УДК 378
РАЗВИТИЕ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КАК ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОТОВНОСТИ К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА-ГРАФИКА
© 2021 А. В. Альбеткова
доцент, член Союза дизайнеров России e-mail: gdhgfkgu.ru
Курский государственный университет
Статья посвящена развитию оценочной компетенции на занятиях по проектированию в учебном процессе будущих специалистов-дизайнеров. Грамотно выстроенные процедуры оценивания в проектировании позволяют повысить качество подготовки обучающихся и достичь требуемых результатов освоения образовательной программы.
Ключевые слова: педагогика профессионального образования, профессиональное художественное образование, дизайн-образование, компетентностный подход, оценочная компетенция, проектирование, графический дизайн.
THE DEVELOPMENT OF ASSESSMENT COMPETENCE IN DESIGN CLASSES AS ONE OF THE MOST IMPORTANT COMPONENTS OF THE READINESS TO SOLVE PROFESSIONAL PROBLEMS OF THE FUTURE GRAPHIC DESIGNER
© 2021 A. V. Albetkova
Associate Professor, Member of the Union of Designers of Russia
e-mail: gdhgfkgu.ru
Kursk State University
The article is devoted to the development of assessment competence in design classes in the educational process of future design specialists. Competently built assessment procedures in design make it possible to improve the quality of training of students and achieve the required results of mastering the educational program.
Keywords: pedagogy of vocational education, professional art education, design education, competence-based approach, assessment competence, design, graphic design.
В условиях современной ситуации социального развития особенно важны усилия преподавателей университета в развитии у студентов субъектности, способности критически воспринимать и оценивать процессы в социокультурной реальности, в том числе и свои собственные профессиональные успехи, динамику личностного и профессионального развития. Многие философы, размышляющие о «кризисе культуры», о сложностях инкультурации современной молодежи, подчеркивают необходимость обеспечения широкого комплекса условий для развития в молодых людях способности к самооценке и саморазвитию [Булатников 2012; 2014; Сухоруков 2017; 2020]. Оценивание является важнейшей социальной проблемой. Государством создаются все условия для её успешного решения в образовании
через сеть специальных институтов, занимающихся оцениванием: Федеральный институт педагогических измерений (ФИНН), Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО), Федеральный центр тестирования (ФЦТ), которые разрабатывают процедуры ГИА, ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ и другие контрольные мероприятия. В самой логике федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования заложено формирование оценочной компетенции. Способность к объективному оцениванию - залог успеха любого специалиста, в какой бы сфере деятельности он не специализировался. Особенно это актуально для дизайнера-графика, так как профессия дизайнера напрямую связана с практической проектной деятельностью, с эволюцией предметного окружения человека [Бредихин 2014; 2016; 2017; 2018; 2020; 2020а; 2020б; 2020в; Галкина 2019; 2019а; 2020; 2020а; 2020б; 2020в; Ерохина 2020; 2020а; 2020б; 2020в].
Все образовательные программы высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата) включают, как правило, дисциплину «Проектирование». Продолжительность освоения проектирования у дизайнеров Курского государственного университета 3 года (2-4 курсы). К требуемым результатам освоения образовательной программы бакалавриата относятся общепрофессиональные и профессиональные компетенции, в которых способность к качественному проектированию любого объекта играет решающую роль в дальнейшей профессиональной деятельности студента [Приказ Минобрнауки 2016; Проект ФГОС 2019].
В современной научной практике исследованиями подготовки студентов к процессу оценивания посвящены работы И. А. Зимней, А.Б. Воронцова, Л.М. Митиной, Б.Т. Лихачева, А.Н. Леонтьева и др. Оценочная компетенция складывается:
- из оценочных знаний, состоящих из понимания сущности понятий оценки, контроля, оценивания, самоконтроля, технологий оценивания, а также сущности и содержания оценочной деятельности;
- оценочных умений, заключающихся в выборе оценочных показателей, критериев, шкал оценки, применении информационных технологий в оценивании;
- оценочного опыта - использования процедур оценивания, владения основами диагностики, управления процедурой.
