УДК [378.016:811.11]:159.923-057.177
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF FUTURE MANAGEMENT SPECIALISTS IN THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES
А. Е. Ильин, О. Г. Максимова A. E. Ilyin, O. G. Maksimova
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Установлено, что одной из важнейших задач высшей школы в условиях модернизации системы профессионального образования является профессионально-личностное развитие будущих менеджеров сферы управления. Значительным потенциалом для еe успешной реализации располагают иностранные языки. В целях совершенствования работы вуза в этом направлении необходимо разработать и внедрить в педагогический процесс модель профессионально-личностного развития обучаемых и создать комплекс педагогических условий.
Abstract. It has been established that one of the major tasks of the higher school in conditions of modernization of the system of professional education is professional and personal development of future management specialists. A good command of foreign languages is a significant potential for its successful implementation. In order to improve the work of universities in this aspect there should be developed and implemented the model of professional and personal development of students in the pedagogical process and a complex of pedagogical conditions created.
Ключевые слова: профессионально-личностное развитие, менеджеры, модель, педагогические условия, иностранный язык.
Keywords: professional and personal development, managers, model, pedagogical conditions, foreign language.
Актуальность исследуемой проблемы. Начало XXI века для всей системы российского образования является временем перемен, связанных со вступлением в Болон-ский клуб, переходом на многоуровневую систему профессиональной подготовки и пересмотром требований, предъявляемых к выпускнику профессионального образовательного учреждения.
По мнению целого ряда ученых [1], [2], [7], [8], [9], высшее профессиональное образование сегодня меняет свои ориентиры и переключается с простой передачи теоретических знаний обучающимся на становление в процессе подготовки в соответствующем учебном заведении профессионала высокого уровня, способного успешно приспосабливаться к новым требованиям общества, подготовку конкурентоспособного специалиста, стремящегося к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.
В настоящее время увеличивается потребность государства и общества в подготовке квалифицированных и компетентных менеджеров сферы управления, имеющих доста-
точный объем профессиональных знаний, владеющих профессионально значимыми умениями и навыками и обладающих необходимыми для успешного выполнения профессиональной деятельности личностными качествами.
В последние годы появился ряд исследований [3], [4], [5], [6], [10], прямо или косвенно относящихся к проблеме развития тех или иных сторон личности обучаемого в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Так, вопросы использования компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки в высшей школе раскрываются в трудах таких ученых, как В. И. Байденко, А. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. А. Сластенин, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской и др.
Проблемам профессионально-личностного развития обучаемых посвящены исследования В. В. Анисимова, Э. Ф. Зеера, С. Е. Каплиной, Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцевой, Е. К. Марковой, Е. В. Медведевой, Ю. В. Поваренкова, И. П. Подласого, В. С. Саблина, Е. Е. Сапоговой, С. П. Слаквы и др.
Н. Д. Гальскова, Т. А. Данилова, Г. М. Ильдуганова, М. А. Паутова, Е. К. Сальная, Н. А. Сысоева, Е. Г. Тарева, М. А. Хусаинова в своих работах освещают отдельные аспекты использования потенциала иностранных языков в профессионально-личностном развитии обучаемых.
В рамках нашего исследования под профессионально-личностным развитием будущих менеджеров сферы управления в процессе изучения иностранных языков мы будем понимать процесс становления студента как будущего профессионала в ходе овладения им теоретическими знаниями, формирования соответствующих умений и навыков, а также профессионально значимых качеств с использованием потенциала иностранных языков.
Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ педагогической и психологической литературы в рамках изучаемой проблемы, изучен федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 380303 Управление персоналом, спроектирована и апробирована в ходе опытно-экспериментального исследования модель процесса профессионально-личностного развития будущих менеджеров-управленцев в ходе изучения иностранных языков, выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного протекания этого процесса.
Результаты исследований и их обсуждение. Изучение научной литературы по теме исследования (Н. Д. Гальскова, Н. В. Баграмова, Л. А. Бакиева, Т. А. Данилова, Г. М. Ильдуганова, М. А. Паутова, Е. К. Сальная, Н. А. Сысоева и др.) и опыт преподавания иностранных языков в вузе показывают, что иностранные языки имеют большой потенциал в плане вооружения студентов соответствующими знаниями, умениями и навыками и развития целого ряда профессионально значимых личностных качеств будущих менеджеров-управленцев, которые в совокупности определяют уровень профессионально-личностного развития обучаемых и позволят им в будущем быстро приспособиться к требованиям профессии, дадут возможность выполнять свои профессиональные обязанности наиболее эффективно. Вместе с тем анализ вузовской практики выявил, что научные основы организации педагогического процесса по обучению будущих менеджеров-управленцев иностранным языкам, одной из основных задач которого являлось бы профессионально-личностное развитие обучаемых, в настоящее время остаются недостаточно исследованными и по этой причине не находят отражения в официальных документах и рабочих учебных программах,
регулирующих деятельность вуза по профессиональной подготовке менеджеров-управленцев, а значительный потенциал иностранных языков в профессионально-личностном развитии будущих менеджеров-управленцев в процессе профессиональной подготовки в высшей школе используется не в полной мере.
