Научная статья на тему 'Студенческий возраст как сензитивный период формирования способности студента к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности'

Студенческий возраст как сензитивный период формирования способности студента к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
981
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНЗИТИВНОСТЬ / КОНСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИДЕРСТВО / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ЦИВИЛИЗОВАННОЕ ВЛИЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашавкина Ольга Ивановна

В статье обозначены изменения, произошедшие на современном этапе развития мирового сообщества, которые предъявляют новые требования молодому специалисту. В связи с чем, автор подчеркивает особенность студенческого возраста, как сензитивного периода формирования способности студента к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческий возраст как сензитивный период формирования способности студента к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности»

альная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.

Студенчество является самой активной и действующей силой любой страны, любого мирового сообщества. Значимость убеждений, мотивов во многом определяет потребности и желания студентов формировать у себя определенные способности, позволяющие адаптироваться в резко изменяющемся мире.

Социально-психологическая общность студенческого коллектива выступает как средство приобщения личности к новым социальным функциям, нормам поведения и получения опыта вхождения в новый коллектив. В свою очередь, качество формирующихся межличностных отношений между студентами и преподавателями, а также администрацией сказывается на результатах учебной работы.

К социально-психологическим новообразованиям данного возраста относятся - выраженность стремлений личности к устойчивым отношениям с людьми и содержательному общению, рост инициативности, легкости и выразительности в контактах [2].

Развитые коммуникативные способности и сформированная способность к конструктивному влиянию могли бы оказать позитивное воздействие на происходящие изменения в студенческом возрасте и способствовать поиску новых, наиболее продуктивных способов коммуникативного взаимодействия, улучшить морально-психологический климат в студенческом коллективе, наладить дисциплину и, соответственно, повысить успеваемость.

Именно в студенческом возрасте развиваются и закрепляются качества личности, способствующие формированию способности к конструктивному влиянию.

Актуальность данной проблемы детерминирована необходимостью разрешения ряда противоречий:

—между требованиями социального заказа современного общества на специалиста высшей квалификации с развитой коммуникативной культурой, способностью к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности и недостаточной обращенностью системы высшего образования к развитию таких способностей у будущих специалистов;

- между возрастающей потребностью студента быть компетентным в применении техник конструктивного влияния в коммуникативной деятельности и неразработанностью психологических условий, способствующих эффективности данного процесса;

-между формальным признанием необходимости формирования способности студента к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности и отсутствием научно-методического обеспечения формирования данной способности в образовательном процессе вуза.

Исходя из актуальности проблемы подготовки специалиста нового типа, мы считаем, что формирование его способности к конструктивному влия-

нию в коммуникативной деятельности относится к числу ведущих направлений социально ориентированного обучения, продиктованного временем и обоснованного сензитивностью студенческого возраста к развитию данной способности.

В настоящее время для большинства будущих специалистов изучение психологии общения и тем более психологии конструктивного влияния в коммуникативной деятельности ограничивается поверхностным ознакомлением с теоретическими основами и формированием установки на дальнейшее самообразование и самовоспитание.

Учитывая, что коммуникативная деятельность в период позднего юношеского возраста становится фактором социализации личности, становления будущего специалиста как профессионала своего дела, а конструктивное влияние в коммуникативной деятельности студента выступает регулятором межличностных отношений и средством формирования моральных, нравственных, эстетических ценностей и норм поведения, актуальность развития способности студента к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности несомненна.

Центральное место в формировании способности студента к конструктивному влиянию занимает разработка, организация и проведение таких психолого-педагогических занятий, которые моделируют ситуации конструктивного влияния, повышают уровень коммуникативной компетентности, способствуют воспитанию ценностного отношения к себе и другим.

В настоящее время нами разрабатывается система видов деятельности психолога со студентами по реализации психологических условий развития данной способности.

Библиографический список

1. Бодалев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Бодалев. - 3-е изд. пере-раб. и допол. — М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЕК, 2002. - 320 с. - 18ВК 5-89502-343-6 (МПСИ). - ШВЫ 5-895-417-3.

2. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст ]: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. -512 с. - ГБВЫ 5-93134-195-1.

3. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст]. В 2 т. Т. 2. / А. Н. Леонтьев; под. ред. В. В. Давыдова [и др.]. - М.: Педагогика, 1983. -391 с.

4. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учеб. для студентов вузов. / В. С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2003. — 456 с. — 18ВИ 5—7695—0408—0.

5. Осипова, Т. Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза: на материалах спецкурса «Психология общения» [Текст]: дис. ... канд. психолог, наук.: 19. 00. 07 / Т. Ю. Осипова. — Томск. - 198 с. -6100-19/381-6.

6. Психология влияния [Текст] / сост. А. В. Морозов. - СПб.: Питер, 2000. — 456 с. - (Хрестоматия по психологии). - ISBN -5-272-00060-9.

