Научная статья на тему 'Моделирование процесса профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления с использованием потенциала иностранных языков'

Моделирование процесса профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления с использованием потенциала иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ORGANIZATIONAL FORMS / МЕТОДЫ / METHODS / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / MEANS OF TRAINING AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Ольга Григорьевна, Ильин Андрей Евгеньевич

В статье рассматриваются вопросы моделирования процесса развития профессионально важных качеств будущих менеджеров сферы управления в ходе изучения иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Ольга Григорьевна, Ильин Андрей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING OF THE PROCESS OF FUTURE MANAGERS’ PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT BY MEANS OF THE POTENTIAL OF FOREIGN LANGUAGES

The article considers the questions of modelling of the development of future managers’ professionally important qualities in the process of learning foreign languages.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления с использованием потенциала иностранных языков»

УДК 0[378.016:811.11]:005.321

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОТЕНЦИАЛА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

MODELLING OF THE PROCESS OF FUTURE MANAGERS' PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT BY MEANS OF THE POTENTIAL OF FOREIGN LANGUAGES

О. Г. Максимова1, А. Е. Ильин2 O. G. Maksimovai, A. Y. Ilyin2

1Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал) ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»,

г. Чебоксары

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы моделирования процесса развития профессионально важных качеств будущих менеджеров сферы управления в ходе изучения иностранных языков.

Abstract. The article considers the questions of modelling of the development of future managers' professionally important qualities in the process of learning foreign languages.

Ключевые слова: модель, профессионально-личностное развитие, профессиональная компетентность, профессионально важные качества, принципы, организационные формы, методы, средства обучения и воспитания.

Keywords: model, professional and personal development, professional competence, professionally important qualities, principles, organizational forms, methods, means of training and education.

Актуальность исследуемой проблемы. Проблема подготовки в вузе квалифицированного менеджера сферы управления в настоящее время включает ряд недостаточно изученных аспектов. Одним из них является развитие профессионально важных личностных качеств, позволяющих выпускнику факультета управления соответствовать быстро меняющимся социально-экономическим условиям и требованиям, которые рынок труда предъявляет к своим участникам.

В связи с этим на первый план выходит не только передача студенту соответствующих профессиональных знаний, но и становление личности профессионала, что предполагает формирование различных составляющих профессиональной компетентности.

Основная работа по профессионально-личностному развитию будущих менеджеров ведется в рамках изучения профильных дисциплин, однако личностные и профессиональные качества будущих менеджеров-управленцев можно также развивать в процессе

изучения предметов, входящих в основную образовательную программу высшей школы. Важную роль в профессионально-личностном развитии будущих менеджеров сферы управления играют дисциплины гуманитарного цикла. В частности, студенты - будущие управленцы могут развиваться в профессионально-личностном плане в процессе изучения иностранных языков. В связи с этим актуальным является вопрос выбора такой модели обучения иностранным языкам, которая обеспечит достижение оптимальных показателей в плане формирования у будущих менеджеров сферы управления профессиональной компетентности.

Материал и методика исследований. Работа проводилась на базе факультета управления ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». Были использованы теоретические методы исследования: изучение и обобщение передового педагогического опыта вузов РФ, анализ научной литературы по теме исследования.

Результаты исследований и их обсуждение. Разработка и апробация в рамках современного вуза модели процесса профессионально-личностного развития студентов являются одним из основных педагогических условий совершенствования профессиональной подготовки менеджеров-управленцев [7]. Такую модель следует рассматривать как целостную интегрированную структуру, элементы которой тесно взаимосвязаны [3]. Проектирование модели профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления с использованием потенциала иностранных языков в первую очередь включает определение целей, задач и принципов педагогического процесса. Процесс подготовки менеджеров сферы управления, отраженный нами в предложенной модели, содержит такие компоненты, как основные направления работы, ее организационные формы, методы и средства обучения и воспитания. Основные составляющие данной модели в совокупности и взаимосвязи определяют направления педагогического воздействия, а также обусловливают достижение конечного результата.

В нашем случае целью является совершенствование процесса профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления в ходе изучения иностранных языков.

