Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ФЕНОМЕНА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ФЕНОМЕНА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дизайн / феномен дизайна / трансформационные процессы культуры / проблема границ дизайна / дизайн-практика. / Design / design phenomenon / transformational processes of culture / problem of design borders / design practice.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Фролова Н. Ю.

В статье рассматривается трансформация феномена дизайна в условиях смены культурной парадигмы, когда он расширяет границы своего влияния, проникая в различные сферы жизнедеятельности человека. Положение дизайна в пространстве культуры становится более значимым: он выходит за рамки организатора и оформителя предметнопространственной среды бытия человека. В настоящее время дизайн претендует на роль законодателя ценностных ориентиров людей. Определяются границы дизайна и рассматриваются особенности их трансформации в контексте расширения границы (диффузия) и размывания границы (парцелляция).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND TRANSFORMATION PROCESSES OF MODERN DESIGN: THE PROBLEM OF DETERMINING THE BOUNDARIES OF THE PHENOMENON

This article discusses the transformation of the phenomenon of design in a changing cultural paradigm, when it expands the boundaries of its influence, penetrating into various spheres of human activity. The position of design in the space of culture becomes more significant: it goes beyond the framework of the organizer and designer of the subject-spatial environment of a person. Currently, the design claims the role of a lawmaker of values. The article defines the boundaries of the design and discusses the features of their transformation in the context of border expansion (diffusion) and border blurring (parcellation).

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ФЕНОМЕНА»

УДК 159.92+7.012(075.8)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ФЕНОМЕНА

© 2021 Н. Ю. Фролова

доцент кафедры коммуникативного дизайна, факультет социокультурных коммуникаций e-mail: frolovanu @ bsu. by

Белорусский государственный университет (Минск, Республика Беларусь)

В статье рассматривается трансформация феномена дизайна в условиях смены культурной парадигмы, когда он расширяет границы своего влияния, проникая в различные сферы жизнедеятельности человека. Положение дизайна в пространстве культуры становится более значимым: он выходит за рамки организатора и оформителя предметно-пространственной среды бытия человека. В настоящее время дизайн претендует на роль законодателя ценностных ориентиров людей. Определяются границы дизайна и рассматриваются особенности их трансформации в контексте расширения границы (диффузия) и размывания границы (парцелляция).

Ключевые слова: дизайн, феномен дизайна, трансформационные процессы культуры, проблема границ дизайна, дизайн-практика.

PSYCHOLOGICAL AND TRANSFORMATION PROCESSES OF MODERN DESIGN: THE PROBLEM OF DETERMINING THE BOUNDARIES

OF THE PHENOMENON

© 2021 N. Yu. Frolova

Associate Professor of Communication Design, Faculty of social and cultural communications e-mail: frolovanu @ bsu. by

Belarusian State University (Minsk, Republic of Belarus)

This article discusses the transformation of the phenomenon of design in a changing cultural paradigm, when it expands the boundaries of its influence, penetrating into various spheres of human activity. The position of design in the space of culture becomes more significant: it goes beyond the framework of the organizer and designer of the subject-spatial environment of a person. Currently, the design claims the role of a lawmaker of values. The article defines the boundaries of the design and discusses the features of their transformation in the context of border expansion (diffusion) and border blurring (parcellation).

Keywords: design, design phenomenon, transformational processes of culture, problem of design borders, design practice.

В настоящее время феномен дизайна невозможно рассматривать без анализа и учета психологии больших масс людей, психологии восприятия и потребления, без учета социокультурной ситуации в мире, которая существенно обострилась в результате