Оценочная компетенция в проектировании - это компетенция, обозначающая готовность личности к применению данного вида деятельности (оценки, анализа, интерпретации) в процессе проектирования эстетических свойств промышленных изделий, а также результата этой деятельности. Под словом «design» понимается и стиль, и проект, и проектирование, и собственно «дизайн» - профессиональная деятельность, наряду с архитектурой или инженерным проектированием.
Дисциплина «Проектирование» направлена на приобретение знаний и умений, необходимых для проектирования эффективной коммуникативной среды, создания эстетически выразительной полиграфической, визуальной, мультимедийной продукции, и воспитание профессиональной проектной культуры студента. Грамотно выстроенные процедуры оценивания в проектировании позволяют повысить качество подготовки обучающихся.
Программные задания дисциплины «Проектирование» располагаются в методической последовательности, в системе «от простого - к сложному». На первом этапе выполняются простые графические серии, основанные на типовых иллюстрациях и единообразных шрифтовых блоках, отображающих основные композиционные законы и принципы. Затем задания усложняются и проектные работы выполняются с учетом постановки и решения новых проектных задач, разных направлений проектирования, создания новых конструктивных, графических, шрифтовых форм,
сложных композиционных ходов, на основе свободного владения техническими средствами и мультимедийными технологиями.
Формирование оценочной компетенции на занятиях по проектированию происходит на всех стадиях работы над конкретным заданием (дизайн-проектом): планирование, осуществление проекта, анализ проекта, корректировка результата по итогам анализа. Все четыре перечисленные стадии могут многократно повторяться. При этом роль оценочной компетенции на каждой стадии несомненна.
Современный учебный процесс в вузе направлен на формирование самостоятельности, свободной ориентации в быстро меняющемся информационном потоке, выбора наиболее оптимального решения задачи и готовности дизайнера к постоянному совершенствованию своего профессионального уровня на протяжении всей жизни. В учебном процессе именно преподавателю отводится роль наставника при формировании оценочной компетенции в работе над проектом в проектировании и через самостоятельную работу студента. Навык грамотно оценить собственную работу (проект), грамотная оценка своей деятельности приобретается часто при демонстрации и анализе работ предыдущих лет и творчества сокурсников. Если самооценка не соответствует реальным достижениям, преподаватель ее корректирует, направляет к более точной оценке способов достижения результата. «Чтобы студент был готов к оценочной деятельности, необходимо сначала сформировать у него ценностные ориентации, мотивировать на оценочную деятельность, затем обеспечить усвоение студентом алгоритма оценивания (сформировать собственно оценочную деятельность) и, наконец, сформировать опыт оценочной деятельности на основе решения типовых профессиональных задач оценивания» [Примеров 2012: 8-9].
На занятиях по проектированию преподаватель старается как можно чаще привлечь студентов к контрольно-оценочной деятельности, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке [Репринцев 2016в; 2018; 2020; 2020а; 2020б; 2020в; 2020г]. Это умение формируется с первого года обучения. В процессе освоения проектирования мы применяем следующие способы формирования оценочной компетенции: самооценка собственной работы (проекта), взаимооценивание и оценивание проекта преподавателем или группой преподавателей. На кафедре дизайна Курского госуниверситета сложилась традиция кафедральных просмотров, в ходе которых преподаватели кафедры оценивают работы студентов-дизайнеров, комментируя и указывая на достоинства и недостатки проекта.
В целом оценивание - это механизм осуществления контрольно-диагностической связи между преподавателем и студентом по поводу его успешности в учебном процессе в вузе, равно как и самостоятельного определения собственной позиции. Вопрос, как добиться результативного формирования оценочной компетенции на занятиях по проектированию, остается актуальным.
В своей педагогической деятельности мы основываемся на наиболее распространенных методологических подходах в оценивании. Системный подход дает возможность формировать оценочную компетенцию комплексно, систематически планировать свою профессиональную деятельность, выбирать методы, способы познания и управления системными явлениями. Деятельностный подход -формирование оценочной деятельности в контексте будущей профессиональной направленности интересов студентов. Компетентностный подход нацелен на оценивание результатов обучения [Каукина 2015].
