УДК 159.92+7.012(075.8)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ФЕНОМЕНА
© 2021 Н. Ю. Фролова
доцент кафедры коммуникативного дизайна, факультет социокультурных коммуникаций e-mail: frolovanu @ bsu. by
Белорусский государственный университет (Минск, Республика Беларусь)
В статье рассматривается трансформация феномена дизайна в условиях смены культурной парадигмы, когда он расширяет границы своего влияния, проникая в различные сферы жизнедеятельности человека. Положение дизайна в пространстве культуры становится более значимым: он выходит за рамки организатора и оформителя предметно-пространственной среды бытия человека. В настоящее время дизайн претендует на роль законодателя ценностных ориентиров людей. Определяются границы дизайна и рассматриваются особенности их трансформации в контексте расширения границы (диффузия) и размывания границы (парцелляция).
Ключевые слова: дизайн, феномен дизайна, трансформационные процессы культуры, проблема границ дизайна, дизайн-практика.
PSYCHOLOGICAL AND TRANSFORMATION PROCESSES OF MODERN DESIGN: THE PROBLEM OF DETERMINING THE BOUNDARIES
OF THE PHENOMENON
© 2021 N. Yu. Frolova
Associate Professor of Communication Design, Faculty of social and cultural communications e-mail: frolovanu @ bsu. by
Belarusian State University (Minsk, Republic of Belarus)
This article discusses the transformation of the phenomenon of design in a changing cultural paradigm, when it expands the boundaries of its influence, penetrating into various spheres of human activity. The position of design in the space of culture becomes more significant: it goes beyond the framework of the organizer and designer of the subject-spatial environment of a person. Currently, the design claims the role of a lawmaker of values. The article defines the boundaries of the design and discusses the features of their transformation in the context of border expansion (diffusion) and border blurring (parcellation).
Keywords: design, design phenomenon, transformational processes of culture, problem of design borders, design practice.
В настоящее время феномен дизайна невозможно рассматривать без анализа и учета психологии больших масс людей, психологии восприятия и потребления, без учета социокультурной ситуации в мире, которая существенно обострилась в результате
проблем постиндустриальной цивилизации: войны, экономические просторечия, глобализация, экологические и социальные проблемы, миграция, техногенные катастрофы, усиление влияния информационной среды и т.д. Изменился образ жизни человека, весь уклад социального бытия личности: городской шум, плотность населения, агрессивность и враждебность среды, хаос коммуникаций и т. д. Человек постепенно утрачивает контроль над социальными процессами, что рождает беззащитность перед нарастающим произволом цивилизации. Теряется традиционная система ценностных установок, формируется совершенно новая система информационной культуры [Бредихин 2019; 2019а]. В такой ситуации дизайн как проектная деятельность по гармонизации жизнедеятельности человека получает особую роль, проявляя свои художественно-образные и функциональные особенности в упорядочении жизненного пространства человека [Репринцев 2018; 2019]. «В парадигмах информационной культуры открываются новые возможности проектировать не только пространственные вещественные и средовые структуры, но и нематериальные социальные системы, организационные структуры, виртуальные объекты. Теоретический и методологический багаж сегодняшнего этапа осмысления дизайна, новые медиа и коммуникативные технологии позволяют реализовывать самые утопические или прогностические идеи. Поэтому помимо видового приращения и разнообразия типологии дизайна, связанного с увеличением количества и масштабов объектов социотехническоей системы, можно фиксировать появление новейших сфер непредметного дизайна: организационного, консультационного, политического, РЯ-дизайна и др.» [Климов 2013: 79-80].
Такая ситуация определила интерес к феномену различных исследователей как к проектной культуре и как важному выразителю и оформителю процессов, проходящих в обществе. Анализ состояния современного дизайна и дизайн-образования опирается на актуальные представления философии, социологии, психологии, эстетики, эргономики. В последнее время появились исследования, изучающие проектную природу и методы проектирования дизайна. Способность комплексного подхода в проектировании делает дизайн успешным примером для других методик проектирования. Сам дизайн, благодаря своей структуре проектирования, становится успешной стратегией для примера. Достижения современной антропологии, культурологии, социальной психологии, социологии и эргономики предопределяют комплексный характер дизайн-проектирования, возможности моделирования комфортной среды бытия людей. Как отмечают известные исследователи современного дизайна, дизайн становится сегодня трансграничным феноменом культуры, проникая во все сферы бытия людей, во все сферы общественной жизни [Хуа 2012: 63].
