Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК СПОСОБ ГАРМОНИЗАЦИИ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК СПОСОБ ГАРМОНИЗАЦИИ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Преемственность / мозаичная культура / художественнопедагогическое образование / интеграция / синергетика. / Сontinuity / mosaic culture / art and pedagogical education / integration / synergy.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева С. О.

В статье характеризуются особенности современной культуры, оказывающей влияние на стратегию художественно-педагогического образования, заключающиеся в фрагментарности знания. Обозначаются такие новые подходы к образованию, как синергетика и интеграция. Предлагается принцип преемственности как способ сохранения лучших традиций художественно-педагогического образования, их адаптации к современным условиям противоречивой социокультурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева С. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY AS A WAY TO HARMONIZE TRADITIONS AND INNOVATIONS IN ART AND PEDAGOGICAL EDUCATION

The article characterizes the features of modern culture that influence the strategy of artistic and pedagogical education, which consists in the fragmentation of knowledge. Designated such new approaches to education as synergy and integration. The principle of continuity is proposed as a way to preserve the best traditions of artistic and pedagogical education, their adaptation to the modern conditions of a contradictory socio-cultural environment.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК СПОСОБ ГАРМОНИЗАЦИИ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 378

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК СПОСОБ ГАРМОНИЗАЦИИ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2021 С. О. Алексеева

канд. пед. наук, доцент кафедры изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна e-mail: svetaleskska @ mail. ru

Липецкий государственный педагогический университет имени Семенова-Тян-Шанского

В статье характеризуются особенности современной культуры, оказывающей влияние на стратегию художественно-педагогического образования, заключающиеся в фрагментарности знания. Обозначаются такие новые подходы к образованию, как синергетика и интеграция. Предлагается принцип преемственности как способ сохранения лучших традиций художественно-педагогического образования, их адаптации к современным условиям противоречивой социокультурной среды.

Ключевые слова: преемственность, мозаичная культура, художественно-педагогическое образование, интеграция, синергетика.

CONTINUITY AS A WAY TO HARMONIZE TRADITIONS

AND INNOVATIONS IN ART AND PEDAGOGICAL EDUCATION

© 2021 S. O. Alekseeva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Department of Fine Arts, Arts and Crafts and Design

e-mail: svetaleskska @ mail. ru

Lipetsk State Pedagogical University named after Semenov-Tyan-Shansky

The article characterizes the features of modern culture that influence the strategy of artistic and pedagogical education, which consists in the fragmentation of knowledge. Designated such new approaches to education as synergy and integration. The principle of continuity is proposed as a way to preserve the best traditions of artistic and pedagogical education, their adaptation to the modern conditions of a contradictory socio-cultural environment.

Keywords: continuity, mosaic culture, art and pedagogical education, integration,

synergy.

Проблема преемственности между звеньями в системе подготовки высококвалифицированных кадров является актуальной на протяжении всего исторического развития художественно-педагогического образования. Именно от построения стройной системы подготовки, охватывающей самые ранние её стадии, бережно передающей знания, умения и навыки из звена в звено, дополняя и углубляя их в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, от личностных потребностей и на основе современного запроса общества, зависит

качество подготовки специалиста в любой сфере [Галкина 2019; 2019а; 2020; 2020а; 20206; Репринцев М.А. 2016; 2016а; 20166; 2016в; 2017; 2017а; 20176; 2017в; 2018; 2018а]. При построении эффективной системы обучения необходимо учитывать процессы, происходящие в современном обществе. Сложившаяся в настоящее время культура характеризуется целым рядом противоречий, оказывающих непосредственное влияние на современное художественно-педагогическое образование и создающих определённые трудности в реализации традиционных форм обучения, основанных на систематическом раскрытии понятий [Бредихин 2014; 2017; 2017а; 2018; Булатников 2012; 2012а; 2012б; Репринцев 2018; 2020; 2020а; Сухоруков 2016; 2016а; 2017; 2020; 2020а; 2021; 2021а; 2021 б]. В современном обществе человек формирует своё мировоззрение не столько в процессе образования, сколько на основе массовой культуры, одной из отличительных черт которой является аудиовизуализация искусства, его «омассовление», широкая доступность, при том что высокие произведения искусства и научные достижения человечества находятся в едином потоке с произведениями сомнительного качества и непроверенной информацией, выдаваемой за научную. «Самым тревожным явлением в этом глобальном обновлении является... деструкция общественной морали...» [Репринцев А.В. 2018: 42]. Каждый индивид из этого огромного потока случайных совокупностей фрагментарно выбирает основы для формирования своего знания и представления [Булатников 2012а]. В этих условиях актуальным становится формирование таких личных качеств студента, как умение «самостоятельно пополнять и обновлять знания» [Парамонов 2017: 234]. Задача обучения в этом случае сводится к задачам научить ориентироваться в этом огромном потоке обрушенной на человека информации, научить определять, что научно, что не научно, что относится к искусству, а что далеко от него [Булатников 2012б].