Одним из заданий по дисциплине «Проектирование» является осуществление работы над дизайн-проектом, которая, как правило, ложится в основу выпускной
квалификационной работы студента [Репринцев 2016; 2017; 2018; 2020; 2020а; 20206; 2020в; 2020г и др.]. Рассмотрим пример из практической деятельности студентов-выпускников.
На первом этапе работы над проектом «Разработка фирменного стиля и серии информационно-навигационных пиктограмм для Курского областного онкологического центра» Е. Гаврильченко (2015 г.) собрала всю возможную информацию по теме проекта. Сбор информации сопровождался её анализом и интерпретацией. Е. Гаврильченко проанализировала существующие рекламно-графические комплексы медицинских учреждений сначала самостоятельно, потом апробировала свои размышления на студенческой аудитории. Цель проекта заключалась в создании фирменного стиля для медицинского учреждения, имеющего узконаправленную специфику деятельности. Идея, к которой в результате пришла студентка, - доверие через оптимизм и надежду. Первый этап оценивания связан с оценкой того результата, который был достигнут студентом. При этом большую роль сыграла сформированность мотивационной (эвристической) составляющей готовности к оценочной деятельности, которая повлияла на достижение положительного результата.
На следующем этапе студент, как правило, ищет собственные смыслы, идеи и собственное уникальное содержание дизайн-проекта. Этот поиск сопровождается сложным выбором и оцениванием собственных исканий. Далее студент определяется с проектными технологиями. На этой основе студентом как создателем творческого проекта осуществляется самостоятельный выбор личностного авторского метода, здесь же актуализируется эмоционально-личностное отношение к процессу и результату творческой деятельности. В результате рекламно-графический комплекс получился эмоционально комфортным, открытым и оптимистичным. Логотип - образ, состоящий из шрифтового блока и знака, - представлен лаконично и убедительно. В знаке были использованы три ритмически организованные формы. Колористическое решение знака находится в тренде современной индустрии логотипостроения. Дипломница использовала серый, желто-охристый цвет и зеленый, что ассоциативно говорило о надежде, профессионализме и инновациях. В целом получилось очень деликатное колористическое решение.
Типографика в окончательном варианте проекта уверенная. Основной шрифт ассоциировался с женским началом. Дипломницей подобрана хорошая шрифтовая пара: шрифт с засечками - антиква и шрифт без засечек - гротеск. В состав работы Е. Гаврильченко входил постер к промоакции по борьбе с раком молочной железы. Постер для акции - это яркий, эмоциональный образ, отражающий суть конкретного мероприятия. Главным в плакате являлось использование международного символа борьбы с онкологией - розовой ленты, привлекающей внимание и легко узнаваемой. Из розовой ленты собирается букет, символизирующий продолжение жизни и прочие радости. Дипломница в визуальном решении постера использовала авторскую фотографию.
На последнем этапе работы над дизайн-проектом результативность оценочной компетенции представляется очень важной, так как речь идет о степени профессионализма студента, об уровне его профессиональной культуры. В результате точное попадание выбранного графического языка раскрыло тему проекта образно и стилистически грамотно.
Таким образом, последовательное развитие оценочной компетенции на занятиях по проектированию способствовало грамотному решению профессиональных задач в выпускной квалификационной работе дизайнера-графика.
Библиографический список
Ажгихин С.Г. Активные методы обучения проектированию в графическом дизайне // Преподаватель XXI век. М., 2010. № 4-1. С. 96-105.
Бахлова Н.А. Формирование профессиональных компетенций будущих дизайнеров на основе междисциплинарного диагностического комплекса (в образовательном процессе вуза): дис. ... канд. пед. наук. Орел: ОГУ, 2018. 244 с.
Бредихин А.П. «Модернизация» образования в контексте гуманистических традиций и опыта русской национальной культуры // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. М.: Школа, 2016. С. 410-421.
