Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КАК ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КАК ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евграфов Иван Евгеньевич, Рукавишников Денис Анатольевич, Дигуева Ольга Геннадьевна

Авторами статьи проводится анализ психологических механизмов возникновения профессионального интереса как личностного образования. Одни исследователи придают главное значение субъективным факторам, рассматривая интерес как врожденное свойство, другие, отводят существенную роль в возникновении профессионального интереса социальным факторам, таким как общение, социальное происхождение, характер деятельности окружающих субъекта людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евграфов Иван Евгеньевич, Рукавишников Денис Анатольевич, Дигуева Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF PROFESSIONAL INTEREST AS PERSONAL EDUCATION

The authors of the article analyze the psychological mechanisms of professional interest as a personal education. Some researchers attach the main importance to subjective factors, considering interest as an innate property, others assign a significant role in the emergence of professional interest to social factors, such as communication, social origin, the nature of the activities of people around them.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КАК ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Психология

УДК 378:17.02

кандидат педагогических наук Евграфов Иван Евгеньевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Рукавишников Денис Анатольевич Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Чебоксары); старший преподаватель Дигуева Ольга Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

КАК ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Авторами статьи проводится анализ психологических механизмов возникновения профессионального интереса как личностного образования. Одни исследователи придают главное значение субъективным факторам, рассматривая интерес как врожденное свойство, другие, отводят существенную роль в возникновении профессионального интереса социальным факторам, таким как общение, социальное происхождение, характер деятельности окружающих субъекта людей.

Ключевые слова: профессиональный интерес, психологические механизмы, личность, образование.

Annotation. The authors of the article analyze the psychological mechanisms of professional interest as a personal education. Some researchers attach the main importance to subjective factors, considering interest as an innate property, others assign a significant role in the emergence of professional interest to social factors, such as communication, social origin, the nature of the activities of people around them.

Keywords: professional interest, psychological mechanisms, personality, education.

Введение. В настоящее время известными отечественными и зарубежными психологами активно исследуется направление, связанное с механизмами возникновения профессионального интереса. Взаимосвязь между профессиональным интересом и деятельностью проявляется не только в направлении интерес ^ деятельность, но и в направлении деятельность ^ интерес [3, 10, 12, 18, 23].

Изложение основного материала статьи. А.В. Петровский [2], рассматривая проявление способностей, интересов и склонностей в труде, подчеркивает, что успешность в деятельности связана с интересом и склонностью и создает зону повышенной чувствительности для всех влияний, поэтому включение человека в практическую деятельность рассматривается как один их эффективных путей возникновения и развития профессионального интереса. Удовлетворение человека результатами собственной деятельности является важнейшим условием усиления интереса к ней, а радость, получаемая человеком в процессе деятельности, повышает устойчивость интереса [17].

Профессиональный интерес к той или иной деятельности возникает у многих учащихся уже в начальных классах. В старших классах наблюдается ослабление профессионального интереса [14]. Это вызвано тем, что в процессе обучения не обеспечивается необходимые условия для осознания профессионального интереса и причин его возникновения, что приводит впоследствии к недостаточному обоснованию выбора профессии [30]. В частности, при исследовании профессиональных интересов было установлено, что 90% школьников выбирают профессию по принципу «хочу», что обуславливает высокий уровень ошибочной профориентации [26].

Для решения проблемы управления формированием профессионального интереса существенное значение имеет правильное понимание природы профессионального интереса - соотношения биологического и социального в его возникновении и развитии. В психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к решению данной проблемы. Некоторые исследователи придают главное значение субъективным факторам, рассматривают интерес как врожденное свойство. Общим для этих взглядов является отрицание общественно-исторической и социальной природы интересов человека. В частности, один из авторов [13] указывает, что основой интереса является врожденное органическое свойство человека, особенности в строении нервных центров и органов чувств, которые и создают предрасположенность человека к определенному виду деятельности.

