Я
_Социально-культурная деятельность_
Исследования молодых ученых
А. Л. Нужная
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА САМООРГАНИЗОВАННЫХ ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Статья посвящена рассмотрению феномена самоорганизованного досуга в контексте современных научных исследований. В статье дается классификация основных подходов к анализу самоорганизованных досуговых объединений, выделяется специфика изучения самоорганизованных досуговых объединений в рамках теории социально-культурной деятельности. Делается вывод, что для решения проблемы социально-государственного партнерства в сфере культурно-досуговой деятельности наряду с традиционным для теории социально-культурной деятельности социально-педагогическим подходом необходимо использовать социально-управленческий подход, позволяющий рассматривать сферу самоорганизованного досуга как сложную систему социальных отношений. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культурно-досуговая деятельность, досуг, самоорганизованный досуг, молодежные субкультуры, неформальные объединения, самоорганизованные досуговые объединения, научные подходы, типология, классификация.
This article is devoted to consideration of a phenomenon of a self-organized leisure in a context of modern scientific researches. There is a classification of the basic approaches to the analysis of self-organized leisure associations in the article. The author insists that new socially-administrative approach had also big importance for a socially-state partnership in cultural and leisure spheres. This approach as distinct from traditional socially-pedagogical approach allows us to consider the sphere of the self-organized leisure as a system of social relations in context of theory of social-cultural activity. Keywords: social-cultural activity, leisure, self-organized leisure, youth subculture, informal association, self-organized leisure association, scientific approaches, typology, classification.
В настоящее время в России происходит становление гражданского общества. Проявлением данного процесса и неотъемлемой его составляющей является возрастание роли самоорганизации населения в различных областях социальной практики. Тенденция социальной самоорганизации в России наиболее характерна для сферы социально-культурной деятельности. Так, в современной социально-культурной сфере России все отчетливее намечаются процессы децентрализации и диверсификации видов, форм и субъектов организации досуга. Как отмечает доктор педагогических наук Н.Н. Ярошенко, «...современная социально-культурная деятельность не сводится только к деятельности каких-либо учреждений, в том числе государственных учреждений культурно-досугового типа, она сегодня обогащается опытом общественных объединений, политических партий, неформальных групп, объединений волонтеров и других гражданских инициатив» (13). В современных российских условиях в качестве нового субъекта социально-культурной деятельности развиваются самоорганизованные досуговые объединения.
Под термином «самоорганизованное досуговое объединение» автором понимается значительная по объему группа людей, объединенных общей деятельностью в сфере досуга и не имеющая формальной структуры. Для их деятельности характерны децентрализованная сетевая форма организации и проектный подход. Ключевую роль в деятельности самоорганизованных досуговых объединений играет наличие разветвленной системы коммуникаций.
В современных российских исследованиях самоорганизованные досуговые объединения принято называть неформальными объединениями, или молодежными субкультурами. К самоорганизованным досуговым объединениям можно отнести такие досуговые сообщества, как аниме-движение, ролевое движение, диггер-движение, индеанистов, сообщества экстремальных видов спорта и т.д.
На сегодняшний день сфера самоорганизованного досуга представляет собой масштабное социальное явление. По оценке председателя Комитета по делам молодёжи Московской области Ю.Т. Бойко «...в неформальном движении участвуют миллионы молодых россиян. Если 15—20 лет назад спектр интересов различных объединений сводился к десяти-двадцати наименованиям, то сегодня речь идёт о многих десятках (от 70 до 200)» (1). Столь широкое развитие в России неформальных досуговых сообществ делает актуальным не только теоретическое осмысление феномена, но и научную разработку проблемы социально-государственного взаимодействия в сфере самоорганизованного досуга.
Для достижения этой цели необходимым становится решение таких задач, как:
— анализ существующих теоретических подходов к исследованию феномена самоорганизованных досуговых объединений;
— выявление специфики анализа процесса социально-государственного взаимодействия в контексте различных социальных практик (в том числе и в сфере социально-культурной деятельности).
Принцип единства теории и практики лег в основу предложенной автором классификации подходов к исследованию самоорганизованных досуговых объединений, представленной в таблице 1.