7. Реан, А. А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб.: Питер, 2003. - 432 с. -ISBN 5-272-00266 -0.

8. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. J1. Рубинштейн. - М., 1976. - 246 с.

9. Сидоренко, Е. В. Тренинг влияния и противостояние влиянию [Текст] / Е. В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2006. - 256 с. - ISBN 5-9268-0069-2.

10. Словарь практического психолога [Текст] / сост. С. Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800 с. - ISBN 985-433-167-9.

11. Чалдини, Р. Психология влияния [Текст] / Р. Чалдини. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 272 с, - ISBN 5 -8046-0001-Х.

12.Strutton, D., Pelton L. Е., Lumpkin J. R. Sex differences in ingratiatory behavior: an investigation of influence tactics in the salesman- customer dyad. // Journal of business research. - 1995. - V. 34. - P. 35-45.

13. Yukl, G., Tracey J. B. Consequences of influence tactics used with subordinates, peers, and the boss // Journal of applied psychology. - 1992. - V. 77. - P. 525-535.

РАЗДЕЛ V

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.018,1

Шубович Марина Михайловна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности Ульяновского государственного университета, [email protected], Ульяновск

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Shubovich Marina Mihailovna

Cand. Sc. Education, Docent of Pedagogy department of professional education and social activity in Ulyanovsk State University, [email protected], Ulyanovsk

EDUCATION AND HUMANIZATION AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

Гуманистические идеалы добра, красоты, истины, справедливости, равноправных отношений между людьми давно вошли в золотой фонд человеческой культуры. Они определяли и высокий смысл деятельности педагогов прошлого и современности. Сегодня, когда часть этих идеалов утрачена, вновь возрос интерес к механизмам их восстановления. Проблема заключается в том, чтобы реализовать гуманистические идеалы в таких социальных институтах, как семья, современная массовая школа, учреждения дополнительного и профессионального образования, функционирующих в динамично изменяющемся мире - с его противоречиями глобального характера, с угрозой социально-экономического кризиса, дегуманизации и отчуждения личности от общественного развития, других людей, от сферы труда.

Основные педагогические идеи гуманизации образования и воспитания - увеличение количества общечеловеческих ценностей, далеких от насилия и агрессии; преемственность между поколениями, передача подрастающему поколению эмпирического опыта познания мира и мировой общественной практики в таких видах деятельности, как обучение, труд, культура и т. д.; постоянно возрастающие потребности в знаниях для усиления цивилизованности и благосостояния людей; общеразвивающий эффект процесса гуманизации (образовательная подготовка, семейное воспитание, развитие мировоззрения, опыта деятельности, психических фун-

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ...

кций, креативности, творческих способностей личности), - легли в основу гуманистической педагогики.

Эволюция идей гуманизации в педагогической теории и практике происходила и происходит на всем протяжении развития человеческого общежития и отражается как в мировых, глобальных проблемах общества, так и в индивидуально-личностных проблемах, касающихся отдельно взятой личности. Идеи гуманизации касаются взаимоотношения людей в обществе, в семье, в образовательных учреждениях. Эти идеи касаются вопросов сохранения физического и духовного состояния участников образовательного и воспитательного процессов, их социального благополучия [2].

Появлением многих гуманистических идей, норм образования и воспитания, идей гуманной, понимающей педагогики мы обязаны великим мыслителям античности, эпохи Возрождения, эпохи экономического меркантилизма Европы XVII в., движению инновационных и альтернативных школ XVIII в., эпохе продуктивного образования XVIII в., петровским реформам в России XVIII в., периоду развития Европы и России, характеризовавшемуся в XIX в. активизацией гражданского общества и др. На рубеже третьего тысячелетия в российском обществе рождается новая система общественных ценностей. На смену прежнего социального опыта приходит новый опыт, основанный на признании личных прав и свобод. Образование и воспитание находятся в центре происходящих преобразований, именно в образовательных учреждениях, в семье формируется опыт толерантных взаимоотношений.

Так, М. Н. Берулава считает, что из самой природы человека вытекает стремление к свободе, справедливости, деятельному участию в том, что происходит вокруг, - все это входит в содержание гуманистического идеала. Дело также в том, что человек в XX столетии попал в сложную ситуацию. С одной стороны, ряд старых гуманистических представлений оказался в чем-то несостоятельным и нуждается в переосмыслении... С другой стороны, трансформации, которые происходят в рамках современной цивилизации означают возрастание возможностей отдельного индивида [1]. Е. Н. Шияпов обратил внимание на то, что наше общество находится на переломном этапе своего развития, который характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов. В центре нового педагогического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует самого человека [5]. Ю. Н. Кулюткин и В. П. Бездухов считают, что проблема гуманизации образования - прямое следствие социально-экономического развития общества, когда неизбежно возникает проблема общественного согласия, основанного на нравственных, гуманистических ценностях. Ее решение, естественно, связано и с

переориентацией общества на адекватные нравственные ценности, и с деятельностью педагогов, воспитывающих гуманистически ориентированную личность обучаемого, и со становлением школы гуманистической ориен тации [4].