проблем постиндустриальной цивилизации: войны, экономические просторечия, глобализация, экологические и социальные проблемы, миграция, техногенные катастрофы, усиление влияния информационной среды и т.д. Изменился образ жизни человека, весь уклад социального бытия личности: городской шум, плотность населения, агрессивность и враждебность среды, хаос коммуникаций и т. д. Человек постепенно утрачивает контроль над социальными процессами, что рождает беззащитность перед нарастающим произволом цивилизации. Теряется традиционная система ценностных установок, формируется совершенно новая система информационной культуры [Бредихин 2019; 2019а]. В такой ситуации дизайн как проектная деятельность по гармонизации жизнедеятельности человека получает особую роль, проявляя свои художественно-образные и функциональные особенности в упорядочении жизненного пространства человека [Репринцев 2018; 2019]. «В парадигмах информационной культуры открываются новые возможности проектировать не только пространственные вещественные и средовые структуры, но и нематериальные социальные системы, организационные структуры, виртуальные объекты. Теоретический и методологический багаж сегодняшнего этапа осмысления дизайна, новые медиа и коммуникативные технологии позволяют реализовывать самые утопические или прогностические идеи. Поэтому помимо видового приращения и разнообразия типологии дизайна, связанного с увеличением количества и масштабов объектов социотехническоей системы, можно фиксировать появление новейших сфер непредметного дизайна: организационного, консультационного, политического, РЯ-дизайна и др.» [Климов 2013: 79-80].

Такая ситуация определила интерес к феномену различных исследователей как к проектной культуре и как важному выразителю и оформителю процессов, проходящих в обществе. Анализ состояния современного дизайна и дизайн-образования опирается на актуальные представления философии, социологии, психологии, эстетики, эргономики. В последнее время появились исследования, изучающие проектную природу и методы проектирования дизайна. Способность комплексного подхода в проектировании делает дизайн успешным примером для других методик проектирования. Сам дизайн, благодаря своей структуре проектирования, становится успешной стратегией для примера. Достижения современной антропологии, культурологии, социальной психологии, социологии и эргономики предопределяют комплексный характер дизайн-проектирования, возможности моделирования комфортной среды бытия людей. Как отмечают известные исследователи современного дизайна, дизайн становится сегодня трансграничным феноменом культуры, проникая во все сферы бытия людей, во все сферы общественной жизни [Хуа 2012: 63].

Дизайн характеризуется способностью к быстрому реагированию на запросы общества благодаря своей мобильности. Эта особенная способность феномена быстро отвечать на запросы времени дает дизайну приоритет среди других практик [Репринцев 2019а]. Однако, такая подвижность феномена усложняет обозначение границ и точного определения структуры. В настоящее время происходит смена парадигмы дизайна, которая, в свою очередь, создает многообразие форм и направлений внутри практики проектирования общественных и жилых пространств, среды бытия людей. Диалектическая связь дизайна с культурой проявляет себя в органичной сопряженности проектного творчества художников, создающих гуманистическую, комфортную среду, в которой растворяются границы одномерного восприятия пространства, изменяются параметры предметной среды, происходит ее перестройка на основе обращенности к человеку, его внутреннему состоянию, моделируемому с учетом нужных (заданных) психологических эмоциональных состояний и ощущений, о чем вполне конкретно размышляют многие современные теоретики дизайна и архитектуры [Чижиков 2006: 5]. Современная ситуация всепроникающего дизайна провозглашает универсальную

семантическую трактовку предметов, знаков и образов. Он становится важным агентом процессов кодирования и раскодирования современного языка образов и предметов [Чепурова 2011: 30]. Все эти процессы приводят к тому, что термин «дизайн» используется в общественном пространстве очень широко, часто размывая границы понятия до неопределенности. Мы можем увидеть такие использования понятия, которые относят нас к совершенно другим видам деятельности, далеко отстоящим от самой сути дизайна, как, например, «дизайн ногтей», «дизайн фракталов», «дизайн генетических элементов», «дизайн жизни» и т. д. Тем не менее, находясь в состоянии неустойчивости и неопределенности границ, он продолжает выполнять ряд важных социальных функций:

- упорядочивает предметно-пространственную среду человека, создавая функциональное и эстетическое пространство для личного, общественного и профессионального пользования;

- формирует образное представление о продуктах и услугах;

- способствует потребительскому спросу и формирует потребительские представления о продуктах и услугах;

- предлагает человеку оптимизацию в различных видах жизнедеятельности;

- формирует вкусовые и стилистические установки;

-удовлетворяет фундаментальные потребности человека в общении посредством своей коммуникативной способности;

- транслирует культурные коды;

- является существенным агентом рынка и экономики.