Сделанные по итогам теоретического исследования выводы указали на необходимость разработки структурно-функциональной модели процесса профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления в ходе изучения иностранных языков. Разработанная нами модель представляет собой совокупность следующих компонентов: цель, задачи, принципы, основные направления, организационные формы, методы, средства и результат (рис. 1).
В ходе теоретического исследования также был сделан вывод, что профессионально-личностное развитие будущих менеджеров сферы управления в процессе изучения иностранных языков будет эффективным при создании целого ряда педагогических условий, а именно: формирования у будущих менеджеров сферы управления положительной мотивации к профессионально-личностному развитию; использования активных методов обучения в процессе преподавания иностранного языка; усиления профессионально-практической направленности обучения иностранному языку на факультете управления; подготовки преподавателей кафедры иностранных языков к работе по повышению уровня профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления; систематического осуществления диагностики уровня профессионально-личностного развития будущих менеджеров-управленцев в ходе изучения иностранных языков.
При определении первого педагогического условия мы исходили из результатов анализа литературы по вопросам, связанным с мотивацией к учебной деятельности, который показал, что сформированность положительных мотивов к учебно-познавательной деятельности является тем важным фактором, который определяет направленный и последовательный характер действий обучаемого по достижению заданной цели и придает действиям свойства организованности, системности и устойчивости. Учебный процесс по изучению иностранных языков в вузе представляет собой такую форму учебно-познавательной деятельности, где верно сформированные положительные мотивы дают возможность овладеть теоретическими знаниями, сформировать у обучаемых необходимые умения и навыки, а также развить профессионально значимые качества личности наиболее эффективно.
Выбор использования активных методов обучения в процессе преподавания иностранного языка как второго педагогического условия эффективности процесса профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления связан с тем, что выводы целого ряда ученых (М. М. Анцибор, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, Е. В. Зарукина, С. К. Омарова, Н. А. Логинова, М. М. Новик и др.) подтверждают, что при использовании таких методов обучения учебно-познавательная деятельность по изучению иностранных языков в вузе осуществляется в ситуациях, максимально приближенных к вероятным и часто встречающимся в сфере избранной профессии, при этом одновременно может преподноситься необходимый для усвоения учебный материал и создаваться условия для формирования умений их использования на практике. В этом случае педагогический процесс по изучению иностранных языков носит более продуктивный характер и имеет более выраженный потенциал для расширения профессиональных знаний обучаемых, формирования и развития соответствующих умений и навыков, а также профессионально значимых личностных качеств студентов.
Социальный заказ
ФГОС ВПО направления подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление
Цель:
профессионально-личностное развитие будущих менеджеров сферы управления в процессе изучения иностранных языков
Задачи:
вооружение фундаментальными знаниями, необходимыми для успешного выполнения профессиональной деятельности; формирование профессионально значимых умений и навыков; развитие профессионально значимых личностных качеств
г \
Принципы:
общедидактические и лингводидактические: сознательности и активности, прочности, межпредметной координации, профессиональной направленности обучения; контекстного обучения: моделирования содержания и условий профессиональной деятельности, системности, диалогического общения и взаимодействия, связи теории и практики, проблем-ности, единства обучения и воспитания
V_,_/
I
Основные направления работы:
Теоретическая подготовка Практическая подготовка Личностная подготовка
X
Организационные формы работы:
I
Формы аудиторной работы:
практические занятия; текущий и промежуточный контроль; зачеты; экзамены и др.
Формы внеаудиторной работы:
научно-исследовательская работа, самостоятельная работа студентов, конференции, дискуссии, коллоквиумы, круглые столы, встречи с носителями иностранного языка, тренинги, деловые игры и др.
X
Методы:
Методы обучения:
1) словесные (объяснение, рассказ, инструктаж и др.), наглядные (показ-демонстрация, работа с иллюстрированными учебниками и наглядными пособиями и др.), практические и др.;
2) формирования и развития умений и навыков: дискуссионные, проблемные, игровые, имитационные, коммуникативные и др.;
3) активизации познавательной деятельности: проблемные, эвристические, исследовательские, интерактивные и др.;
4) контроля: наблюдение, опросы, тесты, контрольные срезы и др.
