Научная статья на тему 'Психологические основания информационной модели прогнозирования успешности учения студентов в ву'

Психологические основания информационной модели прогнозирования успешности учения студентов в ву Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENT'S INTELLECTUAL READINESS FOR TRAINING IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА К УЧЕНИЮ В ВУЗЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИЯ В ВУЗЕ / INTELLECTUAL READINESS / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / INTELLECTUAL MATURITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каракозов С. Д., Печатнова H. Б.

В статье рассматривается понятие интеллектуальной готовности студента к учению в вузе в связи с успешностью учения. Предложена модель интеллектуальной готовности студентов к учению в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL BASIS OF INFORMATION MODEL PREDICTING THE SUCCESS OF TEACHING STUDENTS IN HIGH SCHOOL

Concept of intellectual readiness of the student for training in a higher educational institution in connection with success of the students' traning in a higher educational institution is considered in the article. The model of students' intellectual readiness for training in a higher educational institution is offered.

Текст научной работы на тему «Психологические основания информационной модели прогнозирования успешности учения студентов в ву»

3. Разработка Концепции и Положения Центра взаимодействия государственных учреждений и самоорганизованных досу-говых объединений.

4. Определение размера необходимых затрат для реализации проекта.

5. Определение списка организаторов и учредителей Центра.

6. Принятие необходимых решений организаторами, регистрация Центра.

7. Подбор, расстановка и подготовка специалистов и персонала Центра.

8. Ревизия имеющихся материально-технических и финансовых средств, комплектации Центра оборудованием, необходимым для функционирования.

Положение о Центре взаимодействия государственных учреждений и самоорганизованных досуговых объединений включает в себя следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Основные цели и задачи Центра.

3. Направления деятельности Центра.

4. Структура и функции Центра.

5. Имущество Центра.

6. Органы управления и контроля.

7. Реорганизация и ликвидация Центра.

Основными целями деятельности Центра являются:

- повышение уровня интеллектуальной досуговой сферы города-мегаполиса путём создания системы эффективных комму-

Библиографический список

никаций между институциональными и неинституциональными досуговыми структурами;

- интеграция неинституциональных досуговых объединений в единое культурное пространство города.

Основными задачами деятельности Центра являются:

- мониторинг деятельности самоорганизованных досуговых объединений, создание «банка данных» о деятельности самор-ганизованных досуговых объединений;

- анализ и прогнозирование основных тенденций развития самоорганизованных досуговых объединений;

- развитие коммуникационных ресурсов самоорганизованных досуговых объединений и использование их в целях интеллектуализации досуговой сферы города;

- организационно-техническая и материальная поддержка проектов самоорганизованных досуговых объединений в сфере интеллектуального досуга;

- повышение интеллектуального потенциала самоорганизованных досуговых объединений и актуализация его в культурном пространстве города.

Таким образом, проблемы интеллектуального досуга жителей мегаполисов могут быть решены так, как видим их решение мы. Но в тоже время, мы не претендуем на исчерпывающее их решение, дальнейший поиск необходим как на теоретическом, так и на практическом уровнях, по причине развития мегаполисов как социально-культурных явлений современности и ближайшего будущего.

1. Алексеева, Т.И. Мегаполизация как одна из форм современной урбанизации / Т.И. Алексеева, З.Н. Галич // Восток. - 1999. - № 3.

2. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: учебник / А.Ф. Воловик, А.В. Воловик. - М., 1998.

3. Дулина, Н.В. Феномен города в меняющемся мире // Человек. Культура. Общество: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Н.В. Дулина. -Волгоград, 2005. - Вып. 2.

4. Организация культуры и искусства Красноярского края в цифрах за 2006г. /Управление культуры администрации Красноярского края. Красноярск, 2007.

5. Подберезкина, Л.З. Корпоративный язык. Принципы исследования и описания (на материале языка столбистов): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Красноярск, 1995.

Bibliography

1. Alekseeva, T.I. Megapolizaciya kak odna iz form sovremennoyj urbanizacii / T.I. Alekseeva, Z.N. Galich // Vostok. - 1999. - № 3.

2. Volovik, A.F. Pedagogika dosuga: uchebnik / A.F. Volovik, A.V. Volovik. - M., 1998.

3. Dulina, N.V. Fenomen goroda v menyayuthemsya mire // Chelovek. Kuljtura. Obthestvo: mezhvuz. sb. nauch. tr. / otv. red. N.V. Dulina. -Volgograd, 2005. - Vihp. 2.

