Научная статья на тему 'Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности'

Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / ЛИЧНОЕ ВЛИЯНИЕ / КОНСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ / КОНСТРУКТИВНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / THE STUDENT'S AGE / COMMUNICATIVE ACTIVITY / COMMUNICATIVE TOLERANCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE CREATIVITY / PERSONAL INFLUENCE / CONSTRUCTIVE INFLUENCE / CONSTRUCTIVE OPPOSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашавкина О. И.

Введение. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что способность студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности в период позднего юношеского возраста (18-20 лет) является как фактором социализации личности, так и фактором становления будущего специалиста, проявления его конкурентоспособности в профессиональной деятельности. Цель. На основе деятельностного подхода и основополагающих методологических теорий была разработана структурно-функциональная модель формирования способности к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности, подлежащая апробации и экспериментальному подтверждению. На основании модели была разработана и реализована программа спецкурса с целью формирования данной способности, которая воздействовала на развитие психологических качеств, обеспечивающих способность студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности. В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ, опрос, а также применялись методы математической статистики. Данные, полученные в результате исследования, анализировались с применением параметрических и непараметрических методов статистики. Количественные характеристики были подвергнуты статистической обработке путем подсчета выборочной средней арифметической (mm). Результативность опытно-экспериментальной работы определялась на основе сравнения показателей двух экспериментальных и одной контрольной групп на разных этапах эксперимента. Достоверность и обоснованность полученных различий между средними величинами групп определяли при помощи вычисления средней ошибки разности, вычислением коэффициента Стьюдента-Фишера. Выводы. Исследованием установлена динамика, которая свидетельствует о положительной тенденции в формировании указанной способности. Если в начале формирующего эксперимента отмечалось, что преобладал средний и низкий уровень сформированности данной способности у студентов (75,3%), то в конце эксперимента вырос высокий уровень (на 27%), средний (на 7,3%), а низкий уровень (на 7,8%). Таким образом, экспериментально подтверждено, что разработанная структурно функциональная модель формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности способствует развитию психологических качеств (коммуникативная компетентность, коммуникативная активность, коммуникативная креативность, коммуникативная толерантность, личное влияние, лидерство), обеспечивающих способность к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности. Область применения и перспективы исследования. В связи с необходимостью подготовки конкурентоспособного специалиста для социально-экономической сферы, перед высшими учебными заведениями встают актуальные вопросы по организации процесса формирования способности к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности у студента вуза. Перспективными направлениями научных исследований могут стать следующие: 1) изучение психологических качеств, обеспечивающих формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности с ориентацией на широкие возрастные границы; 2) разработка технологий по формированию способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашавкина О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENT ABILITYFOR CONSTRUCTIVE INFLUENCE IN THE COMMUNICATIVE ACTIVITY

The analysis of psychological literature shows that ability of the student of higher education institution to constructive influence in communicative activity in late youthful age (18-20 years) is both a factor of socialization of the personality, and a factor of formation of future expert, a kind of manifestation of its competitiveness in professional activity. Purpose. On the basis of an activity approach and fundamental methodological theories the structurally functional model of formation of ability to the constructive influence was developed. On the same basis the subject of approbation and experimental confirmation on formation of this ability were researched. On the basis of the developed model the special course program with the purpose of formation of this ability was developed and realized. According to received results the studies, based on the model, influenced the development of the psychological qualities providing ability of the student of higher education institution to constructive influence in communicative activity. In research the following methods were used: poll, testing, questioning, interview, and methods of mathematical statistics were also applied. The data received as a result of research, were analyzed with application of parametrical and nonparametric methods of statistics. Quantitative characteristics were subjected to statistical processing by a way of calculation of selective average arithmetic (mm). Productivity of skilled and experimental work was defined on the basis of comparison of indicators of two experimental and one control groups at different stages of experiment. Reliability and validity of the received distinctions between average sizes of groups determined by means of calculation of an average error of a difference, reliability degree by Student-Fischer's table. Conclusions. Research established dynamics which testifies to a positive tendency in formation of the specified ability. If at the beginning of forming experiment it was noted that average and low level of a formation of this ability at students (75,3 %) prevailed, at the end of experiment high level (grew by 27 %), average (for 7,3 %), and low level on (for 7,8 %). Thus, it is experimentally confirmed that developed structurally the functional model of formation of ability of the student of higher education institution to constructive influence in communicative activity promotes development of psychological qualities (communicative competence, communicative activity, communicative creativity, communicative tolerance, personal influence, leadership), providing ability to constructive influence in communicative activity. Scope and research prospects. At present higher educational institutions face the problem of formation of ability to constructive influence in communicative activity at the student of higher education institution. The following can become the perspective directions of scientific researches: 1) studying of the psychological qualities providing formation of ability of the student of higher education institution to constructive influence in communicative activity with orientation to wide age brackets; 2) development of technologies on for© mation of ability of the student of higher education institution to constructive influence in communicative activity.