Е.Д. Жукова в своём исследовании указывает на избирательность освоения культуры по причине нарастающего потока создаваемой информации, которую невозможно освоить в полной мере. «В этом коренится одна из причин дифференциации знания» [Жукова 2013: 86].

Французским исследователем А. Молем был введён термин «мозаичность культуры», характеризующий происходящие в культуре процессы разделения общества на отдельные группы по интересам, между которыми больше нет общего основания, заключающегося в общем знании. В этой ситуации утрачивают свою актуальность традиционные гуманитарные формы упорядочивания понятий, «основанные на линейной логике внутри дисциплинарных причинно-следственных связей» [Жукова 2013: 87]. Происходит их замещение новыми подходами в образовании, такими как синергетика и интеграция, основывающимися на возможности восстановления логических связей между изучаемыми дисциплинами вне линейности.

Многие важные аспекты понятия преемственности раскрываются Н.Б. Смирновой в исследовании оптимизации непрерывного художественно-педагогического образования на основе преемственности. Преемственность подразумевает дидактическую переработку содержания, «предполагает не только линейное расположение учебного материала, но и концентрическое», а также учёт «взаимосвязи изучаемого предмета и ряда смежных учебных дисциплин» [Смирнова 2013: 3].

И.А. Башкатов, разрабатывая механизмы интеграции пластических дисциплин в процессе подготовки специалиста художественно-педагогического профиля, также указывает на аналогичность «синтеза пластических искусств» с «процессом интеграции в образовании» [Башкатов 2016: 176]. При этом очерчивает возможно допустимые границы слияния как видов изобразительного искусства, так и дисциплин

художественного профиля, смывание которых, по его мнению, приведёт к потере их образных выразительных средств, что приведёт к их деградации.

А.М. Савинов, проводя ретроспективный анализ системы преподавания академического рисунка, указывает на значительное ее разрушение на рубеже XX-XXI вв. Среди прочих факторов, способствующих сохранению её от полного разрушения, указывает опору на традиции, которые «выступили как заслон против отрицательных сторон массовой культуры...» [Савинов 2012: 206].

В сложившейся ситуации система художественно-педагогического образования, выстраиваемая на основе преемственности подсистем допрофессиональной, профессиональной и постпрофессиональной подготовки, должна непременно учитывать синергетический и интеграционный подходы, способствующие формированию цельного представления о мире. В свою очередь, достижение цели подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере художественно-педагогического образования будет осуществляться более естественно при учёте в допрофессиональной подготовке предшествующих звеньев обучения в общеобразовательной школе и дошкольной подготовки.

С первого десятилетия XXI в. особое внимание в образовательной политике Липецкого государственного педагогического университета уделялось концепции непрерывного образования, в рамках которой была разработана и успешно функционировала стройная структура довузовской, вузовской и послевузовской подготовки. В учебно-педагогический комплекс довузовской подготовки входили педагогические колледжи Лебедяни и Усмани, педагогический лицей №24, лицей №44, гимназия №12, а также инновационные школы города Липецка и Задонского района. Осуществлению принципа преемственности способствовало обсуждение на кафедрах рабочих программ учителей, работающих по предметам; также преподаватели университета вели в школе уроки, факультативы, спецкурсы.

По художественно-педагогическому образованию на базе Липецкого государственного педагогического университета, реорганизованного в 2016 г. в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, проводилось исследование преемственности методов обучения академическому рисунку в системе: школа - вуз. В рамках этого исследования была проведена диагностика разных этапов современной допрофессиональной подготовки, предшествующих обучению в вузе, на предмет изучения степени преемственности в подготовке по академическому рисунку.

Академический рисунок рассматривается как основа художественного познания, изучение эстетики которого способствует воспитанию нравственного отношения к окружающему в социально-культурной составляющей современного человека.

Исследование проводилось и апробировалось на базе МОУ СОШ №11 (г. Липецк) МОУ ООШ №22 (г. Липецк); МОУ СОШ №1 (с. Тербуны Липецкой области), ДХШ №1 им. В.С. Сорокина (г. Липецк), училища искусств имени Т.Н. Хренникова (г. Елец).