Другой точке зрения придерживаются прогрессивные деятели отечественной науки: А.И. Герцена, И.М. Сеченова, Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского. Подчеркивая влияние внешней среды на человека, И.М. Сеченов писал, - «Первая причина всякого человеческого действия лежит вне его» [7, 22]. Позднее высказывалась мысль о том, что причины возникновения интереса к чему-либо следует искать в предмете интереса, что интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями жизни [5, 6]. Отталкиваясь от понимания «психического» как единства биологического и социального, отечественные ученые придерживаются мнения, что главным необходимым условием возникновения профессионального интереса к определенной деятельности является социальная среда [16, 28]. В философском словаре говорится, что «интерес - не продукт сознания и воли индивида, а порождение объективных социальных условий, определяющих соответствующую на правленность воли и действия людей» [4, 19]. С.Л. Рубинштейн [9] утверждает, что профессиональный интерес обусловлен, с одной стороны, природными особенностями личности, с другой, влиянием социальных факторов (профессиональной деятельности) и представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного в субъекте. Автор подчеркивает, что «внешнее воздействие дает тот или иной эффект лишь преломляясь через сложившийся у него строй мыслей и чувств» [25]. Поэтому при определении роли природных свойств личности и социальной среды в возникновении профессионального интереса необходимо учитывать активный характер психического отражения человеком воздействия, оказываемого на человека определенной профессиональной деятельностью и ее носителями. Г.Д. Бабушкин [1] раскрывает механизм во зникновения профессионального интереса как психологического образования, опираясь на положения теории

поэтапного формирования умственных действий, разработанной П.Я. Гальпериным [15], представляющим психологический механизм возникновения профессионального интереса следующим образом.

Воздействие окружающей среды (конкретная профессиональная деятельность, ее носители) на субъекта, вызывает проявление непроизвольного внимания к профессии. Восприятие этих воздействий вызывает положительные эмоциональные переживания (профессия нравится). В дальнейшем происходит осознание субъектом своего отношения к профессии. Выделяются профессиональные ценности (почему нравится профессия), осуществляется обоснование профессионального выбора. Происходит формирование профессиональной мотивационной сферы, характеризующей полифункциональностью и неустановившейся иерархией. После принятия профессии на эмоциональном уровне и его рационального обоснования возникает стремление подробнее ознакомиться с ее содержанием. Чтение книг, наблюдение за деятельностью носителей конкретной профессии, беседы со старшими, друзьями приводят к формированию первоначальных знаний и представлений о профессии, которые еще далеко от действительности. Сформировавшееся представление о будущей профессии позволяет соотнести себя с ней, «примерить» ее и представить себя в будущем [24]. Проявление произвольного внимания, направленного на познание профессии, сопряжено с волевой активностью личности. Преодоление неблагоприятных эмоциональных состояний и трудностей, возникающих в процессе познавательной деятельности, осуществляется за счет проявления волевой активности. По этому поводу Г.Д. Бабушкин [1] заключает, что возникновение профессионального интереса - сложное и продолжительное явление, сопровождающееся протеканием определенных психических процессов. У человека не могут возникнуть мотивы выбора профессии, если она его не привлекает и не вызывает положительных эмоций. Познание профессии осуществляется после ее принятия личностью и обоснования выбора. Волевая активность сопровождает познавательную деятельность. Такое понимание процесса возникновения профессионального интереса открывает возможности управления им как при возникновении, так и при дальнейшем его формировании.

Профессиональный интерес представляется а втором как «отраженное» в результате воздействия определенной профессиональной деятельности и ее носителей на психику человека. Характер «отраженного» (профессиональный интерес) зависит, с одной стороны, от «отражаемого» (профессиональной деятельности и ее носителей), с другой, от конкретной личности, в чьем сознании происходит процесс отражения. Возникновение профессионального интереса рассматривается как проявление чувственного отражения профессиональной деятельности в сознании человека. Соответственно этому подходу в профессиональном интересе, как сложном личностном образовании, выделяются социально-психологическая и психофизиологическая основы. Это разделение осуществляется с учетом влияния факторов социальной среды и природных свойств личности на возникновение и функционирование профессионального интереса.

