Научная статья на тему 'Формирование у будущих менеджеров сферы управления положительной мотивации к профессионально-личностному развитию в ходе изучения иностранных языков'

Формирование у будущих менеджеров сферы управления положительной мотивации к профессионально-личностному развитию в ходе изучения иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / POSITIVE MOTIVATION / МОТИВЫ / MOTIVES / ЦЕЛИ / PURPOSES / ПОТРЕБНОСТИ / REQUIREMENTS / ИНТЕРЕС / INTEREST / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильин Андрей Евгеньевич

В статье рассматриваются вопросы развития профессионально значимых личностных качеств будущих менеджеров сферы государственного и муниципального управления с использованием потенциала предмета «Иностранный язык», раскрывается взаимосвязь между созданием положительной мотивации к изучению иностранных языков у студентов-управленцев и повышением эффективности процесса их профессионально-личностного развития в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильин Андрей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF WOULD-BE MANAGERS'' POSITIVE MOTIVATION TO PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT THROUGH LEARNING FOREIGN LANGUAGES

The article considers the problems of development of professionally significant personal qualities of would-be managers of the sphere of state and municipal administration with the use of potential of the subject «Foreign Language». The author shows the interrelation between the creation of positive motivation for learning foreign languages at higher educational institution and the increase of efficiency of the process of would-be managers' professional and personal development.

Текст научной работы на тему «Формирование у будущих менеджеров сферы управления положительной мотивации к профессионально-личностному развитию в ходе изучения иностранных языков»

УДК 005.321:[378.016:811.11] - 057.17

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

FORMATION OF WOULD-BE MANAGERS' POSITIVE MOTIVATION TO PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT THROUGH LEARNING

FOREIGN LANGUAGES

А. Е. Ильин A. E. Ilyin

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития профессионально значимых личностных качеств будущих менеджеров сферы государственного и муниципального управления с использованием потенциала предмета «Иностранный язык», раскрывается взаимосвязь между созданием положительной мотивации к изучению иностранных языков у студентов-управленцев и повышением эффективности процесса их профессионально-личностного развития в вузе.

Abstract. The article considers the problems of development of professionally significant personal qualities of would-be managers of the sphere of state and municipal administration with the use of potential of the subject «Foreign Language». The author shows the interrelation between the creation of positive motivation for learning foreign languages at higher educational institution and the increase of efficiency of the process of would-be managers' professional and personal development.

Ключевые слова: иностранный язык, положительная мотивация, мотивы, цели, потребности, интерес, профессионально-личностное развитие.

Keywords: foreign language, positive motivation, motives, purposes, requirements, interest, professional and personal development.

Актуальность исследуемой проблемы. Систематическая и целенаправленная деятельность берет начало и осуществляется индивидом в силу того, что им самим или кем-то извне создаются некие мотивы, определяющие, насколько эффективно будет происходить процесс, направляющие его ход и характер действий, ведущих к достижению поставленных целей, и в конечном итоге являющиеся показателем успешности проделанной работы.

Опыт работы в вузе позволяет предположить, что эффективность профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления связана с положительной мотивацией его субъектов к самому процессу и его результату и зависит от уровня ее сформированности не меньше, чем от способностей обучаемых, уровня их интеллекта и других немаловажных факторов.

Присутствие у субъекта деятельности положительной мотивации объясняет направленность и последовательность его действий по достижению конечного результата, придает им организованный и устойчивый характер [1].

Учебный процесс в высшем учебном заведении является такой формой организации совместной деятельности преподавателя и студента, где правильно заданные мотивы и цели позволяют наиболее быстро и эффективно усвоить теоретические знания, провести работу по формированию соответствующих умений и навыков, а также развить у обучаемого с наибольшей долей его сознательного участия профессиональные и личностные качества, нужные в будущем для успешного решения различных профессиональных задач. В связи с этим актуальной является проблема формирования у будущих менеджеров сферы государственного и муниципального управления положительной мотивации к развитию профессиональных и личностных качеств с использованием потенциала дисциплины «Иностранный язык».

Материал и методика исследований. В работе применялись теоретические методы исследования (изучение трудов таких авторов, как Л. М. Белик, А. В. Запорожец, А. Г. Ковалев, К. Н. Корнилов, В. Н. Куницына, О. Г. Максимова и др.; анализ государственных нормативных документов и рабочих программ по дисциплине «Иностранный язык»).

Результаты исследований и их обсуждение. Проблеме формирования мотивации посвящены труды Е. П. Ильина [4], И. Н. Кузнецова, А. Н. Леонтьева [8], А. К. Марковой [9], А. Маслоу [10] и др.

Е. П. Ильин, анализируя роль мотивов деятельности в процессе обучения, говорит о том, что система мотивов является довольно сложной и состоит из двенадцати структур и подструктур, которые образуют три основные части, или блока. Им выделяются блоки потребностей, «внутреннего фильтра» и целей. Эти блоки определяют выполнение индивидом того или иного действия, являются основанием для построения стратегии поведения по решению какой-либо задачи [4].