Бредихин А.П. Дипломный проект как форма проверки качества профессиональной подготовки дизайнеров: будущий специалист между университетом и бизнесом // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера. Казань, 2020. С. 84-89.
Бредихин А.П. Менталитет общества и идеалы образования в системе факторов возрождения русской национальной культуры // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века. Кострома: КГУ, 2016а. С. 87-97.
Бредихин А.П. Модернизация высшего художественно-педагогического образования: традиции и инновации // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 1 (29). С. 35-50.
Бредихин А.П. Проблемы и опыт организации взаимодействия преподавателя со студентами-дизайнерами в электронной информационно-образовательной среде // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: в 2 ч. Ч. 1 / ред.: Х.С. Гафаров (гл. ред.) [и др.]. Минск: БГУ, 2020а. С. 39-47.
Бредихин А.П. Проблемы инкультурации молодежи в современном социуме: личность между традициями этноса и реалиями образования // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары: ЧГПУ, 2017. С. 402-406.
Бредихин А.П. Проблемы современного художественно-педагогического образования в контексте «модернизации»: время утраченных иллюзий // Известия Воронежского гос. пед. университета. 2014а. № 1 (262). С. 52-60.
Бредихин А.П. Проблемы социализации молодежи в контексте трансформации национальной культуры и образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017а. С. 3-8.
Бредихин А.П. Профессионально-личностное развитие студентов-дизайнеров в образовательной среде вуза // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития: в 2 кн. Кн. 1 / под ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. Казань, 2018. С. 322-328.
Бредихин А.П. Средовой подход в системе факторов формирования ценностного отношения студенческой молодежи к национальной истории и культуре // Психология и педагогика социального воспитания / под ред. А.Г. Кирпичника, А.Г. Самохваловой. Кострома: КГУ, 2020б. С. 40-46.
Бредихин А.П. Формирование ценностного отношения будущих художников к традициям и ценностям национальной культуры и искусства: психологические механизмы инкультурации личности // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. Ереван: РАУ, 2020в. С. 120-127.
Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.
Булатников И.Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова. 2012а. № 1. С. 146-152.
Булатников И.Е. Деструкция общественной морали как проблема современного социального воспитания молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2012б. Т. II. №5. С. 24-30.
Булатников И.Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К.Д. Ушинского // Известия РАО. 2014. №3. С. 14-34.
Галкина И.С. Информационные технологии в современном дизайн-образовании: развитие профессиональных компетенций студентов через взаимодействие в информационной среде // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: материалы Всерос. науч. конф. Елец: ЕГУ, 2020. С. 403-410.
Галкина И.С. Профессиональная культура современного дизайнера: факторы и механизмы формирования // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2019. № 4 (43). С. 224-232.
Галкина И.С. Профессионально-личностное развитие будущих дизайнеров в процессе взаимодействия университета с медицинскими учреждениями города // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера. Казань, 2020а. С. 92-99.
Галкина И.С. Возможности специальных дисциплин в формировании профессиональных компетенций будущих графических дизайнеров: от образовательных стандартов - к реалиям образовательной практики // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: в 2 ч. Ч. 1 / ред.: Х.С. Гафаров и др. Минск, 2020б. С. 70-77.
Галкина И.С. Психологические основы формирования общей и профессиональной культуры студентов-дизайнеров: механизмы и условия профессионально-личностного развития // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. Ереван: РАУ, 2020в. С. 181-187.
Галкина И.С. Этнокультурные основы формирования общей и профессиональной культуры будущих дизайнеров: диалектика традиций и инноваций // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования. Минск, 2019а. С. 5-11.
Ермолаева М.Б. Формирование профессиональных компетенций на занятиях проектирование // Новая наука: Проблемы и перспективы. Уфа, 2015. № 6-1. С. 17-20.
Ерохина Е.В. Музейная практика в системе средств развития интересов будущих дизайнеров к монументальному искусству // Актуальные проблемы монументального искусства: сб. науч. тр. / Кафедра монументального искусства Института дизайна и искусств СПбГУПТД. СПб., 2020. С. 163-166.
