Научная статья на тему 'Интеллектуальный досуг жителей мегаполисов: проблемы и пути решения'

Интеллектуальный досуг жителей мегаполисов: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
678
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕГАПОЛИС / АГЛОМЕРАТИВНЫЙ ЦЕНТР / ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ СФЕРА / САМООРГАНИЗОВАННОЕ ДОСУГОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / MEGAPOLIS / AGGLOMERATION CENTER / URBAN CULTURE / SOCIAL CULTURAL ACTIVITY / CULTURAL LEISURE SPHERE / SELFORGANIZED LEISURE COOPERATIVE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рукша Г. Л., Кудрина Е. Л.

В статье рассматриваются актуальные проблемы интеллектуального досуга жителей мегаполиса, вызванные тенденцией становления и развития крупных городов в России, обусловленные не только уровнем развития экономики регионов, но и формированием специфического типа городской культуры в субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL LEISURE OF MEGAPOLITANS: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLVING

The article observes the actual problems of megapolitan intellectual leisure provoked by the tendency of formation and development of megapolises in Russia, specified by both: level of urban economy development and formation of the specific type of urban culture in part of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный досуг жителей мегаполисов: проблемы и пути решения»

УДК 316

Ruksha G.L., Kudrina E.L. INTELLECTUAL LEISURE OF MEGAPOLITANS: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLVING.

The article observes the actual problems of megapolitan intellectual leisure provoked by the tendency of formation and development of megapolises in Russia, specified by both: level of urban economy development and formation of the specific type of urban culture in part of the Russian Federation.

Key words: megapolis, agglomeration center, urban culture, social cultural activity, cultural leisure sphere, self-organized leisure cooperative.

Г.Л. Рукша, канд. пед. наук, проф. СФУ, г. Красноярск, E-mail: [email protected]; Е.Л. Кудрина, д-р пед. наук, проф. КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: [email protected]

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ДОСУГ ЖИТЕЛЕЙ МЕГАПОЛИСОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В статье рассматриваются актуальные проблемы интеллектуального досуга жителей мегаполиса, вызванные тенденцией становления и развития крупных городов в России, обусловленные не только уровнем развития экономики регионов, но и формированием специфического типа городской культуры в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: мегаполис, агломеративный центр, городская культура, социально-культурная деятельность, культурно-досуговая сфера, самоорганизованное досуговое объединение.

В современной России наблюдается тенденция становления и развития крупных городов. Наряду с общепризнанными мегаполисами, такими как Москва и Санкт-Петербург, в стране стремительно развиваются города-миллионники - Екатеринбург, Казань, Нижний - Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону и др. Значительный прирост населения как один из показателей общего процесса укрупнения российских городов характерен и для Красноярска.

В настоящее время Министерством регионального развития Российской Федерации разрабатывается программа создания восьми крупных городских агломеративных центров с многомиллионным населением, включающая такие проекты, как «Большой Ростов», «Иркутск-Ангарск-Шелехов», «Находка-Уссуриийск-Вла-дивосток» и т.д. Срок действия программы рассчитан на 20 лет.

На пятом Красноярском экономическом форуме, состоявшемся 15 февраля 2008 года, прошла конференция «Перспективы развития российских агломераций», на которой обсуждались вопросы формирования Красноярской агломерации. В процессе обсуждения было предложено реализовать данный проект в три этапа.

На первом этапе, с 2008 по 2012 гг., город будет создавать инновационную экономику, после чего, на втором этапе, с 2013 по 2017 гг., произойдёт формирование новых центров производства товаров и услуг. Наконец, на третьем, с 2018 по 2020 гг., г. Красноярск должен постепенно превратиться в постиндустриальную агломерацию, способную принять на своей территории любые саммиты мирового уровня, например, такие как «Экспо-2020». К этому времени предполагается, что население агломерации достигнет, по меньшей мере, 1,2 млн. человек.

По прогнозам социологов, создание в России мегаполисов отразится не только на экономике регионов, уменьшении дотационных и непривлекательных для проживания и ведения бизнеса территорий, но и на формировании специфического типа городской культуры в субъектах Российской Федерации.

В современной урбанистике культура мегаполисов определяется такими категориями, как инновационность, гетерогенность, поликультурность, плюралистичность, диалогичность, а в качестве важнейшего условия его развития рассматривается отлаженное функционирование систем коммуникаций, включающих транспорт, СМИ, системы социальной координации.