Главное же состоит в том, что в современной социокультурной ситуации речь должна идти об угрозе дегуманизации человека, приобретающей в последнее время все большее звучание. Дегуманизация, предстающая на уровне отчуждения человека от труда, общества, культуры, имеет еще один неподвластный элементарной логики и здравому смыслу аспект, а именно: утрата человеком своей человеческой сущности - человечности. Реальная возможность дегуманизации человека, ограбление природных ресурсов, разрушение природной среды и, наконец, гибель человечества в огне ядерной катастрофы - псе это вместе вызывает настоятельную необходимость пересмотра «технократической парадигмы» общества. По-видимому, единственной альтернативой технократическому вызову может стать гуманистическая парадигма, объявляющая человека высшей ценностью на земле и решающая проблемы «человек и мир», «человек и природа», «человек и общество», «человек и человек» на основе общечеловеческих ценностей.

Проблема гуманизации - это не только проблема семьи и системы образования, это глобальная, общечеловеческая проблема, имеющая широкое философско-антропологическое, социальное и даже политическое значение, так как от ее решения зависит построение общественного развития, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Решение проблемы гуманизации общества направлено на то, чтобы экономическое и научно-техническое развитие шло па благо человеку, на создание нравственной гармонии в мире, а также на то, чтобы сам человек имел все возможности для гармонического развития, всестороннего совершенствования, на протяжении всей жизни стремился к нему.

В философии диалектического материализма человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи методологической основой исследования гуманизации образования и воспитания может выступать диалектико-материалистическая аксиология - философское учение о природе ценностей, вскрывающее сущность ценностного подхода и являющееся более общей по отношению к гуманистической проблематике. Под воздействием исторических условий иерархия ценностей видоизменяется, гуманизация вызывает к жизни такую ценностную ориентацию, как «человек - высшая ценность» [4]. Данная ценностная ориентация характеризует гуманистическое содержание мотивов поведения, задает нормативную определенность таким социально-нравственным ценностям, которые в своей совокупности выражают и представляют гуманизм. Это такие ценности, как смысл жизни, человек, его достоинство, уважение, доверие и любовь к людям, забота об их благе и счастье, справедливость и др. Все это делает ценностные ориентации одной из главных, «глобаль-

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ...

ных» характеристик личности, а их формирование, соответственно, одной из основных задач гуманизации образования и воспитания [3].

Сущность гуманизации современного образования заключается в том, что она является концентрированным выражением и отражением научнопознавательных, социально-экономических, политических, нравственных и культурных потребностей общества и личности.

Отметим, что цель гуманизации в образовании имеет внешнюю и внутреннюю направленность. Внешняя состоит в способствовании жизнеобеспечения общества при данных конкретно-исторических условиях, в развитии его общей культуры, в укреплении морально-нравственных устоев. Внутренняя - учитывает тот факт, что в современном быстро меняющемся мире знания, умения и навыки суть явления неустойчивые, они достаточно быстро утрачивают необходимое им стабильное соответствие реальным явлениям и процессам. Выпускник образовательного учреждения должен быть не только «держателем» акций-знаний, но и активным творческим пользователем. Ему необходимо овладеть не только методами и способами постоянного их обновления, но и умениями преодолевать отжившие свое время шаблоны и стереотипы мышления и действий. Приоритетом гуманизации образования является общеразвивающий эффект, сохранение психического и физического здоровья участников образовательного процесса [6\.

С целевыми установками гуманизации образования тесно связаны принципы, предложенные российским педагогом А. В. Петровским. Он выделяет следующие принципы гуманизации процесса обучения: познание обучаемым себя как человека; совпадение интересов обучаемого с общечеловеческими интересами; недопустимость использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать обучаемого на антисоциальные проявления; предоставление обучаемому в педагогическом процессе необходимого общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности; «очеловечивание» обстоятельств в педагогическом процессе; определение качеств формирующейся личности обучаемого, его образованности и развития в зависимости от качества самого педагогического процесса [цит. по 2].

На вопрос, что такое гуманизация образования, в педагогической литературе мы нашли следующие ответы:

- гуманизация образования - это признание ценности конкретного ученика;

- гуманизация образования - это многофакторный и многоплановый процесс;

- гуманизация образования - это обретение учащимися целостной смысловой картины современного мира;

- гуманизация образования - это духовная и нравственная ориентация практической педагогики на систему адекватных нравственных ценностей, ядром которой является ученик как личность;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.