В общеобразовательной школе на уроках по изобразительному искусству акцент в основном делается на эмоционально-нравственной составляющей, работы детей начальных классов непосредственны и интересны. Было выявлено, что на занятиях недостаточно уделяется внимания изучению изобразительной грамотности, формируемой при рисовании с натуры и на основе натуры и лежащей в основе академического рисования. К среднему звену отсутствие изобразительной грамотности у школьников проявляется в неспособности выразить свой замысел в изобразительной форме, на фоне развития критического отношения к продуктам своей деятельности. Это обстоятельство приводит к угасанию интереса к изобразительному искусству в среднем звене. Этот пробел отчасти восполняется в художественной школе, обучение

в которой начинается с 11-12 лет, что соответствует 5 классу общеобразовательной школы. Школьники 5, 6, 7 классов, обучающиеся в ДХШ, сильно отличаются от своих одноклассников на уроках по изобразительному искусству. Вместе с тем обучение в ДХШ проходит более эффективно при наличии у ребёнка должного развития изобразительных способностей на предыдущем этапе.

Разные уровни преемственности отслеживались на первом и втором курсах высшего учебного заведения. Оптимальную модель обучения составили учащиеся, получившие допрофессиональную подготовку по основам академического рисунка в ДХШ, занятия которых в общеобразовательной школе также выстраивались на основе изучения натуры. Вторую модель обучения составили учащиеся первого курса, прошедшие обучение в ДХШ, обучение которых в общеобразовательной школе не было основано на изучении натуры. Третью модель обучения составили учащиеся первого курса, которые не получили допрофессиональную подготовку в ДХШ, но у которых занятия по изобразительному искусству в общеобразовательной школе основывались на изучении натуры. Четвёртую группу составили те студенты первого курса, в довузовской подготовке которых не был выявлен принцип преемственности.

В ходе исследования было выявлено, что современная система обучения отвергает многие достаточно эффективные методы академического обучения. Вместе с тем на всех этапах рисование с натуры не только позволяет изучить основы изобразительной грамоты, но и способствует эффективному формированию эстетического отношения к окружающему. Потеря преемственности в любом из звеньев обучения непременно приводит к понижению качества профессионального обучения.

Таким образом, выстраивание системы обучения на основе принципа преемственности даёт возможность сохранения лучших традиций художественно-педагогического образования, совмещения их и приобщения с современными условиями противоречивой культурной реалии.

Библиографический список

Башкатов И.А., Мещеряков В.Д. Синтез пластических искусств в рамках современного художественно-педагогического процесса // Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 1. Ч. 2. С. 175-178.

Бредихин А.П. Модернизация высшего художественно-педагогического образования: традиции и инновации // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 1 (29). С. 35-50.

Бредихин А.П. Проблемы инкультурации молодежи в современном социуме: личность между традициями этноса и реалиями образования // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары: ЧГПУ, 2017. С. 402-406.

Бредихин А.П. Проблемы современного художественно-педагогического образования в контексте «модернизации»: время утраченных иллюзий // Известия Воронежского гос. пед. университета. 2014а. № 1 (262). С. 52-60.

Бредихин А.П. Проблемы социализации молодежи в контексте трансформации национальной культуры и образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017а. С. 3-8.

Бредихин А.П. Профессионально-личностное развитие студентов-дизайнеров в образовательной среде вуза // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития: в 2 кн. Кн. 1 / под ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. Казань, 2018. С. 322-328.

Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.

Булатников И.Е. Педагогическое наследие Б.З. Вульфова в контексте «модернизации» современного российского образования: традиции и уроки системного подхода // Образование личности. 2012а. № 2. С. 36-47.

Булатников И.Е., Репринцев А.В. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого-педагогический поиск. 2012б. № 22. С. 19-34.

Галкина И.С. Информационные технологии в современном дизайн-образовании: развитие профессиональных компетенций студентов через взаимодействие в информационной среде // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: материалы Всерос. науч. конф. Елец: ЕГУ, 2020. С. 403-410.

Галкина И.С. Профессиональная культура современного дизайнера: факторы и механизмы формирования // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2019. № 4 (43). С. 224-232.

Галкина И.С. Профессионально-личностное развитие будущих дизайнеров в процессе взаимодействия университета с медицинскими учреждениями города // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера. Казань, 2020а. С. 92-99.

Галкина И.С. Возможности специальных дисциплин в формировании профессиональных компетенций будущих графических дизайнеров: от образовательных стандартов - к реалиям образовательной практики // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: в 2 ч. Ч. 1 / ред.: Х.С. Гафаров и др. Минск, 2020б. С. 70-77.

Галкина И.С. Психологические основы формирования общей и профессиональной культуры студентов-дизайнеров: механизмы и условия профессионально-личностного развития // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. Ереван: РАУ, 2020в. С. 181-187.