Специфика культуры крупных городов заключается в высоком уровне децентрализации субъектов социально-культурной и культурно-досуговой сферы, что проявляется в развитии наряду с институциональными неинституциональных форм организации досуга (самоорганизованных досуговых объединений).

В науке термин «самоорганизованное досуговое объединение» («досуговая кооперация») различными авторами рассматривается по-разному, мы придерживаемся точки зрения А.З. Подберезкиной, которая понимает его как «значительную по размерам, локально ограниченную и социально обособленную группу людей, объединённых общей деятельностью, выражающих свою сопринадлежность разными способами» [1-5].

Одним из основных атрибутов самоорганизованых досуговых объединений является принципиальная внерыночная направленность их деятельности, то есть досуговое объединение одновре-

менно является и производителем, и потребителем досуговой услуги. В этом случае мы рассматриваем рынок досуговых услуг как форму организации досуга, при которой один субъект организации производит досуговую услугу, а другой её потребляет. При этом основания, по которым оператор рынка производит услугу, не имеет значения. Это может быть получение прибыли (для коммерческих организаций), реализация определённой социальной политики (для государственных и муниципальных учреждений), или достижение каких-либо иных целей.

В современной ситуации анализ деятельности досуговых объединений может способствовать пониманию процессов зарождения и фукционирования структур гражданского общества в стране с рыночно-ориентированной экономикой.

Многовекторность досуговых объединений и общественных движений, не только привнесённых в Россию из-за рубежа, но и сформировавшихся в российской культурно-досуговой практике, привлекает значительное количество населения, особенно молодёжь. Этот процесс сопровождается снижением возрастной границы официального и неофициального членства в таких формированиях, активно включая старших школьников и учащихся системы начального и среднего специального образования.

Важнейшей проблемой развития досуговых объединений является изучение феноменальных особенностей самоорганизованных досуговых объединений, проблем интеграции различных субъектов культурно-досуговой деятельности, а также их взаимодействия с государственными учреждениями.

Рассматривая интеграцию различных субъектов культурно-досуговой дятельности как важнейшее условие развития сферы культуры городов-мегаполистов, можно говорить об отсутствии сформировавшейся практики взаимодействия между институциональными и самоорганизованными структурами в сфере интеллектуального досуга.

Нам представляется, что в решении вышеозначенных проблем важным моментом является исследование процесса взаимодействия государственных и смоорганизованных досуговых структур. На основе анализа специфики культурного пространства мегаполисов и результатов изучения важнейших показателей организации культурно-досуговой сферы городов Москвы и Красноярска мы пришли к выводу, что рассмотрение самоорганизованных досуговых объединений целесообразно осуществлять на основе феноменологических подходов в науке. В качестве идеального представления процесса интеграции институциональных и неинституциональных структур в сфере интеллектуального досуга нами предложена модель, в основу разработки которой были положены современные научные теории и ценная практика. Нами также разработан проект Центра взаимодействия государственных и самоорганизованных объединений в организации интеллектуального досуга жителей мегаполисов, реализация которого дала положительные результаты в г. Красноярске.

Мероприятия по реализации проекта включают в себя:

1. Принятие решения о реализации проекта.

2. Разработка концепции проекта «Взаимодействие государственных учреждений и самоорганизованных досуговых объединений в организации интеллектуального досуга жителей мегаполиса».

3. Разработка Концепции и Положения Центра взаимодействия государственных учреждений и самоорганизованных досу-говых объединений.

4. Определение размера необходимых затрат для реализации проекта.

5. Определение списка организаторов и учредителей Центра.

6. Принятие необходимых решений организаторами, регистрация Центра.

7. Подбор, расстановка и подготовка специалистов и персонала Центра.

8. Ревизия имеющихся материально-технических и финансовых средств, комплектации Центра оборудованием, необходимым для функционирования.

Положение о Центре взаимодействия государственных учреждений и самоорганизованных досуговых объединений включает в себя следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Основные цели и задачи Центра.

3. Направления деятельности Центра.

4. Структура и функции Центра.

5. Имущество Центра.

6. Органы управления и контроля.

7. Реорганизация и ликвидация Центра.

Основными целями деятельности Центра являются:

- повышение уровня интеллектуальной досуговой сферы города-мегаполиса путём создания системы эффективных комму-

Библиографический список

никаций между институциональными и неинституциональными досуговыми структурами;

- интеграция неинституциональных досуговых объединений в единое культурное пространство города.

