять различные средства, методы, приемы, которые отвечают ситуации. В профессионализме государственного (муниципального) служащего проявляются и его способность передавать имеющиеся у него знания, опыт и навыки, умение представлять полученные результаты [1].
Профессиональная компетенция государственного служащего — это круг проблем, относящихся к его полномочиям, правам и обязанностям. В то же время это сфера профессиональной деятельности, в которой работник органа государственного управления обладает необходимыми знаниями и опытом для их реализации с наибольшей эффективностью. По сути, это то, что
вменяется кадрам управления для выполнения ими должностных функций. В условиях социальноэкономической трансформации российского общества развитие профессиональной компетенции состоит в создании условий для освоения эффективных технологий деловой активности, должностного роста.
Профессиональная компетентность как производная от компетенции представляет степень выраженности присущего кадрам управления профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности. Под компетентностью понимают глубокое профессиональное знание основ и технологий управленческой деятельности. Сюда относятся эффективные методы и средства достижения целей, совокупность полученных профессиональных знаний, умение реализовать их для выполнения управленческих функций и задач. Это то, чем обладает и располагает государственный служащий в процессе управленческой деятельности.
Высокий уровень профессионализма государственных и муниципальных служащих является залогом и одним из условий успешных решений актуальных социальных проблем. Но как определить степень эффективности государственного служащего? Специфическая особенность деятельности государственных и муниципальных служащих заключается в том, что, во-первых, чрезвычайно трудно проследить влияние результатов труда чиновников на социальные процессы, так как они могут быть отсрочены на достаточно длительное время, а во-вторых, их зачастую невозможно измерить. Следовательно, оценка деятельности чиновника через расплывчатые критерии оценки результатов его труда не может быть объективной, а материальное поощрение не всегда соответствует вложенному труду, что тоже не может служить показателем степени эффективности деятельности.
* © Лукьянова В.В., Белоусова Н.Ю., 2014
Лукьянова Валентина Васильевна ([email protected]), кафедра экономики города и муниципального управления; Белоусова Наталья Юрьевна ([email protected]), студентка II курса факультета экономики и управления Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Управленческие решения, которые формулируют и принимают государственные и муниципальные служащие в ранге руководителей, являются задачами с определенной степенью неопределенности. Это объясняется тем, что эффект управленческого решения может наступить как завтра, так и через несколько лет, а следующая задача требует своего решения уже сегодня. Управленческая деятельность только тогда может считаться эффективной, если она в результате принятых и реализованных решений приводит к позитивному изменению общественных процессов.
Известно, что социально-психологические качества и личностные свойства любого уровня управленца, работающего в сфере государственного и муниципального управления, отражают психические состояния, нравственные устои и степень соответствия потребностей данного человека актуальным проблемам государства. Вот почему теоретико-практическое изучение социально-психологических и моральных качеств чиновников, принимающих решение, является предельно актуальным и определяющим в судьбе любого государства.
Чрезвычайно актуален на сегодняшний день также поиск новых современных подходов к определению эффективности деятельности управленцев, к прогнозированию деятельности как действующих, так и вновь принимаемых на работу специалистов в области управления. Решение этих задач позволит, в свою очередь, оптимизировать учебный процесс в высших учебных заведениях, готовящих будущих государственных чиновников. Любая система социального управления предполагает субьектно-объектные отношения, которые и являются внутренним источником ее становления и развития.
Однажды сложившись, эта система не может оставаться в неизменном виде ввиду постоянно изменяющихся условий внутренней и внешней среды [3].
В рамках рассматриваемой проблемы важным представляется привести результаты социологического исследования всероссийского Совета местного самоуправления, проведенного летом 2013 года на тему «Кадровый потенциал органов местного самоуправления».
Основным методом получения информации стал опрос посредством анкетирования. В рамках проведения исследования было собрано более 2000 материалов из муниципальных образований России, а также была проведена выборка полученных данных, обработано 667 собранных анкет.
Мониторинг и анализ ситуации показали, что говорить необходимо о неукомплектованности органов местного самоуправления именно квалифицированными кадрами.