Дизайн выступает активным участником трансформационных процессов современного общества и поэтому существует необходимость обозначения его границ для определения его поля деятельности. Рассмотрение границ феномена является возможным в двух ракурсах. В первом случае мы предполагаем, что некие границы дизайна существуют, хотя и находятся в подвижном состоянии и трудно определяемы. Если мы принимает такую позицию, то его определение возможно в двух положениях: расширение границ феномена (диффузия) и фрагментирование феномена (парцелляция).

Расширение границы дизайна (диффузия) можно наблюдать в общественном пространстве повсеместно, что приводит к неконтролируемому «раздутию» понятия, которое вызывает сложность определения как границ, так и структуры. Как пишет Х.С. Гафаров, технологические изменения современной реальности в последние два десятилетия закономерно ведут к «пролиферации понятия «дизайн». Это порождает множество новых эффектов, связанных с расширением зоны применения дизайна и дизайнерских практик, способствуя рождению новых феноменов (дизайн-мышления, дизайна услуг, дизайна здоровья, социального дизайна, коммуникативного дизайна и т.д.) [Гафаров 2017: 20]. Такое расширение термина дает возможность для множественных манипуляций в общественном сознании, что зачастую приводит к подмене смыслов. Кроме того, мы можем наблюдать, как термин входит внутрь других практик или находится на стыке с ними, формируя новые виды и направления деятельности. Сегодня под понятием «дизайн» могут скрываться совершенно разные смыслы и практики, что существенно усложняет понимание сути дизайн-деятельности и приводит к подмене понятия.

Парцелляция дизайна происходит из-за усложнения форм и методов проектирования и производства, возникновения новых технологий, что приводит к возникновению узконаправленных специализаций для конкретных процессов. Такие процессы дробят основные направления дизайна на узкие, конкретные специализации. Как результат, в настоящее время высшая школа предлагает образование

под конкретные запросы рынка. Еще в середине прошлого века дизайн имел всего несколько направлений деятельности: промышленный, графический, средовой, а сегодня мы видим, что наряду с профессией «дизайнер» появились и такие профессии, как «UI/UX дизайнер» или «моушен-дизайнер». Таким образом, происходит усложнение и увеличение специализаций внутри дизайн-практики. Новые специализированные направления зачастую находятся на стыке с другими видами деятельности и знаний. Сегодня наравне с основными видами дизайна (промышленный, графический, дизайн интерьера и т. д.) в практику вошли и совершенно специфические специализации (дизайн компьютерных артефактов и систем дизайн компьютерных артефактов и систем (computer artefacts and systems design) или wayfinding or enveronment design (дизайн пространственной навигации) и т. д.).

Существует и иная точка зрения о том, что практика дизайна сама представляет границу. Эту точку зрения впервые высказала Г.Н. Лола, профессор СПБГУ, которая предположила, что определение границы дизайна невозможно, так как «дизайн есть граница» [Лола 1998: 133], которая разделяет центр и периферию, сакральное и профаное. Г.Н. Лола приводит три онтологические различия границы: «невозможность», суверенность, событийность, которые конкретизируют сущность дизайна и позволяют реальнее представить невидимые границы дизайна, его важнейшие сферы, принципы творения дизайн-продукта - концепта, предопределяющего основные направления движения дизайнерской мысли [Лола 2016: 26]. Концепт как граница представляется подвижной структурой, так как он постоянно трансформируется и усовершенствуется в процессе работы дизайнера. Именно с концепта начинаются все процессы осмысления и преобразования пространства, его художественной интерпретации и преобразования (сначала воображаемого, а потом и реального) [Лола 2016: 32]. Таким образом, Г.Н. Лола дает такое определение дизайна: «Дизайн есть практика набрасывания границы (концепта), в которой" самополагается образ, способный" вызвать к жизни событие-впечатление» [Лола 2016: 33]. Рассмотрение границ феномена возможно и через проектную способность практики дизайна. Первый уровень такой способности - это концепт, первая граница, которую вносит дизайнер. Концепт выполняет «функцию границы, в которой становится возможным событие, по сути, концепт и есть событие» [Лола 2016: 27]. Второй уровень - это проект. Для подготовки проекта дизайнеру необходимо провести ряд действий в рамках методики или в контексте собственного видения решения проблемной ситуации. В любом случае дизайнер делает выбор решения поставленной проблемы. Это приводит проект к определенной форме выражения. Третий уровень проектной способности дизайна заключается в собственно реализованном проекте. Проект включает в себя все формальные и функциональные качества продукта, причем его существование ограничено границами семантики и культурных кодов.