Основанием для разработки такой модели служит социальный заказ, содержащийся в ФГОС третьего поколения в виде требований к выпускнику квалификации «бакалавр» направления подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление, а также структура профессиональной компетентности будущего менеджера профиля «Государственная и муниципальная служба».

В рамках нашего исследования под профессиональной компетентностью мы будем понимать сложное комплексное явление, имеющее в основе профессиональные знания, умения и навыки, определяющее профессионально значимые личностные качества специалиста, а также потенциальный уровень и качество выполнения профессиональной деятельности [1].

Анализ научных трудов позволил нам определить структуру профессиональной компетентности будущих управленцев-менеджеров как совокупность определенных компонентов. Основными из них, на наш взгляд, являются следующие:

1) когнитивный компонент, определяющий наличие у объекта педагогического воздействия специальных знаний в профессиональной области;

2) личностный компонент - наличие у будущего управленца личностных качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности;

3) деятельностный компонент, предполагающий определенный уровень развития умений и навыков, связанных с профессиональной сферой.

Исходя из целей педагогического процесса, в ходе которого должно происходить развитие профессиональных и личностных качеств будущих управленцев-менеджеров, нами были определены следующие задачи:

1) вооружение студентов факультета управления фундаментальными знаниями, необходимыми для успешного выполнения профессиональной деятельности. Решение данной задачи на занятиях по иностранному языку подразумевает повышение уровня знаний студентов-управленцев в сфере основ организационно-управленческой деятельности и социальной психологии, передачу знаний в области норм и этики делового общения, а также специальных знаний, необходимых для успешного решения профессиональных задач, куда мы относим и знание делового иностранного языка;

2) развитие профессионально значимых личностных качеств будущего менеджера сферы управления. К таким качествам мы относим дисциплинированность, трудолюбие, исполнительность, творческий подход к порученному делу, целеустремленность, работоспособность и др. Эти качества так или иначе формируются на учебных занятиях в ходе самостоятельного выполнения заданий, во внеаудиторных мероприятиях, проводимых преподавателями кафедры иностранных языков;

3) развитие коммуникативных качеств будущих менеджеров-управленцев с использованием потенциала иностранных языков. Развитие коммуникативной компетенции специалиста любого профиля является одной из основных целей обучения иностранному языку в современном профессиональном образовании [8]. Высокий уровень развития данной компетенции предполагает, что будущий профессионал обладает знаниями и эрудированностью лингвистического характера, а также способностью применять эти знания для решения профессиональных вопросов, которая обусловлена наличием у него определенных языковых навыков и умений [4]. Для менеджера сферы государственного и муниципального управления коммуникабельность является одним из наиболее важных качеств, обеспечивающих эффективность его профессиональной деятельности. Успешность решения этой задачи, как показал опыт работы высшей школы, во многом определяется качеством преподавания иностранных языков в вузе. Здесь также можно говорить о формировании у будущего менеджера-управленца профессионально-коммуникативной иноязычной культуры, включающей в себя такие составляющие, как осознание ценности межкультурных коммуникаций и международного сотрудничества в профессиональной сфере, умение выбирать верные стратегии поведения в ситуациях общения с иностранными деловыми партнерами, умение слушать и правильно понимать услышанное с учетом различных факторов, обладание толерантностью и умением учитывать различные индивидуальные особенности партнера по общению и т. д. [6];

4) формирование у будущих менеджеров сферы управления профессионально значимых умений и навыков. В ходе реализации данной задачи формируются следующие профессионально значимые умения: грамотно строить устную и письменную речь; осуществлять деловую переписку и электронные коммуникации как с отечественными, так и с зарубежными партнерами; проводить публичные выступления и переговоры; критически оценивать и отделять важную информацию от второстепенной; взаимодействовать с другими людьми.

Дальнейшее проектирование модели, определение основных направлений работы по профессионально-личностному развитию будущих менеджеров управления, организа-

ционных форм, методов и средств обучения и воспитания, необходимых для достижения конечного результата внедрения модели в педагогический процесс вуза, будут неверными без определения принципов, т. е. основополагающих идей и требований, которыми педагогу необходимо руководствоваться при осуществлении целенаправленного педагогического воздействия на обучаемых с целью их профессионально-личностного развития.