Таблица 1
Классификация подходов к исследованию самоорганизованных досуговых объединений
Цель Знаниево-ориентированные подходы Практико-ориентированные подходы
Выработка методологической основы исследования самоорганизованных досу-говых объединений. Выработка практических рекомендаций по работе с самоорганизованными досуговыми объединениями.
Типы подходов — культурологический; — лингвистический; — социологический; — психологический. — криминологический; — медико-психиатрический; — социально-педагогический; — социально-управленческий.
Использование результатов исследования Результаты исследований используются опосредованно в прикладных исследованиях самоорганизованных досуговых объединений. Результаты исследований используются в практической деятельности государственных и общественных организаций.
Эти подходы условно можно разделить на две большие группы: знаниево-ори-ентированные и практико-ориентированные.
Первая группа подходов направлена на выработку общетеоретических положений, которые в дальнейшем будет использоваться в качестве методологической основы в прикладных исследованиях самоорганизованных досуговых объединений. В отечественной науке знаниево-ориентированные подходы наиболее полно представлены социологическими, культурологическими, прагматико-лингвистически-ми и психологическими исследованиями.
Социологические исследования являются одним из наиболее широких теоретических направлений, в которых самоорганизованные досуговые объединения рассматриваются как социальный феномен, дается характеристика степени социализации участников и проводится анализ места досуговых объединений в структуре различных социальных институтов, таких, как церковь, политика, образование, семья. Данные исследования представлены работами Т.А. Самойловой, И.И. Лошаковой, М.В. Блохиной, В.Л. Гусева, Н.П. Петровой, А.О. Райхштат, Ю.А. Сошина и др.
В рамках культурологических исследований проводится анализ онтологических и аксиологических аспектов феномена молодежных движений; самоорганизованные досуговые объединения рассматриваются как городские молодежные субкультуры, представляющие собой «альтернативные формы культуры, связанные с процессом создания и выработки нового отношения к миру» (9) в противоположность понятию доминирующей культуры, или мейнстрима, — «совокупности ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества» (3).
Одним из наиболее известных российских центров по изучению молодежных субкультур является семинар «Молодежные движения и субкультуры Петербурга» (6). Идеолог и вдохновитель семинара — кандидат исторических наук Т.Б. Ще-панская.
Исследования Т.Б. Щепанской носят этнографически описательный («этносо-циологический») характер, а предельными категориями анализа в них выступают понятия «культура» и «субкультура», понимаемые как «нормы и символы, которые задают основной принцип упорядочения данного сообщества» (12).
Культурологический подход также представлен в работах В.К. Сергеева, руководителя Единого научно-методического центра Комитета по культуре Правительства г. Москвы.
По мнению В.К. Сергеева, молодежные неформальные объединения представляют собой форму альтернативной культуры, или контркультуры, и имеют свои специфические особенности. К ним прежде всего можно отнести «стремление к отрицанию или пересмотру традиционных ценностей, частичный или полный (иногда скрытый, неосознанный, иногда демонстрационный) отказ от существующей официальной идеологии, отрицательное отношение к официальной культуре, традиционному искусству, ориентацию на собственные идеалы, ценности, образ жизни, характерные данной субкультуре, объединению или группе» (9).
Также в рамках философско-культурологической парадигмы проводят свои исследования В.В. Абросимов, Т.А. Борзова, С.Г. Ивченков, А.В. Карманова, И.И. Клявина, Е.М. Куликов, С.И. Левикова, М.А. Солодова и др.
Прагматико-лингвистический подход представлен работами Т.В. Шмелевой и ее последователей (10). В исследованиях лингвистов-прагматиков впервые вводится понятие самоорганизованной досуговой корпорации (от лат. corporatio — объединение), которая определяется как «значительная по размерам, локально ограниченная и социально обособленная группа людей, объединенных общей деятельностью, выражающих свою сопринадлежность разными способами» (7, с. 8).
Целями прагматико-лингвистического подхода являются исследование систем номинаций и реконструкция принципов осмысления и понимания мира участниками самоорганизованных досуговых объединений.