Галкина И.С. Этнокультурные основы формирования общей и профессиональной культуры будущих дизайнеров: диалектика традиций и инноваций // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования. Минск, 2019а. С. 5-11.

Гнедых Д.С., Сухоруков И.С. О связи индивидуальных стратегий понимания студентами учебных текстов с качеством их понимания // Письма в Эмиссия.Оффлайн. Электронное научное издание (педагогические и психологические науки). 2020. № 6. С. 2856.

Голубченко А.И., Сухоруков И.С. Успешность обучения у студентов, использующих электронные образовательные ресурсы // Психология - наука будущего: поиск молодых ученых. материалы региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Курск: КГУ, 2019. С. 91-94.

Жукова Е.Д. Мозаичность как культурная характеристика современного образования // Философия образования. 2013.№2(47). С. 85-90.

Парамонов А.Г. Самостоятельная работа студентов в компоненте содержания современного художественно-педагогического образования // Региональная культура как компонент содержания современного художественного образования: материалы второй региональной научно-практической конференции / Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Липецк, 2017. С. 234-236.

Репринцев А.В. Дизайнер в «обществе потребления»: служение Христу или мамоне? // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: материалы IV

Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 1 / редколлегия: Х.С. Гафаров (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2020. С. 15-26.

Репринцев А.В. Труд в системе факторов этнокультурной социализации современной молодёжи: диалектика социального и индивидуального // Ярославский педагогический вестник. 2018. №6 (105). С. 31-46.

Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Международная научно-практическая конференция. Ереван, 2020а. С. 628-648.

Репринцев М.А. Потенциал проектной деятельности в профессиональном образовании дизайнеров: компетентностный подход // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 4. С. 183-187.

Репринцев М.А. Проектная деятельность в системе профессионального образования дизайнеров: потенциалы компетентностного подхода // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: материалы 11-ой Междунар. научно-практ. конф.: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017. С. 90-95.

Репринцев М.А. Профессионально-личностное развитие будущих специалистов-дизайнеров средствами проектной деятельности // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. 2016а. С. 778-787.

Репринцев М.А. Психологические основы формирования профессионализма будущих дизайнеров средствами проектной деятельности // Страховские Чтения. 2018. №26. С. 233-241.

Репринцев М.А. Психологические ресурсы профессионально-личностной самоактуализация студентов-дизайнеров в процессе проектной деятельности // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века. Кострома: КГУ, 2016б. С.320-328.

Репринцев М.А. Развитие композиционного мышления будущих дизайнеров средствами проектной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2016в. №6. С. 181-187.

Репринцев М.А. Социально-нравственные основы проектирования городской среды: миссия и компетентность профессионала-дизайнера // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития / под ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. Казань, 2018а. С. 207-213.

Репринцев М.А. Этнокультурные основы современного дизайн-проектирования: компетентностный подход в профессиональной подготовке дизайнера // Формирование этнокультурной компетентности субъектов педагогического процесса в условиях поликультурной образовательной среды. Йошкар-Ола, 2017а. С. 56-65.

Репринцев М.А. Этнокультурные основы современного дизайн-проектирования: опыт разработки и реализации проектов историко-этнографических комплексов // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары, ЧГПУ, 2017б. С. 464-469.

Репринцев М.А. Этнокультурные традиции как основа профессиональной деятельности дизайнера: от композиционного замысла - до реализации проекта // Этнокультурное образование в современном мире / науч. ред. Е.А. Александрова. М., 2017в. С. 612-631.

Сафин Р.С., Корчагин Е.А. Непрерывное профессиональное образование: взаимосвязь с производством // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: в 2 кн. Кн. 1 / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017. С. 67-72.

Савинов А.М. Ретроспективный анализ системы преподавания академического рисунка (современные проблемы и тенденции развития) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2012. №3 (105). С. 202-207.

Смирнова Н.Б. Оптимизация непрерывного художественно-педагогического образования на основе преемственности на всех его уровнях // Концепт. 2013. № 10 (октябрь). С. 21-25.

Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2020. С. 292-299.

Сухоруков И.С. Клубный коллектив как социально-психологическая среда формирования этнокультурной идентичности подростка // Берегиня. 777. Сова. 2021. №3 (50). С. 216-230.

Сухоруков И.С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования / под ред Р.С. Сафина; И.Э. Вильданова. Казань: Школа, 2021а. С. 136-140.

Сухоруков И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? // Этнокультурное образование в современном мире: сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов, 2017. С. 710-733.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. / под ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: ЯГПУ, 2021б. С. 247-252.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016. № 2 (29). С. 92-101.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016а. Т. 2. №4. С. 53-62.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. Чебоксары: ЧГПУ, 2020а. С. 196-204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.