Дизайн характеризуется способностью к быстрому реагированию на запросы общества благодаря своей мобильности. Эта особенная способность феномена быстро отвечать на запросы времени дает дизайну приоритет среди других практик [Репринцев 2019а]. Однако, такая подвижность феномена усложняет обозначение границ и точного определения структуры. В настоящее время происходит смена парадигмы дизайна, которая, в свою очередь, создает многообразие форм и направлений внутри практики проектирования общественных и жилых пространств, среды бытия людей. Диалектическая связь дизайна с культурой проявляет себя в органичной сопряженности проектного творчества художников, создающих гуманистическую, комфортную среду, в которой растворяются границы одномерного восприятия пространства, изменяются параметры предметной среды, происходит ее перестройка на основе обращенности к человеку, его внутреннему состоянию, моделируемому с учетом нужных (заданных) психологических эмоциональных состояний и ощущений, о чем вполне конкретно размышляют многие современные теоретики дизайна и архитектуры [Чижиков 2006: 5]. Современная ситуация всепроникающего дизайна провозглашает универсальную
семантическую трактовку предметов, знаков и образов. Он становится важным агентом процессов кодирования и раскодирования современного языка образов и предметов [Чепурова 2011: 30]. Все эти процессы приводят к тому, что термин «дизайн» используется в общественном пространстве очень широко, часто размывая границы понятия до неопределенности. Мы можем увидеть такие использования понятия, которые относят нас к совершенно другим видам деятельности, далеко отстоящим от самой сути дизайна, как, например, «дизайн ногтей», «дизайн фракталов», «дизайн генетических элементов», «дизайн жизни» и т. д. Тем не менее, находясь в состоянии неустойчивости и неопределенности границ, он продолжает выполнять ряд важных социальных функций:
- упорядочивает предметно-пространственную среду человека, создавая функциональное и эстетическое пространство для личного, общественного и профессионального пользования;
- формирует образное представление о продуктах и услугах;
- способствует потребительскому спросу и формирует потребительские представления о продуктах и услугах;
- предлагает человеку оптимизацию в различных видах жизнедеятельности;
- формирует вкусовые и стилистические установки;
-удовлетворяет фундаментальные потребности человека в общении посредством своей коммуникативной способности;
- транслирует культурные коды;
- является существенным агентом рынка и экономики.
Дизайн выступает активным участником трансформационных процессов современного общества и поэтому существует необходимость обозначения его границ для определения его поля деятельности. Рассмотрение границ феномена является возможным в двух ракурсах. В первом случае мы предполагаем, что некие границы дизайна существуют, хотя и находятся в подвижном состоянии и трудно определяемы. Если мы принимает такую позицию, то его определение возможно в двух положениях: расширение границ феномена (диффузия) и фрагментирование феномена (парцелляция).
Расширение границы дизайна (диффузия) можно наблюдать в общественном пространстве повсеместно, что приводит к неконтролируемому «раздутию» понятия, которое вызывает сложность определения как границ, так и структуры. Как пишет Х.С. Гафаров, технологические изменения современной реальности в последние два десятилетия закономерно ведут к «пролиферации понятия «дизайн». Это порождает множество новых эффектов, связанных с расширением зоны применения дизайна и дизайнерских практик, способствуя рождению новых феноменов (дизайн-мышления, дизайна услуг, дизайна здоровья, социального дизайна, коммуникативного дизайна и т.д.) [Гафаров 2017: 20]. Такое расширение термина дает возможность для множественных манипуляций в общественном сознании, что зачастую приводит к подмене смыслов. Кроме того, мы можем наблюдать, как термин входит внутрь других практик или находится на стыке с ними, формируя новые виды и направления деятельности. Сегодня под понятием «дизайн» могут скрываться совершенно разные смыслы и практики, что существенно усложняет понимание сути дизайн-деятельности и приводит к подмене понятия.
Парцелляция дизайна происходит из-за усложнения форм и методов проектирования и производства, возникновения новых технологий, что приводит к возникновению узконаправленных специализаций для конкретных процессов. Такие процессы дробят основные направления дизайна на узкие, конкретные специализации. Как результат, в настоящее время высшая школа предлагает образование
под конкретные запросы рынка. Еще в середине прошлого века дизайн имел всего несколько направлений деятельности: промышленный, графический, средовой, а сегодня мы видим, что наряду с профессией «дизайнер» появились и такие профессии, как «UI/UX дизайнер» или «моушен-дизайнер». Таким образом, происходит усложнение и увеличение специализаций внутри дизайн-практики. Новые специализированные направления зачастую находятся на стыке с другими видами деятельности и знаний. Сегодня наравне с основными видами дизайна (промышленный, графический, дизайн интерьера и т. д.) в практику вошли и совершенно специфические специализации (дизайн компьютерных артефактов и систем дизайн компьютерных артефактов и систем (computer artefacts and systems design) или wayfinding or enveronment design (дизайн пространственной навигации) и т. д.).