В психологических исследованиях проводится анализ субъективных факторов, влияющих на процессы вхождения в самоорганизованные досуговые объединения и участия в них, рассматривается динамика развития психических состояний участников. Этим вопросам посвящены работы Д.В. Александровой, И.П. Башкатова, Л.В. Шабанова, Л.А. Радхизовского, Д.И. Фельдштейн и др.
Второй большой группой подходов к исследованию самоорганизованных досу-говых объединений являются практико-ориентированные исследования, основной целью которых выступает выработка практических рекомендаций для государственных и общественных организаций по работе с самоорганизованными досуговыми объединениями. В России результаты практико-ориентированных исследований самоорганизованных досуговых объединений используются в работе правоохранительных органов, медико-психиатрических учреждений, органов управления культуры и молодежной политики. В рамках практико-ориентированной группы можно выделить такие типы исследований, как: криминологические, медико-психиатрические, социально-педагогические и социально-управленческие.
Результаты криминологических исследований используются в деятельности правоохранительных органов при работе с такими формами девиантного поведения молодежи, как агрессия, подростковая преступность, экстремизм, проституция, алкоголизм, наркомания и др.
Центральной в России исследовательской организацией в сфере правонарушений является Всероссийский научно-исследовательский институт МВД РФ. Среди проведенных институтом исследований по проблемам самоорганизованных объединений можно выделить следующие: «Предупреждение правонарушений со стороны молодежных неформальных объединений экстремистской направленности» (2005), «Выявление и разобщение молодежных экстремистских группировок» (2006), «Выявление и предупреждение преступлений, связанных с наркотиками (с предложениями по выработке мер по профилактике наркомании» (2006) и др.
Результаты исследований ВНИИ МВД РФ используются при разработке региональных целевых программ, а также в качестве методического обеспечения работы всех звеньев системы правоохранительных органов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
К криминологическим исследованиям самоорганизованных досуговых объединений также относятся работы Ю.К. Александрова, А.А. Алояна, Т.П. Долговой, С.В. Косарецкой, Ю.В. Кочкина, А.П. Попченко, С.Л. Сибирякова и др.
Медико-психиатрические исследования самоорганизованных досуговых объединений, результаты которых используются в практике медицинских учреждений, направлены на анализ таких проблем, как физическое и психическое здоровье участников, профилактика и лечение наркомании, алкоголизма и других заболеваний, вызванных социальной дезадаптацией. Наибольший интерес среди подобных исследований представляют работы сотрудников Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского: Н.В. Вострокнутова, Л.О. Пережогина, Н.К. Харитоновой, А.Л. Игонина, В.П. Колосова, Н.Б. Морозовой, В.Д. Менделевича (11) и др.
Исследование феномена самоорганизованных досуговых объединений в контексте практики социально-культурной деятельности предполагает использование социально-педагогического и социально-управленческого подходов.
На сегодняшний день самоорганизованные досуговые объединения являются активными субъектами социально-культурной сферы. Их деятельность создает пространство для самореализации личности, ее творческой и интеллектуальной актив-
ности. Именно этот факт определяет популярность и стремительное развитие самоорганизованных досуговых объединений.
Современные исследования, рассматривающие феномен коллективных форм самоорганизованного досуга, как правило, основываются на методологии педагогических наук и социально-педагогических технологиях, которые А.Д. Жарков, доктор педагогических наук, один из ведущих в области технологического обеспечения социально-культурной деятельности, определяет как «целостный процесс, обусловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм взаимодействия с педагогической технологией, основанной на взаимопроникновении их друг в друга» (4, с.20). Это исследования И.В. Герлах (2), А.А. Краснова (5), И.А. Сенченко (8) и др.
Традиционные для социально-культурной сферы педагогические технологии за более чем вековую историю были значительно усовершенствованы и успешно применяются в деятельности современных учреждений культуры. Однако становление в России гражданского общества и развитие сферы самоорганизованного досуга как системы социальных отношений требуют принципиального изменения технологий социально-культурной работы с участниками досуговых объединений и поиска научных подходов к исследованию феномена самоорганизованного досуга.