Ерохина Е.В. Музейная практика в системе факторов формирования этнокультурных компетенций будущих дизайнеров // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: в 2 ч. Ч. 2 / ред.: Х.С. Гафаров (гл. ред.) [и др.]. Минск: БГУ, 2020а. С. 84-93.
Ерохина Е.В. Профессионально-личностное развитие будущих дизайнеров одежды в процессе взаимодействия университета и предприятий бизнеса // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера. Казань, 2020б. С. 99-107.
Ерохина Е.В. Цифровые технологии в системе средств формирования этнокультурных компетенций будущих дизайнеров в образовательном процессе университета // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ, 2020в. С. 423-430.
Каукина О.В. Методологический аспект формирования проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки // Вестник волжского университета им. В.Н. Татищева. № 4 (19). 2015. С. 92-101.
Ковешников П.А. Формирование художественно-проектной компетенции будущих бакалавров дизайна: дис. ... канд. пед. наук. Орёл, 2016. 203 с.
Приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 N 1004 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата)».
Примеров Д.А. Формирование оценочной компетенции студентов педагогических вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2012. 27 с.
Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн и Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -магистратура по направлению подготовки 54.04.01 Дизайн // Федеральный портал проектов нормативно-правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru (дата обращения: 6.03.2021).
Репринцев М.А. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущих дизайнеров: возможности проектной деятельности // Научный результат. Серия Педагогика и психология. 2016. №4. С. 40-48.
Репринцев М.А. Потенциал проектной деятельности в профессиональном образовании дизайнеров: компетентностный подход // Вестник Костромского государственного университета. 2016а. Т. 22. № 4. С. 183-187.
Репринцев М.А. Проектная деятельность в системе профессионального образования дизайнеров: потенциалы компетентностного подхода // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017. С. 90-95.
Репринцев М.А. Проектная деятельность как форма взаимодействия субъектов дизайн-образования и бизнеса: диалектика личностного и профессионального // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера. Казань, 2020. С. 286-292.
Репринцев М.А. Профессионально-личностное развитие будущих специалистов-дизайнеров средствами проектной деятельности // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. 2016б. С. 778-787.
Репринцев М.А. Психологические основы коллективной проектной деятельности будущих дизайнеров: от замысла - до воплощения проекта // Психология и педагогика социального воспитания / под ред. А.Г. Кирпичника, А.Г. Самохваловой. Кострома, 2020а. С. 427-432.
Репринцев М.А. Психологические основы реализации творческого потенциала личности дизайнера в проектной деятельности: диалектика композиционного мышления и деятельности // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. Ереван: РАУ, 2020б. С. 648-656.
Репринцев М.А. Психологические основы развития композиционного мышления дизайнера // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: в 2 ч. Ч. 1 / редколлегия: Х.С. Гафаров (гл. ред.) [и др.]. Минск: БГУ, 2020в. С. 128-136.
Репринцев М.А. Психологические основы формирования профессионализма будущих дизайнеров средствами проектной деятельности // Страховские Чтения. 2018. № 26. С. 233-241.
Репринцев М.А. Психологические ресурсы профессионально-личностной самоактуализация студентов-дизайнеров в процессе проектной деятельности // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века. Кострома: КГУ, 2016в. С. 320-328.
Репринцев М.А. Развитие композиционного мышления будущих дизайнеров средствами проектной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2016г. №6. С. 181-187.
Репринцев М.А. Цифровой проект в современном дизайн-образовании: развивающие возможности и условия реализации // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ, 2020г. С. 273-279.
Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ, 2020. С. 292-299.
Сухоруков И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? // Этнокультурное образование в современном мире. сб. науч. ст. по материалам Всероссийской очно-заочной научно-методической конференции / науч. ред. Е.А. Александрова. М.: Перо, 2017. С. 710-733.
Хеллер Стивен, Виен Вероника. Идеи, которые меняли графический дизайн. М.: Эксмо, 2019. 216 с.