УДК 15; 378
О. И. Кашавкина
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА И СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА К КОНСТРУКТИВНОМУ ВЛИЯНИЮ НА СУБЪЕКТА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрыты психологические качества и сензитивный период, обеспечивающие формирование способности студента к конструктивному влиянию на субъекта коммуникативной деятельности, обоснована их значимость и раскрыто содержание.
The article reveals the psychological qualities and the sensitive period ensuring the formation of student's ability to constructive influence on the subject of communicative activity. The author proves their significance and reveals the main points of research.
Ключевые слова: коммуникативная активность, личное влияние, лидерство, коммуникативная креативность, коммуникативная толерантность, конструктивное влияние, цивилизованное влияние, сен-зитивный период.
Keywords: communicative activity, personal influence, leadership, communicative creativity, communicative tolerance, constructive influence, civilized influence, sensitive period.
Существенные изменения в современной экономической и социокультурной ситуации России, происходящая модернизация отечественного образования предполагают ориентацию на развитие не только интеллектуальной, культурной, творческой, но и конкурентоспособной личности студента, способной выстраивать бесконфликтное взаимодействие.
Резкое возрастание конфронтационных тенденций и обострение взаимоотношений в организациях могут быть преодолены путем непосредственного конструктивного влияния людей друг на друга.
Анализ исследований ученых показал, что содержание и характер взаимоотношений во многом определяются способами и формами непосредственного влияния людей друг на друга (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. Б. Добрович, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Н. Лутошкин, П. Мицич, А. В. Петровский, А. А. Реан, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, Р. Фишер, У. Юри).
В связи с этим важной задачей психологической науки становится формирование способности студента к конструктивному влиянию на субъектов коммуникативной деятельности, которая обеспечит конкурентоспособность будущего специалиста на рынке труда.
© Кашавкина О. И., 2011
На современном этапе в психологии накоплен определенный объем знаний, необходимых для постановки и решения проблемы формирования способности студента к конструктивному влиянию на субъектов коммуникативной деятельности.
Однако существует ряд задач, возникающих при изучении проблемы формирования способности студента к конструктивному влиянию на субъектов коммуникативной деятельности. Нерешенными остаются вопросы, связанные с раскрытием содержания понятия «способность студента к конструктивному влиянию на субъекта коммуникативной деятельности», выделением психологических качеств личности, обеспечивающих формирование способности студента к конструктивному влиянию на субъектов коммуникативной деятельности.
В основе нашего исследования выделены особенности студенческого возраста, представленные В. С. Мухиной: 1) подростковая и юношеская сензитивность к социальным феноменам; психологические и социальные тенденции взросления в разных сферах жизнедеятельности; 2) готовность к изменениям, потребность в телесных и духовных достижениях как характеристика подросткового и юношеского возраста; 3) потребность в признании, в понимании, в желании конструктивно выстраивать взаимоотношения.
Исследуя теорию идентичности Э. Эриксона, мы смогли объяснить причины таких особенностей студенческого возраста, как нонконформное, конфликтное поведение.
Анализ когнитивной теории взросления Ж. Пиаже позволил обратить наше внимание на изменение и развитие когнитивных функций в данный период, что является положительным и необходимым психологическим условием в процессе формирования способности к конструктивному влиянию в студенческом возрасте. Автор объясняет приспособление и творческое развитие индивида процессами ассимиляции и аккомодации в данный период развития. В связи с этим коммуникативную креативность мы считаем одним из необходимых психологических качеств студента в процессе конструктивного влияния на субъектов коммуникативной деятельности.
Изучение некоторых аспектов теории Р. Ла-заруса позволило нам рассмотреть процессы преодоления любых трудностей (интерактивных и коммуникативных) в студенческом возрасте. Стратегии преодоления трудностей используются тогда, когда известный индивиду спектр форм поведения оказывается исчерпанным и необходимо нечто новое, что позволило бы конструктивно справиться с ранее не встречавшейся ситуацией [1]. Мы считаем, что таким «новым» является процесс формирования способности студента к
конструктивному влиянию на субъектов коммуникативной деятельности.