Важнейшим основанием, определяющим начало деятельности и направляющим ее в процессе осуществления, является наличие потребностей. Их можно определить как один из видов отношений индивида или группы с окружающей средой, как состояние, передающее зависимость личности или социальной группы от различных условий их существования. Потребности представляют собой фактор развития и источник деятельности [11]. В. И. Куницына трактует потребности как некое положение личности, которое является результатом определенной нужды в данных конкретных условиях. Потребности относятся к числу основных условий существования индивида как личности, направляют и ускоряют ход ее развития [7].

По классификации А. Маслоу потребности делятся на низшие, или физиологические, которые в ходе учебного процесса не могут иметь решающего влияния, и высшие. Среди последних выделяются потребности в самоактуализации, самоуважении, социальных связях и другие, которые могут стать определяющими в процессе обучения [10]. Кроме того, потребности можно разделить на внешние и внутренние. Важными при формировании положительной мотивации к процессу обучения можно назвать потребность учиться, потребность в умственном развитии, а также собственные влечения, желания, интересы, идеалы и цели индивида, относящиеся к осознанным побуждениям [1].

Среди внутренних потребностей, определяющих мотивацию человека к совершению того или иного действия, одно из ведущих мест занимает интерес. В настоящее вре-

мя целью учебно-познавательной деятельности в вузе является не только передача теоретических знаний от обучающего к обучаемому, но в большей степени формирование у будущего профессионала определенных умений и навыков, развитие качеств личности обучаемого, которые позволят ему с успехом выполнять любые задачи, входящие в сферу его профессиональной деятельности.

Многообразие сфер, в которых можно рассматривать интерес как явление, связанное с процессом и результатом деятельности, обусловливает его сложность и многогранность, а также объясняет возможные различные точки зрения на данное понятие. Так, А. Г. Ковалев определяет интерес в связи с деятельностью как некое положительное эмоциональное состояние, связанное с предстоящим процессом ее выполнения [5]. А. В. Запорожец рассматривает данное явление как склонность обращать внимание на те или иные объекты окружающей действительности [3]. А. Н. Леонтьев трактует его как определенную направленность познавательного характера [8]. В дальнейшем применительно к образовательному процессу вуза мы будем понимать под интересом определенное психофизическое состояние обучаемого, обеспечивающее его сознательное и активное участие в процессе обучения, а также определяющее наличие или отсутствие у него мотивов к достижению определенного результата обучения.

Рассматривая проблему формирования у будущих менеджеров сферы управления положительной мотивации к профессионально-личностному развитию с использованием потенциала иностранных языков, необходимо остановиться на такой важной составляющей мотивационной сферы индивида, как цели, или целевые установки. Цели могут быть временными и постоянными, краткосрочными и долгосрочными, однако именно цель является тем организующим звеном деятельности, которое превращает отдельные, не связанные друг с другом действия в систему по достижению определенного результата [1].

К. Н. Корнилов в своих трудах определяет цель, влияющую на эффективность деятельности, как одну из наиболее важных ее составляющих. Целевые установки имеют непосредственную связь с желаниями и побуждениями индивида и вместе с ними формируют общую основу его мотивационной сферы [6]. Выбор цели может происходить как по инициативе самой личности, так и определяться внешними условиями, однако и в том, и в другом случае избранная целевая установка должна иметь для участника деятельности субъективную значимость.

Положительная мотивация является одним из ведущих факторов, организующих и направляющих действия личности по достижению определенного результата в учебно-познавательном процессе. Личностно значимые мотивы, реализующиеся в виде таких психологических составляющих, как желания, замыслы, стремления и т. д., стимулируют индивида к развитию профессионально значимых и личностных качеств в процессе обучения в вузе. Практика показала, что положительная мотивация к изучению того или иного предмета мобилизует обучаемого и придает его действиям необходимое направление, организует и регулирует ход и результат процесса профессионально-личностного развития будущего профессионала.

Работа по развитию профессиональных и личностных качеств будущих менеджеров сферы государственного и муниципального управления в основном ведется в процессе изучения профильных дисциплин, однако предметы гуманитарного цикла, входящие в основную образовательную программу высшей школы, также обладают необходимым для этого потенциалом.

Преподаватель иностранного языка при соблюдении определенных организационно-педагогических условий может формировать и развивать у студентов качества, необходимые для успешного выполнения управленцем-менеджером профессиональных обязанностей, поэтому направленность преподавания этой дисциплины в вузе на профессионально-личностное развитие студентов-управленцев вносит значительный вклад и в формирование определенных компонентов профессиональной компетентности.