Текст научной работы на тему «Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности»

УДК 15; 378 ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА К КОНСТРУКТИВНОМУ ВЛИЯНИЮ В КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кашавкина О.И.

Введение. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что способность студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности в период позднего юношеского возраста (18-20 лет) является как фактором социализации личности, так и фактором становления будущего специалиста, проявления его конкурентоспособности в профессиональной деятельности.

Цель. На основе деятельностного подхода и основополагающих методологических теорий была разработана структурно-функциональная модель формирования способности к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности, подлежащая апробации и экспериментальному подтверждению.

На основании модели была разработана и реализована программа спецкурса с целью формирования данной способности, которая воздействовала на развитие психологических качеств, обеспечивающих способность студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ, опрос, а также применялись методы математической статистики. Данные, полученные в результате исследования, анализировались с применением параметрических и непараметрических методов статистики.

Количественные характеристики были подвергнуты статистической обработке путем подсчета выборочной средней арифметической ^^.

Результативность опытно-экспериментальной работы определялась на основе сравнения показателей двух экспериментальных и одной контрольной групп на разных этапах эксперимента.

Достоверность и обоснованность полученных различий между средними величинами групп определяли при помощи вычисления средней ошибки разности, вычислением коэффициента Стьюдента-Фишера.

Выводы. Исследованием установлена динамика, которая свидетельствует о положительной тенденции в формировании указанной способности. Если в начале формирующего эксперимента отмечалось, что преобладал средний и низкий уровень сформированности данной способности у студентов (75,3%), то в конце эксперимента вырос высокий уровень (на 27%), средний (на 7,3%), а низкий уровень (на 7,8%).

Таким образом, экспериментально подтверждено, что разработанная структурно - функциональная модель формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности способствует развитию психологических качеств (коммуникативная компетентность, коммуникативная активность, коммуникативная креативность, коммуникативная толерантность, личное влияние, лидерство), обеспечивающих способность к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

Область применения и перспективы исследования.

В связи с необходимостью подготовки конкурентоспособного специалиста для социально-экономической сферы, перед высшими учебными заведениями встают актуальные вопросы по организации процесса формирования способности к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности у студента вуза.

Перспективными направлениями научных исследований могут стать следующие: 1) изучение психологических качеств, обеспечивающих формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности с ориентацией на широкие возрастные границы; 2) разработка

технологий по формированию способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

Ключевые слова: коммуникативная деятельность, коммуникативная толерантность, коммуникативная компетентность, коммуникативная креативность, личное влияние, конструктивное влияние, конструктивное противостояние, студенческий возраст.

FORMATION OF STUDENT ABILITYFOR CONSTRUCTIVE INFLUENCE IN THE COMMUNICATIVE ACTIVITY

Kashavkina O.I.

The analysis of psychological literature shows that ability of the student of higher education institution to constructive influence in communicative activity in late youthful age (18-20 years) is both a factor of socialization of the personality, and a factor of formation of future expert, a kind of manifestation of its competitiveness in professional activity.