По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в качестве негативных факторов, влияющих на компетентность муниципальных служащих, можно выделить следующие:
1. Профессиональная принадлежность. Менее 15 % действующих муниципальных служащих образование получили по направлению «государственное и муниципальное управление». В аппарате органов местного самоуправления должности в основном замещают специалисты социальных, гуманитарных и смежных направлений: экономисты (треть от общего числа), педагоги, социологи, юристы, аграрии. Часто среди служащих местных органов власти работают специалисты, которые по своему профессиональному образованию от управленческой сферы далеки. Незначительный процент составляют инженеры, математики, военные, специалисты сферы естественных наук.
Данный факт свидетельствует об общем подходе и сложившемся восприятии работы на муниципальной службе, например, достаточно сложно представить себе обратную ситуацию, когда специалист в области государственного и муниципального управления занимается разработкой химических препаратов, лечит людей, строит дома. Существует мнение в обществе, что муниципальным управлением заниматься может каждый, для этого необходимо немного практики. Важно отметить, что, согласно полученным данным, треть служащих органов местного самоуправления высшего образования не имеет вовсе.
2. Традиционно работа на муниципальной службе ассоциируется с бумажной волокитой, бюрократическими процедурами, беспрерывным документооборотом. Сложившийся стереотип снижает привлекательность и престиж службы для потенциальных кадров, демотивирует потенциальных молодых сотрудников уже на стадии выбора профессии. Установить истоки данной проблемы в причинно-следственной связи достаточно сложно: органы местного самоуправления показывают свою неэффективность, в связи с чем работа в муниципальных структурах не является привлекательной для тех, кто стремится к самореализации в профессии, или потому, что на муниципальную службу стремится мало подготовленной образованной молодежи с высоким потенциалом. По этим причинам местное самоуправление в нашей стране находится в неэффективном состоянии.
3. Невысокий уровень заработной платы и не всегда благоприятные условия труда служащих органов местного самоуправления, что является также антистимулом для привлечения в органы местной власти специалистов с высоким уровнем знаний и потенциалом — последние предпочитают самореализовываться в иных профессиональных сферах.
4. Несовершенство системы обучения, система подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации муниципальныж служащих. Передовые методики свое распространение недостаточно эффективно получают, система обучения на прочную законодательную базу не поставлена, муниципальные образования достаточным педагогическим составом в данной сфере и необходимыш финансированием для подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов не обладают.
5. В возрастной принадлежности муниципальных служащих достаточно часто коренятся причины их неготовности адаптироваться к новыш законодательным, социально-экономическим, административным, политическим условиям. Возрастная принадлежность также объясняет следующее несоответствие: стаж работы многих сотрудников муниципальныж органов власти, с одной стороны, достаточно высок, но, с другой стороны, положительных результатов на практике он часто не дает. Сотрудники более старшего возраста действуют согласно привышным для них программам, предпочитают следовать известным им путем. Муниципальные сотрудники наиболее консервативны в сельских поселениях.
6. У действующего состава муниципальных служащих отсутствует смена, что сопряжено, в свою очередь, с нежеланием молодого поколения муниципальных служащих свою жизнь связытать с работой на муниципальной службе. Популярность факультетов «государственное и муниципальное управление» в последнее время возросла, но при этом вытускники таких факультетов работу в муниципалитете выбирают редко, большинство выпускников поступить стремится на государственную службу. В этом случае очень важным является такой аспект, как условия труда в органах местного самоуправления.
7. Слабая доходная база местных бюджетов, низкий уровень финансовой обеспеченности муниципальных образований, некоторая неупорядоченность местных полномочий и их несовпадение с вопросами местного значения в некоторыж случаях, имеющиеся сложности во взаимодействии с государственными контрольно-надзорными органами и в координации с властью субъекта федерации, неудовлетворительные условия объективного характера для оказания гражданам муниципальныж услуг, включая недостаточный уровень доступа к интерактивным технологиям [5].
Таким образом, эффективная деятельность раз-личныж органов власти и в целом системы государственного управления имеет большое значение для развития общества, что актуализирует проблему профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих, на которых возложена ответственность за сохране-
ние и развитие российского общества и государства.
Государственная служба выступает своеобразным мостом между властью и обществом, государством и гражданином. Ряд ученыж справедливо считает, что «любые практические вопросы государственной службы приобретают свой истинный смысл лишь в соотношении с государственным управлением и под углом его обеспечения». В глазах населения государственная служба часто олицетворяет государство, не случайно говорят: какова государственная служба — таково и государство [2].