4. Organizaciya kuljturih i iskusstva Krasnoyarskogo kraya v cifrakh za 2006g. /Upravlenie kuljturih administracii Krasnoyarskogo kraya. Krasnoyarsk, 2007.

5. Podberezkina, L.Z. Korporativnihyj yazihk. Principih issledovaniya i opisaniya (na materiale yazihka stolbistov): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Krasnoyarsk, 1995.

Статья поступила в редакцию 10.12.11

УДК 374

Orlova, T.G. SOCIO-CULTURAL MANAGEMENT DEVIANT BEHAVIOR OF STUDENTS MEANS OF CULTURAL AND

LEISURE ACTIVITIES A STUDENT MUSEUM. The issues of social and cultural control of deviant behavior of students by means of cultural and leisure activities in the Student Museum. The role of the museum as a vehicle of social information, traditions and norms. Defined functions, forms, tools and techniques of social and cultural activities used in the student's museums in order to create individual coping mechanisms and prevention of youth deviations among the youth.

Key words: deviant behavior, social and cultural activities, museum of technology, individual coping mechanisms.

Т.Г. Орлова, ст. преп. НГПУ, г. Новосибирск E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЖИ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ МУЗЕЕ

Рассмотрены вопросы социально-культурного регулирования девиантного поведения учащейся молодёжи средствами культурно-досуговой деятельности в студенческом музее. Раскрыта роль музея как носителя социальной информации, традиций, норм. Определены функции, формы, средства и методы социально-культурной деятельности, применяемые в студенческих музеях в целях формирования механизмов адаптации личности юношей и девушек и предупреждения девиаций в молодёжной среде.

Ключевые слова: девиантное поведение, социально-культурная деятельность, музейные технологии, механизмы адаптации личности.

Культурно-досуговая деятельность молодёжи - это специфи- жи, которая создает внешние и внутренние условия для освоения ческая, практически основная сфера социальной жизни молоде- социально-культурного опыта человечества и развития личности.

Педагогическая задача в регулировании девиантного поведения средствами досуговой деятельности - это организация такого досуга, который позволит учащимся и студентам оптимизировать социально-психологическую адаптацию, а именно: сформировать целостность личности, определить жизненные ценности, обрести коммуникативную компетентность, творческую самореализацию, активную жизненную позицию, адекватную жизненную перспективу, внутреннююю свободу и ответственность. Важным принципом культурно-досуговой деятельности является разумное сочетание индивидуальной и коллективной деятельности. Как отмечают Т.С. Комарова и А.И. Савенков, активная художественно-творческая совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, может способствовать формированию у студентов положительных взаимоотношений со сверстниками, умение договориться о содержании деятельности, вовремя прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища и т.д., т.е. способствовать развитию коммуникативных способностей [1, с. 153].

Для разработки модели регулирования девиантного поведения юношества средствами досуговой деятельности рассмотрим подходы к регулированию девиантного поведения психолого-педагогическими формами и методами и средствами досуго-вой деятельности. В образовательном учреждении (ВУЗе, колледже) всем необходимым требованиям отвечают музейные технологии, которые не только напрямую связаны с образовательным процессом, но и обладают большим культурно-досуговым потенциалом. Роль музея как института формирования исторической памяти, социальной информации, пропаганды национально-культурных традиций, непрерывного просвещения и нравственно-эстетического воспитания не только сохранилась, но и последовательно развивается в наши дни. В деятельности современного музея независимо от его профиля в настоящее время возрастает роль культурно-просветительной работы (КПР). КПР музея, с одной стороны, объединяет интересы самого музея как достаточно замкнутой информационной системы, тяготеющей в основном к собирательской, сохранной, научно-исследовательской деятельности, и, с другой стороны, интересы общества в целом, заинтересованного в удовлетворении культурных потребностей населения, без чего существование музея бессмысленно.

В настоящее время в музеях России сложилась следующая система культурно-просветительной деятельности:

- циклы лекций или эпизодические выступления ведущих специалистов по актуальным проблемам духовной культуры, связанной с профилем музея;

- передвижные выставки из фондов музеев;

- организация «дней», «недель», «декад», посвященных таким областям культуры, в которых специализируется музей, и их проведение в культурно-досуговых учреждениях, учебных, заведениях, трудовых коллективах, воинских частях;

- семинары, конференции презентации и иные виды информационно-просветительной, рекламной и пиар-деятельности.

Современный музей интегрирует в себе научно-исследовательские, охранительно-реставрационные, художественно-экспозиционные и культурно-просветительные и функции [2].