Purpose. On the basis of an activity approach and fundamental methodological theories the structurally functional model of formation of ability to the constructive influence was developed. On the same basis the subject of approbation and experimental confirmation on formation of this ability were researched.

On the basis of the developed model the special course program with the purpose of formation of this ability was developed and realized. According to received results the studies, based on the model, influenced the development of the psychological qualities providing ability of the student of higher education institution to constructive influence in communicative activity.

In research the following methods were used: poll, testing, questioning, interview, and methods of mathematical statistics were also applied. The data received as

a result of research, were analyzed with application of parametrical and nonparame-tric methods of statistics.

Quantitative characteristics were subjected to statistical processing by a way of calculation of selective average arithmetic (mm).

Productivity of skilled and experimental work was defined on the basis of comparison of indicators of two experimental and one control groups at different stages of experiment. Reliability and validity of the received distinctions between average sizes of groups determined by means of calculation of an average error of a difference, reliability degree - by Student-Fischer's table.

Conclusions. Research established dynamics which testifies to a positive tendency in formation of the specified ability. If at the beginning of forming experiment it was noted that average and low level of a formation of this ability at students (75,3 %) prevailed, at the end of experiment high level (grew by 27 %), average (for 7,3 %), and low level on (for 7,8 %).

Thus, it is experimentally confirmed that developed structurally - the functional model of formation of ability of the student of higher education institution to constructive influence in communicative activity promotes development of psychological qualities (communicative competence, communicative activity, communicative creativity, communicative tolerance, personal influence, leadership), providing ability to constructive influence in communicative activity.

Scope and research prospects.

At present higher educational institutions face the problem of formation of ability to constructive influence in communicative activity at the student of higher education institution.

The following can become the perspective directions of scientific researches: 1) studying of the psychological qualities providing formation of ability of the student of higher education institution to constructive influence in communicative activity with orientation to wide age brackets; 2) development of technologies on for-

mation of ability of the student of higher éducation institution to constructive influence in communicative activity.

Keywords: communicative activity, communicative tolerance, communicative competence, communicative creativity, personal influence, constructive influence, constructive opposition, the student's age.

Переход к рыночной экономике и изменение условий жизнедеятельности в нашей стране привели к резкому возрастанию конфронтационных тенденции и обострению взаимоотношений в организациях, негативные последствия которых могут быть преодолены в непосредственном конструктивном влиянии людей друг на друга.

На современном этапе в психологии накоплен определенный объем знаний, необходимых для постановки и решения проблемы формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что способность студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности в период позднего юношеского возраста (18-20 лет) является как фактором социализации личности, так и фактором становления будущего специалиста, проявления его конкурентоспособности в профессиональной деятельности.

Исследование теоретико-методологических трудов ученых

(Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Б. Добрович, Е.Л. Доценко, В.А. Лабунская,

А.Н. Леонтьев, Е.В. Сидоренко) позволило обосновать актуальность нашего исследования и подчеркнуть значимость конструктивного влияния в коммуникативной деятельности у студентов вуза как результата взаимоотношений, направленных на перспективу эффективного сотрудничества и достижение поставленной цели в профессиональной деятельности молодого конкурентоспособного специалиста [1; 2; 5; 6; 9;10; 13].

На основе описания уровней межличностных отношений Е.Л. Доценко мы выделили всего два уровня межличностных отношений, приемлемых в конструктивном влиянии: партнерство и содружество [6].

К истинно конструктивным видам влияния мы отнесли убеждение (аргументацию) и самопродвижение.

К спорным видам конструктивного влияния мы отнесли пробуждение импульса к подражанию, формирование благосклонности и заражение.

К конструктивным видам противостояния влиянию мы отнесли контраргументацию и конструктивную критику.

Таким образом, теоретическое обоснование понятия «конструктивное влияние в коммуникативной деятельности» мы представили в таком определении как «конструктивное влияние в коммуникативной деятельности - это корректное, адекватное воздействие на психическое состояние, чувства, мысли, поступки партнера по коммуникативному взаимодействию с применением исключительно психологических средств (вербальных, невербальных, паралин-гвистических); критериев конструктивного влияния: (1) оно не снижает значимости личности людей, в нем участвующих; 2) оно психологически корректно (тактично, доброжелательно); 3) оно удовлетворяет потребности обеих сторон); видов конструктивного влияния (убеждение, самопродвижение) и конструктивного противостояния (контраргументация, конструктивная критика)».