Существует и иная точка зрения о том, что практика дизайна сама представляет границу. Эту точку зрения впервые высказала Г.Н. Лола, профессор СПБГУ, которая предположила, что определение границы дизайна невозможно, так как «дизайн есть граница» [Лола 1998: 133], которая разделяет центр и периферию, сакральное и профаное. Г.Н. Лола приводит три онтологические различия границы: «невозможность», суверенность, событийность, которые конкретизируют сущность дизайна и позволяют реальнее представить невидимые границы дизайна, его важнейшие сферы, принципы творения дизайн-продукта - концепта, предопределяющего основные направления движения дизайнерской мысли [Лола 2016: 26]. Концепт как граница представляется подвижной структурой, так как он постоянно трансформируется и усовершенствуется в процессе работы дизайнера. Именно с концепта начинаются все процессы осмысления и преобразования пространства, его художественной интерпретации и преобразования (сначала воображаемого, а потом и реального) [Лола 2016: 32]. Таким образом, Г.Н. Лола дает такое определение дизайна: «Дизайн есть практика набрасывания границы (концепта), в которой" самополагается образ, способный" вызвать к жизни событие-впечатление» [Лола 2016: 33]. Рассмотрение границ феномена возможно и через проектную способность практики дизайна. Первый уровень такой способности - это концепт, первая граница, которую вносит дизайнер. Концепт выполняет «функцию границы, в которой становится возможным событие, по сути, концепт и есть событие» [Лола 2016: 27]. Второй уровень - это проект. Для подготовки проекта дизайнеру необходимо провести ряд действий в рамках методики или в контексте собственного видения решения проблемной ситуации. В любом случае дизайнер делает выбор решения поставленной проблемы. Это приводит проект к определенной форме выражения. Третий уровень проектной способности дизайна заключается в собственно реализованном проекте. Проект включает в себя все формальные и функциональные качества продукта, причем его существование ограничено границами семантики и культурных кодов.
Таким образом, мы можем говорить о сложных процессах трансформации дизайна и, как следствие - трудностях определения границ феномена. Современные трансформационные процессы меняют форму и структуру всех составляющих культуры, но особенно они заметны в дизайн-практике. В процессе изменений дизайн интегрируется в другие социальные практики или присваивается ими [Чижиков 2006: 96]. Трансформация культуры в условиях становления постиндустриального мира неизбежно влечет трансформацию и традиционных художественных практик, в том числе и дизайна [Булатников 2012; 2012а]. Вместе с этими изменениями происходит изменение технологий, концептуальных решений и мировоззренческих основ моделирования среды бытия людей. Все эти изменения в культуре постиндустриального мира закономерно размывают границы между отдельными видами дизайна, создают предпосылки
для взаимопроникновения и интеграции дизайнерских практик. При этом значение творческого начала деятельности дизайнера не исчезает в пространстве современных технологий и цифровых стихий, а создают новые, уникальные возможности для творчества, рождения и воплощения новых смелых дизайнерских идей, решений, преобразования пространства для блага людей и в интересах развития человека [Чижиков 2006: 254].
Библиографический список
Бредихин А.П. Глобализация культуры и современное дизайн-образование: личность художника в диалоге традиций и инноваций // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практич. конф. Ереван: РАУ, 2019. С. 71-77.
Бредихин А.П. Современное дизайн-образование в контексте глобализации культуры: личность художника в диалоге традиций и инноваций // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2019а. № 2 (283). С. 10-15.
Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.
Булатников И.Е. Деструкция общественной морали как проблема современного социального воспитания молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2012а. Т.П. № 5. С.24-30.
Гафаров Х.С. Вызовы глобализации и пролиферация дизайна // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: сб. науч. ст. по материалам I Междунар. науч.-практич. конф. / отв. ред. О.А. Воробьева. Минск: БГУ, 2017. С. 13-24.
Климов В.П. Культурологические модели дизайна: интеграция, полиэмпиризм, полифония. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. 119 с.
Лола Г.Н. Дизайн-код: методология семиотического дискурсивного моделирования. СПб.: ИПК Береста, 2016. 264 с.
Лола Г.Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции. М.: МГУ. 1998. 264 с.
Хуа Н. Дизайн в социокультурной парадигме развития современного общества. Минск: Четыре четверти, 2012. 161 с.
Чепурова О.Б. Трансграничность в дизайне // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 9 (128). С. 58-66.
Чижиков В.В. Дизайн в культуре. М.: МГУКИ, 2006. 361 с.
Репринцев М.А. Диалектика эстетического и утилитарного в профессиональной деятельности дизайнера: от идей Баухауза - к эстетике универсального // Баухауз и художественные школы эпохи авангарда. М., 2019. С. 152-153.
Репринцев М.А. Дизайн в системе средств гуманизации отношений личности и социальной среды: молодежь между традициями культуры и реалиями глобализации // Гуманизация образовательного пространства. Саратов, СГУ, 2018. С. 243-253.
Репринцев М.А. Дизайн в системе факторов формирования общественной морали: миссия художника в условиях глобализации культуры // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сб. науч. тр. Ереван: РАУ, 2019а. С. 330-336.