Социально-психологическую основу составляет осознанное отношение личности к выбранной профессии, проявляемое в «рефлексе цели» по И.П. Павлову [21]. Это о тношение возникает как результат воздействия социальной среды (профессиональная деятельность, с которой общается индивид, лицо ее представляющее, друзья, учителя, родители, печать и т.д.) на личность, и проявляется в эмоциональной и мотивационной сфе ре личности.

Психофизиологическую основу профессионального интереса составляют свойства темперамента, определяющие склонность человека к профессиональной деятельности с определенным содержанием [20, 27].

Г.Д. Бабушкин [1] полагает, что возникновение профессионального интереса предполагает как наличие необходимых внешних условий (социальной среды), так и необходимых внутренних предпосылок (свойств личности). Существенную роль в возникновении профессионального интереса играют такие социальные факторы, как общение [8], социальное происхождение [11], характер деятельности окружающих субъекта людей [8].

В ряде работ в качестве одного из внутренних, субъективных факторов, обуславливающих выбор профессии, выделяется склонность к соответствующей деятельности [2, 5, 18]. Данное понятие впервые встре чается в труда х С.Л. Рубинште йна [29] и о пределяется как направленность на со ответствующую деятельность. В дальнейшем склонность рассматривается и в других работах [4, 8, 16], где понимается как элемент направленности личности, проявляющийся в виде потребности в определенной деятельности, тенденции, стремления, предрасположенности человека к ее осуществлению. В определении сущности понятия «склонность» и его соотношения с понятием «интерес» в литературе встречаются противоречивые подходы. Ряд ученых считают, что склонность формируется на основе интереса, что интерес может переходить в склонность, когда человек усиленно и постоянно занимается данной деятельностью [9, 22]. Сторонники противоположной точки зрения рассматривают склонность как предрасположенность, стремление личности к конкретной деятельности [18, 25], и образно определяют склонность, как «могу делать», «нравится делать» [5]. Г.Д. Бабушкин [1] рассматривает склонность к педагогической деятельности как объективную реальность (не всегда осознаваемую субъектом), характеризующую наличие определенных знаний, умений и навыков, находящихся в единстве с соответствующими способностями. Психологическую о снову такой склонности составляет устойчивая потребность субъекта к обучению и воспитанию других людей, сформировавшаяся в процессе социального опыта. Содержание склонности к педагогической деятельности включает ряд компонентов: стремление к работе с людьми; положительное отношение к процессу обучения и воспитания детей; стремление к оказанию помощи людям; быстрота и легкость установления контактов во взаимоотношениях с людьми; отзывчивость и общительность; понимание психического состояния собеседника и сопереживание ему.

Профессиональный интерес представляет пережитое и принятое субъектом отношение к профессии и понимается как «хочу делать», поэтому интерес формируется на основе наличия у человека склонности к определенной деятельности предполагает возникновение интереса к ней [6, 14].

В процессе профессиональной подготовки склонность представляет собой реактивность личности по отношению к выбранной профессии, способствуя формированию профессионального интереса. Происходит о сознание студентами соответствия своих склонностей выбранной профессии [6]. Н.С. Лейтес писал по этому поводу, - «Не всякая деятельность может привлекать к себе человека, а та, которая встречает внутренний отклик» [6]. Этим внутренним откликом и является склонность к соответствующей деятельности, сформированная у человека в процессе социального опыта еще до того, как он начинает о владевать выбранной профессией.