Анализ отечественных и зарубежных теретико-методологических подходов к исследованию личности студента позволил нам выделить психологическую характеристику молодого человека в студенческом возрасте и рассмотреть данный этап развития как сензитивный период для формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

Рассматривая проблему студенческого возраста в отечественной возрастной психологии на основе трудов ученых (А.С.Арсеньев, В.В.Давыдов, И.С. Кон, М.Ю. Кондратьев, Е.А. Леванова, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина и др.),

мы выделили в психологическом развитии процесс освоения студентом культурных ценностей посредством общения, а также психологические качества, обеспечивающие способность студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности [4; 7; 8; 10; 11].

Мы опирались на особенности студенческого возраста: 1) подростковая и юношеская сензитивность к социальным феноменам; психологические и социальные тенденции взросления в разных сферах жизнедеятельности; 2) готовность к изменениям, потребность в телесных и духовных достижениях, как характеристике подросткового и юношеского возраста; 3) потребность в признании, в понимании, в желании конструктивно выстраивать взаимоотношения.

Теория идентичности Э. Эриксона позволила нам объяснить причины таких особенностей студенческого возраста, как нонконформное, конфликтное поведение. Учитывая особенности периода взросления, рассмотренные

Э. Эриксоном, мы увидели конкретные препятствия и пути их решения в осуществлении задачи формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

Исследование когнитивной теории взросления Ж. Пиаже позволило обратить наше внимание на изменение и развитие когнитивных функций в данный период, что является положительным и необходимым психологическим условием в процессе формирования способности к конструктивному влиянию в студенческом возрасте. Автор объясняет приспособление и творческое развитие индивида процессами ассимиляции и аккомодации в данный период развития, в связи с чем коммуникативную креативность мы считаем одним из необходимых психологических качеств студента вуза, обеспечивающих процесс конструктивного влияния в коммуникативной деятельности [12].

Исследованная теория Р. Лазаруса предоставила нам возможность рассмотреть процессы преодоления любых трудностей (интерактивных и коммуникативных) в студенческом возрасте. Стратегии преодоления трудностей используются тогда, когда известный индивиду спектр форм поведения оказыва-

ется исчерпанным и необходимо нечто новое, что позволило бы конструктивно справиться с, возможно, никогда ранее не встречавшейся ситуацией. Мы считаем, что таким «новым» является процесс формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности предполагает развитие ряда психологических качеств, обеспечивающих данный процесс.

Комплекс психологических качеств, обеспечивающих способность студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности, включает: коммуникативную компетентность, коммуникативную активность, коммуникативную креативность, коммуникативную толерантность, личное влияние, лидерство. Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности исследовались нами на основе теоретических трудов ученых:

коммуникативная активность (К.А. Альбуханова, А.А. Бодалев,

Л.С. Выготский, Л.Я. Гозман, А.Б. Добрович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Е. Мелибруда, Н.Н. Обозов, Д.Б. Эльконин) [2; 5;10];

личное влияние (Е.Л.Доценко, С.Кови, А. Маслоу, В.М. Погольша) [6]; лидерство (М. Гэмбл, Т. Гэмбл, Г. Керфи, Ш. Кирпатрик, Э. Леке,

Р. Пауэрс, Р.М. Стогдил, Р. Хоган, Я. Холандер) [14; 15]; коммуникативная компетентность (Е.В. Руденский, Ж.Пиаже) [12]; коммуникативная креативность (В.И. Андреев, Х.Х. Андерсон, А.А. Бодалев, Дж.П. Гилфорд, В.Н. Куницина, В.Л. Леви, С.И. Макша-нов,С. Медник, А.В. Мудрик, Е.П. Торренс, Н.Ю. Хрящева, Т. Шибутани, Х. Швет) [2];

коммуникативная толерантность (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин,

A.А. Бодалев, В.В. Бойко, Н. Браун, И.Б. Гасанов, И.С. Кон, Г. Маркузе,

B. Райх, Э. Фромм, К. Хорни) [2;7].

На основе теоретических подходов в исследовании способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности и основополагающих методологических теорий нами была разработана структурнофункциональная модель.