I
Методы воспитания:
1) общевоспитательные: личный пример, педагогическое требование, убеждение, внушение, этическая беседа и др.;
2) профессиональной направленности: упражнения, объяснения, демонстрация, рассказ, игра, поручение и др.;
3) стимулирования поведения и воспитательных воздействий: соревнования, эмоциональное воздействие, поощрение, критика и др.;
4) контроля: наблюдение, беседы, опросы, тесты, анкетирование, интервью и др.
I
Средства:
I
Средства обучения:
традиционные: научная и справочная литература, дидактические материалы, печатные материалы СМИ, наглядные пособия, схемы, таблицы и др.; активные: компьютерные программы, информационные ресурсы сети Интернет, аудио- и видеоматериалы, звуковые записи, кинофильмы и др.; технические: персональный компьютер, мультимедийные проигрыватели, видеопроекторы, телевизоры, видеомагнитофоны, интерактивная доска и др.
_L
Средства воспитания:
средства массовой информации; видеоматериалы; кинофильмы; ТСО; интернет-ресурсы; внеаудиторные мероприятия и др.
I
I
Результат:
повышение уровня профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления
Рис. 1. Модель профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления
в процессе изучения иностранных языков
Третье педагогическое условие (усиление профессионально-практической направленности обучения иностранному языку на факультете управления) было определено нами исходя из того, что профессионально направленное обучение будущих менеджеров-управленцев иностранным языкам повышает степень соответствия их требованиям профессии, дает возможность подготовить профессионала, имеющего прочные знания, умения и навыки, сформировать у будущего управленца активную жизненную позицию, развить у него способность к принятию самостоятельных осознанных решений и таким образом всесторонне подготовить его к будущей профессиональной деятельности.
Подготовка преподавателей кафедры иностранных языков к работе по повышению уровня профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления было определено в качестве четвертого педагогического условия эффективного профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления в процессе изучения иностранных языков, т. к. анализ литературы подтвердил, что повышение эффективности педагогической деятельности в вузе и осуществление наиболее важных функций по повышению уровня профессионально-личностного развития студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» напрямую зависит от степени подготовленности и профессиональной компетентности преподавателя.
Систематическое осуществление диагностики уровня профессионально-личностного развития будущих менеджеров-управленцев в ходе изучения иностранных языков дает возможность проводить анализ и фиксировать результаты экспериментальной работы, а также по мере необходимости корректировать программу и менять формы, методы и средства, используемые в процессе изучения иностранных языков для повышения уровня профессионально-личностного развития обучаемых. Это и было обозначено в качестве пятого педагогического условия эффективности профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления в процессе изучения иностранных языков в вузе.
Для проверки эффективности выявленных педагогических условий и их влияния на повышение уровня профессионально-личностного развития студентов было проведено опытно-экспериментальное исследование. Эксперимент проходил в три этапа (констатирующий, формирующий и обобщающий), в ходе каждого из которых решались ряд конкретные задачи.
Реализация первого педагогического условия, обозначенного как формирование у будущих менеджеров сферы управления положительной мотивации к профессионально-личностному развитию в процессе изучения иностранных языков, потребовала от нас в ходе эксперимента проведения работы по повышению интереса студентов к изучению иностранных языков. Для этого активно внедрялись технические средства обучения и нестандартные формы контроля знаний, умений и навыков студентов; стимулировались научно-исследовательская и самостоятельная работа студентов и их участие в научных конференциях, коллоквиумах, круглых столах и др. Большое внимание уделялось формированию у них представлений о преимуществах владения знаниями в области иностранных языков и их использования в сфере избранной профессии. С этой целью применялись средства массовой информации, видеоматериалы, кинофильмы, внеаудиторные мероприятия профессиональной направленности, работа в кружке английского языка и т. д.
Реализация второго педагогического условия, которое было определено нами как использование активных методов обучения в процессе преподавания иностранного языка, потребовало проведения работы по введению в процесс преподавания иностранных
языков на факультете управления учебных мероприятий, по своим целям и способам организации максимально приближенных к содержанию профессиональной деятельности обучаемых и за счет этого повышающих уровень практической подготовленности будущих менеджеров сферы управления к решению профессиональных задач и развивающих у них профессионально значимые умения и навыки, а также необходимые для успешной профессиональной деятельности качества личности, формирующие у обучаемых профессионально направленное мышление и т. д.