При определении системы принципов процесса профессионально-личностного развития необходимо использовать принципы обучения и воспитания, обеспечивающие целостность и продуктивность любого педагогического процесса, в том числе профессионально-личностного развития будущих менеджеров-управленцев.

Для обеспечения всесторонности педагогического процесса нами были использованы такие дидактические принципы, как принцип сознательности и активности, который предполагает осознанное и инициативное участие студента-управленца в процессе развития своих профессионально значимых личностных качеств; принцип прочности, соблюдение которого позволит будущему управленцу-менеджеру использовать полученные знания, умения и навыки в течение всей профессиональной деятельности; принцип межпредметной координации, обеспечивающий согласование тем различных дисциплин и позволяющий более эффективно использовать потенциал предмета «Иностранный язык» [11]; принцип межкультурного взаимодействия и др.

В процессе проектирования модели нами принимались во внимание и принципы обучения, разработанные А. В. Хуторским, а именно:

1) принцип продуктивности обучения. Соблюдение данного принципа позволяет определить личностный рост обучаемого как результат синхронности внешних воздействий на него со стороны преподавателя и его самостоятельного движения в сторону повышения уровня своего профессионально-личностного развития;

2) принцип ситуативности обучения. Педагогический процесс с учетом данного принципа строится на определенных ситуациях, предполагающих самостоятельное творческое участие обучаемых в решении определенных задач. При этом преподаватель постоянно сопровождает и корректирует процесс профессионально-личностного развития будущего менеджера;

3) принцип образовательной рефлексии. В контексте соблюдения данного принципа обучения образовательный процесс проходит с постоянным осознанием участвующими в нем субъектами целей обучения, его содержания и ожидаемых конечных результатов [9].

Для обеспечения эффективности процесса профессионально-личностного развития будущих управленцев-менеджеров, на наш взгляд, важными исходными положениями являются принципы, сформулированные А. А. Вербицким в качестве основополагающих в теории контекстного обучения. Это принцип последовательного моделирования в формах учебной деятельности студентов целостного содержания и условий профессиональной деятельности специалистов; принцип связи теории и практики; принцип активности личности; принцип проблемности; принцип единства обучения и воспитания [5].

В ходе моделирования процесса профессионально-личностного развития с использованием потенциала иностранных языков нами были определены такие направления работы, как теоретическая подготовка (вооружение студентов знаниями в области иностранного языка, в том числе и делового иностранного языка, знаниями основ организационно-управленческой деятельности, социальной психологии и норм делового общения); личностная подготовка (формирование целого ряда профессионально важных качеств личности: трудолюбия, гуманизма, целеустремленности, коммуникабельности, ис-

полнительности и др.) и деятельностная подготовка (выработка соответствующих умений и навыков: умений грамотно строить устную и письменную речь, осуществлять деловую переписку и электронные коммуникации как с отечественными, так и с зарубежными партнерами, творчески подходить к выполнению порученного дела, проводить публичные выступления и переговоры и т. д.).

Это позволило выделить в качестве организационных две основные формы работы: аудиторную и внеаудиторную.

К аудиторным формам работы мы отнесли следующие: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, различные формы промежуточного контроля, коллоквиумы, зачеты, экзамены и др.

Внеаудиторные формы работы предусматривают такие виды деятельности, как самостоятельная работа, научно-исследовательская работа студентов, конференции, круглые столы, встречи с носителями иностранного языка, дискуссии, тренинги, деловые игры и др.

Достижение наибольшей эффективности модели профессионально-личностного развития обучаемых обеспечивается именно через согласованность и взаимообусловленность аудиторной деятельности на занятиях по иностранному языку, самостоятельной работы будущих менеджеров, а также совместной работы преподавателя и студентов-управленцев во внеаудиторной деятельности.

Все вышесказанное позволило нам определить методы, которые необходимо использовать на занятиях по иностранному языку в вузе при апробации модели процесса профессионально-личностного развития обучаемых. Здесь можно выделить две основные группы: методы обучения и методы воспитания. За основу мы взяли классификацию методов обучения по Ю. К. Бабанскому и классификацию методов воспитания по Г. И. Щукиной.