Таким образом, мы можем говорить о сложных процессах трансформации дизайна и, как следствие - трудностях определения границ феномена. Современные трансформационные процессы меняют форму и структуру всех составляющих культуры, но особенно они заметны в дизайн-практике. В процессе изменений дизайн интегрируется в другие социальные практики или присваивается ими [Чижиков 2006: 96]. Трансформация культуры в условиях становления постиндустриального мира неизбежно влечет трансформацию и традиционных художественных практик, в том числе и дизайна [Булатников 2012; 2012а]. Вместе с этими изменениями происходит изменение технологий, концептуальных решений и мировоззренческих основ моделирования среды бытия людей. Все эти изменения в культуре постиндустриального мира закономерно размывают границы между отдельными видами дизайна, создают предпосылки

для взаимопроникновения и интеграции дизайнерских практик. При этом значение творческого начала деятельности дизайнера не исчезает в пространстве современных технологий и цифровых стихий, а создают новые, уникальные возможности для творчества, рождения и воплощения новых смелых дизайнерских идей, решений, преобразования пространства для блага людей и в интересах развития человека [Чижиков 2006: 254].

Библиографический список

Бредихин А.П. Глобализация культуры и современное дизайн-образование: личность художника в диалоге традиций и инноваций // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практич. конф. Ереван: РАУ, 2019. С. 71-77.

Бредихин А.П. Современное дизайн-образование в контексте глобализации культуры: личность художника в диалоге традиций и инноваций // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2019а. № 2 (283). С. 10-15.

Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.

Булатников И.Е. Деструкция общественной морали как проблема современного социального воспитания молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2012а. Т.П. № 5. С.24-30.

Гафаров Х.С. Вызовы глобализации и пролиферация дизайна // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: сб. науч. ст. по материалам I Междунар. науч.-практич. конф. / отв. ред. О.А. Воробьева. Минск: БГУ, 2017. С. 13-24.

Климов В.П. Культурологические модели дизайна: интеграция, полиэмпиризм, полифония. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. 119 с.

Лола Г.Н. Дизайн-код: методология семиотического дискурсивного моделирования. СПб.: ИПК Береста, 2016. 264 с.

Лола Г.Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции. М.: МГУ. 1998. 264 с.

Хуа Н. Дизайн в социокультурной парадигме развития современного общества. Минск: Четыре четверти, 2012. 161 с.

Чепурова О.Б. Трансграничность в дизайне // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 9 (128). С. 58-66.

Чижиков В.В. Дизайн в культуре. М.: МГУКИ, 2006. 361 с.

Репринцев М.А. Диалектика эстетического и утилитарного в профессиональной деятельности дизайнера: от идей Баухауза - к эстетике универсального // Баухауз и художественные школы эпохи авангарда. М., 2019. С. 152-153.

Репринцев М.А. Дизайн в системе средств гуманизации отношений личности и социальной среды: молодежь между традициями культуры и реалиями глобализации // Гуманизация образовательного пространства. Саратов, СГУ, 2018. С. 243-253.

Репринцев М.А. Дизайн в системе факторов формирования общественной морали: миссия художника в условиях глобализации культуры // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сб. науч. тр. Ереван: РАУ, 2019а. С. 330-336.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.