Проблема профессионального обучения и повышения квалификации чиновничества существовала на всех этапах становления российской государственности. Уже в ХУ-ХУ вв., в период образования российского централизованного государства, когда активно шло формирование системы государственного управления, четко обозначилась необходимость в людях, имеющих подготовку для ведения «дел государственныж».
Осуществление коренных преобразований в стране напрямую связано с личностно-профессиональным потенциалом системы государственной службы. От того, каковы уровень компетентности чиновника, его морально-этическая культура, готовность к совершенствованию своих профессиональных навыков и знаний, зависит успешность реформирования.
Веды для того чтобы эффективно управлять изменениями в различныж областях общественной жизни, необходимо иметь профессионально подготовленные для этих целей кадры, именно от их компетенции будет зависеть уровень государственного управления. Особое место в этих процессах принадлежит системе профессионального развития государственных служащих [4].
Компетентность чиновников определяет траекторию развития инновационной экономики в первую очередь муниципального образования, а в последующем и всей страны. Кроме того, тем выше уровень компетентности чиновников и тем сильнее система взаимодействия представителей различных структур.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что от деятельности системы дополнительного профессионального образования во многом зависит качество современной российской бюрократии, ее способность вытести страну на инновационные пути развития.
В качестве возможных мер развития управленческих компетенций государственных и муниципальныж служащих можно предложить следующие:
— сформировать поступенчатую систему непре-рытного образования, сопровождающую специалиста по мере его профессиональной социализа-
ции на этапах адаптации, стабилизации и преобразования;
— увязать профессиональное образование с карьерным продвижением государственных и муниципальные: служащих. Обучение должно способствовать служебному росту, эффективному использованию квалифицированного профессионального ресурса;
— увеличить мощности дополнительного профессионального образования, приблизить его к месту работы руководителей и специалистов административных структур. Оно призвано компенсировать пробелы в базовой подготовке кадров; строиться на основе принципов доступности, не-прерытности, востребованности;
— привести региональные академии государственной службы в соответствие с критериями элитизации: высокое качество образовательный услуг, наличие научных школ в области управления, современная методическая и технологическая база, высокий спрос на вытускников в административных структурах;
— на базе региональных академий государственной службы создать учебно-методические объединения вузов, факультетов и курсов подготовки и повышения квалификации кадров, организовать мониторинг дополнительного профессионального образования;
— откорректировать учебные планы образовательных учреждений для государственной службы, пересмотрев ценностно-целевой блок, блок новых специализаций в области публичных услуг, блок информационных и социально-технологических технологий.
Библиографический список
1. Гурьева К.И. Профессиональная компетентность российских государственных гражданских служащих: поиск инновационных методов повышения эффективности управленческой деятельности: дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2011.
2. Лукьянова В.В., Емельянова Л.А. Совершенствование управленческих компетенций муниципального служащего // Экономика, управление и право в современных условиях: междунар. сб. ст. / под общ. ред. А.Н. Сорочайкина. Самара: Изд-во «Институт анализа экономики города и региона», 2013. Вып. 3 (20). С. 46-53.
3. Оболонский А.В. Теория бюрократии и государственная служба // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2009. № 1. С. 61-74.
4. Овчаренко Р.К. Теоретические основы управления гражданской службой // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 30.
5. Шамахов В.А. К новой системе профессионального обучения государственных управленцев // Управленческое консультирование. 2011. № 4. С. 6-15.
6. Кадровое обеспечение местного самоуправления [Электронный ресурс]. URL: http://
www.vsmsinfo.ru/proekty-i-programmy/kadrovoe-obespechenie-mestnogo-samoupravleniya.
V.V. Luk’yanova, N.Yu. Belousova* COMPETENCE OF CIVIL SERVANTS AS A KEY ELEMENT OF EFFECTIVENESS OF AN ACTIVITY OF SENIOR MANAGER
In the article different aspects of professionalism of state and municipal workers as performance of management activity of civil servants are viewed.
Key words: competencies, state, municipality, management, professionalism.
* Luk’yanova Valentina Vasilievna ([email protected]), the Dept. of Economics of the City and Municipal Management; Belousova Natal’ya Yurievna ([email protected]), student of II course, faculty of Economics and Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.