Музеи высших учебных заведений являются существенной составной частью современной системы образования и культуры. Они аккумулируют мировой опыт гуманизации образования, ведут поиск новых способов повышения эффективности научно-исследовательской, учебной и воспитательной работы. Вузовские музеи - это хранители традиций высшего образования, исторической памяти общества.

Музеи при высших учебных заведениях стали первыми по времени возникновения музеями образования. Университетские музеи призваны были обеспечить наглядность преподавания, одновременно выполняя и другую, не менее важную функцию, -научно-исследовательскую, так как в университетах учебный процесс был естественным образом связан с исследовательский деятельностью и преподавателей, и студентов. В музее высшего учебного заведения осуществляется комплектование, учет, хранение, изучение и популяризация памятников истории, культуры и природных объектов. Главные функции музея в ВУЗе - образовательная, воспитательная и культурно-досуговая. Музей высших учебных заведений способствует целенаправленной передачи сосредоточенных в его экспозициях знаний, тем самым, формируя мировоззрение студентов. В музеях образовательно-воспитательная работа составляет важнейший элемент музейной коммуникации.

Музей ВУЗа осуществляет музейно-педагогическую образовательную (учебную, методологическую, научно-просветительс-

кую, воспитательную, развивающую), научно-исследовательскую и учетно-хранительную и культурно-досуговую работу со студентами. Каждое из этих направлений, являясь функцией музея, требует использования разнообразных форм, методов и средств. Открытость современной педагогической системы позволяет использовать в студенческих музеях как образовательные, так и культурно-досуговые средства, формы и методы.

Возвращаясь к социальной роли музея, необходимо еще раз подчеркнуть ценность музейной среды, в которой социально-культурный опыт актуализируется благодаря возможности общения с подлинником, представляющим собой культурную целостность, находящуюся в художественно-временной ситуации экспозиционного пространства. Этот социально-культурный опыт обладает огромной силой и мощью, которая вызывает рост духовного потенциала, рост осознанности и сопереживания исторического и культурного опыта, приобщения к мировой культуре. Эти процессы, восстанавливают механизмы адаптации, профилактиру-ют и регулируют процессы нормативного поведения значительно эффективнее, чем программы так называемой первичной профилактики девиантного поведения.

Музейные технологии, в контексте нашего исследования, обладают следующими педагогическими принципами:

1. Принцип не нанесения вреда. Музейные технологии никаким образом не могут повредить развитию социально-культурной адаптации личности.

2. Принцип непрерывности и преемственности. Он позволяет ощутить себя частью огромной культуры своей страны, своего народа, почувствовать поддержку прошлых поколений, воспользоваться опытом предков и ощутить себя частью человечества.

3. Принцип субъект-объектного отношения. Субъект, в отличие от объекта, всегда индивидуален. Одно из условий реализации этого принципа - необходимость индивидуального подхода к молодому человеку, без обеспечения которого трудно рассчитывать на положительный результат. В музее каждый найдет то, что ему наиболее близко и понятно.

4. Принцип соответствия содержания и организации профилактического процесса. Экспозиции и тематические вечера соответствуют тем задачам, которые ставятся в рамках регулирования девиантного поведения.

5. Комплексный междисциплинарный подход - основа эффективной работы по регулированию девиантного поведения.

6. Принцип формирования ответственности молодежи за свое здоровье, свое поведение, свое будущее, за будущее своей семьи, своей страны и цивилизации.

7. Принцип отсроченного результата. Во время пребывания в музее видимых результатов не наблюдается. Как показывает практика, результат выявляется позже.

8. Принцип контроля над результатами, основанный на получении обратной связи.

9. Принцип оптимизации «зоны ближайшего развития» личности - социально-культурной среды ее обитания

Эти принципы обеспечивают достижение цели - регулирование и предупреждение девиантного поведения в образовательном учреждении средствами музейных технологий культурно-до-суговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность в образовательном учреждении - досуговый тип образовательного процесса, который предполагает основным результатом занятость, организованность свободного времени учащихся и студентов. Это универсальный процесс, в котором могут быть достигнуты элементы обученности, воспитанности и развития личностных качеств, а также реализованы образовательные, воспитательные, развивающие, коррекционные и реабилитационные задачи. Поэтому этот тип образовательного процесса мы рассматриваем как приоритетный.

При реализации модели социально-культурного регулирования девиантного поведения средствами музейных технологий можно выделить следующие социально-педагогические и психологические условия:

- Создание открытости, доброжелательности, сотворчества;

- Обращение к чувствам;

- Побуждение интереса к изучаемой проблеме;

- Совместная деятельность педагога с учащимися и студентами.

А также:

- комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);

- адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.