Модель содержит: цель: формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности; компоненты способности к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности (аффективный: самоуважение, самооценка, самопредъявление, самоконтроль, эмпатия; когнитивный: знание психологии общения, особенностей конструктивного влияния: виды, техники, критерии конструктивного влияния; регулятивный: коммуникативная активность, коммуникативная толерантность, умение излагать мысли, умение слушать, умение организовывать взаимодействие, умение влиять); подход: деятельностный; принципы: 1) принцип активности, включающий надситуативную активность как специфическую особенность психики; 2) принцип интериоризации - экстериоризации как меха-

низмов усвоения общественно - исторического опыта; 3) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности; 4) принцип системного анализа психики; 5) принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности; психологические условия: развитие у студента мотивационного отношения к формированию способности к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности; развитие уровня психологических качеств, обеспечивающих конструктивное влияние в коммуникативной деятельности (коммуникативная компетентность, коммуникативная активность, коммуникативная креативность, коммуникативная толерантность личное влияние, лидерство); формирование коммуникативных знаний, умений и навыков, способствующих успешному применению способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности; средства: лекционные и семинарские занятия, тренинги, развивающие игры, разбор конкретных ситуаций, специальные развивающие упражнения, способствующие

отработке навыков по применению критериев конструктивного влияния; этапы: диагностический, формирующий, контрольно-оценочный; результат:

способность студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

На основании модели нами была разработана и реализована программа спецкурса «Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности», действующая на основе деятельностного подхода, критериев конструктивного влияния и особенностей студенческого возраста. Данная программа способствовала развитию психологических качеств, обеспечивающих способность студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности: 1) с учетом его подростково - юношеской сензитивности к социальным феноменам (на основе принципа развития, историзма, предметности); 2) с учетом его готовности к изменениям (на основе принципа активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность психики; 3) с учетом потребности в признании, в понимании, в желании конструктивно выстраивать взаимоотношения (на основе принципа интериоризации - экстериоризации как механизмов усвоения общественно - исторического опыта); 4) с учетом усвоения критериев конструктивного влияния (на основе принципа единства строения внешней и внутренней деятельности); 5) с учетом рефлексии и самоанализа формируемой способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности (на основе принципа системного анализа психики); 6) с учетом самосовершенствования способности к конструктивному влиянию и конструктивному противостоянию (на основе принципа зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности).

Программа спецкурса «Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности» реализовывалась путем применения различных видов занятий: лекций, семинарских занятий, тре-

нингов, деловых игр, разбора конкретных ситуаций, проведения диагностического анализа и самоанализа.

Мы использовали такие образовательные технологии, как рефлексивные (рефлексивные упражнения в тренингах), направленные на развитие критического мышления и объективной самооценки, практико-ориентированные (инсценирование конструктивного влияния в деловых ситуациях). Они расширили возможности формирующего процесса, что позволило снять противоречия, возникающие при переносе теоретических знаний в практическую сферу, позволило воспринимать их в качестве необходимых инструментов при реализации способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

Внедряя данные технологии, мы осуществляли обучение студентов через такие организационные формы, как имитационная игра, игра-моделирование посредством методов рефлексии, стимулирования к успеху, видеометода.

Формирующий этап осуществлялся в соответствии со структурнофункциональной моделью формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

Результативность опытно-экспериментальной работы определялась на основе сравнения показателей двух экспериментальных и одной контрольной групп на разных этапах эксперимента. Исследованием установлена динамика, которая свидетельствует о положительной тенденции в формировании способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

Таблица 1. Распределение студентов экспериментальных (э) и контрольной (к) групп по уровню сформированности способности к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности на начало и окончание опытноэкспериментальной работы, в % (в - высокий, с - средний, н - низкий уровень).