Организация третьего педагогического условия - усиления профессионально-практической направленности обучения студентов иностранному языку на факультете управления - потребовала от нас коррекции и дополнения рабочей учебной программы дисциплины. В рамках работы с дополнительными разделами использовались следующие виды учебной деятельности: работа с текстовыми, аудио- и видеоматериалами профессиональной направленности, с материалами профессиональной тематики иностранных СМИ, с ресурсами сети Интернет по профессиональной тематике, участие студентов в ролевых играх, драматизациях, круглых столах, дискуссиях на иностранном языке и др. В ходе реализации данного педагогического условия учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины было дополнено учебными пособиями профессиональной направленности и содержания; направления и содержание научно-исследовательской работы студентов в процессе изучения иностранных языков были переориентированы на повышение уровня их профессионально-личностного развития.
В ходе реализации четвертого педагогического условия - подготовки преподавательского состава кафедры иностранных языков к работе по повышению уровня профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления - был проведен комплекс мероприятий по работе с преподавателями кафедры, где основными задачами были повышение уровня осведомленности преподавателей иностранного языка об особенностях и условиях профессиональной деятельности будущих менеджеров-управленцев, расширение их знаний в области современных технологий профессионально ориентированного обучения иностранным языкам, расширение специальных знаний преподавателей в области усиления профессиональной направленности обучения иностранным языкам студентов факультета управления, повышение квалификации преподавателей по развитию профессионально значимых умений и навыков студентов средствами иностранного языка и др.
Созданию данного педагогического условия способствовало и систематическое проведение в течение опытно-экспериментального исследования совещаний по обмену опытом между преподавателями иностранных языков, ведущими работу на факультете управления, предоставление и последующее обсуждение коллективом кафедры отчета по результатам опытно-экспериментальной работы.
В ходе работы по апробации пятого педагогического условия происходило изучение динамики профессионально-личностного развития студентов факультета управления на разных этапах опытно-экспериментального исследования. Реализация данного условия также предполагала проверку содержания, форм, методов и средств работы, выбранных нами для повышения уровня профессионально-личностного развития обучаемых в процессе изучения иностранных языков на факультете управления, и оценку отклонений исходного и конечного уровней профессионально-личностного развития студентов от предполагаемого результата.
Как показывают данные, полученные по итогам формирующего этапа эксперимента, по когнитивному критерию число студентов с высоким уровнем профессионально-личностного развития в экспериментальной группе (ЭГ) увеличилось на 17,5 %, в то время как в контрольной группе (КГ) не было выявлено изменения показателей в пол о-жительную сторону. Количество студентов со средним уровнем профессионально-личностного развития по рассматриваемому критерию в ЭГ возросло на 7,5 %, в КГ -на 6,57 %. В то же время число студентов с низким уровнем по данному критерию в ЭГ снизилось на 22,5 %, а в КГ - лишь на 6,55 %.
По результатам контрольного среза по деятельностному критерию в ЭГ число студентов с высоким уровнем профессионально-личностного развития выросло на 12,5 %, в то время как в КГ - лишь на 1,34 %. Прирост по количеству обучаемых со средним уровнем по данному критерию в ЭГ составил 17,5 %, в КГ - 5,23 %. Количество студентов с низким уровнем развития по деятельностному критерию в ЭГ уменьшилось на 30 %, а в КГ изменения были не столь значительными и составили 6,57 %.
Контрольный срез также показал значительный прирост по всем показателям личностного критерия в ЭГ, в то время как в КГ данные почти не изменились. Так, количество обучаемых с высоким уровнем в ЭГ увеличилось на 22,5 %, в КГ - на 1,32 %. По количеству обучаемых, имеющих средний уровень развития профессионально значимых личностных качеств, прирост в ЭГ составил 7,5 %, в КГ - 5,24 %. Число студентов, имеющих низкий уровень по данному критерию, в ЭГ уменьшилось на 30 %, а в КГ изменения составили лишь 6,56 %.
Полученные в ходе диагностики итоговые данные подтверждают, что реализация разработанной нами модели и выделенных в ходе теоретического исследования педагогических условий значительно улучшает эффективность процесса обучения иностранным языкам в вузе в плане повышения уровня профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления.