В группу методов обучения входят словесные, наглядные, практические, индуктивные и дедуктивные методы. С целью организации познавательной деятельности обучаемых могут использоваться объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, эвристические, исследовательские, интерактивные и другие методы обучения [2]. К данной группе также относятся методы контроля и самоконтроля, функция которых заключается в отражении эффективности моделирования педагогического процесса.

Методы воспитания включают в себя такие подгруппы, как методы формирования сознания личности (убеждение, рассказ, объяснение, этическая беседа, внушение, диспут, доклад и др.); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, педагогическое требование, поручение и др.); методы стимулирования поведения деятельности (соревнование, поощрение, наказание и др.). Отдельно здесь можно выделить методы контроля эффективности воспитательных воздействий, к которым относят педагогическое наблюдение, беседы, тестирование и др. [10].

Правильное определение методов обучения позволяет выбрать необходимые средства, которые будут использоваться на занятиях по иностранному языку в целях повышения уровня профессионально-личностного развития студентов-управленцев. В качестве средств обучения могут быть выбраны технические средства обучения, интернет-ресурсы, аудио- и видеоматериалы, печатные материалы СМИ, наглядные пособия, научная и справочная литература, электронные презентации и др.

К средствам воспитания принято относить информационные ресурсы сети Интернет, видеоматериалы, печатные материалы СМИ, выставки, музеи, встречи с носителями иностранного языка и др.

Предполагаемым результатом при реализации предложенной нами модели будет высокий уровень профессионально-личностного развития будущего менеджера-управленца. Он служит связующим звеном для всех компонентов модели, позволяет оценить их сбалансированность и целостность, определить целесообразность внедрения данной модели в педагогический процесс современного вуза и в случае необходимости скорректировать отдельные ее элементы.

Резюме. Сложившиеся в стране социально-экономические условия и модернизация профессионального образования вызвали необходимость совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих менеджеров сферы управления. Для решения данной задачи необходимо провести работу по проектированию модели процесса профессиональной подготовки будущих специалистов с учетом последних достижений педагогической науки и вузовской практики и внедрить ее в педагогический процесс высшей школы. В рамках нашего исследования была спроектирована модель процесса профессионально-личностного развития будущего менеджера-управленца в ходе его профессиональной подготовки. На наш взгляд, ее внедрение в педагогический процесс, организуемый на базе современной высшей школы, создаст благоприятные условия для формирования у будущих специалистов сферы управления профессионально важных компетенций когнитивного, личностного и деятельностного содержания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, О. П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущего специалиста-дизайнера в процессе обучения рисунку в вузе / О. П. Андреева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. - Т. 2. - № 3 (67). - С. 21-25.

2. Бабанский, Ю. К Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. -М. : Научное издательство БРЭ, 2003. - 526 с.

3. Ванцова, Т. Ю. Функционально-контекстная модель подготовки менеджера образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т. Ю. Ванцова. - М., 2003. - 24 с.

4. Варламова, Е. Ю. Лингводидактическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика» / Е. Ю. Варламова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2013. -№ 1 (77). Ч. 1. - С. 8-14.

5. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий. -М. : ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

6. Мазкова, И. Г. Формирование профессионально-коммуникативной иноязычной культуры специалиста-международника / И. Г. Мазкова, Н. И. Никитина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. - № 1 (73). Ч. 2. - С. 97-102.

7. Максимова, О. Г. Формирование у студентов педвуза профессионально-значимых качеств личности учителя в условиях модернизации образования / О. Г. Максимова // Проблемы подготовки будущих специалистов в условиях модернизации образования : сб. науч. тр. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т ; ЧИЭМ СПбГПУ, 2013. - С. 3-6.

8. Хрисанова, Е. Г. К вопросу о профессиональной компетентности учителя современной школы / Е. Г. Хрисанова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2007.-Т. 2.-№3(55).-С. 129-134.

9. Хуторской, А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. - М. : Высшая школа, 2007. - 639 с.

10. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1988. - 208 с.

11. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика / А. Н. Щукин. - М. : Филоматис, 2004. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.