Формирование данной способности студента базировалось на теоретических трудах ученых, подтверждающих выделенные нами психологические качества, необходимые для формирования исследуемой способности: коммуникативная активность (К. А. Альбуханова, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, Л. Я. Гозман, А. Б. Добрович,
A. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Е. Мелибруда, Н. Н. Обозов, Д. Б. Эльконин); личное влияние (Е. Л. Доценко, С. Кови, А. Мас-лоу, Э. Шостром); лидерство (М. Гэмбл, Т. Гэмбл, Г. Керфи, Ш. Кирпатрик, Э. Леке, Р. Пауэрс, Стогдил, Р. Хоган); коммуникативная компетентность (Е. В. Руденский, Ж. Пиаже); коммуникативная креативность (В. Н. Андреев, Х. Х. Андерсон, А. А. Бодалев, Дж. П. Гилфорд, В. Н. Куницина, В. Л. Леви, С. И. Мак-шанов, С. Медник, А. В. Мудрик, Е. П. Торранс, Н. Ю. Хрящева, Т. Шибутани, Х. Швет); коммуникативная толерантность (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. А. Бодалев, В. В. Бойко, Н. Браун, И. Б. Гасанов, И. С. Кон, Г. Маркуз,
B. Райх, Э. Фром, К. Хорни).
Формирование способности студента к конструктивному влиянию на субъекта коммуникативной деятельности мы рассматривали через призму исследования проблемы взаимосвязи личности и ее общения, представленную трудами А. А. Бодалева, К. А. Альбухановой, А. В. Петровского, Г. М. Андреевой, Е. Мелибруды [2].
Раскрывая сущность данной проблемы, ученые подчеркивали необходимость учета активности в общении как вида социальной активности личности. Значимым психологическим качеством личности в процессе формирования способности к конструктивному влиянию мы считаем коммуникативную активность.
Коммуникативная активность предполагает взаимодействие людей, находящихся в общении, и презентацию «внутреннего мира» одного субъекта другому субъекту. Она проявляется в «субъект-субъектных» отношениях в виде содействия - противодействия, согласия - противоречия, сопереживания - черствости и т. п. Раскрытие механизмов, связей, смыслового содержания, структуры индивидуальных значений общения и взаимодействия становится важной задачей исследования коммуникативной активности.
В психологической литературе критерии активности в коммуникативной деятельности рассматриваются в нескольких аспектах: 1) в связи с ситуацией, включающей различные виды деятельности; 2) в связи с характером отношения личности к деятельности и ее участникам; 3) в связи с волевыми усилиями личности в достижении целей общения (активность потенциаль-
ная и реальная); 4) в связи с характером активности личности в общении (активность творческая, репродуктивная); 5) в связи с устойчивостью, длительностью и динамикой проявления коммуникативной активности (активность ситуативная или интегральная).
Активность личности в целом и коммуникативная активность в частности проявляется также и в формировании способности к конструктивному влиянию, т. е. в случае осознания лич-ностно-значимых целей, задач и мотивов обучения техникам конструктивного влияния.
В. М. Погольша определяет личное влияние как способность одного человека действовать на другого человека побуждающим или сдерживающим образом, не скрывая своих намерений, с учетом интересов другого, изменяя при этом его взгляды, мнения, мотивы и обогащая его внутренний мир. Данное определение более всего соответствует конструктивно преднамеренной тактике общения, конструктивному влиянию. Целенаправленно сужая категорию «конструктивного влияния» до понятия «личное влияние», мы считаем необходимым раскрыть личностный контекст субъекта конструктивного влияния, способного оказывать позитивное воздействие на других, убеждать, вдохновлять их, способствовать изменению мнения и действий с учетом взаимных интересов.
Аналогично или синонимично личному влиянию индивидуально-специфическое влияние является личностной силой, личностным потенциалом, позволяющим побороть чужое влияние и оказывать воздействие на других субъектов коммуникативной деятельности. Таким потенциалом индивидуально-специфического влияния обладают не все студенты, а лишь те, кто имеет лидерские качества и организаторские способности личности. Обладая лидерскими качествами и организаторскими способностями, студенты легче осуществляют индивидуально-специфическое влияние в виде трансляции другим своих личностных характеристик, в виде еще не освоенных ими образцов личной активности.