Резюме. По итогам теоретического и опытно-экспериментального исследований нами были сделаны следующие выводы:
1. Дисциплина «Иностранный язык» является важным фактором совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих менеджеров-управленцев в высшем учебном заведении и одним из эффективных средств повышения уровня профессионально-личностного развития студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление». Процесс профессионально направленного обучения иностранным языкам, организованный с опорой на положения системного, компетентност-ного и личностно-деятельностного подходов, позволяет расширить уровень теоретической подготовленности студентов к будущей профессиональной деятельности через обогащение их знаний в области профессии, улучшить степень развития деятельностного компонента профессиональной компетентности будущих менеджеров сферы управления путем повышения уровня сформированности профессионально значимых умений и навыков студентов, развить у них личностные качества, важные в сфере избранной профессии. Педагогические технологии по использованию потенциала иностранных языков с целью повышения уровня профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления представляют собой систему средств, методов и приемов по совершенствованию процесса профессиональной подготовки будущих менеджеров сферы управления в вузе. Иностранные языки имеют значительный потенциал в плане профессионально-личностного развития будущих менеджеров в процессе обучения в вузе, что
подразумевает расширение профессиональных знаний студентов; развитие умений и навыков работы с информацией, включающих ее критическую оценку и переработку, умение отделять важную информацию от второстепенной; возможность формирования профессиональной позиции обучаемых в процессе изучения дисциплины; развитие личностных качеств студента, отвечающих за его социализацию и приспособление к нормам общественного и профессионального поведения, умений налаживать контакты и поддерживать продуктивные взаимоотношения с партнерами и т. д. Однако на сегодняшний день они недостаточно используются для совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих менеджеров-управленцев в высшей школе.
2. Структурно-функциональная модель процесса профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления в процессе изучения иностранных языков в вузе должна быть направлена на создание системы деятельности педагогического коллектива вуза по совершенствованию процесса профессиональной подготовки будущих менеджеров и включать такие взаимосвязанные компоненты, как цель, задачи, принципы, этапы, содержание, организационные формы, методы, приемы и средства, оптимальное использование которых в совокупности создает хорошие возможности для повышения уровня профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления. Модель была создана на основании требований государства и общества с учетом особенностей профессиональной деятельности обучаемых. Она решает задачи по вооружению студентов фундаментальными знаниями, необходимыми для успешного выполнения профессиональной деятельности; формированию у будущих менеджеров сферы управления соответствующих умений и навыков; позволяет развивать у обучаемых профессионально значимые личностные качества. Ее апробация в условиях современного вуза предполагала усиление теоретического, практического и личностного направлений подготовки обучаемых в процессе изучения иностранных языков, результатом чего должен стать достаточно высокий уровень профессионально-личностного развития будущего менеджера сферы управления.
3. Необходимыми и достаточными педагогическими условиями эффективного профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления в процессе изучения иностранных языков являются: формирование у студентов положительной мотивации к профессионально-личностному развитию в процессе изучения иностранных языков, использование активных методов обучения в процессе преподавания иностранного языка, усиление профессионально-практической направленности обучения иностранному языку на факультете управления, подготовка преподавателей кафедры иностранных языков к работе по повышению уровня профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления, систематическое осуществление диагностики уровня профессионально-личностного развития будущих менеджеров-управленцев в ходе изучения иностранных языков.
Результаты апробации разработанной модели и педагогических условий подтверждают их эффективность в плане профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления в процессе изучения иностранных языков в вузе.
Проведенное нами исследование не исчерпывает всех проблем, связанных с деятельностью высшей школы по совершенствованию профессиональной подготовки будущих менеджеров-управленцев, в т. ч. и с использованием потенциала иностранных языков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдалина Л. В. Развитие профессионализма педагога. От теории к практике. - М. : Изд-во РГСУ, 2008. - 327 с.
2. Абдуллина О. А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 1998. - № 3. - С. 30-35.
3. Ариян М. А. Механизмы и условия социального развития студентов средствами иностранного языка // Высшее образование в России. - 2011. - № 5. - С. 124-128.
4. Баграмова Н. В. Обучение иностранным языкам на неязыковых факультетах // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2010. - № 10. - С. 58-61.
5. Бакиева Л. А. Условия формирования интереса к изучению английского языка у студентов неязыковых вузов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 4-1(22). - С. 22-24.
6. Булкина Н. А. Требования к современному специалисту: компетенции, критерии, показатели // Вестник Московского государственного агроинженерного университета им. В. П. Горячкина. - 2011. - № 3(48). -С. 107-109.
7. Гунина Е. В., Волошина Д. О. Изучение мотивации учения у студентов педагогического и непедагогического направлений, обучающихся в педагогическом вузе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1(77), ч. 2. - С. 39-43.
8. Иванова О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Орел, 2005. - 245 с.
9. Ильин А. Е. К вопросу о структуре и содержании профессиональной компетентности будущих менеджеров сферы управления // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 4(80), ч. 3. - С. 80-85.
10. Максимова О. Г. Формирование у студентов педвуза профессионально-значимых качеств личности учителя в условиях модернизации образования // Проблемы подготовки будущих специалистов в условиях модернизации образования : сб. науч. тр. - Чебоксары, 2013. - С. 3-6.