С другой стороны, познавательные и в особенности профессиональные интересы являются предпосылкой и необходимым условием для дальнейшего развития способностей, играющих важную роль в овладении будущей профессией. С.Л. Рубинштейн [10] отмечает, что «наличие интереса к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в соответствующем направлении, а наличие определенных способностей, обуславливая плодотворную работу, стимулирует интерес к ней». Автор допускает возможность противоречия между интересом, склонностью и способностями, причем это встречается при не очень выраженных способностях. По данным С.П. Крегжде [5] соотношение влияния врожденного и приобретенного в проявлении интереса меняется по мере его развития в сторону повышения значимости социальных факторов. Установлено, что если склонность к педагогической деятельности и соответствующие способности начали формироваться еще в школьные годы, то это создает более благоприятные условия для возникновения и последующего развития профессионального интереса у студентов.

Выводы. Таким образом, обобщая результаты теоретического исследования, можно сделать вывод, что в современной психолого-педагогической литературе отсутствует единая точка зрения по вопросам механизмов возникновения профессионального интереса. Одни исследователи придают главное значение субъективным факторам, рассматривают интерес как врожденное свойство, другие, отводят существенную роль в возникновении профессионального интереса социальным факторам, таким как общение, социальное происхождение, характер деятельности окружающих субъекта людей.

Литература:

1. Альбшлави М.М., Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Гендерные особенности техники соревновательных упражнений в тяжелой атлетике // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - Т. 8. - № 2. - С. 14-20.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Алексеева Н.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-21. - С. 4750-4754.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Антонова Т.В. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 5. - С. 11.

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.

5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-25. - С. 5655-5659.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 475-479.

7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.

8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Развитие когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе активизации учебно-познавательной деятельности в избранном виде спорта // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 38.

9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.

10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Кисапов Н.Н. Характеристика видов физкультурно-спортивной деятельности студентов // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 4 (32). - С. 113-118.

11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Леженина С.В. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 5. - С. 9.

12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Миннахметова Л.Т. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 329-333.

13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5493-5497.

14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. - С. 264-268.

15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.

16. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.

17. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.

18. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Софронов И.Л. Сущность и содержание физической культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 2 (30). - С. 139-146.

19. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Фазлеев Н.Ш. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 8. - С. 56.

20. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.

21. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Е. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

22. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 10. - С. 11.

23. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.

24. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.

25. Бурцев В.А., Софронов И.Л., Тумаров К.Б. Сущность и содержание спортивной культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 6 (28). - С. 119-125.

26. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Е., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017.

- № 4. - С. 140.

27. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

28. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.

29. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.

- № 56-6. - С. 39-47.

30. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 9-11. - С. 2550-2555.

Психология

УДК 159.973

кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей развития эмпатии умственно отсталых детей младшего школьного возраста в сравнении с нормативно развивающимися детьми. В работе представлена батарея методик, направленных на изучение особенностей развития эмпатии у младших школьников. Также в статье с представлен качественный и количественный анализ полученных в ходе исследования данных, на основе которого сделаны последующие выводы.

Ключевые слова: развитие эмпатии, умственная отсталость, норма психического развития, младший школьный возраст, гуманизация, эгоцентризм.

Annotation. The article is devoted to the study of the development of empathy of mentally retarded children of primary school age in comparison with normatively developing children. The paper presents a battery of methods aimed at studying the peculiarities of the development of empathy in primary school children. The article also presents a qualitative and quantitative analysis of the data obtained in the course of the study, on the basis of which subsequent conclusions are made.

Keywords: development of empathy, mental retardation, norm of mental development, primary school age, humanization, egocentrism.

Введение. Существование человека в обществе, благоприятная адаптация в нем, необходимость непрерывного взаимодействия с окружающими людьми говорят о необходимости развития социальных эмоций у детей и подростков, в частности, эмпатии, то есть «умения индивида эмоционально откликаться на переживание окружающих людей, предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств» [11.

Имеющиеся научные исследования доказали, что благоприятное развитие личности и формирование положительных межличностных отношений невозможно без эмпатии [71. «Развитие эмпатии - одна из важнейших сторон формирования личности, обеспечивающая нравственное развитие, она является важным условием гуманизации межличностных отношений, одним из основных факторов, тормозящих проявления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.