Уровни сформированности способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности

Г руппы аффективный компонент когнитивный компонент регулятивный компонент общий уровень

В С Н В С Н В С Н В С Н

Э(начало) 33 50,4 16,6 10,6 63,4 26 22,4 42,4 35,2 24,4 50,3 25,3

К(начало) 16,6 57,4 26, 4 76 20 20,8 56 23,2 16,4 60,8 22,8

Э (оконч.) 50,1 39,6 9,3 48,6 48 3,4 54,8 44,4 0,8 52 43 5

К (оконч.) 15,4 61,3 23,3 5,4 92 2,6 24,8 56 19,2 16,5 66 17,5

В экспериментальных группах студентов вуза выявилось явное повышение уровня сформированных психологических качеств, обеспечивающих способность к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности и отразившихся в трех формирующих компонентах: аффективном, когнитивном и регулятивном.

В заключении обобщены результаты исследования, подтверждающие выдвинутую гипотезу, поставленные задачи, и сформулированы выводы:

1. Уточнено научное представление о понятии «способность к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности у студента вуза». Данный конструкт нами определяется как способность оказывать корректное, адекватное воздействие на психологическое состояние, чувства, мысли, поступки партнера по коммуникативному взаимодействию с учетом взаимоуважения, удовлетворения интересов обеих сторон, способствующих саморазвитию личности, продуктивным взаимоотношениям и становлению конструктивного взаимовлияния.

2. Определены и проанализированы основные направления в отечественной и зарубежной психологии, в русле которых ведется изучение способности

студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности, подобраны методы и методики изучения уровня сформированности способности к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности. На их основе создана и обоснована структура способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности, которая включает следующие компоненты: аффективный (самоуважение, самооценка, самопредъявление, самоконтроль, эмпатия); когнитивный (знание психологии общения, особенностей конструктивного влияния: виды, техники, критерии конструктивного влияния); регулятивный (коммуникативная активность, коммуникативная толерантность, умение излагать мысли, умение слушать, умение организовывать взаимодействие, умение влиять).

3. Выявлены и обоснованы психологические качества, обеспечивающие способность студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности, а именно: коммуникативная компетентность, коммуникативная активность, коммуникативная креативность, коммуникативная толерантность, личное влияние, лидерство.

4. Определены психологические условия, обеспечивающие формирование и реализацию способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности: 1) развитие у студента мотивационного отношения к формированию способности к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности; 2) развитие высокого уровня психологических качеств, обеспечивающих конструктивное влияние студента вуза в коммуникативной деятельности (коммуникативная компетентность, коммуникативная активность, коммуникативная креативность, коммуникативная толерантность, личное влияние, лидерство); 3) формирование коммуникативных знаний, умений и навыков, способствующих успешному применению способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

5. Теоретически обоснована и апробирована структурно - функциональная модель формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

6. Разработаны методические рекомендации по реализации модели формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности, обеспечивающие формирование данной способности и таким образом создающие условие для дальнейшего совершенствования и саморазвития будущего конкурентоспособного специалиста на рынке труда.

Экспериментально подтверждено, что разработанная структурно - функциональная модель формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности способствует развитию психологических качеств, обеспечивающих способность к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы. Перспективными направлениями научных исследований могут стать следующие: изучение психологических качеств, обеспечивающих формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности с ориентацией на широкие возрастные границы, разработка технологий по формированияю способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: МГУ, 1987. 307с.

2. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЕК, 2002. 320 с.

3. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. М.: Academia, 2002.

197с.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

5. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М.: Знание, 1980. 160 с.

6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997. 344 с.

7. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблема формирования личности. М.: Просвещение, 1979.175 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.; Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1997. 263 с.

9. Лабунская В.А. Менджерецкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М.: Академия, 2001. 288 с.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1996. 376 с.

11. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. М.: МГПИ, 1985. 105 с.

12. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: РИМИС, 2008.

659 с.

13. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2006. 256 с.

14. Kirkpatrick S.A. Prjamoe vlijanie i kosvennye vozdejstvija treh osnovnyh harizmaticheskih komponentov liderstva na rabote i otnoshenii [Direct and indirect effects of three core charismatic leadership components on performance and attitude] //Journal of applied psychology.1996.V.81. p.36-51.

15. Stogdill R.M. Lichnye faktory svjazalis's liderstvom: surwey literatury [Personal factors associated with leadership: a surwey of the literature] // Jornal of psychology. 1948. V.25. p.37-71.

References

1. Andreeva G.M. Obshchenie i optimizatsiya sovmestnoy deyatel'nosti [Communication and optimization of joint activities]. Moscow: Moscow State University, 1987. 307 p.

2. Bodalev A.A. Psikhologiya obshcheniya [Psychology of communication]. Moscow: Moscow psych.-social in-t; Voronezh: MODEK, 2002. 320 p.

3. Davydov V.V. [ Problemy razvivayushchego obucheniya ] Problems of developmental education: the experience of the theoretical and experimental psychological research. Moscow: Pedagogy, 1986. 240 p.

4. Dobrovich A.B. Obshchenie: nauka i iskusstvo [Communication: an art and a science]. Moscow: Knowledge, 1980. 160 p.

5. Dotsenko E.L. Psikhologiya manipulyatsii: fenomeny, mekhanizmy i zash-chita [ The psychology of manipulation: phenomena, mechanisms and protection]. Moscow: CheRo, 1997. 344 p.

6. Glozman Zh.M. Obshchenie i zdorov'e lichnosti [Communication and health of the individual]. Moscow: Academia, 2002. 197 p.

7. Kon I.S. Psikhologiya yunosheskogo vozrasta: problema formirovaniya lichnosti [The psychology of adolescence: the problem of formation of the personality]. Moscow: Education, 1979. 175 p.

8. Kondratyev M.Yu. Podrostok v zamknutom kruge obshcheniya [A teenager in a closed circle of communication]. Moscow; Voronezh: inst. of practical psychology, 1997. 263 p.

9. Kirkpatrick S.A. Prjamoe vlijanie i kosvennye vozdejstvija treh osnovnyh harizmaticheskih komponentov liderstva na rabote i otnoshenii [Direct and indirect effects of three core charismatic leadership components on performance and attitude]. Journal of applied psychology 81 (1996): 36-51.

10. Labunskaya V.A., Mendzheretskaya J.A., Breus E.D. Psikhologiya zatrud-nennogo obshcheniya. Teoriya. Metody. Diagnostika [Psychology of poor communi-

cation. Theory. Methods. Diagnostics. The Correction]. M.: The academy, 2001. 288 P.

11. Leontiev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activities. Consciousness. The Personality]. Moscow: International publishers, 1996. 376 p.

12. Mukhina V.S. Problemy genezisa lichnosti [The problem of the genesis of the individual]. Moscow: MGPI, 1985. 105 p.

13. Piaget J. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow: Rimis, 2008. 659 p.

14. Sidorenko, E.V. Trening vliyaniya i protivostoyaniya vliyaniyu [Training impact and background effects]. St. Petersburg.: Speech, 2006. 256 p.

15. Stogdill, R.M. Lichnye faktory svjazalis's liderstvom: surwey literatury [Personal factors associated with leadership: a surwey of the literature]. Journal of psychology 25 (1948): 37-71.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Кашавкина Ольга Ивановна, аспирант кафедры общей психологии

Оренбургский государственный университет

пр-т Победы, д.13, г. Оренбург, Оренбургская область, 460018, Россия e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kashavkina Olga Ivanovna, post-graduate student, chair of the general psychology

Orenburg state university

13, Victory Avenue, Orenburg, Orenburg region, 460018, Russia e-mail: [email protected]

Рецензент: Епанчинцева Галина Александровна, доктор психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.