Исследования ученых и наше собственное исследование показали, что изучение иностранных языков в вузе может обогатить теоретические знания будущего менеджера-управленца в профессиональной сфере (знания основ организационно-управленческой деятельности и норм делового общения); развить необходимые качества личности будущего профессионала (дисциплинированность, исполнительность, трудолюбие, творческий подход к порученному делу и др.); сформировать умения и навыки в сфере деловой коммуникации, наличие которых является немаловажной чертой успешного специалиста-управленца. Однако вышеперечисленные компоненты профессиональной компетентности зачастую не могут в достаточной степени развиваться на занятиях по иностранному языку, причиной чему является отсутствие у обучаемых мотивации к изучению иностранного языка и развитию профессионально значимых и личностных качеств в процессе изучения этой дисциплины. Формирование положительной мотивации к учению должно входить в организационно-управленческую функцию преподавателя высшей школы, которая осуществляется с целью организации целостного и всестороннего педагогического процесса, организуемого в условиях современного вуза. В процессе обучения и воспитания, охватывающем как учебные занятия, так и внеауд и-торную работу студента, происходит формирование профессионально значимых и важных личностных качеств будущего менеджера-управленца, т. е. становление обучаемого как профессионала [12, 174].

Положительная мотивация к изучению дисциплины «Иностранный язык» и профессионально-личностному развитию в процессе изучения данного предмета может быть сформирована у будущих менеджеров сферы государственного и муниципального управления путем выявления мотивов, которые в учебно-познавательной деятельности осознаются студентом-управленцем как ведущие и первостепенные (интерес к профессии, общение с людьми, самосовершенствование, получение в будущем высокооплачиваемой работы, самореализация и др.), и приближения к ним целей изучения иностранных языков в высшей школе. Для этого необходимо провести диагностическое исследование, в ходе которого будут выявлены субъективные высшие потребности обучаемых, которыми они руководствуются в процессе получения высшего образования, и соотнести с ними основные цели обучения иностранным языкам, определив как основные те, результатом достижения которых будет удовлетворение вышеуказанных личных потребностей.

Е. В. Гунина и Д. О. Волошина указывают на то, что немаловажной потребностью для будущих менеджеров-управленцев в процессе обучения в вузе является получение интеллектуального удовлетворения и самореализация [2, 41], чему в большей степени может способствовать овладение иностранным языком и его составляющими, которые могут использоваться для достижения успеха в избранной профессии. Изучение иностранного языка, основанное на максимальном приближении учебного материала к сфере профессиональной деятельности, способствует повышению интереса обучаемых к расширению профессиональных знаний, появлению стремления совершенствоваться в профессиональном и личностном плане.

Также важным при формировании положительной мотивации к изучению определенного предмета является процессуальный мотив, который проявляется в положительном отношении студентов к определенным видам деятельности. При выборе средств обучения должны пользоваться приоритетом те, которые вызывают у обучаемых положительные эмоции и интерес (технические средства обучения, интернет-ресурсы, аудио- и видеоматериалы, печатные материалы СМИ, наглядные пособия и др.). Правильно выбранные формы и средства аудиторной и внеаудиторной работы также способствуют развитию у обучаемых желания постоянно развиваться и самосовершенствоваться в профессиональном плане. В немалой степени этому будет способствовать усиление профессиональной направленности обучения иностранному языку на факультете управления, обучение иностранному языку с учетом содержания дисциплин профессионального цикла. Кроме того, необходимо соблюдать индивидуальный подход в обучении, придерживаться коммуникативно-деятельностного принципа обучения иностранному языку, поэтапно формировать у управленцев-менеджеров профессионально значимые умения и навыки.

Резюме. Формирование положительной мотивации к профессионально-личностному развитию в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» является одной из первостепенных задач профессиональной подготовки будущих менеджеров сферы государственного и муниципального управления. Решение этой задачи в ходе обучения студентов иностранным языкам на основе сформированных положительных мотивов к данному аспекту учебно-познавательного процесса позволит преподавателю высшей школы организовать обучение с наибольшей эффективностью, а обучаемому даст возможность развивать необходимые профессионально-личностные качества и в дальнейшем совершенствоваться в избранной профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белик, Л. М. Педагогические условия управления мотивацией овладения речевой деятельностью иностранными студентами-нефилологами : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л. М. Белик. - Ставрополь, 2003. - 23 с.

2. Гунина, Е. В. Изучение мотивации учения у студентов педагогического и непедагогического направления, обучающихся в педагогическом вузе / Е. В. Гунина, Д. О. Волошина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1 (77). Ч. 2. - С. 39-43.

3. Запорожец, А. В. Психология действия / А. В. Запорожец. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2000. - 736 с.

4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы : учебное пособие / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 508 с.

5. Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. - М. : Просвещение, 1965. - 289 с.

6. Корнилов, К. Н. Психология / К. Н. Корнилов. - М. : Просвещение, 1965. - 605 с.

7. Куницына, В. Н. Потребности и мотивы личности / В. Н. Куницына // Психология. - М. : Проспект, 2001. - 358 с.

8. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 40 с.

9. Маркова, А. К. Формирование мотивации обучения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. -М. : Просвещение, 1990. - 192 с.

10. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб. : Евразия, 1999. - 316 с.

11. Новейший философский словарь / под ред. А. А. Грицанова. - М. : Книжный Дом, 2003. - 1280 с.

12. Тимофеева, О. А. Проблема подготовки научно-педагогических кадров для высшей школы в условиях модернизации образования / О. А. Тимофеева, О. Г. Максимова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1 (77). Ч. 2. - С. 173-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.