Для современной сферы социально-культурной деятельности как «...общественной практики, которая обеспечивает превращение культурных ценностей в регуля-тив социального взаимодействия.» (15), характерна децентрализованная система социальных отношений между субъектами. В условиях децентрализации реализуются проектно-сетевые формы организации досуговой деятельности, ресурсное обеспечение которой формируется на основе аккумуляции личных ресурсов участников (финансовых, временных, организационных, творческих, интеллектуальных и т.п.). Другими словами, самоорганизованные досуговые объединения представляют собой автономные от государственных структур социальные сообщества, реализация деятельности которых не требует привлечения каких-либо внешних ресурсов.
Это усложняет подход к разработке технологий социально-государственного взаимодействия, вынося его на уровень социального управления. В данных условиях в качестве основных субъектов социально-государственного взаимодействия должны рассматриваться не отдельные учреждения культуры, а государственные органы управления. При этом необходима разработка таких социально-управленческих технологий, которые, не разрушая сложившейся социальной системы самоорганизованного досуга, могли бы:
— обеспечить влияние на внешние и внутренние связи участников самоорганизованных досуговых объединений;
— структурировать информационные потоки в сети самоорганизованного досуга;
— создавать новые коммуникативные центры для социального и культурного диалога;
— формировать социально значимые качества участников.
Таким образом, наряду с использованием социально-педагогических подходов к деятельности учреждений культуры применение подобных социально-управленческих технологий позволит создать целостную, эффективную систему социально-государственного взаимодействия в среде самоорганизованного досуга.
Примечания
1. Бойко Ю. Т. Работа с неформальной молодежью [Электронный ресурс] / Ю.Т. Бойко; Комитет по делам молодёжи Московской области. — Режим доступа: http://km.mosreg.ru/ unformal_young/204.html.
2. ГерлахИ. В. Развитие воспитательного потенциала молодежных общественных организаций средствами социально-культурной деятельности: дис____канд. пед. наук / И.В. Герлах. — М.: МГУКИ, 2008. — 214 с.
3. Доминирующая культура // Кравченко А. И. Культурология: [учебное пособие для вузов] / А.И. Кравченко. — 3-е изд. — М.: Академический проект, 2001. — Режим доступа: <http://www.countries.ru/library/typology/domincult.htm>.
4. Жарков А. Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: учебное пособие /
A.Д. Жарков. — М.: МГУК, 1998.
5. Краснов А. А. Влияние молодежных субкультур на нравственно-эстетическое формирование личности в России и Японии: дис. ... канд. пед. наук / А.А. Краснов. — М., 2003. — 174 с.
6. Молодежные движения и субкультуры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //subculture.narod.ru.
7. Подберезкина Л. З. Корпоративный язык. Принципы исследования и описания (На материале языка столбистов): автореф. дис. ... канд. фил. наук / Л.З. Подберезкина. — Красноярск, 1995.
8. Сенченко Н. А. Социально-педагогическая помощь старшеклассникам — представителям юношеских субкультур: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Сенченко. — Кострома, 2005. — 19 с.
9. Сергеев В. К. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса [Электронный ресурс] / В.К. Сергеев; Институт социально-политических исследований РАН. — Режим доступа: <http://synerg.narod.ru/SER_MEGA.htm>.
10. См.: Воронина И. В. Жанры письменного общения красноярских толкиенистов (на материале «Книг Мертвых» и «Правил игры») / И.В. Воронина // Молодежь и наука — третье тысячелетие: сб. тез. / сост.: В.Ю. Пан, В.В. Сувейзда, С.А. Фандюхин. — Красноярск, 1999. — С. 172-174.; Гаврилова О. В. Энциклопедический словарь спелеотуристов: способы подачи ономастической лексики / О.В. Гаврилова // Студент, наука и цивилизация: [сб. тез. межвуз. науч. конф.]. — Красноярск, 1998. — С. 12-13.; Подберезкина И. Г. Язык водных туристов (на материале Абанского района Красноярского края) / И.Г. Подберезкина // Студент, наука и цивилизация: [сб. тез. межвуз. науч. конф.]. — Красноярск, 1998. — С. 31-32.; Подберезкина Л. З. Специфика номинации в корпоративном языке (язык столбистов) / Л.З. Подберезкина // Общие проблемы деривации и номинации: [тез. докл. обл. науч. конф.].