Третьим психологическим качеством, обеспечивающим формирование способности студента к конструктивному влиянию в нашем исследовании, является лидерство. Лидерство в студенческом возрасте требует своего постоянного подтверждения в любой деятельности. Особенно ярко лидерство студентов проявляется в коммуникативной деятельности. Признанный лидер в студенческой группе пользуется правом принимать ответственные решения в значимых и конфликтных ситуациях, затрагивающих интересы всей группы. Но не все студенты являются лидерами: они могут иметь лидерские способности и не уметь их реализовывать в критических ситуациях.
Таким образом, своевременное формирование способности студента к конструктивному влиянию на субъектов коммуникативной деятельности является не только необходимым фактором адаптации в студенческом коллективе, но и фактором адаптации и успешности в дальнейшем, в профессиональной деятельности.
Четвертым психологическим качеством формирования способности студента к конструктивному влиянию является коммуникативная креативность.
Анализ исследований креативности учеными (С. И. Макшанов, X. X. Андерсон, Н. Е. Кузьмина, Н. Ю. Хрящева) позволил нам определить коммуникативную креативность как способность к конструктивному влиянию, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта, точности, гибкости, оригинальности подхода в диалоге, богатом воображении, приверженности высоким эстетическим ценностям, степени детализации проблемы, которая позволяет человеку, с одной стороны, находить эффективные решения и способы поведения в новых ситуациях, а с другой стороны, преодолевать стереотипность мышления и поведения в привычных условиях и создавать в них новые, оригинальные решения [3].
Мы считаем, что именно студенческий возраст способствует увеличению частоты креативных поведенческих проявлений, поскольку студенты становятся способными осознавать свое творчество и управлять им.
Пятым психологическим качеством, обеспечивающим формирование способности студента к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности, в нашем исследовании является коммуникативная толерантность.
Основываясь на научных положениях М. М. Бахтина, А. А. Ухтомского, В. В. Бойко, мы понимаем диалог как особую форму межличностного общения, в которой максимально проявляется конструктивное влияние на субъекта коммуникативной деятельности, а именно: равенство сущностных позиций общающихся (субъект-субъектные отношения), доверительная взаимная открытость обеих сторон, отсутствие оценочного, «измеряющего» отношения к каким бы то ни было сторонам индивидуальности каждого, взаимное принятие друг друга как неповторимых ценных личностей [4].
В результате теоретического анализа отечественных и зарубежных источников психолого-педагогической литературы установлено, что психологическими качествами, обеспечивающими формирование способности студента к конструктивному влиянию на субъекта коммуникативной деятельности являются: 1) коммуникативная активность; 2) личное влияние; 3) лидерство; 4) коммуникативная толерантность; 5) коммуникативная креативность.
На основании теоретического анализа проблемы исследования мы считаем, что взаимодополняемость перечисленных психологических качеств и студенческий возраст, как сензитивный период развития личности, являются психологическими условиями формирования и реализации способности студента к конструктивному влиянию на субъекта коммуникативной деятельности и обеспечивают успешность данного процесса.
Результаты корреляционного и факторного анализа позволили нам определить комплекс психологических качеств, обеспечивающих формирование способности студента к конструктивному влиянию на субъектов коммуникативной деятельности и уточнить содержание понятия «способность студента к конструктивному влиянию на субъектов коммуникативной деятельности». «Способность студента к конструктивному влиянию на субъекта коммуникативной деятельности» - это способность личности, включающая в себя комплекс психологических качеств (коммуникативная креативность, коммуникативная активность, личное влияние, коммуникативная толерантность, лидерство), проявляющихся в быстром и грамотном их применении с учетом взаимоуважения, удовлетворения интересов обеих сторон, направленных на развитие продуктивных взаимоотношений.
На формирующем этапе исследования в целях создания целостного представления студентов о способности к конструктивному влиянию на субъекта коммуникативной деятельности была разработана структурно-функциональная модель формирующего процеса и реализована программа спецкурса «Формирование способности студента к конструктивному влиянию на субъекта коммуникативной деятельности».
Программа спецкурса реализовывалась путем применения различных видов и форм занятий: лекций, семинарских занятий, тренингов, деловых игр, разбора конкретных ситуаций.