Основными задачами деятельности Центра являются:

- мониторинг деятельности самоорганизованных досуговых объединений, создание «банка данных» о деятельности самор-ганизованных досуговых объединений;

- анализ и прогнозирование основных тенденций развития самоорганизованных досуговых объединений;

- развитие коммуникационных ресурсов самоорганизованных досуговых объединений и использование их в целях интеллектуализации досуговой сферы города;

- организационно-техническая и материальная поддержка проектов самоорганизованных досуговых объединений в сфере интеллектуального досуга;

- повышение интеллектуального потенциала самоорганизованных досуговых объединений и актуализация его в культурном пространстве города.

Таким образом, проблемы интеллектуального досуга жителей мегаполисов могут быть решены так, как видим их решение мы. Но в тоже время, мы не претендуем на исчерпывающее их решение, дальнейший поиск необходим как на теоретическом, так и на практическом уровнях, по причине развития мегаполисов как социально-культурных явлений современности и ближайшего будущего.

1. Алексеева, Т.И. Мегаполизация как одна из форм современной урбанизации / Т.И. Алексеева, З.Н. Галич // Восток. - 1999. - № 3.

2. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: учебник / А.Ф. Воловик, А.В. Воловик. - М., 1998.

3. Дулина, Н.В. Феномен города в меняющемся мире // Человек. Культура. Общество: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Н.В. Дулина. -Волгоград, 2005. - Вып. 2.

4. Организация культуры и искусства Красноярского края в цифрах за 2006г. /Управление культуры администрации Красноярского края. Красноярск, 2007.

5. Подберезкина, Л.З. Корпоративный язык. Принципы исследования и описания (на материале языка столбистов): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Красноярск, 1995.

Bibliography

1. Alekseeva, T.I. Megapolizaciya kak odna iz form sovremennoyj urbanizacii / T.I. Alekseeva, Z.N. Galich // Vostok. - 1999. - № 3.

2. Volovik, A.F. Pedagogika dosuga: uchebnik / A.F. Volovik, A.V. Volovik. - M., 1998.

3. Dulina, N.V. Fenomen goroda v menyayuthemsya mire // Chelovek. Kuljtura. Obthestvo: mezhvuz. sb. nauch. tr. / otv. red. N.V. Dulina. -Volgograd, 2005. - Vihp. 2.

4. Organizaciya kuljturih i iskusstva Krasnoyarskogo kraya v cifrakh za 2006g. /Upravlenie kuljturih administracii Krasnoyarskogo kraya. Krasnoyarsk, 2007.

5. Podberezkina, L.Z. Korporativnihyj yazihk. Principih issledovaniya i opisaniya (na materiale yazihka stolbistov): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Krasnoyarsk, 1995.

Статья поступила в редакцию 10.12.11

УДК 374

Orlova, T.G. SOCIO-CULTURAL MANAGEMENT DEVIANT BEHAVIOR OF STUDENTS MEANS OF CULTURAL AND

LEISURE ACTIVITIES A STUDENT MUSEUM. The issues of social and cultural control of deviant behavior of students by means of cultural and leisure activities in the Student Museum. The role of the museum as a vehicle of social information, traditions and norms. Defined functions, forms, tools and techniques of social and cultural activities used in the student's museums in order to create individual coping mechanisms and prevention of youth deviations among the youth.

Key words: deviant behavior, social and cultural activities, museum of technology, individual coping mechanisms.

Т.Г. Орлова, ст. преп. НГПУ, г. Новосибирск E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЖИ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ МУЗЕЕ

Рассмотрены вопросы социально-культурного регулирования девиантного поведения учащейся молодёжи средствами культурно-досуговой деятельности в студенческом музее. Раскрыта роль музея как носителя социальной информации, традиций, норм. Определены функции, формы, средства и методы социально-культурной деятельности, применяемые в студенческих музеях в целях формирования механизмов адаптации личности юношей и девушек и предупреждения девиаций в молодёжной среде.

Ключевые слова: девиантное поведение, социально-культурная деятельность, музейные технологии, механизмы адаптации личности.

Культурно-досуговая деятельность молодёжи - это специфи- жи, которая создает внешние и внутренние условия для освоения ческая, практически основная сфера социальной жизни молоде- социально-культурного опыта человечества и развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.