— Омск, 1988. — С. 29-31; Подберезкина Л. З. Речевые жанры в корпоративном языке (язык столбистов) / Л.З. Подберезкина // Высказывание как объект лингвистической семантики и теории коммуникации: 4.1: [тез. докл. респ. науч. конф.]. — Омск: Изд-во Омск, ун-та, 1992.
— С. 67-68.; Попова И. Язык спелеологов. Первый опыт описания / И. Попова // Филология — Журналистика'94. — Красноярск, 1995. — С. 34-35.; Шмелева Т. В. Современная городская эпиграфика / Т.В. Шмелева // Язык и культура: [доклады и тезисы Третьей международной конференции]. — Киев, 1994. — С. 107.
11. См.: Вострокнутов Н. В. Диссоциальное расстройство личности несовершеннолетних: диагностика, коррекция, профилактика, принципы правовой поддержки: [аналитический обзор] / Н.В. Вострокнутов, Л.О. Пережогин. — М.: РИО ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, 2003. — 40 с.; Вострокнутов Н. В. Организационно-методические основы психотерапевтической и психокоррекционной работы с детьми группы риска употребления психоактивных веществ: методические рекомендации / Н.В. Вострокнутов и др. — М.: РИО ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, 2004. — 36 с.; Вострокнутов Н. В. Психопрофилактическая работа с несовершеннолетними, имеющими высокий риск наркотизации. Основы семейного консультирования: методическое пособие / Н.В. Вострокнутов и др. — М.: РИО ГНЦ ССП им.
B. П. Сербского, 2002. — 64 с.; ВострокнутовН. В. Профилактика и реабилитация несовершеннолетних с психическими расстройствами и криминальной активностью: [пособие для
врачей] / Н.В. Вострокнутов и др. — М.: РИО ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, 2004. — 84 с.; Менделевич В. Д. Новые проблемы психологии и психопатологии девиантного поведения в период социальных перемен / В.Д. Менделевич // Психиатрия и общество: [сборник научных работ, посвященный 80-летию ГНЦ ССП им. В. П. Сербского]. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. — С. 144-151.
12. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры / Т.Б. Щепанская. — СПб.: Наука, 1993. — 383 с.
13. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко. — М.: МГУКИ, 2007. — 360 с.
И. А. Илларионова
СПЕЦИФИКА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ЖУРНАЛИСТОВ В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ВУЗА
Статья раскрывает сущность авторской методики формирования профессионально-творческой компетентности журналистов. Особенностью статьи является характеристика методики, уровней, критериев и показателей получения педагогических результатов. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, профессионально-творческая компетентность, интегрированный подход, педагогические принципы проблемного обучения, тренинго-игровые методы, уровни, критерии, показатели.
The article discovers the main points of author's method of professional creative competency formation ofjournalists. The peculiarity ofthe article is the characteristic ofmethods, levels, criteria and pedagogical results. Keywords: social-cultural activity, professional creative competence, integral approach, pedagogical principles of problem education, training and playing methods, levels, criteria, results.
Обучение и воспитание будущего журналиста в вузе включает обязательный компонент — развитие творческой личности, готовности выпускника к самореализации в профессиональной деятельности. При этом следует выделить две стороны проблемы. Первая связана с соотнесением общих и профессиональных знаний студента о своеобразии политической, экономической ситуации в стране со знаниями социально-культурной ситуации, которая служит источником общественной деятельности журналиста. Вторая охватывает вопросы совершенствования методики обучения путем оптимизации творческого потенциала студентов.
В системе вузовского образования обычно выделяются четыре направления педагогической работы: общемировоззренческая ориентация будущих журналистов (методологическое основание, реализуемое при изучении дисциплин), общепрофессиональная подготовка (система норм, принципов, знаний, определяющих сущность, основные стороны будущей профессии, представления о ее функциях, принципах, закономерностях, содержании, методах и приемах), специальная профессиональная подготовка (система знаний, навыков, установок профессиональных направлений, отраженных в содержании специализаций), должностная, тематическая подготовка (система знаний, навыков, определяемых конкретикой предполагаемых должностных функций, практикой работы учреждений средств массовой информации). Данные направления легли в основу нашей авторской методики, основанной на применении интегрированного подхода. Сущность подхода