Несмотря на особенности сензитивного периода студенческого возраста, отличающегося социализацией личности, становлением будущего профессионала, устремленного к комфортным взаимоотношениям, следует отметить, что без целенаправленной работы по развитию таких психологических качеств, как коммуникативная активность, коммуникативная толерантность, личное влияние, коммуникативная креативность и лидерство, формирование способности студента к конструктивному влиянию на субъектов коммуникативной деятельности будет затруднено и неэффективно.
Анализ полученных данных на результативно-оценочном этапе исследования свидетельствует о том, что у студентов экспериментальных групп в условиях развития выделенных нами пси-
хологических качеств повысился уровень способности студента к конструктивному влиянию на субъекта коммуникативной деятельности.
Таким образом, можем сделать вывод, что психологические качества (коммуникативная креативность, коммуникативная активность, личное влияние, коммуникативная толерантность, лидерство) и сензитивный период обеспечивают формирование способности студента к конструктивному влиянию на субъекта коммуникативной деятельности.
Примечания
1. Lazarus R. S. The stress and coping paradigms. In Bond A., Rosen A., Rosen I. Adulthood. Vniv. Press New England. Boston, 1988.
2. Андреева Г. M. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988. 379 с.; Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 271 с.; Бодалев А. А. Психология общения. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЕК, 2002. 320 с.; Петровский А. В., Петровский В. А. Личность и ее активность в свете современных идей А. Н. Леонтьева // А. Н. Леонтьев и современная психология: сб. ст. памяти А. Н. Леонтьева / под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Изд-во МГУ, 1983. 288 с.; Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъект-ности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 3-18.
3. Кузьмина Н. Е. Социально-психологические аспекты креативности подростков // Психология: итоги и перспективы (30 лет фак-ту психологии СПбГУ): тез. науч.-практ. конф. 28-31 октября 1996; под общ. ред. А. А. Крымова. СПб., 1996. С. 178-180; Хряще-ваН. Ю., Макшанов С. И. Тренинг креативности: основание, задачи, содержание // Б. Г. Ананьев и Ленинградская школа в развитии современной психологии: тез. науч.-практ. конф. 5-6 декабря 1995 г. СПб., 1995. С. 110-111.
4. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Филинъ, 1996. 469 с.
УДК 376
А. В. Кобзарь
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ
В статье изложены основные этапы развития научных взглядов на проблемы детей со сложными нарушениями в развитии. Автором отражены общие исторические тенденции и закономерности развития теории и практики обучения и воспитания детей данной категории.
The article describes the main stages of developing scientific views on the problems of children with complex disorders of development. The author
© Кобзарь Л. В., 2011
analyses the common historical tendencies and the objective laws of developing theory and practice of teaching and bringing such children up.
Ключевые слова: сложные нарушения в развитии, коррекционная работа, специальное образование, обучение и воспитание.
Keywords: complex developmental disorders, correction work, special education, teaching and upbringing.
Одним из первых педагогов, указавших на необходимость воспитания и обучения глухих, слепых и отсталых детей, был Ян Амос Комен-ский, который в своей «Великой дидактике» писал: «Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых, отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? - Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека» [1].
Бесспорно, во все времена были люди, имеющие не единичное, а сочетанное (сложное) нарушение развития. Отсутствие в исторических материалах сведений о таких людях свидетельствует, на наш взгляд, о проекции отношения общества к инвалидам на отношение к людям обозначенной категории.
Возможно ли было выжить человеку со сложным нарушением в первый период эволюции отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии, который Н. Н. Малофеев (2009) характеризует как переход «от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости презрения» [2]. С большой долей вероятности можно предположить, что таких шансов у него практически не было, так как невозможно было получить какую-либо помощь (особенно медицинскую) не столько по причине недостаточного знания о способах их лечения, сколько ради блага общества («неполноценные» считались обузой).
Во второй период эволюции - «от осознания необходимости призрения к осознанию возможности обучения слепых и глухих» - в Западной Европе получило широкое распространение церковное и светское призрение. В России долгое время (вплоть до 1775 г., когда по указу Екатерины II «Об учреждении Приказов общественного призрения» открылись учреждения для душевнобольных) церковь не могла и не желала помогать убогим, светская же власть вообще не имела таких намерений. Можно предположить, что люди со сложными нарушениями в лучшем случае находились в домашних условиях под присмотром, рано умирали по причине слабости здоровья и отсутствия какой-либо помощи.
В третий период эволюции - «от осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых» - в Западной Европе